Фрикционная муфта

 

1. ФРИКЦИОННАЯ МУФТА, содержащая ведущую и ведомую полумуфты , сжатые поршнем и связанные с . соответствующими полумуфтами ведущие и ведомые фрикционные диски, бустерную полость, образованную поршнем и корпусом ведущей полумуфты, соединенную каналами со сливом и источником давления гидросистемы, клапан с основным и дополнительным золотниками подпружиненными относительно его корпуса, установленного на периферии корпуса ведущей полумуфты, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и плавности за счет исключения самопроизвольных проскальзываний дисков при увеличении нагрузки , она снабжена двуплечим рычагом, и подпружиненным упором, жестко установленным на периферии ведущего фрикционного диска, при этом (О на корпусе клапана с возможностью (Л взаимодействия одним плечом с основным золотником, а другим - с упос: ром установлен двуплечий рычаг, а бустерная полость соединена с гидросистемой через основной и дополнительный золотники.

СОЮЗ С08ЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

А (19) (l l) заи F 16 О 25/063

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3322320/25-27

,25) 3351603/25-27 (22) 23.07 .81 (46) 30,10.83. Бюл. и 40 (72) А .Н.Нарбут, В.Ф.Шапко, A.È.Àðõèïoâ и В.Е.Шевалье (71) Павлодарский индустриальный институт и Московский ордена Трудового Красного Знамени автомобильнодорожный институт (53) 621-825.54(088,8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

11 567871, кл. F 16 D 25/063, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР и 767428, кл. F 16 D 25/063, 1978 (прототип). (54)(57) 1. ФРИКЦИОННАЯ МУФТА, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, сжатые поршнем и связанные с соответствующими полумуфтами ведущие и ведомые фрикционные диски, бустерную полость, образованную порш)4 нем и корпусом ведущей полумуфты, соединенную каналами со сливом и источником давления гидросистемы, клапан с основным и дополнительным золотниками подпружиненными относительно его корпуса, установленного на периферии корпуса ведущей полумуфты, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и плавности за счет исключе-. ния самопроизвольных проскальзываний дисков при увеличении нагрузки, она снабжена двуплечим рычагом, и подпружиненным упором, жестко установленным на периферии ведущего фрикционного диска, при этом на корпусе клапана с воэможностью взаимодействия одним плечом с основным золотником, а другим — с упором установлен двуплечий рычаг, а бустерная полость соединена с гидросистемой через основной н дополнительный золотники, 3.Муфта поп,1,отлича ю щ а я с я тем, что бустерная полость соединена с источником давления гидросистемы.

105! $!j 1

2. Муфта по и. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что бустерная полость соединена со сливом гидросистемы»

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Известна фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты... взаимодействующие через Фрикционные диски, сжимаемые поршнем, и дроссельный клапан для ограничения динамических нагрузок при ее включении, с подпружиненным золотником, взаимодействующим с поворотным диском 1).

Недостатком известной фрикционной муфты является то, что при использовании широко распространенных режимов торможения двигателем, когда мощность передается от выходного вала муфты, соединенного с потребителем энергии к входному, соединенному с p,Ejèãàòåëåì, возможное хотя бы кратковременное проскальзывание дисков фрикционной муфты приводит к открытию сливного канала дроссельного клапана, что вызывает самопроизвольное отключение фрикционной муфты.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту к пре, пагаемой является фрикционная муф -э, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, сжатые поршнями и связанные с соответствующими полумуфтами ведущие и ведомые фрикционные диски, бустерные полости, образованные поршнем и корпусом ведущей полумуфты, соединенные каналами со сливом и источником давления, клапан с основным и дополнительным золотниками, подпружиненными относительно его корпуса, установленного на периФ=рии корпуса ведущей полумуфты !2! .

Недостатками такого устройства является жесткость включения, сопрово;;<даемая значительными динамическими нагрузками, и возможность самопро.изиолj>íoão отклю ения муфты при уве!

j iijà,-jèj; нагрузки, Цель изобретения - повышение надежности и плавности за счет исключения самопроизвольных проскальзываний дисков при увеличении нагрузки.

