Коробка отбора мощности транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

3(Sl) В 60 К 17/28

М ф!

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фие /

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21 ) 3402792/27-11 (22) 25.02,82 (46) 07.11,83. Бюл. 9 41 (72) И.A.Êóíöìàí, Э.Б,Реброва и A.A.Ïåðâÿíåíîê (71)Онежский ордена Ленина и ордена

Октябрьской Революции тракторный завод (53 ) 629.. 113-585. 9 (088. 8 ) (56) 1, Лесохоэяйственный трактор

JIXT-55, Инструкция по эксплуатации.

M., В/О "Трактороэкспорт", с, 25-27, рис, 6 и 8, 2. Авторское свидетельство СССР

М 695859, кл. B 60 К 17/28, 1978 (прототип). (54 )(57 ) 1. КОРОБКА ОТБОРА МОЩНОСТИ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая корпус, установленный в нем приводной вал с ведущей шестерней, выходные

„„SU„„1052432 А валы, один из которых установлен соосно приводному валу и соединяется с ним посредством зубчатой муфты, а ,другие с разМещенными на нйх ведомыми шестернями установлены параллельно приводному валу, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем .выборочного отбора мощности для одних потребителей при постоянном отборе мощности для других потребителей и упрощения конструкции, веду, щая шестерня установлена с возможностью осевого перемещения относительно приводного вала, а ведомые шестерни жестко закреплены на .выходных валах, при этом ведущая шестерня связана с ведомой шестерней одного из выходных валов при помощи зацепления, обеспечивающего постоянство передачи крутящего момента.

1052432

2. Коробка по п ° 1, о т л. и ч аю щ а я с я тем, что один иэ выходных валов выполнен полым, на его противоположных концах выполнены внутренние зубчатые венцы и ограничительные буртикн, взаимодействующие с компенсирующими муфтами, размещен" ными внутри указанного вала и соединяющими его с потребителями мощности.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к трансмиссии гидрофицированных лесозаготовительных и лесохоэяйственных машин с рабочими органами, имеющими как механический, так и гидравлический привод.

Известен редуктор привода лебед° ки и заднего вала отбора мощности, содержащий приводной и выходные валы с установленными на них шестер» нями. Привод насосов технологического оборудования и гидроусилители осу, ществляется от основного двигателя внутреннего сгорания (1 3.

Недостаток известного редуктора . состоит в том, что привадной и выходные валы не могут работать независимо друг от друга, что усложняет управление потребителями мощности, например лебедкой и навесным орудйем.

Редуктор не обеспечивает привода насосов, а возможности привода непосредственно от двигателя ограничены.

° 5

45 зубчатым венцом и ограничительным

3. Коробкапоп. 2, отличаю щ а я с я тем, что компенсирующая муфта. представляет собой первую полумуфту, закрепленную,на валу

Наиболее близкой к изобретению является коробка отбора мощности транспортного средства, содержащая корпус, установленный в нем приводной вал с ведущей шестерней, выходные валы, один из которых установлен соосно приводному валу и соединяется с ним посредством зубчатой муфты, а другие с размещенными на них ведомыми шестернями установлены параллельно приводному валу Г2 3.

Недостатком этой коробки является ограниченность функциональных воэможностей, так как известная коробка обеспечивает отбор мощности только для двух потребителей и не позволяет осуществлять привод насосов гидрофицированного технологического оборудования. Для этого в известном транспортном средстве необходим дополнительный механизм, что усложняет конструкцию и повыаает ее металпотребителя мощности и выполненную с наружным зубчатым венцом и ограничительным буртиком, взаимодействующими соответственно с внутренним зубчатым венцом и упорной поверхностью второй полумуфты, охватывающей первую, вторая полумуфта выполнена в виде ступенчатой втулки с наружным зубчатым венцом и дополнительной упорной поверхностью, взаимодействующими соответственно с внутренним зубчатым венцом и ограничительным буртиком полого вала коробки отбора мощности.

3 лоемкость . Другим недостатком является сложность конструкции и управления самой коробкой отбора мощности, так как для привода двух потребителей мощности имеется четыре вала.с установленными на них пятью шестернями и два механизма управления ведомыми шестернями выходных валов.

