Устройство для контроля момента трения

 

УСТЮЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ МОМЕНТА ТРЕНИЯ, содержащее корпус с установпенным в нем валом, держатель с закрепленным на нем одним концом упругим элементом, шкалу и стрелку, отличающееся тем, что, с целью повышения точности устройства, второй конец упругого элемента закреплен на валу, шкала - на держателе , а стрелка - на валу. (Л с

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

3(51) 6 01 С 25/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3449856/40-23 (22) 19,04.82 (46) 23.10.83. Бюл. и 39 (72) В. П. Чиняев, Д. В. Валеев и В. В. Шелепнев (53) 623.488 (088.8) (56) 1. Идлин М. М. и Сафонов Н. Д.

Основы сборки, регулировки и контроля электрогироскопических приборов. М., "Маишностроение", 1968, с. 310; . 2. Хольм P. Электрические контакты. М., "Иностранная литература", 1961, с. 237 (прототип).

„„SU„„1049738 А (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ

МОМЕНТА ТРЕНИЯ, содержащее корпус с установленным в нем валом, держатель с закрепленным на нем одним концом упругим элементом, шкалу и стрелку, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения точности устройства, второй конец упругого элемента закреплен на валу, шкала — на держателе, а стрелка — на валу.

38 2

3 10497

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может найти применение при контроле момента трения на осях прецессии различных гироскопов.

Преимущественно изобретение предназначено для контроля момента трения на осях прецессии двух-и трехстепенных гироскопов. Кроме того, оно может быть использовано для контроля моментов трения на осях подвесов гироплатформ и гиростабилизаторов 10

Известно устройство для контроля момента трения, включающее держатель и граммометр (11, Недостатком устройства является необходимость прикладывать усилие граммометра непосредственно к рамке гироскопа. !5

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к изобретению является устройство для определения момента трения, включающее корпус с установленным в нем валом, держатель с упругим элементом, шкалу и стрелку.

В известном устройстве вал, который является ведущим, идентичен оси рамки гироскопа.

При приложении вращающего момента к ведущему валу он через трение увлекает держатель вместе с упругим элементом и стрелкой, по углу отклонения которой определяют величину компенсирующего момента, развиваемого упругим элементом. В момент, когда отклонечие стрелки по шкале, установленной на корпусе устройства, прекратится, компенсирующий момент уравновесит момент трения навалу (2).

Недостатком этого устройства является то, что оно не позволяет определить фактическую величину момента трения на оси прецессии гироскопа, возникающего при его работе, ввиду

35 того, что компенсирующий момент прикладывается к рамке гироскопа, а ему противодействует гироскопический момент, удерживающий рамку в исходном положении, что снижает

40 точность работы устройства.

Белью изобретения является повышение точности устройства.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве для контроля момента трения, содер.

45 жащем корпус C установленным в нем валом, держатель с закрепленным на нем одним кон цом упругим элементом, шкалу и стрелку, второй конец упругого элемента закреплен на валу, шкала — на держателе, а стрелка — на

50 валу, На чертеже изображено устройство для контроля момента трения.

Устройство содержит корпус 1, держатель 2, вал 3, упругий элемент 4, шкалу 5Ä 6.

Работа устройства для контроля момента 55 трения заключается в следующем, I

Устанавливают гироскоп в держатель 2, под" вешенный через упругий элемент 4 к валу 3 таким образом, чтобы контролируемая ось прецессии 7 гироскопа располагалась вдоль оси вала 3, который установлен вертикально в корпусе 1. Вращают ротор 8 гироскопа и одновременно начинают плавно вращать вал 3, следя за отклонением стрелки 6, закрепленной на валу 3, по шкале 5, закрепленной на держателе 2. Вращающий момент от вала 3 через упругий элемент 4 передается держателю 2 с установленным в нем контролируемым гироскопом, стремясь повернуть его вместе с гироскопом вслед за валом 3. Однако вследствне основного своиства гироскопа сохранять неизменным свое положение в пространстве рамка 9 гироскопа вместе с вращающимся ротором 8 остается неподвижной в исходном положении. Ввиду наличия трения в опорах 10 рамки 9, корпус 11 гироскопа вместе с держателем 2 также удерживается в исходном положении, противодействуя вращающему моменту, передаваемому от вала 3, вследствие чего упругий элемент 4 начинает закручиваться вместе с валом 3 и стрелкой 6, Момент, развиваемый упругим элементом 4, прямо пропорционален углу его закручивания..При достижении угла закручивания упругого элемента 4 величины, при которой его момент сравнивается с моментом трения в опорах 10 рамки 9, корпус 11 гироскопа вместе с держателем 2 и шкалой 5 начинает поворачиваться вокруг оси рамки 9, т. е. вокруг оси прецессии гироскопа, со скоростью вращения вала 3 со стрелкой 6, которая показывает по шкале 5 установившееся значение углас1уст., В этом состоянии момент трения М на оси прецессии 7 гироскопа окатр зывается уравновешенным компенсирующим моментом М, развиваемым упругим элементом 4, Производят отсчет показания стрелки 6 по шкале 5, которая проградуирована в единицах момента в зависимости от угла закручивания d упругого элемента 4.

Предлагаемое .устройство для контроля момента трения позволяет производить контроль момента трения как по оси внешней, так и по оси внутренней рамок карданова подвеса гироскопа, В первбм случае гироскоп устанавливают в держатель устройства контроля осью рамки 9, которая является внешней, вдоль оси вращения вала 3, во втором случае — осью рамки 12, которая является внутренней, вдоль оси вращения вала 3, и, соответственно, в первом случае гироскоп вращают вокрут оси рамки 9, во втором случае - вокруг оси рамки 12. При этом в первом случае обе рамки 9 и 12 гироскопа сохраняют неизменным свое первоначальное положение, а корпус 11 гироскопа вращается вокруг оси рамки 9, во втором случае сохраняет свое первоначальное положение только рамка 12, Составитель Л. Прошина

Техред Т.Фанта

Корректор А. Повх

Редактор А, Шандор

Заказ 8401/38 Тираж 602 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4 / 5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 1049738 4 а корпус 11 гироскопа вместе с рамкой 9 вра- на оси прецессии гироскопа за счет обеспечения щаются вокруг оси рамки 12. Для исключения возможности измерения момента трения в опопогрешности при замере момента трения отсое- рах карданова подвеса гироскопа с вращающим-диняют от гироскопа токоподводящие провода ся ротором, т. е. фактического значения моменпосле раскручивания ротора 8 н вращение гиро-. 5 .та трения на оси прецессии гироскопа, возникаскопа вокруг оси прецессии производят на вы-: ющего при его работе: обеспечивается возмож. беге ротора 8. ность контроля момента трения на оси прецесИспользование данного изобретения позволя- сии окончательно собранного закрытого гироет повысить точность контроля момента трения скопа, в том числе и при его эксплуатации.

Устройство для контроля момента трения Устройство для контроля момента трения Устройство для контроля момента трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к точному приборостроению

Изобретение относится к гироскопическим приборам, а именно к способам контроля дрейфера гироприборов (одноосного гиростабилизатора - ОГС) на подвижном основании
Изобретение относится к системам управления и ориентации космического аппарата (КА), в частности к бесплатформенным гироориентаторам

Изобретение относится к геодезическому приборостроению и может быть использовано для определения и исправления угла i у нивелиров всех типов

Изобретение относится к области точного приборостроения, а именно к технологии изготовления рельефных рисунков различного функционального назначения, например, при изготовлении чувствительных элементов электростатических гироскопов (ЧЭ ЭСГ)
Наверх