Поставленная цель достигается тем, что фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, сжатые поршнем и связанные с соответствующими полумуфтами ведущие и ведомые фрикционные диски, бустерную полость,„ образованную поршнем и корпусом ведущей полумуфты, соединенную каналами со сливом и источни15 ком давления гидросистемы, клапан с основным и дополнительным золотниками подпружиненными относительно его корпуса, установленного на периферии корпуса ведущей полумуфты., 20 снабжена двуплечим рычагом с подпружиненным упором, жестко установленным на периферии ведущего фрикционного диска, при этом на корпусе клапана с возмо:жностью взаимодействия одним

25 плечом = основным золотником, а другим - с упором установлен двуплечий рычаг, а бустерная полость соединена с гидросистемой через основной и дополнительный золотники.

Бустерная полость соединена со сливом гидросистемы, К роме того, бустерная полость соединена с источником давления гидросистемы.

На фиг. 1 показана фрикционная муфта при установке клапана на линии слива, общий вид;на фиг. 2 вид по стрелке А (разрез по клапанам в положении перед включением

40 фрикциснной муфты, положе. ие 1); на фиг. 3 - то же,в положении слива жидкости через дроссельный и блокировочный клапан (положение 1!}; на фиг, 4 — то же, в положении„ при

45 котором блокировочный клапан перекрывает слив из бустерной полости

051343

50

3 1 фрикционной муфты (положение Я); на фиг. - муфта при установке клапана на линии подвода (вариант), общий вид; на фиг. 6 - вид по стрелке А (разрез по клапанам в положении перед включением фрикционной муфты, положение T); на фиг. 7 то же, в положении перекрытия подвода жидкости от напорной магистрали через дроссельный и блокировочный клапаны (положение il); на фиг. 8 - то же, в положении, при ко" тором бустерная полость соединена с напорной магистралью через блоки ровочный клапаН (положение Л).

Ведущие диски 3 при помощи шлиц соединены с корпусом 1 ведущей полумуфты фрикционной муфты, закрепленном на валу 2. Между ведущими дисками расположены ведомые диски 4, соединенные с помощью шлиц со ступицей

5 ведомой полумуфты. Один из ведущих дисков подпружинен пружиной б и имеет шлицы уменьшенной длины для обеспечения возможности его поворота на некоторый угол. K этому диску прикреплен упор 7 ° В корпусе 8 клапана расположены золотник 9 дроссель ный, основной, и золотник 10 блокировочный, дополнительный.

Золотники снабгнены пружинами 11 и 12 для их установки в исходное положение. Пружины 11 и 12 упираются противоположными концами в упоры

13 и 14, прикрепленные в корпусе 8.

На корпусе 8 закреплена ось 15, на которой установлен дауплечий рычаг 16, одно плечо которого входит в проточку золотника 9, а второе рас положено вблизи упора 7. 3 корпусе

8 выполнены каналы 17 и 18 и паз 19.

По каналам 17 клапаны соединены между собой, а канал 18 соединен с бустерной полостью 20 фрикционной муфты через канал 2! гидросистемы. Бустерная полость образована между поршнем и корпусом 1 ведущей полумуфты.

Для подвода жидкости к фрикционной муфте от напорной магистрали на валу 2 и корпусе 1 муфты выполнены подводящие источники давления, каналы 22 и 23. Корпус 8 закреплен на периферии корпуса 1 фрикционной муфтой с помощью винтов 24 и.25.

Таким образом, согласно основному варианту канал 23 (фиг. 1) непосредственно соедине-< с бустерной

40 полостью 20 и далее через золотник

10 со сливом. Во втором варианте бустерная полость соединена с источником давления гидросистемы через канал 23 и каналы 17 и 18 клапана (фиг. 5) .

Фрикционная муфта с блокировочным клапаном работает следующим образом.

3 выключенном состоянии фрикционной муфты поворотный ведущ<ий диск

3 и золотники 9 и 10 под действием пружин 6, 11 и 12 занимают положение

I (фиг. 1), при котором дроссельный золотник закрыт, а блокировочный золотник открыт.

Для включения фрикционной муфты канал 22 соединяется с напорной магистраль@,жидкость под давлением поступает в бустерную полость 20 по каналу 23, чем обеспечивается заполнение объема бустерной полости, перемещение поршня и некоторое предварительное сжатие ведущих 3 и ведомых 4 дисков фрикционной муфты.

Если производится переключение передач на ходу, то предварительно выключается ранее включенная передача. При переключении с быстроходной передачи на тихоходную ведомые диски 4 вращаются быстрее ведущих

3 ° В результате соприкосновения дисков, имеющих разную частоту вращения, возникает момент трения между дисками, под действием которого ведущий диск 3 с упором 7, преодолевая сопротивление пружины 6 и 11, перемещается на угол, определяемый зазорами между шлицами ведущего диска и выступами корпуса фрикционной муфты.

