Тормозная система транспортного средства

 

ТОРЮЗНАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая тормозной привод прицепа/ включающий в себя соединение трубопроводами многосекционный тормозной кран, двухмапгстрапьный перепускной клапан, предохранительный клапан, ресиверы, кран ручного управления, тормозные камеры и питающую магистраль с соединительными головками, имеющими запорные клапаны для соединения с тормозным приводом прицепа по однои двупроводной схеме, о т л и .чающаяся тем, что, с целью повышения эффективности путем повышения быстродействия и синхронности работы, она снабжена двухпозиционнш1 распределителем и краном следящего действия, установленны. в управляющей магистрали перед соединительной головкой, при этом кран следящего действия оборудован пневматическим управляющим устройством, представляющим собой размещенные в корпусе верхний и нижний поршни, соединенные общим штоком, воздействующим на кран и проходящим сквозь перегородку, разделяющую корпус на две , причем указанными поршнями, стенками корпуса и перегородкой в верхней камере ограничены первая и вторая полости, а в нижней - третья и четвертая полости последняя из которых постоянно сообщена с участком управляющей магистрали между краном следкаего I действия и соединительной головкой, (О а первая, вторая и третья полости при двухпроводной схеме - через двухпозиционный распределитель - соответственно с двухмагистральным перепускным клапаном, полостями тормозных камер, сообщенных с краном ручного управления, и с ресивером, а при однопроводной схеме - соответственно с атмосферой, двухма гистральным перепускным клапаном С/д Oi и упомянутыми полостями тормозных камер. о со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

091 (11) 3(5@ В 60 Т 13/28

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ хГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

IlG ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3462827/27-11 (22) 05. 07. 82 (46) 30. 12. 83. Бюл. Р 48 (".2) Н.Ф.Метлюк и П.Р.Бартош (71) Белорусский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (53) 629. 113-59 (088 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 850446, кл. В 60 Т 13/00, 1978. (54)(57) ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая тормозной привод прицепа, включающий в себя соединение трубопроводами многосекционный тормозной кран, дву магистральный перепускной клапан, предохранительный клапан, ресиверы, кран ручного управления, тормозные камеры и питающую магистраль с .соединительными головная, имеющими запорные клапаны для соединения с тормозным приводом прицепа по одно- и двупроводной схеме, о т л ,ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности путем повышения быстродействия и синхронности работы, она снабжена двухпозиционным распределителем и краном следящего действия, установленным в управляющей магистрали перед соединительной головкой, при этом кран следящего действия оборудован пневма. тическим управляющим устройством, представляющим собой размещенные в корпусе верхний и нижний поршни, соединенные общим штоком, воздействующим на кран и проходящим сквозь перегородку, разделяющую корпус на две камеры, причем указанными поршнями, стенками корпуса и перегородкой в верхней камере ограничены первая и вторая полости, à s нижней — третья и четвертая полости последняя из которых постоянно сообщена с участком управляющей магистрали между краном следящего действия и соединительной головкой, а первая, вторая и третья полости при двухпроводной схеме - через двухпозиционный распределитель — соответственно с двухмагистральным перепускным клапаном, полостями тормозных камер, сообщенных с краном ручного управления, и с ресивером, а при однопроводной схеме — соответственно с атмосферой, двухмагистральным перепускным клапаном и упомянутыми полостями тормозных камер.

1063669 I зо брстсни с от носитсЯ к тра нспортному машиностроению, в частности к тормоз нь3м системам колесных транспорт ных средств.

Наиболее близким к лредлагае3 ой является тормозная система транспортного средства, содержащая тормозной при вод прицепа, в ключ аюший в себя соединеннь е трубопроводами многосекционнь333 тормозной кран, двухмагист" раль ный герепускной клапан, предохранительный клапан, ресиверы, кран ручного угравления, тормозные камеры,, и питающую магистраль с соедини тел ь ными головками, имеющими э апорные клапаны для соединения с тормо;3ным приводом прицепа по одно- H двухпроводной схеме (1) .

Недостатком этой тормозной системы являстся то, что оборудованные сю автомобили нельзя эксплуатировать 20 в составе автопоеэда, составленного из такого автомобиля и прицепов полуприцепог), оснащенных однопровод ными тормозными приводами, что снижает технические и эконо3ические 25 показатели автотранспортных средств в связи с наличием большого парка

ПРИЗ.ЕПОВ И ПОЛУПРИЦЕПОВ С ОДНОПРОвод3:ыми тормозными системами.

КРоме того„ К 33 ToPMo H 33 сН- ЗО стема в ряде случаев не обеспечивает синхронную работу тормозных с систем автомобиля и прицепа, так как в ней не предусмотрена форсирован:-3ая передача управляющего сигнала на пбдключаемую тормозную систему прицепа, что приводит к значительному запаздыванию по времени срабатывания тормозной системы прицепа по отношению к тормозной системе ав ".o33oáHëÿ--:ягача.

: ель изобретения — повышение эффективности путем повышения быстродействия и синхронности работы тОр моэ ной с 3стемы.

