Затвор судоходного шлюза

 

I. ЗАТВОР СУДОХОДНОГО ШЛЮЗА, содержащий установленное на рельсах, закрепленных на флютбете л устоях, пролетное строение, имеющее отсеки плавучести и снабженное верхним и нижним ,77-р.д новными и НИЖНИМ аварийным опорно-хо.аовыми устройствами, причем Л14Ния, соединяющая основные опорно-ходовые устройства , проходит по диагонали пролетного строения от нижнего опорного ходового устройства к верхнему, и привод, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности в работе затвора, отсеки плавучести размещены выше линии, соединяющей опорноходовые устройства, причем нижнее опорноходовое устройство выполнено однорельсовым , а верхнее - двухрельсовым. 2. Затвор по п. 1, отличающийся тем, что аварийное опорно-ходовое устройство выполнено в виде двухколесной тележки, а концы рельс для него снабжены клиньями, имеющими уклон в сторону шлюза. (Л С 7J J

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) 3(58 Е 02 В 7 20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3356168/29-15 (22) 16.11.81

;(46) 30.12.83. Бюл. № 48 . (72) В. П. Бутин (71) Ленинградский институт водного транспорта (53) 627.833 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 433269, кл. Е 02 В 7/26, 1970.

2. Деперт Г. Шлюзы и судоподъемйики.

М., «Речной транспорт», 1961, с. 140, рис. 128 (прототип). (54) (57) I. ЗАТВОР СУДОХОДНОГО

ШЛЮЗА, содержащий установленное на рельсах, закрепленных на флютбете и устоях, пролетное строение, имеющее отсеки плаву-. чести и снабженное верхним и нижним основными и нижним аварийным опорно-ходовыми устройствами, причем линия; соединяющая основные опорно-ходовые устройства, проходит по диагонали пролетного строения от нижнего опорного ходового устройстl ва к верхнему, и привод, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности в работе затвора, отсеки плавучести размещены выше линии, соединяющей опорноходовые устройства, причем нижнее опорноходовое устройство выполнено одйорельговым, а верхнее — двухрельсовым, 2. Затвор по п. 1, отличающийся тем, что аварийное опорно-ходовое устройство выполнено в виде двухколесной тележки, а концы рельс для него снабжены клиньями, имеющими уклон в сторону шлюза, 1063919

Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано для перекрытий судоходных пролетов гидротехнических сооружений, в частности шлюзов.

Известны откатные вороты, включающие пролетное строение, опорно-ходовую часть и привод (1).

Недостатком данных ворот является большая нагрузка на опорно-ходовую часть.

Известен также затвор судоходного шлюза, содержащий установленное на рельсах, закрепленных на флютбете и устоях, пролетное строение, имеющее отсеки плавучести и снабженное верхним и нижним основиымя и нижним аварийным опорно-ходовыми устройствами, причем линия, соединяющая основные опорно-ходовые устройства, проходит по диагонали пролетного строения от нижнего опорного устройства к верхнему, и привод (2).

Однако указанный затвор отличается низкой надежностью вследствие больших нагрузок на нижнюю опорно-ходовую часть, недостаточной остойчивостью пролетного строения и сложностью ремонта опорноходовой части.

Цель изобретения — повышейие надежности работы затвора.

Указанная цель достигается тем, что в затворе судоходного шлюза отсеки плавучести размещены выше линии, соединяющей опорно-ходовые устройства, причем нижнее опорно-.ходовое устройство выполнено однорельсовым, а верхнее — двухрельсовым.

Кроме того, аварийное опорно-ходовое устройство выполнено в виде двухколесной тележки, а концы рельс для него снабжены клиньями, имеющими уюлон в сторону шлюза

На фиг. изображен предлагаемый затвор, вид сверху; иа фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 — узел 1 на фиг. 2; иа фиг. 5— сечение В-В на фиг. 4.