Целью изобретения является расширение функциональных воэможностей путем. выборочного отбора мощности для одних потребителей при постоянном отборе мощности для других потре бителей и упрощение конструкции, Укаэанная цель достигается тем, что в коробке отбора мощности транспортного средства, содержащей корпус, установленный в нем приводной вал с ведущей шестерней, выходные валы, один иэ которых установлен соосно приводному валу и соединяется с ним посредством зубчатой муфты, а другие с размещенными на них ведоьщми шестернями установлены параллельно приводному валу, ведущая шестерня установлена с возможностью осевого перемещения относительно приводного вала, а ведомые шестерни жестко закреплены на выходных валах, при этом ведущая шестерня связана с ведомой шестерней одного иэ выходных валов при помощи зацепления, обеспе- ,чивающего постоянство передачи крутящего момента.

Кроме того, один иэ выходных валов выполнен полым, иа его противоположных концах выполнены внутренние зубчатые венцы и ограничительные буртики, взаимодействующие с компен" сирующими муфтами, размещенными внутри укаэанного вала и соединяющими его с потребителями мощности, Кроме того, компенсирующая муфта представляет собой первую полумуфту, закрепленную на валу потребителя мощности и выполненную с наружным

1052432 буртиком, взаимодействующим соответственно с внутренним забчатым венцом и упорной поверхностью второй полумуфты, охватывающей первую, вторая полумуфта выполнена в виде ступенчатой втулки с наружным зубчатым венцом 5 и дополнительной упорной поверхностью; взаимодействующими соответственно с внутренним зубчатым венцом и ограничительным буртиком полого вала коробки отбоРа мощности.

На фиг. 1 представлена кинематическая схема коробки отбора мощности, на фиг. 2 - коробка, поперечный разрез, на фиг. 3 - конструкция компенсационной муфты. 35

Коробка отбора мощности транспортного средства содержит корпус 1 (фиг. 1 и 2), в котором при помощи подшипников установлены приводной вал 2, выходные валы 3 и 4 и полый: 20 вал 5. На приводном валу 2 установлена с возможностью осевого перемещения ведущая шестерня б, выполненная за одно с одной из полумуфт 7 зубчатой муфты включения. Вторая полумуф- 25 та 8, являющаяся одновременно опорой приводного вала 2, выполнена на выходном валу 3. Йа выходном валу 4 закреплена ведомая шестерня 9, взаимодействующая с ведущей шестерней 6 З0 через промежуточную шестерню 10, установленную при помощи подшипников. на оси 11. На наружной поверхности полого вала 5 выполнен зубчатый венец

12, ширина которого превышает ширину зУбчатого венца шестерни 6 иа величину его осевого перемещения. На . внутренней поверхности полово вала 5, на его противоположных концах выпол» . иены зубчатые венцы 13, с которыми взаимодействуют компенсирующие муфты, 40 соединяющие полый вал с потребителями мощности, например с насосами 14.

Каждая компенсирующая муфта состоит из полумуфты 15 (фиг. 3), закреплен,ной на валу 16 насоса и,выполненной с зубчатым венцом 17 и буртиком 18 и полумуфты 19 s виде ступенчатой— втулки. На участке втулки большего диаметра выполнен внутренний зубчатый венец 20, взаимодействующий с венцом 17 полумуфты 15, На участке втулки меньшего диаметра выполнен наружный зубчатый венец 21, взаимодействующий с внутренним зубчатым .венцом 13 полого вала 5. Упорные поверхности полумуфты 19, образованные в месте перехода от большего диаметра к меньшему, вэаимодейстеувт соответственног внутренняя 22 - с буртиком 18 полумуфты 15, а наругкная 23 - с буртиком 24 полого вала. 60

Взаимное расположение зубчатых веицой 13, 17, 20 и 21 и буртиков

18 и 24 выбрано таким образом, что полумуфты 15 и 19 помещены внутри полого вала 5 ° 65

Предлагаемая коробка отбора мощности работает следующим образом.

