Коробка скоростей

 

КОРОБКА СКОРОСТЕЙ, содержащая параллельные ведущий и пустотелый с радиальными пазами ведомый валы , установленные на них зубчатые колеса постоянного зацепления, размещенные в пазах ведомого вала и подпружиненные в направлении включения зубчатых колес шпонки с фигурными отверстиями , воздействующий на шпонки и размещенный внутри ведомого вала поворотный кулачковый вал, имеющий на одном конце многозаходную резьбу. взаимодействующую с двумя подпружиненными во встречных направлениях собачками , размещенными в продольных пазах двух разжатых в осевом направлении пружиной телескопических втулок, установленных на кулачковом валу и зафиксированных от проворота относительно него посредством штифта, жестко закрепленного в ведомом валу перпендикулярно его оси и взаимодействующего с продольными пазами втулок, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности ее в работе, коробка снабжена датчиком, нейтрального положения и установленным во внутренней втулке подпружиненным к торцу кулачкового вала тол (Л кателем, взаимодействующим с датчиком , кулачковый вал установлен подвижно в осевом направлении и подпружинен к штифту, а на торце кул.тчкового вала и на цилиндрической части толкателя выполнены пазы, взаимодействующие со штифтом.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (Ц) 3(5() F 16 Н /12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3296503/25-28 (22) 04.06.81 (46) 07.11.83. Бюл. V 41 (72) A.À. Белоусов, В.С. Толстогузов и Г.И. Хаблак (71) Минский мотовелозавод (53) 621.833.15(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР по заявке h 2875389/25-28, кл. F 16 Н 3/12, 198() (прототип). (54)(57) КОРОБКА СКОРОСТЕЙ, содержа" щая параллельные ведущий и пустотелый с радиальными пазами ведомый валы, установленные на них зубчатые колеса постоянного зацепления, размещенные в пазах ведомого вала и подпружиненные е направлении включения зубчатых колес шпонки с фигурными от- верстиями, воздействующий на шпонки и размещенный внутри ведомого вала поворотный кулачковый вал, имеющий на одном конце многозаходную резьбу, взаимодействующую с двумя подпружиненными во встречных направлениях со" бачками, размещенными в продольных пазах двух разжатых в осевом направлении пружиной телескопических етуло к, установленных на кулачковом валу и зафиксированных от проворота относи» тельно него посредством штифта, жестко закрепленного в ведомом валу перпендикулярно его оси и взаимодействующего с продольными пазами втулок, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности ее в работе, коробка снабжена датчиком. нейтрального положения и установленным во внутренней втулке подпружиненным к торцу кулачкового вала толкателем, взаимодействующим с датчиком, кулачковый вал установлен подвижно в осевом направлении и подпружинен к штифту, а на торце кулачкового вала и на цилиндрической части толкателя выполнены пазы, взаимодействующие со штифтом. 1052760

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях легких тарнспортных средств, например мотоциклов. 5

Известна коробка скоростей, содержащая параллельные ведущий и пустотелый с радиальными пазами ведомый валы, установленные на них зубчатые колеса постоянного зацепления, 10 размещенные в пазах ведомс го вала и подпружиненные в направлении включе" ния зубчатых колес шпонки с фигурными отверстиями, воздействующий на шпонки и размещенный внутри ведомого вала по-5 воротный кулачковый вал, имеющий на одном из концов многозаходную резьбу, взаимодействующую с двумя подпружиненными во встречных направлениях собачками, размещенными в продольных ?0 пазах двух разжатых в осевом направлении пружиной телескопических втулок, установленных на кулачковом валу и зафиксированных от проворота относительно него посредством штифта, жест- 25 ко закрепленного в ведомом валу перпендикулярно его оси и взаимодействующего с продольными пазами втулок.

В этой коробке кулачковый вал установлен без возможности осевого перемещения (1) .

Недостатками известной коробки являются отсутствие контроля нейтрального положения, а также возможность включения высшей передачи иэ нейт35 рального положения, что может привести к оСтановке двигателя.

Цель изобретения - повышение на" дежности работы коробки скоростей.

Поставленная цель достигается тем, 40 что коробка скоростей, содержащая параллельные ведущий и пустотелый с радиальными пазами ведомый валы, установленные на них зубчатые колеса постоянного зацепления, размещенные в пазах ведомого вала и подпружиненные в направлении включения зубчатых колес шпонки с фигурными отверстиями, воздействующий на шпонки и размещенный внутри ведомого вала поворотный 50 кулачковый вал, имеющий на одном конце многозаходную резьбу, взаимодействующую с двумя подпружиненными во встречных направлениях собачками, размещенными в продольных пазах двух разжатых в осевом направлении пружиной телескопических втулок, установленных на кулачковом валу и зафиксированных от проворота относительно него посредством штифта, жестко закрепленного в ведомом валу перпендикулярно его оси в взаимодействующего с продольными пазами втулок, снабжена датчиком нейтрального положения и установленным во внутренней втулке подпруниненным к торцу кулачкового вала толкателем, взаимодействующим с датчиком, кулачковый вал установлен подвижно в осевом направпении и подпружинен к штифту, а на торце кулачкового вала и на цилиндрической части толкателя выполнены пазы, взаимодействующие со штифтом.

