Устройство для предпусковой смазки автотракторного двигателя

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДПУСКОВОЙ СМАЗКИ АВТОТРАКТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащее масляный аккумулятор , подключенный к системе смазки двигателя, и воздушный ресивер, соединенный с масляным аккумулятором, отличающееся тем, что, с повышения надежности устройства в работе при .использовании его в газотурбинном двигателе, воздушный ресивер дополнительно соединен с компрессором двигателя. сл сд 1чЭ о ;о со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) з(51) F 02 С 706/F 01 М 502

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ/.-, Н АВТОРСКОМУ СВИД=ТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3425443/25-06 (22) 16.04.82 (46) 07.11.83. Бюл. № 41 (72) В. С. Шкрабак (71) Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственный институт (53) 629.7.036 (088.8) (56) 1. Заявка Великобритании № 1281842, кл. F 1 G, опублик. 1972.

2. Авторское свидетельство СССР № 248379, кл. F 01 М 5/02, 1965. (54) (57) УСТРОИСТВО ДЛЯ ПРЕДПУСКОВОЙ СМАЗКИ АВТОТРАКТОРНОГО

ДВИГАТЕЛЯ, содержашее масляный аккумулятор, подключенный к системе смазки двигателя, и воздушный ресивер, соединенный с масляным аккумулятором, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности устройства в работе при использовании его в газотурбинном двигателе, воздушный ресивер дополнительно соединен с компрессором двигателя.

1052693

На чертеже показана принципиальная схема устройства для предпусковой смазки двухвального газотурбинного автотракторного двигателя.

Устройство для предпусковой смазки автотракторного двигателя содержит масляный аккумулятор 1, подключенный к системе 2 смазки автотракторного газотурбинного двигателя 3, и возду шный ресивер 4, соединенный с масляным аккумулятором 1.

Газотурбинный двигатель 3 состоит из компрессора 5, электростартера 6, теплообменника 7, камеры 8 сгорания, турбины 9 компрессора 5, тяговой турбины 10, редуктора

11. Компрессор 5, турбины 9 и 10 установлены в подшипниках 12, к турбине 9 подсоединен тахогенератор 13. Система 2 смазки двигателя 3 включает маслонасос 14, приводимый от турбины 9, соединенный магистралями 15 с подшипниками 12. через обратный клапан 16. Компрессор 5 соединен с теплообменником 7 магистралями 17.

Масляный аккумулятор 1 соединен с системой 2 смазки через электромагнитный клаИзобретение относится к системам смазки автотракторных двигателей, преимущественно газотурбинных.

Известна система смазки газотурбинного двигателя, содержащая маслосборник, масляные форсунки, масляный бак и соединяющие их магистрали (1!.

Однако данная система на нулевых и малых частотах (к примеру при запуске газотурбинного двигателя через час и более после остановки) не может решить проблему эффективной смазки двигателя в период запуска.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является устройство для предпусковой смазки автотракторного двигателя, содержащее масляный аккумулятор, подключенный к системе смазки двигателя, и воздушный ресивер, соединенный с масляным аккумулятором (2).

Недостаток известного устройства заключается в том, что после разрядки воздушного баллона, устройство теряет способность к действию. Это делает его непригодным для использования в газотурбинных двигателях при сбросе газа и при торможении.

Цель изобретения — повышение надежности устройства в работе при использовании его в газотурбинном двигателе.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве для предпусковой смазки автотракторного двигателя, содержащем масляный аккумулятор, подключенный к системе смазки двигателя, и воздушный ресивер, соединенный с масляным аккумулятором, воздушный ресивер дополнительно соединен с компрессором двигателя, 10

55 пан 18 и механический клапан 19, а с воздушным ресивером 4 через односторонний клапан 20 и электромагнитный клапан 21.

Воздушный ресивер 4 дополнительно соединен с.компрессором 5 через клапан 22, соединенный с магистралью 17. На масляном аккумуляторе 1 установлен предохранительный клапан 23.

Устройство для предпусковой смазки автотракторного двигателя работает следующим образом.

При нажатии на кнопку электропуска электрический ток подается на электромагнитные клапаны 18 и 21, опережая (благодаря реле времени) на 3 — 5 с подачу напряжения на электростартер 6. Электромагнитные клапаны 18 и 21 открываются. При этом находящийся под давлением в воздушном ресивере 4 воздух давит на масло, находящееся в масляном аккумуляторе !, которое поступает, несмотря на то, что еще не работает газотурбинный двигатель 3 и маслонасос 14, в систему 2 смазки газотурбинного двигателя 3. Этим обеспечивается подвод масла к трущимся поверхностям и подшипникам 12 еще до работы газотурбинного двигателя 3> что автоматически исключает возможность сухого и полусухого трения в парах трения тогда, когда начнут движение подвижные детали газотурбинного двигателя 3 под действием электростартера 6. При раскрутке ротора газотурбинного двигателя 3 маслонасос 14 разгоняется, повышая свою производительность и давление до уровня рабочего давления в системе 2 смазки. При этом открывается обратный клапан 16, а электромагнитные клапаны 18 и 21 закрываются. Роль обратного клапана 16 сводится к тому, чтобы в условиях дефицита масла в системе 2 смазки (перед пуском и в первые доли времени прокручивания двигателя 3) не дать возможности маслу уходить через маслонасос

14 в масляную емкость (не показана) .

Это способствует существенному уменьшению объема масляного аккумулятора 1 и воздушного ресивера 4 и быстрому повышению давления масла в маслонасосе 14. В момент выхода двигателя 3 на режим израсходованные из масляного аккумулятора

1 масло и воздух из ресивера 4 будут восстанавливаться благодаря подпитке через односторонние клапаны 19 и 22. Оставшаяся в верхней части масляного аккумулятора 1 часть воздуха будет сжиматься поступающим маслом максимально до величины, равной максимальному давлению, развиваемо му м а сл о н а сосом 14.

Для очередного запуска устройство вновь должно быть подготовлено по смазке к действию. Для этого ресивер 4 заполняется сжатым воздухом, отбираемым из компрессора 5 газотурбинного двигателя 3 через кла1052693

Составитель Е. Крейдин

Редактор Н. Стащишина Техред И. Верес Корректор О. Билак

Заказ 8819/26 Тираж 550 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 пан 22, а масляный аккумулятор 1 — маслом из системы 2 смазки газотурбинного двигателя 3 через клапан 19 под давлением, обеспечиваемым маслонасосом 14 на рабочих режимах (масляные линии обозначены штрихпунктиром, пунктиром обозначено движение газов). С целью обеспечения максимально возможного в условиях данного двигателя давления масла и воздуха предусмотрено их протекание через клапаны 19 и 22 только в одном направлении. Этим достигается аккумулирование масла и воздуха при тех давлениях, которые в состоянии обеспечить соответственно маслонасос 14 и компрессор 5 двигателя 3.

Подготовленные к очередному запуску условия (созданные давления масла и воздуха) при наличии герметичности в системе могут сохраняться практически бесконечно долго, а система срабатывает при очередном запуске. Описанный процесс будет повторяться каждый раз, когда запускается двигатель 3 и выводится на номинальный режим.

Таким образом, обеспечивается постоянная готовность устройства и всей системы смазки газотурбинного двигателя к действию что особенно важно в автотракторных двигателях, работающих в условиях частого изменения нагрузки.

Тем самым повышается надежность работы устройства при использовании в газотурбинном двигателе.

Устройство для предпусковой смазки автотракторного двигателя Устройство для предпусковой смазки автотракторного двигателя Устройство для предпусковой смазки автотракторного двигателя 

 

Похожие патенты:
Наверх