Перемещение ведущего диска через упор 7 и дауплечий рычаг 16 переда.ется дроссельному золотнику 9, который перемещаясь, открывает слив из полости 20 фрикционной муфты через каналы 18, 17 и паэ 19 (фиг. 3, положение I!) Дросселирование жидкости препят ствует дальнейшему росту давления в бустерной полости 20 фрикционной муфты ° Частота вращения ведущих дисков под действием момента двигателя быстро возрастает. При этом работа буксования фрикционной муфты и динамические нагрузки ничтожно малы, так как соответствуют малому давлению в бустерной полости, 1051343

Как только частота вращения ведущих дисков хотя бы незначительно превысит частоту вращения дисков, направление действия момента трения между ведущими и ведомыми дисками 5 изменится на противоположное. Ведущий диск 3 под действием момента трения и усилия пружин 6 и 11 переместится в исходное положение фиг. 4), и золотник 9 закроет канал 10

17 слива из бустерной полости 20.

Возрастающее давление жидкости в полости 20 обеспечит включение фрикционной муфты. Так как включение фрикционной муфты. происходит в мо- 15 мент выравнивания частот вращения ведущих и ведомых дисков, динамические нагрузки и работу буксования будут малы.

Увеличение давления в полости 20 20 фрикционной муфты одновременно вызывает увеличение давления на торцовую поверхность блокировочного золотника 10. Как только давление достигнет величины, соответствующей усилию предварительного сжатия пружины 12, золотник 10 переместится, сжимая пружину, и перекроет канал 17 линии слива жидкости из бустерной полости 20 фрикционной муфты 30 (фиг. Ч, положение Ш).

Дальнейший рост давления жидкости в бустерной полости обеспечит полное включение фрикционной муфты.

При использовании режимов торможения двигателей возможное хотя бы кратковременное проскальзывание дисков фрикционной муфты вызовет поворот ведущего диска 3, так как он пр этом будет вращаться медленнее 40 вегомых дисков 4. Перемещение ведущего диска передается через упор 7 . и двуплечий рычаr 16 золотнику 9, который, перемещаясь, открывает сливной канал 17. Однако это не приведет 5 к самопроизвольному отключению фрикционной муфты, так как канал I7 из бустерной полости 20 фрикционной муфты.перекрыт блокировочным золотником 10. Согласно варианту исполнения работа золотников клапана фрикционной муфты аналогична, ио так как дроссельный и блокировочный золотники расположены параллельно на пути подвода жидкости от напорной магистрали к бустерной полости, изменено состояние золотников в различных положениях.

В выключенном состоянии фрикционной муфты (фиг, 5 и 6) дроссельный и блокировочный золотники занимают положение I, при котором дроссельный золотник открыт, а блокировочный закрыт. Через открытые каналы 17 и 18 дроссельного золотника жидкость поступает в бустерную полость

20 по каналу 18, При дросселировании жидкости каналы 17 и 18 перекрываются дроссельным золотником (фиг. 7, положение П), что препятствует дальнейшему росту давления в бустерной полости фрикционной муфты.

В дальнейшем золотники занимают положение Ш (фиг. 8) и жидкость через каналы 17 и 18 поступает в бустерную полость 20.

Самопроизвольное отключение фрикционной муфты предотвращается тем, что независимо от положения золотника 9 дроссельного клапана каналы подвода жидкости 17 и 18 к бустерной полости 20 открыты блокировочным клапаном.

Использование изобретения позволит повысить надежность и плавность работы фрикционной муфты за счет исключения самопроизвольного проскальзывания дисков при увеличении нагрузки, повысить срок службы деталей и безопасность работы.

1051343

6 ЗА ло5е ну еео

// 15

17 сриг. 2

l053343

1051343

ЮиУ4 войернуто

// s5 19 Iq. 12

77 (PuP 7

1/ !5

/7

Риг 5

ВНИИПИ Заказ 8642/38 Тираж 925 Подписное филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к устройствам для соединения валов и передачи вращения

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к управляемым муфтам сцепления и предназначено для установки в многоскоростных коробках передач самоходных машин различного назначения

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности к муфтам с управляемым приводом бурового ротора, а также к автомобильной промышленности

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным муфтам
Наверх