Стержень обмотки статора электрической машины

 

1. СТЕРЖЕНЬ ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий уложенные внутри корпусной изоляции в четыре ряда элементарные проводники, транспортированные в пазовой части преимущественно на 540 с переплетением про- . водников двух внутренних рядов между собой .и. вокруг Них -.проводников двух наружных рядов между собой, отличающийся тем, что, с целью экономии материалов, по меньшей мере один элементарный про-, водник каждого из наружных рядов имеет по одному дополнительному-переходу в смежный внутренний ряд с каждой стороны.по длине стержня за пределами транспозиции. .2. Стержень по п. 1, отличающийся тем, что в зоне лобовых частей стержня внутренние ряды элементарных проводников выполнены по вь1сЬте большими, чем наружные , .по .меньшей мере на высоту одного элементарного-проводника. (О

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1064380 А з 511 Н 02 К 3/14

НИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ОПИСА

ABT0PCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

А

1 Г z

8 Я

Й7 f1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 34334 1 О/24-07 (22) 06.05.82 (46) 30.12.83. Бюл. № 48 (72) В. Б. Каплунов, И. Я. Черемисов, Л. Л. Хаймович и Г. Г, Левченко (71) Научно-исследовательский, проектяоконструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения Харьковского завода «Электротяжмаш» им. В. И. Ленина (53) 621.3.045.13 (088.81 (56) l. Патент ФРГ № 1231342, кл. 21 сГ51, 1971.

2. Патент. Франции № 1363079, 1963. (54) (57) 1. СТЕРЖЕНЬ ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий уложенные внутри корпусной изоляции в четыре ряда элементарные проводники, транспортированные в пазовой части преимущественно на 540 с переплетением про- . водников двух .внутренних рядов между собой .и вокруг них — .проводников двух наружных рядов между собой, отличающийся тем, что, с целью экономии материалов, по меньшей мере один элементарный про-. водник каждого из наружных рядов имеет по одному дополнительному переходу в смежный внутренний ряд с каждой стороны по длине стержня за пределами- транспозиции.

2. Стержень по п. 1, отличающийся тем, что в зоне лобовых частей стержня внутренние ряды элементарных проводников выполнены по высоте большими, чем наружные, по .меньшей мере на высоту одного элементарного .проводника.

l.064380 и может быть использовано в электромашийостроейии при разработке турбо- и гидрогейераторов. Известей стержень обмотки статора турбогенератора, содержащий внутри корпусной изоляции уложенные в четыре ряда элементарные проводники. Для уменьшения добавочяых потерь предусмотрена полная . транспозиция всех элементарных проводников без разделения стержня йа два транспонировайных полустержня (1).

Однако этот стержень невыгоден с точки зрения технологии и йе применяется в турбогенераторостроении.

Наиболее близок к предлагаемому стержень обмотки статора, содержащий внутри корпусной изоляции уложенные в четыре ряда элементарные проводники, транспонированяые в пазовой части на 540 с переплетением проводников двух .внутренних рядов между собой и вокруг йих — проводников двух яаружйых рядов между собой (2).

В известном стержне не обеспечивается компаКтное расположение элементарных проводников, в особенности в зоне лобовых частей за пределами транспозиции, что приводит к повышенному расходу материалов.

Цель изобретения — экономия материалов.

Укаэанная цель достигается тем, что в стержне обмотки статора электрической машины, содержащем уложенные. внутри корпусной изоляции в четыре ряда элементарные проводники, трайспонировайные в пазовой части преимущественно на 540 с переплетением проводников двух внутренних рядов между собой и вокруг них— проводников двух наружных рядов между 35 собой, по меньшей мере один элементарный проводник каждого из наружных рядов име ет по одному дополнительному переходу в смежный внутренний ряд с каждой стороны по длине стержня за пределами транспозиции. 40

В зоне лобовых частей стержня внутрен- ние ряды элементарных проводников могут быть выполнены по высоте большими, чем наружные, по меньшей мере йа высоту одного элементарного проводника.

° На фиг. 1 дано предлагаемое устройство 45 общий вид, продольный разрез; на фиг. 2—

4 — соответственно разрезы А-А, Б-Б и В-В для первого варианта исполяеяия, при котором на длине стержня, свободяой от транспозиции, число элементарных проводников во вяутреняем и наружном рядах одинаково; на фиг. 5 — 7 — соответственно разрезы А-А.

Б-Б и В-В для второго вариайта исполнения, при котором йа длине стержйя, свободной от трайспозиции, число элементарных про-: водников в каждом внутреннем ряду йа два у больше, чем в смежяом наружном ряду.

Стержень обмотки статора электрической машины состоит из элемейтаряых проводниИзобретение относится к электротехнике ков 1, помещенных внутри корпусной изоляции 2, Проводники 1 уложены по ширине стержня в четыре ряда 3 — 6. В зоне лобовых частей, свободной от транспозиции (фиг. 2 и 5), проводники внутренних рядов 4 и 5 обозначены буквами греческого алфавита, а проводники наружных рядов 3 и 6 буквами латинского алфавита.

