Устройство для регулирования двигателей независимого возбуждения транспортного средства

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ НЕЗАВИСИМОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПО авт.св. № 872328, отличаю;Щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, оно снабжено дополнительньлм делителем напряжения, а формирователь напряжения выполнен ьа транзисторе, стабилитроне и делителе напряжения, крайние точки которого .являются входом формирователя , а база транзистора через cтaбиJJитpoн соединена со средним выводом дополнительного делителя напряжения, включенного параллельно первому делителю напряжения, причем средний вывод делителя напряжения формирователя соединен с эмиттером транзистора и является выходом формирователя, а один из крайних выводов - с его коллектором. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) З(59 В 60 1 11/04

НАПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Н ABTOPCHOIVlV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 872328 (21) 3403415/24-11 (22) 02.03.82 (46) 23. 12. 83» Бюл 9 47 (72) И.П.Бородулин, И. П. Аникиев и С.Н. Петрущенко (71) Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта (53) 621.334(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 872328, кл. В 60 (, 3/ 10, 1975 (прототип). (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВА-

НИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ НЕЗАВИСИМОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт.св. 9 872328, о т л и ч а ю;щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, оно снабжено дополнительным делителем напряжения, а формирователь напряжения выполнен на транзисторе, стабилитроне и делителе напряжения, крайние точки которого .являются входом формирователя, а база транзистора через стабиЛитрон соединена со средним выводом дополнительного делителя напряжения, включенного параллельно первому делителю напряжения, причем средний вывод делителя напряжения формирователя соединен с эмиттером транзистора и является выходом формирователя, а один из крайних щ

C выводов — с его коллектором.

1062047

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам регулирования двигателей независимого .возбуждения транспортных средств, и может быть применено на теплоподвижном составе. 5

По основному авт. св. 9 872328 известно устройство для регулирования двигателей независимого возбуждения транспортного средства, содержащее включенные в цепи якорей 3Q электродвигателей трансформаторы постоянного тока, соединенные с входами выпрямителей, выходы которых соединены через балластные резисторы с соответствующими входами блока выделения наибольшего сигнала, один из выходов которого соединен с одним из входов формирова теля напряжения, другой вход которого поцключен к задатчику напряжения, и тиристорные регуляторы с блоками их управления, через которые обмотки независимого возбуждения соединены с источником переменного тока, делитель напряжения и диоды, при этом одни выводы блоков управления тиристорными . регуляторами соединены с одним из выходов формирователя напряжения, а другие - с катодами одних диодов, аноды которых подключены к соответствующим входам блока выделения наибольшего сигнала, с катодами других диодов, анодй которых подключены к средней точке делителя напряжения, один из выводов которо- З5

ro соединен с выходом блока выделения наибольшего сигнала, а другойс другим выходом формирователя напряжения (1) .

Недостатком указанного устрой- 40 ства является то, что формирователь напряжения, выполненный в виде блока сравнения, имеет невысокую точность для обеспечения полного поля при больших точках яко- 45 ря и требуемую степень ослабления поля при уменьшении нагрузки.

Цель изобретения - повышение точности.

Поставленная цель достигается тем, чта устройство для регулирования двигателей независимого возбуждения транспортного средства снабжено дополнительным делителем напряжения, а формирователь напряжения выполнен на транзисторе, стабилитроне и делителе напряжения, крайние точки которого являются вхоцом формирователя, а база транзистора через стабилитрон соединена со средним выводам дополнительного@ деятеля напряжения, включенного параллельно первому делителю напряжения, причем средний вывод делите,.ля напряжения формирователя соединен с эмиттерам транзистора и яв- 65

2 ляется выходом формирователя, а один из крайних выводов — с его коллектором.

На фиг.1 приведена принципиальная схема устройства; на фиг.2 зависимость напряжения задания блока задания и тока возбуждения .двигателей от тока якоря.

К тяговому генератору 1 подключены якори 2 и 3 тяговых двигателей, обмотки возбуждения 4 и 5 которых через управляемые выпрямители б и 7 соединены с источником 8 переменного напряжения. Управление выпрямителями осуществляется блоками 9 и 10 управления. В цепь якорей тяговых двигателей включены трансформаторы 11 и 12 постоянного тока, вторичные обмотки которых через выпрямители 13 и 14 соединены с балластными резисторами 15 и 16. Блоки 9 и 10 снабжены обмотками 17 и 18 управления, к одним концам которых подключены катоды диодов

19 - 22, а другие их концы соединены со средней;точкой делителя 23 напряжения, подключенного к задатчику 24 напряжения. К балластным резисторам 15 и 16 подключены аноды диодов 25 и 26 блока выделения наибольшего сигнала, с катодами которых соединены делители 27 и 28 напряжения. Аноды диодов 19 и 20 подключены к балластным резисторам

15 и 16, а катоды диодов 21 и 22 к средней точке делителя 27.