В зависимости от вида выполняемых лесозаготовительной или лесохозяйственной машиной работ включаются те или иные рабочие органы, приводимые от выходных валов 3 и 4 или от насосов 14. С этой целью ведущую шестерню б устанавливают в одно из.трех положений: два крайних и одно проме-. жуточное. В.левом крайнем .(по чертежу) положении ведущая шестерня б находится в зацеплении с зубчатым венцом 12 полого вала 5 и через промежуточную шестерню 10 — с ведомой шестерней 9 выходного вала 4. В этом сггучае работают насосы 14 гидропривода, например, кузова лесохозяйственного трактора и навесного почвообрабатывающего орудия, а также привод лебедки. При установке шестерни

6 в противоположное крайнее положение входят в зацепление полумуфты 7 и 8 зубчатой муфты включения, при этом момент от приводного вала 2 передается на выходной вал 3 и через зуб чатый венец 12 полого вала 5 — на насосы 14. При таком перемещении ведущей шестерни 6 отключается привод лебедки, включается задний вал отбора мощности и продолжают работать насосы гидропривода технологического оборудования. В промежуточном положении ведущая шестерня 6 не взаимодействует с выходными валами 3 и 4, а передает момент от приводного вала

2 только на полый вал 5, свяэанный с насосами. Благодаря этому привод насосов 14 гидропривода технологического оборудования осуществляется постоянно, т.е; без разрыва потока мощности. При этом компенсирующие муфты, расположенные внутри полого вала 5, компенсируют несоосность и угловые отклонения валов 16 насосов и полого вала.5. Фиксация полумуфты

19 от осевого смещения осуществляется беэ дополнительных.приспособлений за счет взаимодействия .бурти-. ков 18 полумуфты 15 и 24 полого вала

5 с упорными поверхностями. 22 и 23. полумуфты. !

Использование изобретения в трансмиссиях гидрофицированных лесозаготовительных и лесохозяйственных машин обеспечивает повышение производительности и улучшение условий труда за счет тбго, что исключается дополнительный механизм привода насосов технологического оборудования, упрощается управление коробкой отбора Мощности, Кроме того, снижается металлоемкость конструкции и повы.шается ее компактность, благодаря чему она лучше вписывается в трансмиссию. Вследствие уменьшения числа подвижных шестерен и механиз- мов управления ими увеличивается надежность нонструкцнн, упрощается обслуживание. Упрощение конструкции повышает ее экономичность, так как

Дю)Я привОД» че2нр(x потреби/f .леи мощности 1ребуе тол ьсеГ О ч . ире шестерни и четыре вала.

Риг. 2

1052432

f7 ряд

Составитель С. Велоусько

Редактор Л. Повхан Техред H.Ìåòåëåâà Корректор М. Дем ик

Заказ 87бб/13 Тираж 675 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раущская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Коробка отбора мощности транспортного средства Коробка отбора мощности транспортного средства Коробка отбора мощности транспортного средства Коробка отбора мощности транспортного средства Коробка отбора мощности транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам управления рабочим оборудованием самоходных энергетических средств, предназначенных для передачи мощности двигателя рабочим органам машин, и предусматривает автоматическое отключение передачи крутящего момента на хвостовик вала отбора мощности при остановке движения машинно-тракторного агрегата и тем самым возможность устранения захвата пользователя незащищенными элементами карданного вала, система использует имеющуюся на энергетическом средстве коробку перемены передач 1 и рычаг 2 коробки перемены передач (КПП) и дополнительно содержит качающуюся рамку 3 с поперечным пазом 4, установленную в КПП над ползунами 5 с пазами 6 так, что при включении любой передачи рамка 3 совершает угловой поворот на оси 7, заставляя поворачиваться жестко связанный с рамкой 3 золотник 14, имеющий общую ось вращения с золотником 8

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам привода вала отбора мощности тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к механизмам отбора мощности тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам для сообщения вращательного движения

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к тракторному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам, в которых используется вал отбора мощности для различных механизмов, в частности для привода навесного оборудования в коммунальных и строительно-дорожных машинах

Изобретение относится к машиностроению
Наверх