Устройство для цементирования секций обсадных колонн

 

1.УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЦЕМЕНТИРОВАНИЯ СЕКЦИЙ ОБСАДНЫХ КОЛОНН , включающее корпус с осевы1 г каналом и радиальными отверстиями, размещенную внутри него рабочую втулку, установленную на срезных элементах, гильзу, и кольцо , отличающееся тем, что, с целью повышения надежности его в работе , рабочая втулка размещена против радиальных отверстий корпуса и выполнена с ответными радиальными отверстиями, а гильза установлена внутри рабочей втулки и образует в ней с кожухом кольцевую полость, перекрытую поршнем и сообщенную с заколонным пространством, причем гильза в верхней части вьгаолнена с .опорным уступом, а поршень выполнен с пазом под опорный уступ и зафикси рован относительно гильзы. 2. Устройство по п. I, о т л и ч а ю щ е е с я т&л, что корпус на внутрен- -ч ней поверхности ниже радиальных отверс- 5S тий выполнен с конической боковой по (Л верхностью, а рабочая втулка снаружи выполнена с ответной конической поверхностью , причем угол наклона сопрягаемых конических поверхностей меньше их угла S фения.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК з„,> Е 21 В 33/14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3413401/22 03 (22) 30,03.82 (46) 23.11.83. Бюл. М 43 (72) Ю.М.Крылов, Н.А.Кулигин и

М. II. ко (71) Горячевоцское управление буровых работ Произвоцственного объединения

Грознефть" (53) 622.245.42 (088.8) (56) .1. Мицкевич В.И.. Справочник инженера по бурению. Т. 1, М., Нецра", 1973, с. 397-398.

2. Авторское свидетельство СССР

Му 589371, кл. Е 21 В 33/14, 1975 (прототип) . (54) (57) 1.УСТРОЙСТВО.ПЛЯ IIEMEHТИРОВА НИЯ СЕКИИЙ ОБСАДНЫХ КОЛОНН, включающее корпус с осевым каналом и радиальными отверстиями, размещенную внутри него рабочую втулку, установленную на срезных елементах, гильзу. и коль„„SU„„1055854 А цо, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности его в работе, рабочая втулка размещена против рациальных отверстий корпуса и выполнена с ответными рациальными отверстиями, а гильза установлена внутри рабочей втулки и образует в ней с кожухом кольцевую полость, перекрытую поршнем и сообщенную с заколонным пространством, причем гильза в верхней части выполнена с .опорным уступом, а поршень выполнен с пазом поц опорный уступ и зафикси рован относительно гильзы.

2.: Устройство по п. 1, о т л и ч а— ю щ е е с я тем, что корпус на внутренней поверхности ниже рациальных отверс- Ж тий выполнен с конической боковой поверхностью, а рабочая втулка снаружи вы- %Ф Ф полнена с ответной конической поверхнос- С тью, причем угол наклона сопрягаемых конических поверхностей меньше их угла Я тренин, l055

Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности, а именно к устройствам цля цементирования обсацных колонн, спускаемых в скважину.

Известно устройство цля цементиро вания секций обсацных колонн, соцержашее уплотнительную муфту, башмачный патрубок и направляющую пробку (l), Недостатком ценного устройства является то, что спускаемую в скважину сек- tO цию вначале стыкуют с ранее спущенной секцией, а затем приподнимают для провецения цементирования,.По окончании цементирования секцию необходимо опустить Qo полного закрытия боковых отверс.f5 тий и соецинения уплотнительной муфты с верхней частью ренее спущенной секции цля созцания требуемой герметичнос ти, которую можно проверить только после окончания затверцеваиия цемента и щ его разбуривания в месте соецинения секций. При негерметичности места стыковки необхоцимо произвести работы по исправительному цементированию поц давлением, в связи с чем возрастают за- д5 траты, связанные с креплением скважины.

