Способ импульсного регулирования частоты вращения асинхронного электропривода

 

СПОСОБ «ИМПУЛЬСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА, при котором контролируют частоту вращения электродвигателя , а также соотношение по фазе между напряжениями питания и ЭДС наводимых затухакяцим полем ротора в обмотках статора, при достижении верхней границы диапазона регу .лирования частоты вращения отключают напряжения питания, при достижении нижней границы диапазона регулирования : частоты вращения подключают нагпряжёнйя питания с выдержкой времени , определяемой достижением заданного соотношения по фазе между напряжениями питания и ЭДС наводимой затухающим полем ротора в обмотках статора о и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повьвиения экономичности за счет снижения дкнсцлйческих jtreperpy- . зок, указанную выдержку времени-осу ществляют в два зтапа, при этом на первс этапе выдержки времени определяют две обмотки статора, в которых наведены наибольшие ЭДС,совпаданлцие по знаку с напряжениями сети, определяют дае фазы источника питания , между которыми напряжение максимально , и подключают это напряже ние на указанные обмотки статора с сл соблюдением заданного порядка чередования фаз, после чего на втором этапе выпержКи времени, длящемся четверть периода напряжения питания, .подключают напряжение питания к третьей обмотке статора. tsD tsd to

СОЮЗ GOBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

М59Н 02 Р 5 40

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ, ГОСУД АРСТВЕННЬ9 НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬ(ТИЙ (21) 3491641/24-07 (22) 22 ° 09,82 (4G) 07.02.84. Б@л. (72) И.Y..Õðóñòàëåâ и С.В.Кольцов (71) Иогилевский машиностроительный институт (53) 621.316,717.(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 904160, кл Н 02 Р l/18, 1979.

2, Авторское свидетельство СССР.

O 600681, кл. Н 02 Р 5/40, 1975, (54)(57) СПОСОБ ИМПУЛЬСНОГО РЕГУЛИPOBAHHII ЧАСТОТЫ ВРИЦЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛБКТРОПРИВОДА, при котором контролируют частоту вращения электродвигателя, а также соотношение по фазе между напряжениями питаний и . ЭДС наводимых затухающим полем ротора в обмотках статора, при достижении верхней границы диапазона регулирования частоты вращения отключают напряжения питания, при достижении нижней границы диапазона регулирования частоты вращения подключают на;.

„.Я() „„1072227 А пряжения питания с выдержкой времени, определяемой достиженщж заданного соотношения по фазе между напряжениями питания и ЭДС наводимой затухающим полем ротора в обмотках статора отличающийся тем, что, с целью .повьшения экономичности за счет снижения динамйческих ререгру- . зок, указанную выдержку времени-осуществляют в два этапа, при этом на первом этапе выдержки времени определяют две обмотки статора, в которых наведены наибольшие ЭДС,совпадающие по знаку с напряжениями сети, определяют две фазы источника питания, между которыми напряжение максимально, и подключают это напряже- Q ние на указанные обмотки статора с соблюдением заданного порядка чередования фаз, после :.чего на втором этапе выдержки времени, длящемся С четверть периода напряжения питания, подключают напряжение питания к третьей обмотке статора °

1072227

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при создании электропрнводов с асинхронным электродвигателем, питаемым от источника электроэнергии через управляемый коммутатор, позволяющий осуществить детерминированную коммутацию обмотки статора в процессе импульсного регулирования в заданном диапазоне частоты вращения ротора, для механизмов со спокойным харак- 10 тером нагрузки и значительными маховыми массами, например, сепараторы, центрифуги и др.

Известен способ импульсного регулирования частоты вращения асинхрон- 15 ного привода, электродвигатель которого питают от источника электроэнергии через тиристорный коммутатор, при котором осуществляют детерминированную коммутацию обмоток статора в два этапа. На первом этапе .определяют две фазы источника электроэнергии, между которыми напряжение максимально, подключают его к двум обмоткам статора, на втором этапе через двенадцатую часть периода подключают -.напряжение питания к третьей обмотке статора 313

Недостатком данного способа является отсутствие . контроля ЭДС наведенной в обмотках статора затухающим "полем короткозамкнутого ротора, отключенного от источника электроэнергии электродвигателя,что приводит к значительным динамическим перегрузкам при повторных включениях.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ импульсного регулирования частоты вра-40 щения асинхронного электропривода, при котором контролируют частоту вращения электродвигателя, а также .соотношение по фазе между напряжениями питания и ЭДС наводимых затухающим 45 полем ротора в обмотках статора, при достижении верхней границы диапазона регулирования частоты вращения отклю. чаЮт напряжения питания с выдержкой времени, определяемой достижением заданного соотношения по фазе между напряжениями питания и ЭДС наводимыми затухающим полем ротора в обмотках статора 323.