;3 эст авле нная цель достигается

4 тем, что тормозная система транс-. портного средства, содержащая тормоз ной привод прицепа, включающий в себя соединенные трубоПроводами многосекционный тормозной кран, двухмагистральный перепускной клапан, предохранительный клапан, ресиверы, кран ручного управления, тормозные камеры и питающую магистраль с соединительными головками,,имею333ими запорные клапаны для соединения с тормозным приводом прицепа по одно- и двухпроводной схеме, снабжена двухпозиционным распределителем и краном следящего действия, 60 установленным в управляющей магистрали перед соединительной головкой, при этом кран следящего действия оборудован пневматическим управляющим устройством, представляющим собой размещенные в корпусе верхний и нижний -:;."..ни, соединенные общим штоком„ .. -действующим на кран и проходящим сквозь перегородку, разделяющую корпус на две камеры, причем указанными поршнями, стенками корпуса и перегородкой в верхней камере ограничены первая и вторая полости, а в нижней — третья и четвертая полости, последняя иэ которых постоянно сообщена с участком управляющей магистрали между краном следящего действия и соединительной головкой, а первая, вторая и третья пОЛОсти при двухпроводнОй схеме — через двухпоэиционный распределитель соответственно с двухмагистральным перепускным клапаном, полостями тормозных камер, сообщенных с краном ручного управления, и с ресивером, а при однопроводной схеме — соответственно с атмосферой, двухмагистральным перепускным клапаном и упомянутыми полостями тормозных камер °

На фиг. 1 приведена схема многоконтурной тормозной системы автомобиля-тягача; на фиг. 2 — то же.

Тормозной привод содержит многосекционный тормозной кран 1 с секциями 2 и 3, подключенными соответственно к тормозной магистрали 4 колес передней оси и управляющей магистрали 5 тормозного привода прицепа (каждая секция крана 1 обслуживает отдельные контуры) . Двухмагистральный перепускной клапан 6 подключен к секциям 2 и 4 тормозного крана 1 и к входу 7 предохранительного клапана 8„ выходы 9 и

10 которого соединены с тормозными магистралями 11 и 12 средней и задней осей. Кран 13 ручного торможения установлен в магистрали 14, соединенной с аварийными полостями пневмопружинных тормозных камер 15.

Ресиверы 16-„19 питают привод сжатым воздухом. Двухпозиционный распределитель 20 включен в магистрали 5, 14 и соединен с ресивером 19. Воэдухораспределитель 21 подключен к соединительной головке 22„ а соединительные головки 22 и 23 относятся к типу A и содержат клапан„ перекрывак3ций сообщение внутренней полости этих головок с атмосферой при отсоединении их от головок прицепа, Питающая магистраль 24 подключена к ресиверам 16 и 19, В воздухораспределителе 21 имеются у33равляющие полости 25-27, следящие поршни 28 и кран 29 следящего действия, причем все эти полости сообщаются распределителем 20, а полость 26 дополнительно сообщена с ресивером 19 °

1063669

Тормозная система работает следующим образом.

Когда тормозная педаль не сжата, тормозные камеры находятся в расторможенном состоянии, так как их рабочие полости сообщаются через трубопроводы 4, 11, 12, клапаны 6, 8 и тормозной кран 1 с атмосферой, Управляющий пневмосигнал не подается в управляющую магистраль 5 тормозного привода прицепа. В ресиверах 16-19 поддерживается необходимое давление сжатого воздуха.

При нажатии на тормозную педаль в случае подключения тормозной системы по двухпроводной схеме на фиг. 1 включена нижняя позиция рас. пределителя 20 сжатый воздух поступает через секции 2 и 3 тормозного крана 1 в магистраль 5 управления и в тормозную магистраль 4 передней оси, Одчовременно сжатый воздух поступает через двухмагистральный перепускной клапан 6 и предохранительный клапан 8 в тормозные магистрали 11 и 12. Происходит процесс торможения тягача.

Кроме того, управляющий пневмо сигнал иэ тормозного крана 1 через магистраль 5 и распределитель 20 поступает в первую управляющую полость 25 воздухораспределительного клапана 21, расположенного на тагяче непосредственно у соединительной головки ?2. Вторая управляющая полость 26 воэдухораспределителя 21 находится под давлением сжатого воздуха, поступающего из ресивера 16 через кран 13, трубопровод 14 и распределитель 20. Третья управляющая полость 27 соединена через распределитель 20 с ресивером 19 и находится под давлением сжатого воздуха. В этой случае следящие поршни 28 воэдухораспределителя 21 перемешаются вниз, открывают кран

29 и сжатый воздух из ресивера 19 через распределитель 20 и кран 29 подается в соединительную головку

22, к которой подключается управляющая магистраль тормозного привода прицепа связанная с воэдухораспре1 делителем прицепа, Таким образом, наличие возле соединительной головки звена, усиливающего управляющий сигнал, позволяет форсироьать по быстродействию передачу управляющего сигнала на вход в тормозной привод прицепа, что в целом значительно повышает быстродействие и синхронность работы всей тормозной системы автопоеэда, так как нарастание давления в тормозных камерах прицепного средства будет осуществляться без задержки и синхронно нарастанию давления в тормозных камерах тягача. Наполнение сжаг

65

В процессе торможения, осуществляемого ручным краном 13 при двухпроводной схеме подключения прицепа тым воздухом ресиверов прицепа в этом случае происходит через магистраль 24 и соединительную головку 23.