Наиболее близким к изобретению является устройство цля цементирования секций обсацных колонн, включающее корпус с осевым каналом и рациальными отверстиями, размещенную внутри него рабочую втулку, установленную на срезных элементах гильзу и кольцо (21 °

Однако отсутствие уплотнений межцу нижней муфтой и кольцом, а также между кольцом и корпусом не позволяет проверить герметичность места стыковки до провецения работ по цементированию, так как герметичность стыковки проверяется только после разбуривания раз40 целительной пробки и стоп-кольца. При потере герметичности места стыковки требуется провецение исправительных работ по цементированию поц цавлением, в связи с чем возрастают затраты, связанные е креплением скважины.

Нецостатком известного устройства для цементирования секций обсацных колонн является также то, что открытие боковых отверстий в корпусе не происходит полностью, так как по мере перемещения нижней муфты с кольцом относительно этих отверстий и их частичного открытия через боковые отверстия, происходит выравнивание давления в устройстве с цавленнем в камере, вслецствие чего, а также при наличии сил трении межцу нижней муфтой и уплотнением и корпусе отверстия полностью не откры854 1 ваются. Это привоцит к разрушению верхних торцов муфты и кольца, а также боковых отверстий в корпусе при прокачивании промывочной жицкости и цементного раствора в затрубное пространство.

При цементировании скважины во, время, промывки, закачки и процавки цементного раствора через боковые отверстия, в интервале между торцами верхней и нижней муфт, а также межцу нижней и подвижной муфтой происходит осецание фазы вромывочного и цементного раствора. Эго не позволяет при перемещении вниз верхней н нижней муфтам цо упора в непоцвижную муфту по „окончании процесса цементирования пружинному кольцу попасть в кольцевую кайавку в корпусе, вслецствие чего фиксация верхней муфты относительно корпуса не происхоцит, что приводит при дальнейшей эксплуатации устройства к поч ере герметичности при провецении работ по спуско-подъему и вращению инструмента в процессе бурения. Ликвицация негерметичности требует проведения цополнительных работ и затрат, связанных с исправительным цементированием.

Целью изобретения является повышение надежности,устройства в работе.

Поставленная. цель достигается тем, что в устройстве цля цементировании секций обсадных колонн, включающем корпус g осевым каналом и радиальными отверстиями, размещенную внутри него ра1бочую втулку, установленную на срезных элементах, гильзу и кольцо, рабочая втулке размещена против радиальных отверстий корпуса и выполнена с ответными рациальными отверстиями, а гильза установлена внутри рабочей втушси и образует в ней с кожухом кольцевую полость, перекрытую поршнем и сообщенную

;с заколонным пространством, причем гильза в верхней части выполнена с опорным уступом, а поршень выполнен с пазом поц опорный уступ и зафиксирован относительно гильзы.

Кроме того, корпус на внутренней поверхности ниже радиальных отверстий выполнен с конической боковой поверхностью, а рабочая втулка снаружи выполнена с ответной конической поверхностью, причем угол наклона сопрягаемых конических поверхностей меньше их угла трения.

На фиг. 4. показано устройство

: в транспортном положении, общий виц, на фиг. 2 — то же, в процессе цементирования; на фиг. 3 — то. же, после

; окончания цементирования; на фиг. 4—

1055

3 момент фиксации попвижной втулки с корпусом.

Устройство состоит из корпуса 1 с резьбовыми муфтами 2 и 3. В корпусе выполнены отверстия 4 и коническая боковая поверхность 5. Внутри корпуса 1 установлена рабочая втулка 6, зафиксированная срезными штифтами 7, с рапи альными отверстиями 8 и конической поверхностью 9, имеющей колиброванные tp пилинпрические проточки 10. Рабочая втулка 6 имеет кожух 11 с радиальными отверстиями 12, пилинприческая полость между кожухом 12 и рабочей втулкой 6 заполнена легкоразбуриваемым материалом 13, например цементным камнем.

Внутри рабочей втулки 6 установлена коаксиально гильза 14 с поршнем 15, закрепленным срезными штифтамн 16 и образующим с кожухом «вмеру А. Легко- gg разбуриваемый материал 13 размещен в цилиндрической полости с целью жесткого крепления кожуха относительно рабочей втулки 6 и имеет рапиальные каналы 17 пля сообщения камеры 1 с затрубным, 25 пространством. Гильза 14, кожух 11 и поршень 15 выполнены из легкораэбуриваемого.материала, например, серого чу-— гуна. Рабочая втулка 6 имеет ограничительные кольца 18, выполненные из лег- зо корвзбуриваемого материала, например серого чугуна. Герметичность подвижных соединений обес па чивая тс к уплотнительными кольцами 19 — 22. Канал 23, образованный гильзой 14, препнаэначается

35 пля осуществления) циркуляции и запол ненни колонны промывочной жидкостью при спуске секции обсадной .колонны.