Недостатком известного способа является низкая экономичность, обусловленная одновременной коммутацией обмоток статора после выдержки времени, что повышает динамические перегрузки, приводящие к повышенному износу и сокращению срока службы обо-6О рудования как электропривода, так и приводного механизма.

Цель изобретения — повышение экономичности за счет снижения динамических перегрузок в злектроприводе. 65

Указанная цель достигается тем, что согласно способу импульсно-. го регулирования .частоты вращения асинхронндго электропривода, при котором контролируют частоту вращения электродвигателя, а также соотношение по фазе между напряжениями питания и ЭДС наводимых затухающим полем ротора в обмотках статора, при достижении верхней границы диапазона регулирования частоты вращения отключают напряжения питания, при достижении нижней границы диапазона регулирования частоты вращения подключают напряжения питания с выдержкой времени, определяемой дости.:;ением заданного соотноношения по фазе между напряжениями питания и ЭДС наводимой затухающим полем ротора в обмотках статора, указанную выдержку времени осуществляют в два этапа, при этом на первом этапе выдержки времени определяют две обмотки статора, в которых наведены наибольшие ЭДС совпадающие по знаку с напряжениями сети, определяют две фазы источника питания, между которыми напряжение максимально, и подключают это напряжение на укаэанные обмотки статора с соблюдением заданного порядка чередования фаз, после чего на втором этапе .выдержки, времени, длящемся четверть периода напряжения питания, подключают напряжение питания к третьей обмотке статора.

На фиг. 1 представлена функциональная схема одного из вариантов устройства для осуществления способа импульсного регулирования частоты вращения асинхронного электропривода, на фиг. 2 — диаграмма фазового состояния коммутации обмоток статора, Устройство для осуществления способа содержит тиристорные коммутаторы 1-3, включенные в фазы статора асинхронного двигателя 4, управление которыми осуществляется RS -триггерами 5-7, выходы которых через усилители 8-10 подключены на входы соответствующих тиристорных коммутаторов 1-3, R -входы триггеров 5-7 объединены и через элемент HE 11 подключены к выходу элемента 2И 12, на один вход которого подключен сумматор 13 сигналов задания и обратной связи по частоте вращения, а на второй вход — через элемент 4ИЛИ 14 подключен выход элемента ЗИ-НЕ 15, входы которого через сумматоры 16-18 подключены к выходам усилителей 19-21 и к выходам усилителей 22-24, подключенных к статорной обмотке двигателя 4. Напряжения с вторичных обмоток трансформатора 25 синхронизации, имеющих средние точки, через последовательно соединенные элементы 2И-HE

1072227 5 симальный угол между векторами напряжения сети и обратной ЭДС статора от незатухающего потокосцепления ротора в момент включения может составлять 30 эл. граД. Поскольку линейные напряжения сети преобразованы в прямоугольные сигналы без изменения знака, а ЭДС статора с изменением такового, то в момент расположения векторов в одном секторе, на выходе сумматоров 16-18

35 будет уровень 0, поступающий на вход элемента ЗИ-НЕ 15, сигнал 1 с выхода которого разрешит подключение двигателя к сети при условии,что скорость двигателя 4

40 меньше заданного значения. Предположим, что за время отключенного состояния скорость двигателя 4 уменьшилась ниже значения уставки, в этом случае на выходе сумматора

45 13 появится сигнал 1, поступающий на вход элемента 2И 12. Если взаимное расположение векторов результирующего напряжения сети и

ЭДС статора противофазное, то сиг50 нал 1 с выхода элемента ЗИ-НЕ

15 через элемент 4ИЛИ 14 поступит на вход элемента 2И 12 и на выходе последнего будет сигнал 1, поступающий на вход элементов ЗИ

