Устройство для управления реверсивным вентильным электродвигателем

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕВЕРСИВНЫМ ВЕНТИЛЬНЬМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ПО авт. св. 1001415, о т л ичаю .щеес я тем, что, с целью повышения быстродействия и улучшения динамических характеристик, в него введены ключ и инерционное звено, а блок управления выпрямителем снабжен корректирующим входом, который соединен с выхсэдом введенного инерционного звена, входом соединенного через введенный ключ с источником напряжения смещения, причем вход этого ключа подключен к выходу блока выбора -коммутации .

„.,Su„, 1064412 А

СО 03 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

3(51) Н 02 P б/00

1, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Й ABT0PCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 1001415 (21) 3443704/24-071(22) 28.05.82 (46) 30.12.83. Вюл. Р 48 (72) В.Ф.Шепелин и В.A.Алексеев (71) Всесоюзный оредена Трудового

Красного Знамени научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт релестроения: (53) 621.313.292-83 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 1001415 по заявке 3278607/24-07, кл. Н 02 P б/00, 1981. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

РЕВЕРСИВНЫМ ВЕНТИЛЬНЬМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ по авт. св. Р 1001415, о т л ич а ю.щ е е с я тем, что, с целью повьиаения быстродействия и улучшения динамических характеристик, в него введены ключ и инерционное звено, а блок управления выпрямителем снабжен корректирующим входом, который соединен с выходом введенного инерционного звена, входом соединенного через введенный ключ с источником напряжения смещения, причем вхсщ этого ключа подключен к выходу блока выбора .коммутации.

1064412

Изобретение относится к электротехнике, м частности к регулируемому вентильному электроприводу, и может найти применение н электроприводах металлорежущих с танк ов и других механизмов. 5

По основному авт. св. Р 1001415 (известно, что устройство для управ» ления реверсивным вентильным электродвигателем, содержит выпрямительноинверторный преобразователь частоты, 0 блок управления ныпрямителем, один из выходов которого подключен к входу нуль-органа, датчик тока выпрямителя, блок управления инвертором, входы которого связаны через блок переключения режимов работы инвертора с выходами задатчика углов управления инвертором н двигательном режиме и задатчик углов управления инвертором в тормозном рЕжиме, блок выбора коммутации, связанный с выходом датчика положения ротора 1 J.

Устройство содержит также датчик нуля тока выпрямителя, блок формирования углов управления инвертором в режиме переключения, логическую схему совпадения и логический блок бестоыового переключения режимов работы, первый вход которого подключен к датчику нуля тока выпрямителя, второй вход — к выходу нуль-органа, первый выход — к блоку управления инвертором, нторой выход — к блоку управления выпрямителем, а третий выход к первому входу логической схемы совпадения, вторым входом подключенной 35 к выходу блока выбора коммутации, а выходом — через блок формирования углов управления инвертором в режиме переключения к первому входу задатчика углов управления инвертором в дви- 40 гательном режиме, второй вход которо го подключен к выходу датчика тока выпрямителя. Задатчик углов управления инвертором в тормозном режиме снабжен двумя дополнительными входами, один из которых подключен к выходу задатчика углов управления инвертором в двигательном режиме, а другой — к выходу датчика тока выпрямителя.

Недостатком известного устройства является то, что из-за наличия пульсаций напряжения на выходе инвертора и возможных бросков тока при переключении режимов работы в процассе отработки рассогласования частоты вращения нельзя убрать люфт и согласовать характеристики системы автома тического регулирования, что понижает быстродействие устройства и ухудшает его динамические характеристики60

Цель изобретения — повышение быстродействйя и улучшение динамических характеристик.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для управления реверсивным вентильным электродвигателем введены ключ и инерционное звено, а блок управления выпрямителем енабжен.корректирующим входом, который соединен с выходом введенного инерционного звЕна, вхоцом соединенного через нведенный ключ с источником напряжения смещения, причем вход этого ключа подключен к выходу блока выбора коммута(ии.

Благодаря выше указанному подключению вновь введенных элементов в нижнем диапазоне регулирования скорости, где малые входные сигналы управления, характеристики системы автоматического регулирования в двигательном и тормозном режимах согласованы, люфты отсутствуют и предлагаемое устройство имеет предельное для данной структуры быстродействие. Броски тока н силовой цепи иэ-эа пульсаций напряжений на выходе выпрямителя и инвертора в виду малой величины последних отсутствуют.

