Транспортное средство

 

ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, содержащее кабину, на крыше которой смон гирован обтекатель, имеющий опорные элементы , поддерживающие экран, нижняя кромка которого сопряжена с поверхностью крыщи кабины и установленный с возможностью перемещения по направляющим, закрепленным вдоль крыши, отличающееся тем, что, с целью улучшения аэродинамических характеристик путем создания плавного перехода от поверхности крыши к поверхности экрана обтекателя в любом его положении, направляющие выполнены изогнутыми с радиусом кривизны, имеющим общий центр с радиусом кривизны крыши в любой точке ее поперечного сечения, причем поверхность крыщи имеет с поверхностью экрана общую касательную в каждой точке нх сопряжения, а опорные элементы выполнены в виде боковых крыльев, нижние кромки которых имеют форму, идентичную форме направляющих. & СП 1чЭ оо со Фиг.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 3(51) В 62 D 35/00; В 62 D 37/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЭОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

1 .С .

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /11-

К А ВТОРСМОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3350079/27-11 (22) 03.11.81. (46) 07.11.83. Бюл. № 41 (72) P А. Азаматов, В. Н. Барун, С. В. Якимов и А. Г. Семенов (71) Камское объединение по производству большегрузных автомобилей (53) 629.113.068 (088.8) (56) 1. Патент Франции № 2332161, кл. В 62 D 35/00, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР № 673517, кл. В 62 D 35/00, 1977 (прототип). (54) (57) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, содержащее кабину, на крыше которой смонтирован обтекатель, имеющий опорные элементы, поддерживающие экран, нижняя кро- мка которого сопряжена с поверхностью крыши кабины и установленный с возможностью перемещения по направляющим, закрепленным вдоль крыши, отличающееся тем, что, с целью улучшения аэродинамических характеристик путем создания плавного перехода от поверхности крыши к поверхности экрана обтекателя в любом его положении, направляющие выполнены изогнутыми с радиусом кривизны, имеющим общий центр с радиусом кривизны крыши в любой точке ее поперечного сечения, причем поверхность крыши имеет с поверхностью экрана общую касательную в каждой точке их сопряжения, а опорные элементы выполнены в виде боковых крыльев, нижние кромки которых имеют форму, идентичную форме направляющих.

1052439

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано на

: грузовых автомобилях и автопоездах для снижения затрат топлива за счет уменьшения аэродинамического сопротивления при движении.

Известно транспортное средство, например грузовой автомобиль, на крыше кабины которого смонтирован экран, имеющий выпуклую форму и установленный на направляющих крыши с возможностью пере- !р мещения по ним (1).

Указанное транспортное средство недостаточно эффективно вследствие наличия излома между обтекаемой поверхностью крыши кабины и экраном обтекателя, что приводит к увеличению аэродинамических сопротивлений при движении транспортного средства.

Наиболее близким к изобретению является транспортное средство, содержащее кабину, на крыше которой смонтирован обтекатель, имеющий опорный элемент, поддерживающий экран, нижняя кромка которого сопряжена с поверхностью крыши кабины и который установлен с возможностью перемещения по направляющим, закрепленным .вдоль крыши (2). 25

В указанном обтекателе экран в его нижней части имеет эластичный элемент, обеспечивающий постоянный контакт ее нижней кромки с поверхностью крыши тягача.

Опорные элементы выполнены в виде стоек, взаимодействующих с направляющими. При >Р перемещении экрана вдоль крыши обеспечивается беззазорное подвижное соединение экрана с крышей, отсутствие зазора исключает возможность проникновения потока воздуха под нижнюю кромку экрана, однако по мере перемещения экрана по направляющим назад исчезает плавный пере-, ход от поверхности крыши к поверхности экрана, что ухудшает аэродинамические свойства транспортного средства.Цель изобретения — улучшение аэро- 4р динамических характеристик путем созда; ния плавного перехода от поверхности крыши к поверхности экрана обтекателя в любом его положении.

Указанная цель достигается тем, что в транспортном средстве, содержащем кабину, 4 на крыше которой смонтирован обтекатель, имеющий опорные элементы, поддерживающие экран, нижняя кромка которого сопряжена с поверхностью крыши кабины и установленный с возможностью перемещения по направляющим, закрепленным вдоль крыши, направляющие выполнены изогнутыми с радиусом кривизны, имеющим общий центр с радиусом кривизны крыши в любой точке ее поперечного сечения, причем поверхность крыши имеет с поверхностью экрана общую касательную в каждой точке их сопряжения, а упомянутые опорные элементы выполнены в виде боковых крыльев, нижние кромки которых имеют форму, идентичную форме направляющих.

На фиг. 1 изображен обтекатель, установленный на крыше кабины транспортного средства, обц;ий вид; на фиг. 2 — возможные положения обтекателя при его перемещении по крыше.

Обтекатель транспортного средства содержит экран 1, выполненный изогнутым и имеющий боковые опорные элементы 2, выполненные в виде крыльев. Обтекатель установлен на направляющих 3 с возможностью перемещения по ним, указанные направляющие смонтированы на крыше 4 транспортного средства 5. Нижняя кромка а экрана сопряжена с поверхностью крыши 4. Крыша и направляющие 3 имеют изогнутую форму, причем поверхности крыши и направляющих имеют одинаковую кривизну, т.е. при перемещении экрана по направляющим все его точки описывают дуги вокруг центров, размещенных на линии 00. Нижние кромки б опорных элементов 2 имеют форму, идентичную форме направляюгцих 3. Зона регулрования угла атаки обтекателя соответствует дугообразному участку крыши АБ. Размер дуги ВГ направляющих соответствует перемещениям нижней кромки б опорных элементов по линии ВД в зоне ругулирования, 1 и 111 — крайние положения обтекателя в зоне ругулирования, П вЂ” промежуточное положение. В крайнем переднем положении 1 нижняя кромка б опорных элементов расположена на направляющих по дуге

ВД, в промежуточном положении и !1 по дуге В Д и в крайнем заднем 111—

В Г. Штрихпунктирная линия 00 является геометрическим местом точек расположения центров кривизны дугообразных участков крыши во всех ее продольных сечениях, в т.ч. и дуги АБ и дугообразных направляющих ВГ. Благодаря этому поверхность экрана обтекателя постоянно направлена по касательной к поверхности крыши в зоне регулирования.

Таким образом, встречный поток воздуха при любом изменении положения экрана обтекает гладкую, не имеющую изломов, лобовую поверхность транспортного средства.

Предлагаемый обтекатель на крыше транспортного средства снижает аэродинамическое сопротивление с большей эффективностью по сравнению с известными устройствами, в результате чего снижается расход топлива при движении транспортного средства.

1052439 Составитель И. Антропова

Редактор Л. Повхан Техред И. Верес Корректор Г. Решетник

Заказ 8771/14 Тираж 647 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва;. 7K — 35, Раушская,наб., д. 4/5

Филиал ППП . «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство 

 

Похожие патенты:
Наверх