32-34 и снимающий запрет с R -вхо55 дов Р5 -триггеров 5-7 через элемент

НЕ 11. Предположим,что вектор ЭДС от незатухшего потокосцепления ротора расположен в ф секторе, в.этом

60 ходит напряжение 0 д, а нуль — напряжение 08 . В момент прохождения мент 2И- НЕ 27 формирует импульс напряжения, поступающий через эле65-мент ЗИ 33 и элемент 3HJ133 8 и 40

26-31 и элементы ЗИ 32-37, подключены на входы элементов 3 ИЛИ 38-40, выходы которых подключены на Э -входы

95-триггеров 5-7 соответственно, Выходы Ю -триггеров 5-7 подключены на входы элементов Зи 35-з7 и через элемент ЗИЛИ-НЕ 41 на входы элементов 32-34, имеющих по одному общему входу, которые подключены к выходу элемента 2И 12. Обратная связь на сумматоре 13 поступает от датчика частоты вращения, например, тахогене ректора 42. Трансформатор 25, первичная обмотка которого имеет выводы

А, В, С для подключения к фазам источника электроэнергии для питания электродвигателя 4 через управляемые коммутаторы 1-3, вторичные обмотки, а, Ь, с фазных напряжений, АВ, ВС, СА линейных напряжений которого подключены соответственно на входы элементов 2И-НЕ 26-31, образуют блок 42 синхронизации с источником электроэнергии, например сетью.

Элементы ЗИ 32-37, элементы

ЗИЛИ 38-40, элемент ЗИЛИ-НЕ 41, триггеры 5-7, усилители 8-10 образуют блок 43 безударного пуска.

Усилители 19-21 составляют основу блока 44 контроля фазного положения напряжений питания,а усилители 22-24 — основу блока 45 контроля фазного положения ЭДС, которые наведены в обмотках статора, затухающим полем ротора двигателя 4. Элементы 4И 14, элемент ЗИ-HF. 15, сумматоры 16-18 образуют, блок 46 контроля сот-ласованности по фазе напряжений питания и фазных ЭДС. Элементы НЕ 11, 2И 12 и сумматор 13, являющийся элементом сравнения и усиления рассогласования измеренной частоты вращения Оо и заданной U являющейся функцией управляющего .воздействия, образуют блок .

47 регулирования .частоты вращения.

В процессе осуществления способа регулирования устройство работает следующим образом.

Датчик положения результирующего напряжения сети образован усилителями 19-21, которые формируют из входных синусоидальных сигналов двух полярные прямоугольные сигналы, а датчик положения вектора ЭДС наведенной в статоре затухающим полем ротора — усилителями 22-24, сигналы на инвертирующие входы которых поступают со статорных обмоток двигателя 4, Таким образом, осуществляется контроль углового положения указанных векторов с точностью до

60 эл,град в системе координат; неподвижной относительно статора фиг. 2). При этом вектор проходит секторы 1- w результирующего напря-, .жения сети последовательно в направ ленин, указанном стрелкой, а каждая зона характеризуется определенными знаками линейных напряжений. Чтобы векторы результирующего напряжения сети и ЭДС статора от затухающего потокосцепления ротора находились в противофазе необходимо, чтобы их проекции на оси координат A, В, С имели одинаковый знак и по возможности одинаковую амплитуду. Тогда !

О приложенное напряжение сети будет уровновешиваться ЭДС статора и переходный процесс будет минимальным, т.е. необходимо расположение векторов результирующего напряжения сети

15 и обратной ЭДС статора в одном секторе системы координат (фиг ° 23.

Включение двух обмоток двигателя на максимальное линейное напряжение возможно, когда вектор напряжения сети расположен на одной линии

j- Vt где линейные напряжения дости. гают максимального значения. Линии включения делят контролируемые секторы симметрично, следовательно,макслучае (максимального значения) пронапряжения Us нулевого значения э)те1072227 иа Ь -входы к5 -триггеров 5 и 7.

