Способ контроля зубчатых колес на зубошлифовальных станках

 

СПСЮОБ КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС НА ЗУБОШЛИФОВАЛЬНЫХ СТАНКАХ, заключающийся в том, что ориентируют контролируемое колесо по обеим боковым поверхностям его зубьев относительно измерительного инструмента н измеряют отклонение припуска по обеим боковым поверхностям зубьев с одновременной его записью, о т л и ч а ю щ и и с я тем, чтo с целью повышения информативности контроля и обеспечения ориентации режущего инструмента относительно колеса, перед измерениями колесо центрируют, после регистрации припуска поворачивают контролируемое колесо на величину полуразности максимальных отклонений припусков правой и левой боковых поверхностей его зубьев, повторно измеряют и регистрируют отклонение припуска, определяют разноимен- § ные псяерхностн зубьев с одинаковыми | отклонениями припусков и по ним ориентируют режущий инструментэотносительно контролируемого колеса.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИ4ЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

3(Ю G 01 В 5 20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3481940/25-28 (22) 06.08. 82 (46) 30. 01 . 84. Бюл. 9 4 (72) Э.Н.Перов, В.Г.Субботин и В.Ф.Суслов . (71) Пермское производственное объединение Моторостроитель нм. Я.М.Свердлова и Пермский политехнический институт (53). 531. 717.2:621.833 (088. 8) (56) 1. Тайц Б.A. Точность и контроль зубчатых колес. М., Машиностроение, 1972, с. 244 и 245.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 3325368/25-28, кл. 01 В 5/20, 1981 (прототип) . (54) (57) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ

КОЛЕС HA ЗУБОШЛИФOBAJIbHHX СТАНКАХ заключающийся в том, что ориентируют контролируемое колесо по обеим боко„„SU„„1 44А вым поверхностям его зубьев относительно измерительного инструмента и измеряют отклонение припуска по обеим боковым поверхностям зубьев с одновременной его записью, о т л ич а ю шийся тем, что с целью . повышения информативностй контроля и обеспечения ориентации режущего инструмента относительно колеса, перед измерениями колесо центрируют, после регистрации пркпуска поворачивают контролируемое колесо на величину полураэностн максимальных отклонений припусков правой и левой боковых поверхностей его зубьев, повторно измеряют и регистрируют отклонение пркпуска, определяют раэноимен- Е с ные поверхности зубьев с одинаковыми отклонениями припусков и по ним ориентируют рекущий инструмент аотносктельно контролируемого колеса.

1070424

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам и методам контроля зубчатых колес.

Известен спосОб контроля зубчатых колес, заключающийся в том, что измеряют тангенциальное смещение одной иэ боковых поверхностей всех зубьев контролируемого колеса и строят,диаграмму накопленной погрешности шага по колесу 13 °

Недостатком указанного способа 10 является то, что по отклонению одной поверхности зубьев колеса нельзя проанализировать взаимное расположение погрешностей по правым и левым боковым поверхностям зубьев. 15

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является способ контроля зубчатых колес на эубошлифовальных станках, заключающийся в том, что ориентируют контро- 20 лируемое зубчатое колесо по обеим боковым поверхностям его, зубьев отно сительно измерительного инструмента и измеряют отклонение припуска по обеим боковым поверхностям зубьев с одновременной его записью f2).

Недостатки известного способатрудоемкость и недостаточная точность при ориентации на эубошлифовальном станке зубчатого колеса огносительно режущего инструмента, Цель изобретения — повышение информативности контроля и обеспечение ориентации режущего инструмента относительно колеса.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу контроля зубчатых колес на эубошлифовальных станках, заключающемуся в том, что ориентируют контролируемое колесо по обеим боковым поверхностям его зубьев 4О относительно измерительного инструмента и измеряют отклонение припуска по обеим боковым поверхностям зубьев с одновременной его записью, перед измерениями колесо центрируют, 45 после регистрации припуска поворачивают контролируемое колесо на величину полураэности максимальных отклонений припусков правой и левой боковых поверхностей его зубьев, пов- 5О торно измеряют и регистрируют отклонение припуска, определяют разноименные поверхности зубьев с одинаковыми отклонениями припусков и по ним оРиентиРуют Режущий инстРумент отно- 55 сительно контролируемого колеса.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема устройства, на котором может быть осуществлен предлагаемый щ способ; на фиг. 2 - разрез A-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез В. Б на фиг. l;. иа фиг, 4 - совмещенные диаграммы распределения припуска по обеим боковым поверхностям зубьев до и после разворота колеса относительно делительного диска, где 0-0 - нулевая линия припуска1

1,5, ..., 33, 37 - порядковый номер впадин зубчатого колеса;

