Устройство для управления электромагнитом сцепления транспортной машины

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТОМ СЦЕПЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ, включающей в себя карбюраторный двигатель с дроссельной заслонкой, содержащее блок питания с генератором переменного тока переключатель питания, обмотку электромагнита , соединенную параллельно с блоком питания,шунтирующий выключа .тель и кнопку выключения сцепления, ,9 т л и ч а ю и е е с я тем,что, с целью повьашёния плавности включения сцепления,оно снабжено тиристорами, установленнынт между выводами обмоток статора генератора и обмоткой электромагнита, шунтируемыми выключателем , потенциомефром цепи управления тиристорами, питаемьзм от генератора через диоды и связанным с дроссельной заслонкой карбюратора и конденсато1)ом, установленным в цепи управления тиристорами, один вывод которого подсоединен к обмотке электромагнита, а другой - к потенциометру , диодом, включенным параллельно потенциометру.

09 ПЬ .

СООЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(6П F 16 Ф 29/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ с

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, :- -: —:::.: "

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) .3325823/27-11 (22) 23.07.81 (46) 15.01.84 Вюл. 9 2 (72) В.В.Андреев, Н.Н.Подосельников, В.A.Êoâàëåâ и Г.С.Трошин (7l) Красноярский политехнический институт (53) 629.113-578 (088.8) (56) 1.Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2942795/25-27, кл. V 16 О 29/00, 1980 (прототип). (54) {57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

ЭЛЕКТРОМАРНИТОИ СЦЕПЛЕНИЯ ТРАНСПОРТ НОЙ МАШИНЫ, включающей в себя карбюраторный двигатель с дроссельной заслонкой, содержащее блок питания с генератором переменного тока, пере- ключатель питания, обмотку электромагнита, соединенную параллельно с блоком. питания,шунтирующий выключа.тель и кнопку выключения сцепления, р т л и ч а ю щ е е с я тем,что, с целью повышения плавности включения сцепления,оно снабжено тнристорами, установленными между выводами обмоток статора генератора и обмоткой электромагнита, .шунтируемыми выключателем, потенциометром цепи управления тиристорами, питаеьим от генератора через диоды и связанным с дроссельной заслонкой карбюратора и конденсатором, установленным в цепи управления тиристорами, один вывод которого подсоединен к обмотке электромагнита, а другой — к по- Я тенциометру, диодом, включенным параллельно потенциометру.

1067258

Э

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для управления. сцеплениями транспортных средств.

Известно устройство для управления электромагнитом сцепления транс.портной машины, включающей карбюраторный двигатель с дроссельной заслонкой, содержащее блок питания с генератором переменного тока, переключатель питания, обмотку электро- 10 магнита, соединенную параллельно с блоком питания, центрирующий выключатель и кнопку выключения сцепления tl)

Данное устройство характерирует- )5 ся недостаточно плавным включе нием сцепления.

Целью изобретения является повышение плавности включения сцепления.

° Поставленная цель достигается тем, что устройство для управления электромагнитом сцепления транспортной машины, включающей в себя карбюраторный двигатель с дроссельной заслонкой, содержащее блок питания с генератором переменного тока, пе-, реключатель питания, обмотку электромагнита, соединенную параллельно с блоком питания, центрирующий выключатель и кнопку выключения сцепления, снабжено тиристорами, установленными между выводами обмоток статора.генератора и обмоткой электромагнита, шунтируемыми выключателем, потенциометром цепи управления.тиристорами, питаемым от генератора через диоды и связанным с дроссель- . ной заслонкой карбюратора и конденсатором, установленным в цепи управления тиристорами, один вывод которого подсоединен к обмотке электро- 4О магнита, а другой — к потенциометру, и диодом, включенным параллельно потенциометру.

