Способ уплотнения узла подачи хладагента из неподвижной трубы во вращающийся вал электрической машины и устройство для его осуществления

 

1, Способ уплотнения узла подачи хлад-агента из иеподвижьон трубы во вращающийся вал электричсчкой маии1ны, при котором в зазор между трубой и ва.чо.м подают часть хладагента, от.тчающийся тем, что, с целью повьппепия надежности ,и.лОтнения, указанную часть хладагента (иверждают путем (). и процесс замораживания регулируют. (Л сд со to to ел

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1053225

3(5}} Н 02 К 9/193

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ„., H АВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21 ) 2586757/24-07 (22) 22.02.78 (46) 07.11.83, Бюл. № 41

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (72) В. Д. Воловик и Г. Б. Формальский (71) Харьковский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им. А. М. Горького (53) 621.313.713 (088.8) (56) 1. Патент Японии № 49 — 25561, кл. 55А042, 1973.

2. Авторское свидетельство (.СС!-

¹ 137962, кл. Н 02 К 9/193, !960. (54) СПОСОБ УПЛОТНЕНИЯ УЗЛА ПО,ДАЧИ ХЛАДАГЕ1-1 А ИЗ НЕПОДВИЖНОЙ ТРУБЫ ВО ВРА1.ЦА101ЦИЙСЯ ВАЛ

ЭЛЕКТРИЧЕСКО1:! МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО О(:У(ЦЕСТВЛЕНИЯ. (57) 1. Способ уплотнения узла подачи хладагента из неподвижной трубы во вращающийся вал электрической машины, llpH котором в зазор между трубой и валом подают часть хладагента, от.гичаюи(ийгя тем, что, с целью повышения надежности, п,к тнения, указанную часть хлапагента < тверждают пут< и «моражива.п.я,; 1роце с з 1мораживани 1 рогу. tцр, кj"ò..

1053225

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что процесс замораживания регулируют по величине упомянутого зазора.

3. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что о величине зазора судят по расходу хладагента, проходящего через зазор.

4. Устройство для осуществления способа уплотнения узла подачи хладагента из неподвижной трубы во вращающийся вал электрической машины по п. 1, содержащее

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к способам уплотнения узла подачи хладагента из неподвижной трубы во вращающийся вал электрической машины.

Известен способ уплотнения узла подачи хладагента из неподвижной трубы во вращающийся вал с помощью уплотнительных элементов, расположенных между ними (1).

Однако быстрый износ уплотнительных элементов не обеспечивает надежность устройства.

Известен также способ уплотнения узла подачи хладагента из неподвижной трубы во вращающийся вал электрической машины, при котором в зазор между трубой и валом подают часть хладагента.

Способ осуществляют устройством, содержащим втулку, установленную на неподвижной трубе с зазором относительно вращающегося вала. Часть хладагента, подаваемая в зазор между валом и трубой, действует в зазоре как смазка (2).

Однако вследствие того, что зазор между трубой и валом очень мал, трение поверхностей приводит к их износу и недостаточной надежности устройства.

Цель изобретения — повышение надежности уплотнения узла соединения неподвижной трубы и вращающегося вала электрической машины.

Указанная цель достигается тем, что часть хладагента, подаваемую в зазор между неподвижной трубой и вращающимся валом, отверждают путем заморживания и. процесс замораживания регулируют.

При этом процесс замораживания регулируют по величине зазора между трубой и валом.

Кроме того, о величине зазора судят по расходу хладагента, проходящего через зазор.

При этом устройство для осуществления способа снабжено холодильным узлом, имеющим рабочие элементы, расположенные на втулке, и элементы терморегулирования, и втулку, установленную на неподвижной трубе, с зазором относительно вращающегося вала, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено холодильным узлом, имеющим рабочие элементы, расположенные на втулке, и элементы терморегулирования, и датчиком параметра процесса замораживания, соединенного своим выходом с элементами терморегулирования. датчиком параметра процесса замораживания, соединенного своим выходом с элементами терморегулирования. Таким датчиком может быть, например, расходомер.