Это возможно, так как на третьем входе элемента ЗИ 33 присутствует сигнал 1 с выхода элемента

ЗИЛИ-НЕ 4, подключенного на входы - NS -триггеров 5-7, Происходит установка сигналов 1 на выходах RS -триггеров 5 и 7, которые через усилители 8 и 10 включают. тиристорные .коммутаторы 1 и 3 в .фазах A и С асинхронного двигателя 4: 10 и через элемент ЗИЛИ-НЕ 41 осуществят блокировку прохождения импульсов напряжения с выходов элементов

ЗИ 32-34. Через 30 эл.град. после, прохождения напряжения 0< нулево- 35

ro значения положение нуля проходит напряжение U> и элемент 2И-НЕ 29 формирует импульс напряжения, но на одном из входов элемента ЗИ 35 присутствует сигнал 0 с выхода Я8-триггера б и прохождение сигнала через элемент ЗИ 35 невозможно. Через 60 эл.град. нуль проходит напряжение У„; но элемент ЗИ 32 заблокирован .сигналом 0 с выхода элемента ЗИЛИ-НЕ 41. Через 90 эл,град; нуль проходит линейное напряжение

Осд и импульс напряжения с выхода элемента 2И-НЕ 31 через элементы

ЗИ 37 и ЗИЛИ 39 пропускает на БГ— вход RS -триггера б, устанавливая на его выходе сигнал 1, который, через усилитель 9 включает тиристорный коммутатор 2 в фазе В двигателя 4. Чтобы не произошло отклю- . чения двигателя 4 при работе в двухфазном режиме, предусмотрена блокировка подключением выходов

Rs-триггеров 5-7 на входы элемента

4ИЛИ 14, при этом включение одного

1 из тиристорных коммутаторов 1-3 устанавливает на выходе элемента

4ИЛИ 14 уровень 1 независимо от изменения положения векторов результирующего напряжения сети и ЭДС статора. Отключение двигателя 4 происходКт, когда скорость двигателя 4 превысит значение уставки. При этом на выходе сумматора 13 устанавливается уровень 0, а на выходе элемента

2И 12 сигнал 1 с выхода элемента НЕ 11 переводит триггеры 5-7 в нулевое состояние, тиристорные коммутаторы 1-3 закрйваются и напряжение питания на двигатель 4 не по дается, происходит останов двигателя 4 под действием статического момента, далее процесс повторяется

Таким образом, осуществляется импульсное регулирование частоты вращения асинхронного двигателя при подключении двух обмоток двигателя к питающей сети в максимуме линейного напряжения с последующим подключением третьей обмотки через

90 эл.град. с соблюдением условия противофазности векторов результирующего напряжения сети и ЭДС статора от незатухшего магнитного. потока ротора.

Предпагаемый способ импульсного регулирования частоты вращения обеспечивает уменьшение динамических перегрузок за счет исключения апериодических составляющих результирую= щего электромагнитного момента, благодаря чему снижается потребление электроэнергии, увеличивается срок службы и улучшаются энергетические токазатели электропривода.

1072227

Аи. 1

ВНИИПИ Заказ 142/50 Тираж 667 Подписное

Филиал GfIH "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная, 4

Способ импульсного регулирования частоты вращения асинхронного электропривода Способ импульсного регулирования частоты вращения асинхронного электропривода Способ импульсного регулирования частоты вращения асинхронного электропривода Способ импульсного регулирования частоты вращения асинхронного электропривода Способ импульсного регулирования частоты вращения асинхронного электропривода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в механизмах общепромышленного назначения, в частности в регулируемых электроприводах на базе асинхронного двигателя с короткозамкнутым или с фазовым ротором (в режиме двойного питания) и тиристорного преобразователя частоты с непосредственной связью и естественной коммутацией без датчика скорости или положения на валу двигателя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в высокоскоростных электроприводах переменного тока

Изобретение относится к электроприводу переменного тока повышенной частоты с асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах переменного тока на базе асинхронного двигателя с фазным ротором, преимущественно для крановых механизмов подъема и передвижения, требующих получения пониженных (ползучих) скоростей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регулируемом электроприводе для рельсового транспортного средства

Изобретение относится к электроприводу, в частности к электроприводу переменного тока повышенной частоты с асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического регулирования возбуждения синхронных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регулируемом электроприводе переменного тока
Наверх