На чертеже изображена схема тиристорного устройства для управле- 45 ния электромагнитом сцепления транс-: портной машины. устройство содержит блок питания состоящий из генератора переменного тока 1, выпрямителя 2, регулятора напряжения 3 и аккумуляторной батареи 4, переключатель питания 5, обмотку 6 электромагнита, кнопку 7 выключения сцепления на рычаге коробки передач, тиристоры 8, диоды 9, систему управления тиристорами, включаю.щую в себя потенциометр 10, диоды ll, 12 и конденсатор 13, выключатель 14, шунтирующий.тиристоры и связанный с. дроссельной заслонкой карбюратора, амперметр 15 „ вольтметр 16, предохра-60 нитель 17. Переключатель 5 имеет три.: положения, При нижнем положении обмотка электромагнита питается от генератора (обычный режим движения), при среднем — обмотка отключена от 65 блока питания, а при верхнем — питание осуществляется от аккумуляторной батареи.

Сущность работы электрической схемы устройства заключается в следующем.

При положите ль нрм полу пе риоде напряжения в любой из трех обмоток статора генератора 1 возникший ток через один из трех выпрямительных диодов 9 поступает на потенциометр

10 цепи управления тиристорами .и затем к их управляющим электродам. Если величина тока достаточна для отпирания тиристорно (одного из трех) то он отпирается.(пропускает ток), и импульс тока через переключатель

5 подается в обмотку 6 электромагнита. При отрицательном .полуперио де напряжения в указанной выше обмотке статора тиристор запирается (не пропускает ток), независимо от величины тока на управляющем электроде. Поскольку в устройстве используется трехфазны генератор переменного .тока, то описанное явление повторяется и в цепях двух дру-. гих его обмоток со смещением на 120 по углу поворота вала генератора.

Таким образом, в цепи электромагнита возникает пульсирунщий ток, амплитуда которого зависит от сопротивления потенциометра 10,а следовательно, и величины тока на управляю щем электроде.тиристора.

Для уменьшения (сглаживания) пульсаций тока, а также расширения диапазона непрерывного (плавного) регулирования тока, необходимо увеличить углы отпирания (время действия) тиристоров.. С этой целью в устройстве применяется схема с цепью RC-диод (по": тенциометр 10 — конденсатор 13— диод 11), обеспечивающая изменение углов отпирания тиристоров в пределах всего полупериода от 0 до 180

Во время положительного полупериода анодного напряжения тиристора конденсатор 13 заряжается от напряжения его отпирания, Во время отрицательного полупериода конденсатор перезаряжается до амплитуды отрицательного напряжения, обеспечива.". таким образом подготовку схемы для следующего цикла.

Назначение диода 12 — препятство,вать появлению обратного напряжения между катодами тиристоров и их управляющими электродами но время обратных полупериодов. В схеме предложенного устройства его можно в принципе не устанавливать, так как функции этого диода попутно выполяют диоды 9, основное назначение которых выпрямЛять,ток, идущий в цепь управления тиристорами. Однако в случае пробоя одного из диодов 9, работающих под большим напряжением, чем диод 12, 1067258 последний:предохранит тиристор от повреждения обратным током.

Устройство работает следующим образом.

При запуске и прогреве двигателя переключатель 5 находится в нижнем положении (питание от генератора), дроссельная заслонка прикрыта, двига тель работает на малых оборотах, сопротивление потенциометра 10 максимальное, а ток в системе управления тиристорами недостаточный для их открытия. Тиристоры закрыты и токв цепи электромагнита отсутствует, сцепление выключено. Для трогания автомобиля с места водитель включа-ет нижнюю передачу и нажимает на пе.даль акселератора. Частота вращения коленчатого вала двигателя увеличивается, напряжение генератора повышается, а вследствие уменьшения сопротивления потенциометра 10 ток в системе управления тиристбрами увеличивается и они открываются, В цепи электромагнита появляется ток и сцепление начинает включаться.

Величина тока зависит от сопротивле ния потенциометра 10, т,е. от величины открытия дроссельной заслонки карбюратора. Чем на больший угол. она открыта, тем больше величина тока в цепи электромагнита, тем больше передаваемый сцеплением крутящий момент, Интенсивность включения сцепления,.а следовательно, и плавность трогания автомобиля с места, определяется скоростью открытия дроссельной заслонки карбюратора

Когда дроссельная заслонка открывается на 80-853, заьыкаются контакты выключателя 14, и тиристоры шунтируются, Сцепление передает максимальный крутящий момент двигателя.