На чертеже представлено устройство для осуществления способа, продольный разрез.

Устройство для осуществления способа уплотнения узла подачи хладагента из неподвижной трубы 1 во вращающийся вал 2 содержит втулку 3, установленную на неподвижной трубе 1 с зазором 4 относительно вала 2, холодильный узел 5 и датчик 6 параметра процесса замораживания, например расходомер.

Холодильный узел 5 имеет рабочие элементы 7, расположенные на втулке З,и элементы терморегулирования 8, с которыми соединен своим выходом датчик 6.

Способ осуществляется следующим образом.

После достижения валом электрической

20 машины номинальной скорости вращения, например 3000 об/мин, в рабочие элементы 7 холодильного узла 5 подают, например, фреон, который охлаждает внутреннюю поверхность втулки 3 до отрицательной температуры. После этого подают охлаждающую среду, представляющую собой жидкость или газ, например воду, в трубу 1, постепенно повышая давление до номинального (15—

20 атм). Часть хладагента подают в зазор 4, отверждают путем намораживания на внутgp ренней поверхности втулки 3, образуя цилиндрический ледяной «подшипник» 9. Скорость охлаждения задается датчиком, например pQcxpjJîìåðîì 6, соединенным своим выходом с элементами терморегулирования 8.

Установившийся режим нормальной эксплуM атации электрической машины большой мощности при неизменной скорости вращения вала и постоянном давлении в нем охлаждающей воды характеризуется равенством скоростей оплавления и намораживания льда. Скорость намораживания льда регулируют при помощи расходомера 6 по ко1053225

Составитель С. Бражник

Техред И. Верес Корректор М. лароши

Тираж 687 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР. по делам изобретений и открытий

l 13035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор О. Черниченко

Заказ 8896 53 личеству вытекающей из зазора 4 охлаждающей воды. Сигнал с расходомера 6 поступает через схему сравнения 10 в элементы терморегулирования 8 холодильного узла 5.

Предлагаемый способ, использующий намораживание охлаждающей среды, прост и надежен.

Устройство для осуществления способа позволяет длительно, порядка 20 000 ч, эксплуатировать электрическую машину без.остановки, что приблизительно в 7 раз больше, чем допустимая длительность эксплуатации известных машин. Оно проще по конструкции и долговечнее, так как износ вала в самовосстанавливающемся «подшипнике» из льда практически отсутствует.

Изобретение обеспечивает надежность работы при давлениях охлаждающей среды

15 — 20 атм и более и может быть исполь-. зовано в трубогенераторах, например в синхронных генераторах ТГВ-500.

Способ уплотнения узла подачи хладагента из неподвижной трубы во вращающийся вал электрической машины и устройство для его осуществления Способ уплотнения узла подачи хладагента из неподвижной трубы во вращающийся вал электрической машины и устройство для его осуществления Способ уплотнения узла подачи хладагента из неподвижной трубы во вращающийся вал электрической машины и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области тяжелого электромашиностроения

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроения и может быть использовано в высоковольтных электрических машинах, в частности в турбогенераторах с номинальным напряжением 110 кВ и выше

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах и механизмах с жидкостным охлаждением, имеющих расширительное устройство для создания избыточного давления

Изобретение относится к области электротехники, в частности к технологическому контролю мощных генераторов, и может быть использовано на электростанциях для защиты от увлажнения изоляции электрических цепей генераторов

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к турбогенераторам с водяным охлаждением обмоток ротора, в котором подача и слив воды осуществляется помимо вала, а гидравлический напор в ветвях обмоток создается разностью центробежных сил между выходом и входом параллельных цепей

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к системе охлаждения вращающихся узлов электрических машин с регулированием расхода хладагента

Изобретение относится к области электротехники, а именно к конструкциям электродвигателей с большим отношением длины к диаметру, используемых для привода в погружных скважинных насосных агрегатах
Наверх