В верхнем диапазоне регулирования скорости, где уровень входных сигналов возрастает, характеристики системы автоматического регулирования в двигательном и тормозном режимах раздвинуты и переключения иэ одного режима н другой происходят плавно, что исключает броски тока в силовой цепи из-эа неравBHKTBB мгновенных значений напряжений на выходах выпрямителя и инвертора, На чертеже представлена схема предлагаемого устройства °

Устройство-содержит выпрямительноинверторный преобразователь 1, блок

? управления выпрямителем, .один из выходов которого подключен к входу нуль-органа 3, датчик 4 тока выпрямителя, блок 5 управления иинертсром, входы которого св язаны через блок 6 переключения режимов работы инвертора с выходами задатчика.7 углов управленияя и нв ертором в дв ига тель ном режиме задатчик 6 углов упрандения инвертором в тормозном режиме, блок 9 выбора коммутации, связанный с выходом датчика 10 положении. ротора, датчик 11 нуля тока выпрямителя, блок 12 формирования углов управления инвертором в режиме переключения, логическую схему 13 совпадения, логический блок 14 бесктокового переключения режимов работы, первый вход которого подключен к датчику

11 нуля тока выпрямителя,,второй— к выходу нуль-органа 3, первый выход - к блоку 5 управления инвертором, второй — к блоку 2 управления выпрямителем, а третий — к первому входу логической схемы 13 совпадейия, вторым входом подключенной к выходу блока выбора коммутации 9, а выходом — через блок 12 формирования углов управления инверотором н

1064412

° режиме переключения к первому входу задатчика 7 углов управяения инвертором в двигательном режиме,.второй вход которого подключен к выходу. датчика 4 тока выпрямителя.

Задатчик 8 углов упраьления инвер- 5 тором в тормозном режиме имеет.два дополнительных входа, один из которых подключен к выходу задатчика 7 углов управления инвертором в двигательном режиме, а другой — к выходу датчика 10

4 тока выпрямителя.

Якорные обмотки. синхронной машины

15 подключены к выходу выпрямительноинверторного преобразователя 1, вход блока 16 управления искусственной коммутацией подключен к датчику 10 положения ротора, а выход — к входу блока .2 управления выпрямителем.

Датчик 17 скорости подключен к входу блока 2 управления выпрямителем. Задатчик 18 углов управления инвертором в двигательном и тормозном режимах на низкой скорости через блок 6 переключения режимов равботы инвертора связан с блоком 5 управления инвертором.

Выпрямительно-инверторный преобразователь 1 содержит выпрямитель 19, сглаживающий дроссель 20 и инвертор

21.

Блок 2 управления выпрямителем имеет корректирующий вход 22 и состоит из регулятора 23 скорости, регулятора 24 тока, один из входов которого подключен через ключи 25 к датчику 4 тока выпрямителя. Выход регулятора 24 тока подключен через выпрямитель на ключах 26 и усилителе 27 и управляющий орган 28 к блоку 29 фазового управления выпрямителем.

Тиристоры выпрямителя управляются 40 от блока 30 импульсного управления выпрямителя, вход которого через блок

31 сдвоения импульсов подключен к выходу блока 29 фазового управления выпрямителем. 45

Блок 5 управления инвертором содер. жит блок 32 импульсного управления, блок 33 фазового управления и ключи

34, включенные между выходом блока

33 фазового управления и один из входов блока 32 импульсного управления.

Блок 6 переключения режимов работы инвертора имеет блок 35 определения, режимов работы, первый и второй входы которого подключены на пер5 вый и второй выходы логического блока 14 бестокового переключения режимов работы, а третий входк выходУ блока 36 определения направления вращения; имеются также 60 управляемые ключи 37 — 39, включенные между задатчиками 18,7 и

8 углов управления инвертором и блоком 33 фазового управления ин° вертором, а также логические схемы 65

И-НЕ 40 - 42. Выход логической схемы 42 йодключен на вход ключа 38, первый ее вход — к выходу блока 9 выбора коммутации, а второй вход— на выход блока 35 определения режимов работы; выход логической. схемы 41 подключен к входу ключа

37, первый ее вход соединен через логическую схему И-НЕ 40 с выходом блок а 9 выбора к оммутации, а в торой — с выходом блока 35 определения режимов работы.

Блок 1 2 формирования углов управления инвертором в режиме переклю чения состоит из Р -С-цепочки 43, один зажим конденсатора которой подключен к общей схемы, а второй— к входу задатчика 7 Углов управления инвертором в двигательном режиме, управляемого ключа 44, включенного выходными зажимами к выводам конденсатора; вход ключа 44 через логическую схему И-НЕ 45 связан с выходом схемы 13 совпадения.