Для переключения передач при разгоне автомобиля включать сцепление можно путем отпускания педали акселератора. Более быстрое выключение обеспечивается при нажатии на кнопку 7 рычага коробки передач, которая размыкает цепь обмотки электромагнита. Кнопка срабатывает при прикосновении к рычагу коробки передач. После. включения нужной передачи .ртпускают рычаг коробки передач и нажимают на педаль акселератора, сцепление включается ° Для переключения с высшей передачи на низшую следует выключить сцепление путем нажатия на кнопку 7, включить нужную пе55 ляет повысить плавность включения электрически управляемого сцепления, что отражается на повышении надежности трансмиссии транспортного средства. редачу, увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя и отпус.тить кнопку. Для движения автомобиля накатом отпускают цедаль акселератора и сцепление выключается. При этом выключать передачу не обязательно. Остановку автомобиля можно осу. ществлять без выключения путем от пускания педали акселератора и притормаживания колесными тормозами.

10 Последующее движение автомобиля осуществляется отпусканием педали тормоза и нажатием на педаль акселератора. Для торможения колесными тормозами отпускают педаль акселератора или нажимают кнопку 7 (сцепление с выключается), а затем нажимают на педаль тормоза. Дпя торможения двигателем переводят переключатель 5 в верхнее положение (питание обмотки электромагнита осуществляется от аккумуляторной батареи) и отпускают педаль акселератора, Сцепление остается включенным. Перекжочатель 5 ставится в верхнее положение и при

5 движении автомобиля с малыми скоростями на высших передачах. Это пре дотвращает излишнюю пробуксовку сцепления и его выключение при низкой частоте вращения коленчатого вала двигателя, Для резкого включения сцепления (трогание на крутом подъеме, выезд застрявшего автомо:. .биля методом раскачки) ставят переключатель 5 в среднее положение, увеличивают частоту вращения колен35 чатого вала двигателя; и затем переводят переключатель 5 в нижнее или верхнее положение.

Ввведение в устройство тиристо ров, управляющая цепь которых имеет

4О потенциометр, связанный с дроссельной заслонкой карбюратора, конденса- . тора, установленного в цепи управления тиристорами, и диода, включенного параллельно потенциометру, поэво45 ляет полУчить практически бесступенчатое регулирование тока в цепи электромагнита, а следовательно, высокую плавность включения сцепления. Причем последний показатель зависит от интенсивности открытия дроссельной заслонки карбюратора.

Предлагаемое изобретение позво1067258

Составитель А, Кретов

Редактор Л. Повхан, Техред Л. Микеш

Корректор М.Шароши

Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул. Проектная,4

Заказ 11176/40 Тираж 916 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Устройство для управления электромагнитом сцепления транспортной машины Устройство для управления электромагнитом сцепления транспортной машины Устройство для управления электромагнитом сцепления транспортной машины Устройство для управления электромагнитом сцепления транспортной машины 

 

Похожие патенты:

Муфта // 494546

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в транспортных машинах

Изобретение относится к общему машиностроению , в частности к электромеханическим устройствам, и может быть использовано в составе механических приводов автоматизированных систем управления

Изобретение относится к гидростатическому приводу. Гидростатический привод с подающим цилиндром содержит корпус, наполненной рабочей средой камерой сжатия с нагружаемым давлением поршнем, с преобразующей вращательное движение в осевое движение планетарной обкатной передачей со втулкой, со шпинделем передачи и перекатывающимися между ними планетарными телами качения. Также гидростатический привод содержит электромотор, приводящий в движение планетарную обкатную передачу, с присоединенным жестко к корпусу статором и с возможностью поворота относительно него ротором. Камера сжатия выполнена кольцеобразно, а планетарная обкатная передача расположена радиально внутри камеры сжатия. Достигается оптимизация конструктивного пространства. 9 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гидростатическому приводу, в частности гидростатическому приводу сцепления с подающим цилиндром. Гидростатический привод содержит электромотор со статором и ротором, приводящим передачу во вращательное движение. Передача преобразует вращательное движение в осевое движение и перемещает поршень, который нагружает камеру сжатия давлением. Для экономии конструктивного пространства конструктивные элементы гидростатического привода сцепления интегрированы друг в друга. Достигается компактность конструкции. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх