Устройство для демпфирования колебаний рабочего колеса турбомашины

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕМПФИРОВАНИЯ КОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ, содержащее периферийные полки лопаток и вкладыши, размещенные в пазах полок соседних лопаток, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности рабочего колеса, каждый вкладыш снабжен заплечиками, частично охватывающими полку одной из соседних лопаток , и имеет форму трапеции, основания которой расположены в плоскостях, перпендикулярных плоскости вращения рабочего колеса .

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

З(511 F 01 D 5/22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,:"сЪ с

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3512523/24-06 (22) 19. 11.82 (46) 07.12.83. Бюл. № 45 (72) Н. Я. Бауман (71) Уральский ордена Трудового Красного

Знамени политехнический институт им. С. М. Кирова (53) 621.438 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 3330042, кл. F Ol D 5/22, 1982.

2. Авторское свидетельство СССР № 128868, кл. F 01 D 5/22, 1959.

„„SU„„1059223 А (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕМПФИРОВАНИЯ КОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ, содержащее периферийные полки лопаток и вкладыши, размещенные в пазах полок соседних лопаток, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности рабочего колеса, каждый вкладыш снабжен заплечиками, частично охватывающими полку одной из соседних лопаток, и имеет форму трапеции, основания которой расположены в плоскостях, перпен дикулярных плоскости вращения рабочего колеса.

1059223

ВНИИПИ Заказ 9784 35 Тираж 535 Подписное

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к энергетическому. машийостроению и может быть использовано в осевых турбомашинах.

Известно устройство для демпфирования колебаний рабочего колеса турбомашины, содержащее периферийные полки лопаток, расположенные относительно друг друга с зазорами, и в них установлены вставки с заплечиками, частичйо охватывающими полки соседних лопаток и имеющими в средней части выступы, а в полках выполнейы пазы (1 j .

Однако в указанной конструкции устройства отсутствует непосредствейный контакт полок, что уменьшает эффективную площадь демпфирующих поверхностей, а наличие достатрчно массивных вставок увеличивает напряжения в лопатках, снижая тем самым надежность.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устройство для демпфирования колебаний рабочего колеса турбомашины, содержащее периферийные полки лопаток и вкладыши, размещенные в пазах полок соседних лопаток (2) .

Однако в устройстве отсутствуют конструктивные элемейты, предотвращающие сдвиг вкладышей вдоль зазора между полками соседних лопаток, а при криволинейном стыке полок практически отсутствует возможность самозаклийивайия вкладыша, что снижает надежность рабочего колеса.

Цель изобретения — повышение надежности рабочего колеса.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве для демпфирования колебаний рабочего колеса турбомашины, содержащем периферийные полки лопаток и вкладыши, размещейные в пазах полок соседних лопаток, каждый вкладыш снабжен заплечиками, частично охватывающими полку одной из соседних лопаток, и имеет форму трапеции, основания которой расположейы в плоскостях, перпендикулярных плоскости вращейия рабочего колеса.

На фиг. 1 показаны полки, вид в проекции на поверхности вращения; на фиг. 2— сечение А — А на фиг. I.

Устройство для демпфирования колебаний рабочего колеса турбомашины содержит периферийные полки 1 лопаток 2 и вкладыши 3, размещейные в пазах 4 и 5 соседних лопаток 2. Каждый вкладыш 3 снабжен заплечиками 6 и 7, частично охватывающими полку 1 одйой из соседних лопаток 2, и имеет форму трапеции, основания которой расположены в плоскостях, пер- . пендикулярных плоскости вращейия рабочего колеса.

Сборка устройства начинается после полйого облопачивания с установкой на место замковых лопаток. Доведение до требуемого размера и трапециевидной формы пазов

4 и 5 соседних лопаток 1 осуществляется прошивками. Посадка вкладыша 3 в пазы

4 и 5 после окончательной доводки их в сборе без зазора обеспечивается путем подпиливания припуска, предусмотренного

2s для этой цели с большего основания трапеции. При работе полки 1 лопаток 2 прижимаются изгибающей газовой силой друг к другу. Причем за счет выполнения вкладышей 3 в форме трапеции происходит надежное расклинивание полок 1, а износ

ЗО контактирующих граней компенсируется по мере наработки. Заплечики 6 и 7, при этом надежно удерживают вкладыш 3 от выпадения как при работе, так и при останове.

Такое выполнение устройства позволяет обеспечить практически беззазорное сопряжение вкладыша с полками, применить станочную обработку вместо слесарно-подгоночных операций, повышая тем самым надежйость.

Устройство для демпфирования колебаний рабочего колеса турбомашины Устройство для демпфирования колебаний рабочего колеса турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, а более конкретно - к рабочим колесам турбомашин газотурбинных двигателей, а также - к установкам для прочностной доводки рабочих колес газотурбинных двигателей

Изобретение относится к самолетостроению, а именно к конструкции турбин ГТД и восстановлению контактных поверхностей бандажных полок рабочих лопаток турбины

Изобретение относится к турбореактивным двигателям, в частности к междулопаточным площадкам для опорных дисков лопаток вентилятора

Изобретение относится к многослойному бандажу лопаток для турбин

Изобретение относится к турбинной лопатке, с расположенным вдоль оси лопатки пером лопатки и с областью платформы, которая расположена на основании пера лопатки и содержит платформу, которая проходит поперек к оси лопатки

Изобретение относится к ротору паровой или газовой турбины с признаками ограничительной части п.1 формулы изобретения
Наверх