Кроме того, регулятор 24 тока может быть соединен с ключами 26 через нелинейное звено 46, второй вход которого через функциональный преобразователь 47 электродвижущей силы подключен к выходу датчика 17 ск орос ти.

Устройство содержит также ввденные ключ 48 и инерционное звено 49, выход которого соединен с корректирующим входом 22 блока. управления выпрямителем, а вход — через введенны ключ 48 "оединен с источником напряжения смещения U . Вход введенного ключа 48 подключен к выходу блока 9 выбора коммутации.

Устройство для управления реверсивным вентильным электродвигателем работает следующим образом..

В исходном состоянии задающее; напряжение U> 0. На выходе регулятора 23 скорости, регулятор".24 тока, нелинейного звена 46, нуль-органа

3 — нулевые сигналы и логический блок 14 бестокового переключения режимов работы находится в состоянии, соответствующем нулевому сигналу с нуль- органа 3, например вперед. При этом включены ключи 34, соответствую. щие направлению вперед,. и на два тиристора инвертора 21 подаются управляккцие импульсы. Однако ток в силовой цепи не протекает и двигатель находится в неподвижном состоянии, поскольку углы управления тиристоров выпрямителя 19 максимальным и близки к 150 эл.град. (задающее напряжеЗЗО) °

При подаче U>, соответствующего направлению вперед, на выходе регулятора 23 скорости, регулятоРа

24 тока и управляющего органа 28 появится сигнал, который уменьшает углы управления тиристорами выпря1064412 мителя и переводит его в выпрямительный режим. По двум фазам двигателя 15 начинает протекать ток, уо" тор поворачивается на определенный угол. При поступлении импульса на переключение фаз двигателя с датчика 10 положения ротора сигналом с блока 16 управления искусственной: коммутацией управляющий орган 28 переводится в состояние, соответствующее углу управления тиристоров выпрямителя p-p и выпрямитель переходит в инверторный режим. Ток) ранее работавших фаз двигателя спадает до нуля и тиристоры.инвертора закрываются. После спадания тока до нуля сигнал на управляющем органе 28 ннонь принимает прежнее значение и ток в фазах, двигателя, но уже в других, соответствующих новому положению датчика 10 положения ротора., нарастает до прежйего значения. Ротор двигателя вновь повора чивается на 60 эл.град. до прихода следующего импульса с датчика 10 положения ротора.

При этом на выходе блока 35 определения режима работы электропривода 1 что соответствует двигательному режиму работы, на выходе блока 9 выбора коммутации — 0, что соответствует низкой скорости и принудительной коммутации выше описанным способом тока тиристоров иннертора.

Нулевым сигналом с логической схемы H — HH 41 ключ 37- включен, а единичным сигналом с блока 35 определения режима работы электропривода и единичным сигналом слогической схемы И-HE 42 ключи 39 и 38 отключены и инвертор работает с углами опережения открывания тиристорон р-„ 0 задаваемых зада тчик ом 1 8..

При достижении двигателем! заданной скорости, когда становится возможной естественная коммутация, на выходе блока 9 выбора коммутации появится 1, ключ 38 закрывается, а ключ 37 открывается. При этом при наличии 1 на третьем выходе логического блока 14 бестокового переключения режимов работы на выходе логической схемы И-НЕ совпадения

13 появится 0 и конденсатор на выходе блока 12 формирования углов управления иннертора в режиме пере-: ключения начинает заряжаться и по мере его заряда результирующий сиг". нал на входе задатчика 7 углов управления инвермора в двигательном режиме уменьшается. Уь)еньшаются и глы управления тиристорами инверто а с максимальных, соответствующих п рвому моменту переключения (равных ориентировочно 60 эл.град.) до соответствующих работе с естественной коммутацией тиристоров инвер«тора за счет электродвйкущей силы фаэ двигателя (ранных ориентировочно 30-4 0 эл . град). !

При работе двигателя на низких скоростях ключ (введенный) 48 нуне».. вым сигналом с блока 9 выбора коммутации закрыт, вход инерционного звена 49 шунтирован, на его выходе сигнал отсутствует и начальнь1е углы коммутацию тока тиристоров инвертора

21 за счет электродвижущей силы фаз двигателя на выходе блока 9 выбора . коммутации появляется 1 и ключ

48 размыкается. При этом напряжение с источника смещения через введенною инерционное звено 49 поступает на корректирующий нход 22 блока, управления выпрямителем и соответственно

40 на вход управляющего органа 28, увеличивая его начальные углы управления до 130-135 эл.град.,причем не мгновенно, а по мере заряда конденсатора введенного инерционного звена 49, постоянная времени заряда; которого выбрана таким образом, что= бы система автоматического регулиро-. вания могла отработать дополнительное возмущение и исключить нозможное колебание скорости двигателя.