I u U кривые отклонения припуска после первоначальной установки колеса относительно делительного дис ка соответственно по левой и правой боковым поверхностям зубьев;

К и М - впадины с максимальным припуском соответственно по правой и левой боковым поверхностям зубьев

P — разность максимальных припусков;

Ш и ?У вЂ” кривые отклонения припуска под эубошлифование после разворота зубчатого колеса

% — угловое расстояние между зубьями, охватываемюми боковыми поверхностями шлифовальных кругов, расположенными в разных впадинах колесау

А, В, Г, E - наладочные впадины для ориентации зубчатого колеса на зубошлифовальном станке относительно шлифовальных кругов, расположенных в разных впадинах колеса;

Б и Д вЂ” наладочные впадины для о ориентации зубчатого колеса на зубошлифовальном станке относительно шлифовальных кругов, расположенных в одной впадине колесау

s - разность между максимальным припуском и припуском в наладочных впадинах;

n . - минимальный припуск под зубошлифование.

Устройство для контроля зубчатых колес содержит делительный механизм, состоящий из делительного диска 1, фиксатора 2 и привода 3. На планшайбе 4 закреплено устройство 5 для пов ворота, фиксации и отсчета величины поворота планшайбы 4, взаимодействующее с установленным на делительном ,диске 1 упором (не показан) . Контролируемое зубчатое колесо б базируется на планшайбе 4. Устройство 7 с индикатором выверни биения базовой поверхности колеса 6 закреплено на неподвижной ступице, являющейся осью вращени я делитель ног о диска 1, против каретки 8, смонтированной на станине 9 устройства и перемещающейся при измерении с помощью привода 10 каретки 8 в радиальном направлении к оси зубчатого колеса. Каретка 8 снабжена измерительными блоками 11 и 12, содержащими измерительные наконечники 13 и фиксатор 14 для радиального перемещения и ориентации зубчатого колеса 6. Измерительные наконечники 13 смонтированы на корпусе каретки 8 таким образом, чтобы при измерении они находились в плоскости, перпендикулярной оси

1070424 колеса 6, в одной или разных его впадинах, симметрично оси впадины или эуйа колеса 6 °

Измерительные блоки 11 и 12 опре деляют припуски по левой и правой боковым поверхностям зубьев, преобразуя механические перемещения изме.рительных наконечников 13. Выходы измерительных блоков 11 и 12 через коммутатор (не показан) поочередно подключаются к регистрирующему устройству 15, которое преобразует электрические сигналы в механические перемещения пера пропорционально величине припуска, так как отсчет производится от нижнего предельного 15 размера впадины (толщины зуба) .

Фиксатор 14 предназначен для ориентации зубчатого колеса 6 относительно измерительных наконечников 13 и для смещения его при выверке биения его базовой поверхности.

Устройство 16 управления циклом состоит из командного блока, блока управления (не показаны) и системы конечных выключателей. Командный блок (не показан) выдает .комаиды на коммутатор, на регистрирующее устрой. ство 15 для перемещения его ленты на заданный шаг и на блок управления, После замера всех зубьев командный блок дает команду на окончание рабочего цикла.

Блок управления по команде с командного блока осуществляет деление на требуемое число угловых шагов и подвод (отвод) каретки 8 с иэмери- З5 тельными блоками 11 и 12.

Группа .конечных выключателей дает сигнал командному блоку об окончании подвода (отвода) каретки 8 в зону измерения и поворота делитель- 4О ного диска 1 на один угловой шаг.

Способ контроля зубчатых колес с использованием устройств а осуществляется следующим образом.!

45

Зубчатое колесо 6 устанавливают на планшайбе 4 и с помощью устройства 7 для выверки биения базовой по верхности контролируемого колеса с индикатором замеряют биение базовой поверхности колеса 6 — удвоенный эксцентриситет; сектор с максимальным биением отмечают на зубчатом колесе 6, затем в зону фиксатора 14 каретки для радиального перемещения и ориентации зубчатого колеса подводят эуб (впадину), расположенный в секторе с максимальным биением базовой поверхности, угловое положение делительного диска 1 фиксируют фиксатором 2 делительного диска и при 6О помощй фиксатора 14 ось зубчатого . колеса 6 смещают на величину эксцентриситета.

Отсчет перемещения колеса 6 производят по отсчетному индикатору. Пос- 65 ле этого зубчатое колесо 6 закрепляют на планшайбе 4 и начинают цикл измерения.

По команде с устройства 16 управления циклом каретка 8 с измерительными блоками 11 и 12 подводится до упора в направлении оси колеса 6.

После подвода каретки по сигналу от конечного выключателя подвода каретки 8 датчики линейных перемещений измерительных блоков 11 и 12 пооче» редко подключаются к регистрирующему устройству 15. На время подключения датчиков к регистрирующему устройству 15 лента его перемещается.