В первом варианте конструктивного исполнения на длине стержня в зоне лобовых

10 частей, свободной от транспозиции, внутренние ряды 4 и 5 и внешние ряды 3 и 6 проводников выполнены одинаковыми по высоте. При этом имеется традиционная форма поперечного сечения стержня в виде параллелограмма (фиг. 2) без пустот под корпусной изоляцией в зоне лобовых частей.

Основная транспозиция проводников 1 в пазовой части стержня выполнена известным способом, например на 540 с переплетением проводников двух внутренних рядов 4 и 5 между собой и вокруг них— двух наружных рядов 3 и 6 между собой.

3а пределами упомяйутой транспозиции с каждой стороны по длине стержня один проводник каждого из наружных рядов 3 и 6 выполнен с дополнительным переходом 7 в смежные внутренние ряды 4 и 5; проводники С и ч из рядов 3 и 6 (фиг. 3 и 6) после дополнительного перехода 7 занимают места в рядах 4 и 5 (фиг. 2 и 5).

Количество проводников 1, которые выполнены с дополнительным переходом 7 может быть и большим, например по два или по четыре, что определяется в зависимости от размеров проводников и конструкции стержня.

В зоне основной транспозииии (фиг. 4) имеются переходы 8 и 9 только между наружными рядами 3 и 6, или только переходы 10 и 11 между внутренними рядами 3 и 5. Поскольку в месте дополнительного перехода 7 проводники а и ч переходят из наружных рядов 3 и 6 во внутренние ряды 4 и 5 в зоне основной транспозиции, они располагаются вместе с проводниками а, Ь, с, d и др., обозначенными буквами латинского алфавита. Таким образом, на всей длине участка основной транспозиции стержня число проводников во внутренних рядах 4 и 5 меньше, а в наружных рядах 3 и 6 больше, чем в этих же рядах на длине стержня, свободной от транспозиции.

Описанные выше дополнительные переходы 7 проводников 1 по длине стержня расположены в пазовой части или в лобовой части вблизи границы между этими частями стержня.

Предлагаемое техническое решение позволяет получить более компактное расположение элементарных проводйиков в стержне, уменьшить пустоты под корпусной изо уцией, которые неизбежны при плетении (транспонировании) наружных рядов проводников вокруг внутренних рядов при равном, числе

1064380

B-В

Фиа.2

A-4

Фиг. 3 иа. 7

Составитель В. Игнатов

Редактор Л. Пчелннская Техред И. Верес Корректор В. Гирняк

Заказ 10354 55 Тираж бВ7, Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I I 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 проводников в этих рядах на всей длине стержня. Это обеспечивает улучшение заполнения паза и экономию материалов. Уменьшение пустот под корпусной изоляцией, обычно заполняемых замазкой с молотым асбестом, благоприятно также с точки зрения надежности и долговечности обмотки.

При работе машины обеспечивается большая монолитность стержня, повышается его стойкость к вибрации.

Вариант исполнения стержня по фиг: 5 —

7 отличается от первого.тем, что на длине стержня, свободной от транспозиции, высота внутренних рядов 4 и 5 больше, чем высота наружных рядов 3 и 6 за счет большего количества проводников 1 в рядах 4 и 5.

При этом стержень в зоне лобовых частей имеет большие радиусы закругления изоля ции на углах (фиг. 5).

Проводники e,у, й4,м в пазовой части стержня транспониру1отся вместе с проводниками а, b, с и др., обозначенными буквами латинского алфавита, а за пределами этой транспозиции по два проводника каждого наружного ряда 3 и 6g, р,p,г1 выполнены с переходами 7 в смежные внутренние ряды 4 и 5.

Большие радиусы закругления способствуют улучшению электрического поля в изоляции и это повышает надежность в работе.

Поэтому он @ожет найти применение в машинах с более высоким номинальным йапр яже нием. фиг. Ф

B """E а,/3 Р с о""z

Стержень обмотки статора электрической машины Стержень обмотки статора электрической машины Стержень обмотки статора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в производстве стержней статорных обмоток электрических машин, в частности турбо- и гидрогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения стержней обмоток машин переменного тока с расширенным уравниванием полей и может быть использовано в машинах средней и большой мощности, например турбо- и гидрогенераторах

Изобретение относится к области электротехники и касается электрических машин, в частности особенностей конструктивного выполнения статоров электрических машин и их сборки

Изобретение относится к конструкции статоров крупных электрических машин переменного тока, например , Турбои гидрогенераторов

Изобретение относится к облас ти электромашиностроения

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в мощных турбогенераторах

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к турбои гидрогенераторам

Стержень обмотки статора электрической машины

Наверх