Устройство работает следуккцим образом.

К верхней части корпуса 1 посредством резьбовой муфты 2 присоединяется обсадная труба спускаемой секции (не показана), а посредством резьбовой муфты 3 присоединяется стыковочный патру45 бок Б, конструкция которого обеспечивает герметичность соединения спускаемой секции после стыковки с ранее спущенной секцией.

Момент соединения отмечается повышением гидравлического давления в нЬт не

50 тательной линии насосов. При создании в обсадной колонне гидравлического давления запанной величины происходит срез

854 4 штифтов 16 и поршень 15 падает под действием собственного веса íà пно ка- меры А. При этом открываются отверстия 12, радиальные каналы 17 и отверстия 4 и восстанавливается связь с кольцевым пространствсм. Устройство приходит в положение, показанное на фиг. 2.

При таком положении производится промывка кольцевого пространства с целью выравнивания параметров промывпчной лащкости перед эакачиванием по обсадным трубам пементного раствора.

После закачивания цементного раствора, разделительной цементировочной пробки и расчетного количества пропавочной жидкости получают повышение гидравли-, ческого давления, свидетельствующего о том, что разделительная пробка остановилась на верхнем торце кожуха 1 l и ограничительном кольце 18.

При дальнейшем повышении гидравлического давления в обсадной колонне происходит срез штифтов 7 и рабочая втулка Й, перемешаясь вниз по сопря1квния конических поверхностей 5 и 9, герметично закрывает боковые отверстия 4 в корпусе 1. Устройство приходит в положение, показанное на фиг. 3 °

Сопряжение конических поверхностей

5 и 9 обеспечивает кл>щовой эффект, при

xmopoM происходит эаклинивание подвижной втулки 6 в корпусе l, чем предупреждается ее осевое перемещение, Усилие заклинивания пропорпионально площади сечения рабочей втулки 6 на величину гидравлического давления, соэпвваемого и

1 обсапных трубах в конце .пементирования»»

После опрессовки секции обсадной колонны разбуривают разделительную цементировочную пробку, гильзу 14, кожух

11, кольцевой поршень 15 и ограничительные кольца 18, а также легкоразбуриваемый материал 13, проверяют герметичность устройства и продолжают дальнейшее бурение скважины.

Хонструкпия устройства пля пементирования секций обсадных колонн исключает затраты времени и средств, необходимых пля проведения работ, связанных с исправительным цементированием при потере герметичности, в случае применения устройств иных конструкций.

Фиа7

105. 585 ф

Е!

18 у f7

А

1б !

9 ф д

15, б

12 и

Составитель В. Гришанов

Редактор H. Йжуган Техред iK.Кастелевич Корректор О, Билак

Заказ 9 25 9/ 26 Тираж 603 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., п. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для цементирования секций обсадных колонн Устройство для цементирования секций обсадных колонн Устройство для цементирования секций обсадных колонн Устройство для цементирования секций обсадных колонн Устройство для цементирования секций обсадных колонн 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано в процессе строительства газовых и нефтяных скважин

Изобретение относится к строительству нефтяных и газовых скважин и может быть использовано при цементировании обсадных колонн для создания непроницаемых перемычек, препятствующих межпластовым перетокам жидкости и газа

Изобретение относится к строительству нефтяных и газовых скважин и может быть использовано при креплении скважин для повышеничя качества и надежности крепи

Изобретение относится к креплению нефтяных и газовых скважин, в частности к цементированию обсадных колонн в нефтяных и газовых скважинах

Изобретение относится к области бурения скважин, в частности к устройствам для их цементирования

Изобретение относится к области нефтяной промышленности и используется при освоении и эксплуатации нефтяных и газовых скважин, в частности при обработке цементных тампонажных растворов магнитным полем при креплении скважин
Наверх