Дополнительно к этому на вход управляющего органа 28 подается сиг-, нал с третьего выхода логического блока 14 бестокового переключения режимов работы, длительностью примерно равной 0,001 с, который появляется в момент его переключения.

Данным сигналом управляющий орган

28 кратковременно переводится в состояние, coo TB етствующее максимальным углам управления тиристоров выпрямителяя, к от орые после зав ершени я переключения логического блока 14 уменьшаются до значений, соответствукщих заданий скорости вращения. управления тиристорами выпрямителя, 10 соответствующие U =О, близки к 120 эл.град (что соответствует границе появления положительного напряжения на выходе выпрямителя 19, а значит и тока в звене постоянного тока

15 преобразователя частоты) . Люфт в системе автоматического регулировайия отсутствует и быстродействие электропривода максимальное.

При работе на низких скоростях двигателя с углами управления тиристорами инвертора (=О колебание напряжения на выходе инвертора 21 в двигательном и тормозном режимах незначительны: и переключения режимов работы выпрямителя 19 при отработке сигналов рассогласования в режиме поддержания заданной скорости не приводят к появлению бросков тока в обмотках якоря двигателя.

После возрастания скорости двигателя и переходе на естественную

1064412 Благодаря этому исключаются не,управляемые броски тока в быстродействующих электроприводах.

При переключениях режимов работы двигателя при холостом ходе имеется лишь одна временная задержка, длитель-5. ность которой ввиду ее малой величины недостаточна;для исключения бросков тока. Увеличение же ее приводит к затягиванию процессов переключения режимов работы под нагрузкой и ухуд- 10 щает динамические характеристики элек троп рив ода .

Обратное изменение начальных углов управления тиристоров выпрямителя до Ы»„= 120 эл. град. происходит при 15 снижении скорости двигателя в момент появления 0 на выходе блок 9 выбора коммутации и может. осуществлятьLa скачком, поскольку электропривод находится, в режиме торможения, и идет интенсивное уменьшение скорости.

Таким обраЗом, при переключении режимов работы устройства на высоких скоростях углы управления тиристорами выпрямителя вначале увеличиваются д5 до большого значения, что требуется для установившегося режима работы, а затем плавво уменьшаются до нужных значений. Благодаря этому выпрямленное напряжение на выходе выпрямителя также возрастает плавно, регулятор тока успевает отработать плавно изменяющиеся я сигналы и исключить б роск и тока в силовой цепи преобразователя частоты.

В области низких скоростей вращения, где входные сигналы малы, быстродействие устройства остается предельно возможным для данной структуры . системы автоматического регулирования, что повышает точность останова двигателя при позиционировании в металлорежущих станках, а также улучшает. чистоту обработки детали при сйловом резании в зоне малых скоростей вращения двигателя, где отработка возмущающих сигналов происходит медленно.

Таким образрм, изобретение позволяет повысить быстродействие и улучшить динамические харак теристики электропривода и может быть использо-. вано в быстродействующих вентильных электроприводах с асинхронным двигателем и преобразователем частоты со звеном постоянного тока.

1064412

Составитель A.Áàáàê

Тех ред Т.Фанта Корректор Ю.Макаренко

Редактор Н.Ковалева

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ,10355/56 Тираж 687 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

11.3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д .4/5

Устройство для управления реверсивным вентильным электродвигателем Устройство для управления реверсивным вентильным электродвигателем Устройство для управления реверсивным вентильным электродвигателем Устройство для управления реверсивным вентильным электродвигателем Устройство для управления реверсивным вентильным электродвигателем Устройство для управления реверсивным вентильным электродвигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано, например, для управления трехфазными синхронными и асинхронными двигателями

Изобретение относится к управляемым электроприводам

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах погружных насосных агрегатов, преимущественно для добычи воды, нефти или в других регулируемых электроприводах, в которых электромеханический преобразователь вентильного электродвигателя удален на большое расстояние от инвертора

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах погружных насосных агрегатов, преимущественно для добычи воды, нефти или в других регулируемых электроприводах, в которых электромеханический преобразователь вентильного электродвигателя удален на большое расстояние от инвертора

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройствам управления двухфазными бесколлекторными двигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах погружных насосных агрегатов, в частности, для добычи воды, нефти и т.д

Изобретение относится к способу управления реактивным индукторным двигателем

Изобретение относится к бесколлекторным двигателям постоянного тока
Наверх