Зубчатое колесо

 

1. ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО с криволинейными зубьями, отличающееся тем, что, с целью уменьшения динамических нагрузок при входе зубьев в зацепление, зубьа выполнены со срезом, поверхность которого проходит через крайние точки активного профиля зуба в его торцовом сечении и граничную точку нерабочего профиля. 2.Зубчатое колесо по п. 1, отличающееся тем, что зуб выполнен с консольным участком. 3.Зубчатое колесо по п. 1, отличающееся тем, что торцовая поверхность зуба является конической. 4.Зубчатое колесо по п. 1, отличающееся тем, что зуб выполнен разрезным.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) 1070361 А

3(51) F l6 Н 55 16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

В

1, 1 1 1Фчч й. ! Я ф )ФЬ Ф » °

К А ВТОРСКОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

CO (Р (АР (:Ь

Фи .1 (21) 2521736/25-28 (25) 2897846/25-28 (22) 14.09.77 (23) 23.03.80 по пп. 3 и 4 (46) 30.01.84.Áþë. № 4 (72) Н. А. Ковалев (53) 621.833. 12 (088.8) (56) 1. Кожевников С. Н. и др. Механизмы.

М., «Машиностроение», 1976, с. 161 — 165 (прототип) . (54) (57) i. ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО с криволинейными зубьями, отличающееся тем, что, с целью уменьшения динамических нагрузок при входе зубьев в зацепление, зубья. выполнены со срезом, поверхность которого проходит через крайние точки активного профиля зуба в его торцовом сечении и гра- ничную точку нерабочего профиля.

2. Зубчатое колесо по п. 1, отличающееся тем, что зуб выполнен с консольным участком.

3. Зубчатое колесо по п. 1, отличающееся тем, что торцовая поверхность зуба является конической.

4. Зубчатое колесо по п. 1, отличающееся тем, что зуб выполнен разрезным.

1070361

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым колесам с криволинейным зубом, у которых пятно контакта в процессе зацепления перемещается вдоль образующей зуба, и может быть использовано при изготовлении зубчатых передач с пониженными динамическими нагрузками.

Известны зубчатые колеса с криволинейным зубом и неизменной формой профиля его поперечного сечения 11) .

К недостаткам указанных колес можно от 10 нести повышенные динамические нагрузки, имеющие место в начальный момент выхода зубьев в зацепление, вызванные тем, что усилие в зацеплении сразу восприни мается участком зуба полного профиля.

Цель изобретения — уменьшение дина15 мических нагрузок при входе зубьев в зацепление.

Указанная цель достигается тем, что в зубчатом колесе с криволинейными зубьями последние выполнены со срезом, поверхность 20 которого проходит через крайние точки активного профиля зуба в его торцовом сечении и граничную точку нерабочего профиля.

Кроме этого, зуб может быть выполнен с консольным участком. 25

Торцовая поверхность зуба является конической.

Причем зуб может бь ть выполнен разрезным.

На фиг. 1 изображен зубчатый венец, поперечное сечение; на фиг. 2 — то же, частичный общий вид; на фиг. 3 — зуб торцовый вид; на фиг. 4 — то же, с наклонной прорезью; на фиг. 5 — модификация зубчатого колеса.

Буквой Ф отмечены продольные срезы.

Эти срезы выполнены на обоих концах зуба, на каждом со стороны его нерабочей боковой поверхности. Форма среза и соответствующей ему части дна впадины между зубьями зависит от принятой технологии.

Можно, например, заменить срез наклонной прорезью (фиг. 4). Срез начинается на торце зуба от крайних точек активного участка рабочего профиля и постепенно становится все меньше, заканчиваясь в точке С, где боковая поверхность нерабочего профиля переходит в поверхность впадин. Положение точки С вдоль образующей вибирается в зависимости от требуемой жесткости концевого участка зуба.

На фиг. 5 представлена модификация зубчатого колеса, где зуб имеет консольный участок и его торцовая поверхность выполнена в виде внутреннего конуса, что еще увеличивает податливость зуба в начальной фазе зацепления.

Зацепление ведомого колеса начинается в точке А, если направление вращения таково, что зубья движутся вниз (фиг. 2), и в точке  — при обратном направлении движения. В этот момент податливость зуба велика. По мере поворота колес контакт распространяется на среднюю часть зуба, имеющую обычайную податливость. Контакт зубьев прекращается на границе среза Ф.

В результате этого нарастание нагрузки на зуб происходит постепенно, что снижает динамические нагрузки.

Использование изобретения позволит снизить уровень шума и вибрации при работе зубчатой передачи.

1070361

Составитель А. Колосовский

Редактор В. Петраш Техред И. Верес Корректор Г. Решетник

Заказ 11329/36 Тираж 9!7 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l 3035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная. 4

Зубчатое колесо Зубчатое колесо Зубчатое колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах крупногабаритных механизмов

Изобретение относится к элементам зубчатых передач, прежде всего для электрических ручных машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в различных устройствах, например в цепных передачах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в кинематических нереверсивных винтовых передачах

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к зубчатым передачам, и может быть использовано в зубчатых колесах, работающих в режиме ударных нагрузок. Зубчатое колесо содержит тело (1) и зубчатый венец с зубьями (2). В зубьях по оси (4) их симметрии со стороны вершин (5) в сторону оснований, на всю ширину зубьев, выполнены прорези (6), заполненные упругим материалом, например, резиной. Изобретение направлено на повышение прочности зубьев зубчатых колес при их работе в режиме ударных нагрузок. 1 ил.
Наверх