Затвор состоит из пролетного строения 1, нижнего основного опорно-ходового устройства, выполненного в виде опоры 2 скольжения, опирающейся на монорельс 3, верхАего опорно-ходового устройства, выполненного в виде опор 4 скольжения, опирающихся на рельсы 5. Монорельс 3 уложен по флютбету 6 камеры шлюза в плоскости, проходящей через центр тяжести пролетного строения l. Верхние рельсы 5 расположеяы на устоях 7 по обе стороны большой шкафной ниши 8. Каждая из опор 2 и 4 соединена с пролетным строением 1 через шарнир 9, ось которого перпендикулярна направлению движения строения 1.

Для необходимого в эксплуатации поперечного, перемещения основные опоры 2 и 4 оборудованы одним из известных устройств, например катковыми опорами.

Для передачи гидростатической нагрузкй на стенки гидросооружения затвор снабжен опорными устройствами 10, расположеиными1 на пролетном строении 1 со стороны Нижнего бьефа.

Откатные ворота также снабжены нижним аварийным опорно-ходовым устройством в виде опор 11 качения, выполненяых по типу железнодорожного ската, который перемещается по рельсовым путям 12. Ширина обода ската опор 11 выполнена больше ширины головки рельсовых путей 12 на величину необходимой поперечной подвижки строения 1, а высота реборд ската выполняется такой, чтобы в любой момент эксп-! луатации затвора плоскость качения рель-. совых путей 12 была выше крайней нижней

:точки реборды.

На ремонтном участке рельсовых путей

12 на их головках укреплены клинья !3 с, ограничителями 14 хода ската опор 11. (0 Высота клина 13 выполйена такой, чтобы при подъеме на него скатов опор 11 основная нижняя опора 2 полностью освободилась от яагрузки. Угол наклона клина 13 устанавливается расчетом.

В пролетное строение 1 вмонтированы отсеки 5 плавучести, размещенные выше опорной линии 16 строения 1. Количество отсеков 15 и их объем определяется расчетом, Затвор имеет привод (не показан).

Затвор работает следующим образом.

В эксплуатационном режиме строение I перемещается иа опорах 2 и 4. Опоры ll, при этом подняты иад плоскостью качения рельсовых путей 12 на величину, равную максимальному износу антифрикционяого материала опоры 2. При полном износе антифрикциоиного материала опоры 2 (либо при поломке опоры 2) опора I I автоматически выполняет функцию основной рабочей опоры 2.

Отсеки 15 плавучести, уравновешивая часть веса строения 1, перераспределяют

4О" оставшуюся нагрузку между опорами 2 и 4,. значительно уменьшая нагрузку на опору 2.

Размещение отсеков 15 (фиг. 3) выше опорной линии 16 перемещает центр тяжести затвора в сторону. большой шкафной яиши 8

4 (в сторону верхних опор 4), увеличивая остойчивость затвора беэ применения баласт- ных отсеков.

Для монтажа и. демонтажа опоры 2 затвор перемещается в ремонтное положение в большую шкафную нишу 8, опора 11 наезжает на клинья 13 до ограничителей 14 движения, вывешивая опору 2. После производства необходимых работ по ремонту или замене опорьг 2 затвор яа опорах 11 скатывается с клина 13, постепенно вводя, в работу опору 2, одновременно опора !1

5$ полностью освобождается от нагрузки.

-. Использование изобретения позволяет повысить яадежность ворот., 1063919

Составитель А. Кононов

Редактор М. Рачкулннец - Техред И. Верее Корректор A. Повх.Заказ I 0437/32 . Тираж 673 Подиис мое

ВНИЙПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

I13035, Москва, )K — 35, Раушскаи наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патентэ, r. Ужгород, ул. Проектная,. 4

Затвор судоходного шлюза Затвор судоходного шлюза Затвор судоходного шлюза 

 

Похожие патенты:

Затвор // 912825

Изобретение относится к гидротехнике, а именно к способам монтажа крупногабаритных двустворчатых и опускных ворот шлюза

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, а именно к судоходным шлюзам, и предназначено для защиты ворот шлюзов от навала судов

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов, а именно для защиты ворот шлюза от навала судов

Изобретение относится к энергетическим и гидротехническим сооружениям при перепуске больших количеств воды, в частности к устройствам управления приводом затвора гидротехнического сооружения

Изобретение относится к гидротехнике, а именно к двустворчатым и опускным шлюзовым воротам

Затвор // 1081269
Наверх