В итоге после замера на ленте будут поочередно прочерчены две горизонтальные линии, характеризующие тангенциальное смещение измеренных боковых поверхностей зубьев, длина которых пропорциональна времени подключения датчиков и скорости перемещения ленты, а смещение от нулевой линии — величине припуска на изме" ренной боковой повехности зуба. После снятия показаний с обоих измерительных блоков по команде от устройства 16 управления циклом каретка 8 отводится от оси колеса б до упора и по сигналу от конечного выключателя отвода каретки 8 фиксатор 2 делительного диска выводится из паза делительного диска 1, последний поворачивается на заданное число угловых шагов и фиксируется фиксатором 2.

По сигналу от конечного выключателя фиксатора 2 делительного диска каретка 8 вновь подводится в зону измерения и цикл измерения повторяется. После измерения всех зубьев по команде от устройства 16 управления циклом цикл измерения заканчивается.

В результате измерения на диаграммной ленте регистрирукщего устройства 15 будет вычерчена совмещенная диаграмма распределения припуска по обеим боковым поверхностям зубьев колеса 6.

Допустим, что перед эубошлифованием колесо 6 необходимо установить относительно шлифовальных кругов в такое угловое положение, чтобы разность P между максимальныьы припусками по.обеим боковым поверхностям зубьев равнялась нулю, что обеспечит минимальный припуск под эубошлифование пп,3п

По диаграмме припуска определяют разность Р максимальных припусков по левой и правой боковым поверхностям зубьев колеса 6. Планшайбу 4 при помощи устройства 5 для поворота, фиксации и отсчета величины поворота планшайбы разворачивают относительно делительного диска 1 в направлении боковой поверхности с наибольшим припуском (левой) на угол, 1070424

10 пропорциональный полуразности Р/2 максимальных припусков, фиксируя окончание разворота по индикатору устройства 5, и после разворота закрепляют. Затем повторяют цикл измерения при новом угловом положении зубчатого колеса 6 относительно делительного диска 1, В результате новых замеров повторно вычерчивают совмещенную диаграмму распределения припуска по обеим 10 боковым поверхностям зубьев (кривые

Ш и ГУ на фиг. 3 ) .

По этой диаграмме определяют боковые поверхности зубьев наладочных впадин, при ориентации по которым 15 зубчатого колеса 6 на станке относительно шлифовальных кругов будет достигнуто такое же относительное положение боковых зубьев колеса 6, что и после разворота планшайбы 4 относительно измерительных наконечников 13. При эубошлифовании кругами, расположенными в разных впадинах колеса 6 (левый круг обрабатывает ле.— вую боковую поверхность зуба, а правый — правую), это могут быгь впадины A и В или впадины Г и Е, расположенные друг от друга на угловом расстоянии Ф.

При зубошлифовании кругами, расположенными в одной впадине колеса 6, это могут быть впадины Б или Д. Наладочные впадины отмечают на зубчатом колесе 6 .

После определения наладочных впадин находят разность 5 между максимальным припуском (впадины К и M) и припуском наладочной впадины. После ориентации зубчатого колеса на станке относительно шлифовальных кру гов по боковым поверхностям зубьев наладочных впадин круги отводят от них на расстояние равное или пропорциональное 9 . Оптимальное взаимное положение левых и правых боковых поверхностей зубьев колеса на станке относительно шлифовальных кругов обеспечивает уменьшение припуска под эубошлифование, вероятности появления черновин, поднутрений и выступов на переходной поверхности у ножки зуба. Отвод шлифовальных кругов после ориентации зубчатого колеса на станке по боковым поверхностям зубьев наладочных впадин на величину В предотвращает увеличение глубины резания на первом проходе н секторах зубчатого венца колеса с наи.большим припуском.

Использование изобретения обеспечит радиональное распределение припуска по обеим боковым поверхностям зубьев колеса на зубошлифовальных станках и оптимальное расположение шлифовальных кругов перед шлифованием, что повысит производительность и качество обработки зубчатых колес высокой степени точности.

1070424 фиг З

Составитель В.Афонский

Редактор С.Квятковская Темред В. далекор й. Корректорф.Ференц

Заказ 11663/40 Тираж 59.1 Подписное

ВНИИПИ Государственного кожтета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, X-35 ° Рауюская наб., д. 4/5

«м вм ю» ю

Филиал ППП Патент ° г.ужгорОд, ул.Проектная, 4

Способ контроля зубчатых колес на зубошлифовальных станках Способ контроля зубчатых колес на зубошлифовальных станках Способ контроля зубчатых колес на зубошлифовальных станках Способ контроля зубчатых колес на зубошлифовальных станках Способ контроля зубчатых колес на зубошлифовальных станках 

 

Похожие патенты:
Наверх