Со средней точкой делителя 28 соединен катод стабилитрона 29, анод которого подключен к базе транзистора 30. Коллектор транзистора

30 соединен с общей точкой делителя 23 и эадатчика 24 напряжения, а эмиттер - со средней точкой делителя 23.

Устройство работает следующим образом.

Напряжение тягового генератора 1, якорь которого приводится первичным двигателем, например дизелем, подается на тяговые электродвигатели 2 и 3. Обмотки 4 и 5 независимого возбуждения двигателей питаются от источника переменного тока, нацример от трехфазного генератора, через тиристорные выпрямители б и 7.

Ток якоря каждого двигателя измеряется трансформаторами 11 и 12 постоянного тока, и на балластных резисторах 15 и 16 выделяются напряжения, пропорциональные измеряемым ToKам.

Эти напряжения с помощью схемы

ИЛИ, выполненной на диодах 25 и 26, сравниваются между собой. В точке

A схемы выделяется напряжение, пропорциональное максимальному из токов двигателей, которое через делитель 28 и стабилитрон 29 подводится к базе транзистора 30. На1062047 пряжение задатчика 24 напряжения подводится к делителю 23, один иэ. резисторов которого шунтирован транзистором 3. В качестве такого эадатчика используется датчик частоты вращения коленчатого вала дизеля. В зависимости от величин поданных напряжений в точке Б вырабатывается напряжение задания. Напряжение задания сравнивается с напряжением на балластных резисторах, и полученные разности прикладываются к обмоткам 17 и 18 управления, Направление тока в обмотках 17 и 18 выбирается так, что при увеличении тока якоря тягового двигате- 15 ля увеличивается ток в обмотках

17 и 18 и напряжение возбуждения двигателей.

На фиг.2 показаны формируемые . устройствами зависимости напряжения ур задания Uq и тока возбуждения двигателя Л в функции тока якоря ЛЩ, При малых токах якоря потенциал средней точки делителя 28 меньше потенциала базы транзистора 30 25 и последний закрыт. Напряжение задания при этом постоянно, и при увеличении тока якоря ток возбуждения.3g интенсивно увеличивается.

При J8p> 38> потенциал средней точки делителя 28 увеличивается настолько, что пробивается стабилитрон 29 и начинает протекать ток на базу транзистора 30..0н открывается, и потенциал точки Б увеличивается.

В результате при увеличении тока якоря интенсивность увеличения Ja резко уменьшается, причем наклон верхней части характеристики выбирается таким, чтобы в интервале ! токов якоря Лз - Зуб тяговый двигатель работал в режиме полного поля.

В свою очередь наклон нижней части характеристики выбирается таким, чтобы при минимальном токе двигатель работал с максимальной степенью ослабления магнитного поля.

Зависимости 0 (jyq и g Pyq) соответствуют максимальной частоте вращения коленчатого вала дизеля.

Так.как к делителю 23 прилагается напряжение датчика частоты вращения коленчатого вала дизеля, то при уменьшении ее транзистор 30 открывается при меньшем значении тока якоря и зависимости U Qyq) и J (3 ) смещаются влево, что обеспечивает согласование указанных, характеристик тягового генератора на всех режимах работы транспортного средства. На фиг.2 О (1 э)и.

Э (ав3соответствуют минимальной частоте вращения коленчатого вала дизеля.

Положительный эффект изОбретения заключается в повышении точности устройства, достигаемом эа счет предложенного выполнения конструкции формирователя напряжения.

1062047

Фиг.1 вниипи заказ 10133Л7

Тираж 675 Подписное

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðoä,óë.ÏðoåêTíàÿ,h

Устройство для регулирования двигателей независимого возбуждения транспортного средства Устройство для регулирования двигателей независимого возбуждения транспортного средства Устройство для регулирования двигателей независимого возбуждения транспортного средства Устройство для регулирования двигателей независимого возбуждения транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам тягового электропривода постоянного тока аккумуляторных электромобилей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве источника энергии для электропривода

Изобретение относится к области транспорта и направлено на усовершенствование автоматических систем регулирования напряжения тяговых генераторов в электрических передачах транспортных средств

Изобретение относится к области автоматического регулирования дизель-генераторных установок транспортных средств

Изобретение относится к области автоматического регулирования электрических передач мощности транспортных средств (тепловозы, большегрузные автомобили)

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности, к силовому оборудованию двухсекционных тепловозов и может быть использовано для передвижения несамоходных путевых машин на железнодорожном ходу, требующих большого тягового усилия и автоматического поддержания малой скорости при максимальном использовании мощности
Наверх