На фиг, 1 изображена коробка скоростей, продольный разрез; на фиг.2разрез А-А на фиг. 1.

Коробка скоростей содержит параллельные ведущий 1 и ведомый 2 валы, на которых установлены зубчатые колеса постоянного зацепления, причем колеса 3 жестко связаны с валом а колеса 4 установлены на валу 2 с возможностью вращения и снабжены шпоночными пазами 5. В ведомом валу 2 выполнены радиальные пазы б, s которых размещены шпонки 7, подпружиненные в направлении включения зубчатых колес 4. В шпонках 7 выполнены фигурные отверстия 8, на которые воздействует кулачковый вал 9, установленйый внутри ведомого вала 2 с возможностью доворота и осевого перемещения. В ведомом валу 2 перпендикулярно его оси закреплен штифт 10, к которому пружиной 11 поджат кулачковый вал 9, на одном иэ концов которого имеется многоэаходная резьба 12, взаимодействующая с двумя собачками

13 и 14, закрепленными во встречных направлениях в продольных пазах двух телескопических втулок 15 и 16, разжатых пружиной 17, установленных с возможностью осевого перемещения на кулачковом валу 9 и зафиксированных от проворота штифтом 10.

Во внутренней втулке 15 с воэможностью осевого перемещения установлен толкатель 18, поджатый к торцу кулачкового вала 9 пружиной 19 и взаимодействующий с датчиком нейтрального положения (не показан) .

На цилиндрической части толкателя

l8 выполнен продольный паз 20,, постоянно взаимодействующий с штифтом

10,. а на торце кулачкового вала другой радиальный паз 2 1, взаимо105276

3 действующий со штифтом 1О периоди,чески. Управление перемещениями вту лок 15 и 16 осуществляется рукояткой 22.

Коробка скоростей работает следующим образом.

В нейтральном положении (фиг. 1) ,все шпонки 7 утоплены в пазы 6 ведомого вала 2, колеса 4 имеют возможность свободного вращения, а ради- 10 альный паз 21 кулачкового вала 9 совмещен с выступающей внутрь частью штифта 10, вследствие чего пружиной

11 вал 9 и толкатель 18 смещены в крайнее правое положение положение нейтрали), в котором толкатель 18 взаимодействует с датчиком нейтрального положения.

При включении коробки рукояткой 22 перемещают влево наружную втулку 16 с собачкой .14, которая, войдя во взаимодействие с резьбой 12, перемещает вал 9 также влево до упора, сжимая при этом пружину 11. В этом положении штифт 10 выходит из радиального паза 21 вала 9, оставаясь при этом в пазу 20 толкателя 18, который под воздействием пружины 19 перемещается

4 влево вслед за валом 9 и перестает взаимодействовать с датчиком. При дальнейшем перемещении втулки 16 с собачкой 14 происходит поворот вала 9, освобождение соответствующей шпонки 7 и соединение вала 9 с соответствующим колесом 4, т. е. включение с первой по четвертую передачи. При перемещении рукояткой 22 внутненней втулки 15 с собачкой 13 вправо происходит поворот вала 9 в противоположном направлении. и переключение с четвертой передачи до нейтрального положения, в котором штифт 10 вновь совпадет с пазом 21 вала 9, в результате чего вал 9 под воздействием пружины 11 переместится в крайнее правое положение и, переместив при этом толкатель 18 вправо, вступит во взаимодействие с датчиком нейтрального положения, из которого можно включить только низшую передачу.

Предлагаемая коробка скоростей надежна в работе и исключает возможность случайного включения высшей передачи из нейтрального положения, а также позволяет контролировать нейтральное положение.

Тираж 925 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета ССС

ССP по делам изобретений и открытий

1l3035, Москва, >i(-35,, Раушская наб., д. /5

Заказ 8828/30

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, н я 4

Составитель Л. Фомичев

Редактор A. Власенко Техред Л.Пилипенко Корректор А, Повх

Коробка скоростей Коробка скоростей Коробка скоростей Коробка скоростей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к синхронизирующим переключающим устройствам (синхронизаторам) ступенчатых и диапазонно-бесступенчатых коробок передач колесных и гусеничных машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может найти применение в различных механизмах, где необходимо обеспечить стопорение от вращения вала

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению , может быть использовано в устройствах для переключения передач :в станках и транспортных средствах и является усовершенствованием известного технического решения по авт.св

Изобретение относится к машиностроению „ Цель - повышение надежности и долговечности коробки передач - достигается за счет снижения износа деталей коробки при переключении передач

Изобретение относится к механическим передачам, а именно к планетарньм редукторам, используемым в транспортных машинах различного назначения

Изобретение относится к машиностроению , а именно к коробкам передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств
Наверх