Способ изготовления образца для определения прочности сцепления покрытия с подложкой

 

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБРАЗЦА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЧНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ ПОКРЫТИЯ С ПОДЛОЖКОЙ , заключающийся в том, что подлонску подвергают термообработке для снятия внутренних напряжений и нанос5ТГ на поверхность подложки по фытие, отличающийся тем, что, с целью повышения точности при опредвл&НИИ прочности сцепления, подложку с нанесенньтм покрытием повторно подвергают термообработке, измеряют температурные коэффициенты линейного расширения подложки без покрытия и подложки с покрытием в момент полного выравнивания температуры нагрева по всему объ&му подложки в области упругих деформа- , дий и определяют разность этих коэффициентов , которую учитывают при определении прочности сцепления. (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) 3(59 G 01Й 19/04, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

" t . 0 ö q

11 А Так Щ1

%ХИКЦЩ д -."

53uJgo TaИ (21) 3443Д15/25-28 (22) 21. 05. 82 (46) 30,09,83, Бюл. М 36 (72) П. К. Янышев и В. Г, Мочалов (7 1) Московский авиационный технологический институт им. К,Э, Циолковокого (53) 620. 179. 4 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

No 353180, кл. G 018 19/04, 1971.

2. Ямпольский А М., Ильин В. А.

Краткий справочник гальванотехники, М., "Машиностроение", 19 62, с. 7275 (прототип). (54)(57) СПОСОБ ИЗГОтоВЛЕНИЯ

ОБРАЗЦА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЧНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ ПОКРЫТИЯ С ПОДЛОЖКОЙ, заключающийся в том, что подложку подвергают термообработке для снятия внутренних напряжений и наносят на поверхность подложки покрытие, отличающийся тем, что, с целью повышения точности при определе! нии прочности сцепления, подложку с нанесенным покрытием повторно подвергают термообработке, измеряют температурные коэффициенты линейного расширения подложки без покрытия и подложки с покрытием в момент полного выравнивания температуры нагрева по всему обье. му подложки в области упругих деформаций и определяют разность этих коэффициентов, которую учитывают при опредеС2 ленин прочности сцепления.

1045090 2

Изобретение относигся к испытатель ной технике, а именно к способам изготовления образцов для определения прочности сцепления покрытий с подложкой, Известен способ изготовления образца для определения прочности сцепления покрытия с подложкой> заключающийся в том, что на подложку наносят покрытие и доводят его до отверждения 1 j, Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ изготовления образца для определения прочности сцепления покрытия с подложкой, зак>почаюшийся в том, что подложку подвергают термообработке для снятия внугренч-»,.-.;.:..и;:.я>кений и наносят на поверхность ,,:.>..;äñ;;к . покрытие (21 .

Ai щjia! 7 ецостатком pêÿçéííûõ спосо"" бов является низкая точность определе>шп прап ости сцепления покрытия с подло::<кой прн испытании за счет возникновения неоднородных внутренних напряжений в плоскости соединения покрытия с подло>ккой при нанесении покрытия на подложку, Бель изобретения - повышение точнос. ти при определении прочности сцепления.

Поставлечная цель достигается тем, что согласно способу изготовления образца для определения прочности сцепления гокрытия с подложкой, заключающемуся в том, что подложку подвергают термообработке для снятия внутренних напри>келий и наносят на поверхность под ю>ккк покрытие, подложку с нанесен .:;:;.. м покрытием повторно подвергают термообработке, измеряют температурные козффцциентьi линейного расшире подложки без покрытия и подложки с покрытием в момент полного выравнивания температуры нагрева по всему объему в области упругих деформаций и опреде ляют разность этих коэффициентов, котс рую учитывают при определении прочноо ги сцепления, Сущность предлгагаемого способа заключается в следующем.

Материал подложки подвергают термообработке для снятия внутренних напряжений, Температуру нагрева определяют по розонанс>ым частотам вынужденных колебаний материала подло>кки в упругой обла гги, Для этого берут несколько подло::г нх резонансную частоту затем тер-

Р мсобрабатывают их при одинаковых режимах, оставляя без изменения время выдер>кки„ скорость нагрева и охлаждения

5 где hd. - разность температурных коэффициептов линейного расширения подложки с покрытием;

t5

35 а изменяя только температуру нагрева.

Повторно измеряют частоты и определяют приращение частоты каждой подлож ки, Затем стронг зависимость приращения частоты от температуры нагрева. Максимальное приращение частоты при ми,нимальной температуре нагрева харак- . теризует искомую температуру термообработки материала подложек. Матерйал подложек, стабилизированный по этим режимам термообработки, характеризуется равномерной структурой по всему объему подложек. После определения температуры термообработки подложку, на которую будут наносить покрытие, нагревают,цо этой температуры стабилизации. Выдерживают подложку при такой температуре до полного выравнивания ее по всему объему подложки и измеряют температурный коэффициент линейного расширения материала подложки.

После снятия внутренних напряжений в материале подложки на ее поверхность наносят одним из известных способов покрытие и подло>кку с,(покрытием повторно подвергают термообработке для снятия внутренних напряжений в соединении подложка-покрытие, обусловленных нали чием дефектов в покрьггии. Образец нагревают до той же температуры стабилизации и после выравнивания температуры по всему объему образца опять измеряют температур>ый коэффициент линейного расширения материала подложки с покры« тием, Определяют разность температурных коэффициентов линейного расширения подло>кки. без покрытия и подложки с пок,рытием, которая в виде паспорта прикладывается к образцу.

При определении прочности сцепления покрытия с подло>ккой, образец нагревают до температуры, вызывающей нарушение сцепления покрытия с подложкой, фиксируют эту температуру нагрева, а прочность сцепления покрытия с подложкой определяют по формуле

gT — приращение температуры нагрева подложки с покрытием при испытании;

L= — среднее значение модуля упругос ти подложки с покрытием.

Предлагаемый способ позволяет повысить точность определения прочности

3 1045090 а сцепления покрытия с подложкой эа счет термообработки подложки после нанесе снугия внутренних напряжений в матери - ния на нее испытуемого покрытия при лах подложки и покрытия путем повторной изготовлении образца.

Заказ 7541/44 Тираж 873

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП Патент, r, Ужгород. ул Проектная, 4

Составитель В, Свиридов

Редактор А. Власенко Техред A. Ач Корректор В, Гирняк

Способ изготовления образца для определения прочности сцепления покрытия с подложкой Способ изготовления образца для определения прочности сцепления покрытия с подложкой Способ изготовления образца для определения прочности сцепления покрытия с подложкой 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству и способу для измерения сопротивления отслаиванию в бумажном соединении, сцепление в котором обеспечивается посредством адгезии

Изобретение относится к акустическим методам контроля прочности свойств материалов, в том числе инструментальных материалов с износостойким покрытием

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано в биологии и медицине

Изобретение относится к механическим испытаниям материалов и может быть использовано для оценки свойств инструментальных материалов

Изобретение относится к области определения адгезионной прочности покрытий, нанесенных фрикционно-механическим способом, и может быть использовано при исследовании антифрикционных покрытий нанесенных на чугунные поверхности пар трения, работающих в условия граничной смазки

Изобретение относится к области исследования прочностных свойств материалов, в частности к исследованиям поврежденности образцов в процессе распространения в них ударных волн

Изобретение относится к неразрушающим акустическим методам исследования физико-механических свойств изделий
Изобретение относится к испытательной технике, предназначено для определения адгезионной прочности гальванических покрытий с металлической основой и может быть использовано в машиностроении, приборостроении преимущественно для деталей из алюминиевых сплавов
Наверх