В случае работы привода по однопроводной схеме включается верхняя позиция распределителя 20 (фиг. 2). Остальное соединение пневмоаппаратов между собой не изменяется, т.е. остается таким же, как показано на фиг. 1, При этом тормоэной привод тягача функционирует аналогично описанному выше. Передача управляющего сигнала на прицеп происходит иначе. При подключении к приводу однопроводного привода прицепа используется только соединительная головка 22, Соединительная головка 23 типа Д отключена и ее клапан разобщает сообщение магистрали 24 с атмосферой. В этом случае при отсутствии нажатия водителем на тормозную педаль первая управляющая полость 25 воэдухораспределителя 21 сообщается через распределитель 20 с атмосферой. Вторая управляющая полость 26 через распределитель 20, магистраль 5 и тормозной кран 1 также сообщается с атмосферой, а третья управляющая полость 27 через распределитель 20, трубопровод 14 и кран 13 соединена с ресивером 16 и находится под давлением сжатого воздуха. Поэтому следящие поршни

28 воздухораспределителя 21 находятся в нижнем положении и сжатый воздух из ресивера 16 через кран 13, трубопровод 14, распредели-ель 20, кран 29 подается в соединительную головку 22, т.е. в этом случае обеспечивается подача сжатого воздуха в ресиверы прицепа.

При нажатии на тормозную педаль при работе привода по однопроводной схеме) управляющий пневмосигнал из тормозного крана 1 через магистраль 5, распределитель 20 поступает в управляющую полость 26 воздухораспределителя 21, следящие поршни 28 которого перемешаются вверх и соединительная головка 22 через кран 29 сообщается с атмосферой. Сброс давления сжатого воздуха иэ полости соединительной головки 22 (управляющей магистрали тормозного приводаприцепа) соответствует процессу затормаживания прицепа. Сброс давления через кран 29 непосредственно у головки 22 в.соответствии с величиной давления в полости 26 обеспечивает хорошее быстродействие и синхронность работы тормозного привода прицепа и тормозной системы автогоезда в целом.

1063669 фиг. 1), сжатый воздух из полости

6 воздухораспределительного клапана

21 и полостей тормозных камер через трубопровод 14, кран 13 выпускается в атмосферу. Поэтому тормозные камеры 15 включаются в работу под действием в них пружинных элементов.

Одновременно с понижением давления в полости 26 следящие поршни 28 воздухораспределителя 21 перемещаются вниз и через кран 29 и соединительную головку 22 подается управляющий сигнал (сжатый воздух) на торможение прицепного средства.

При однопроводной схеме подключения прицепа (фиг. 2) и ручном уп- 15 равлении процессом тормошения сжатый воздух из полости 27 воздухораспределителя 21 и полостей тормозных камер 15 через трубопровод 14 и кран 13 выпускается в атмосферу ° 2g

Поэтому срабатывают тормозные пневмопружинные камеры 15 тягача и тормоэная счстема прицепа, так как следящие .оршни 28 воздухораспределителя 21 перемещаются вверх и сжатый воздух иэ управляющей магистрали прицепа через соединительную головку ?2 и кран 29 выходит в атмосферу, Тормозная система позволяет производить одновременное торможение .ножным тормозным краном 1 и ручным краном 13„ 13I и ножное (краном 1) управления будут осуществляться параллельно с последовательностью включения в работу аппаратов, как это было описано выше для каждого из этих видов управлений.

Применение тормозной системы позволит повысить эффективность использования автомобиля-тягача, повышает быстродействие и синхронность работы тормозной системы, что способствует повышению безопасности движения.

1063669

Составитель О. Алексеев

Редактор E. Лушникова Техред Т.Маточка Корректор В. Бутяга

Заказ 10301/19 Тираж 675 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал IIIIII "Патент", r. ужгород, ул. Проектная, 4

Тормозная система транспортного средства Тормозная система транспортного средства Тормозная система транспортного средства Тормозная система транспортного средства Тормозная система транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к автотормозному оборудованию железнодорожных вагонов, например, грузовых

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к двигателям и тормозным системам транспортных и других средств

Изобретение относится к области тормозных устройств безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Способ заключается в управлении устройством регулирования давления тормозной системы с рабочим телом транспортного средства для регулирования тормозного давления в тормозных цилиндрах для каждого отдельного колеса ведущей оси. Устройство регулирования давления включает ускорительный клапан. Для компенсирования инертности реагирования ускорительного клапана запирающие клапаны, подключенные между ускорительным клапаном и тормозными цилиндрами, переключают в открытое положение только после образования перепада давления между рабочим давлением ускорительного клапана и тормозным давлением в тормозных цилиндрах. Достигается быстрота смены давления в тормозных цилиндрах. 17 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх