Способ обработки зубчатых колес

 

1. СПОСЮБ ОБРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, вхюочаюшпй нар зание зуба с его угфочненвем цвсковым инструментом, пря котором колесо посп&« аоватеяьно ввоаят во внутреннее каса/ ние с рабочими эпемеитами инструы гга и сосзбшают ему непрерывное ппанет1Ц ное овижЁогае вокруг оси, параппепьяой геометрической оси инструмента, и дискретные повороты на угоп, кратный угловому шагу, отличай, щийс я тем, что, с целью повышения цопговечности зубчатых колес путем нерав HOMefMtcoo цеформирования боковых сторон ау, упрочнение прсжзвооят инструментом , рааиус кривизны которого болыше , чем у инструмевта, которым про-, извоаят нарезание убьев. Од isd ю а/

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

calW

PECfb%JNH ООУААРО П%ННЫЙ КОМИТЕТ СССР

Ю"* .НВ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ

М АВТОРСНОЬЗУ СВИДЕ ГЕЛЬСТВУ (21) 3535640/2508 (22) 10.01.83 (46)28.02.84. Вв . М 8 (72) Н. Э, Тернюк В. Н. Собопь, и В. Г. Дигтенко (53) 621.924.8 (088.8) (56) 1. Авторское свицетепьство СССР

34 965651, кп. В 23 F 21/00, 1980. (54) (57) 1. СЙОСОБ OBPABOTKH

ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, вкпючвющий нарезание зуба с его упрочнением цисковым, инструментом, ща котором копесо поспе цоватепьно ввоцят во внутреннее каса

„„Я0„„1076221 А

ЗШ В 23 F 1/00//В 24 В 39/00 ние с рабочими эпементами инструмента и сообщают ему непрерывное ппанетар ное цвижение вокруг осн, параппепьиой геометрической оси инструмента, и цнскретные йовороты на угоп, кратньй угповому шагу, о т ц и ч а ю. щ и и с я тем, что, с цепью повышения цопговечности зубчатых копес путем нерав номерного цеформирования боковык сторон зуба, унрочнение проиэвоцят инструментом, рациус кривизны которого бопьше, чем у инструмента, которым прои звоцят нареэание зубьев.

1076223

2. Способ по и. 1, о т п а ч а юггг и и с я тем, что рациусы кривизны инструмента цля упрочнения и инструмен та цпя нарезания .зубьев накоцятся s соотношении . И„* — = 1+— йр где Р, рациус кривизиь инструмента, которым произвоцят упрочнение

Рл радиус кривизны инструмента, которым произвсдят нарезаные зубьев; )» наибольшая глубина ппастичеО» ки цеформируемого слоя метал па; д номинальная величина бочкообразности поверхностей зубьев.

Изобретение относится к обработке ,зубчатых колес, подвергнутых механическому упрочнвнию.

Известен способ обработки зубчатых колес с исцопьэованием дискового инст- 5 румента, при котором заготовку поспецо ватепьно вводят во внутреннев касание с рабочими элементами инструмента, при цают ей непрерывное планетарное цвиже ние вокруг оси, параппецьной геометри ческой оси инструментов, и цискретные повороты на угол, равный или кратный угловому шагу, произвоцят прорезание впадин и упрочнение зубьев путем их поверхностного пластического цеформи.рования (1 3, Непостатком ценного способа является то, что зубчатые колеса, обработанные с его использованием, нецопговж ны, так как способ позволяет получать 20 поверхности зубьев с упрочнением, близ» ким к равномерному вцопь пинии зуба.

В то же время у бочкообразных колес наиболее нэнашиваемой является центральная часть венца, гце локализуется пятно контакта и возникают наибольшие контактные напряжения. Вслецствив этого износ зубьев вцопь пинии уба происхоцнт неравномерно, перецача относительно быстро теряет плавность коца. ЗО цепь изобретения - повышение цопго вечности зубчатых, колес путем неравномерного цеформирования боковых сторон зуба.

Поставленная цепь цостигается тем, что согласно способу обработки зубчатых колес, включающему нареаание зуба с его упрочнением цисковым инструмен том при котором колесо поспецоватвпьно ввоцят во внутреннее касание с рабочими <р элементами инструмента н сообщают ему

2 непрерывное планетарное цвижение вокруг оси, параллельной геометрической оси инструмента„и цискретныв повороты на угол, кратный угловому шагу, уцрочнение производят инструментом, радиус кривизны которого больше, чем у инструмента, ко-. торым производят нарезание зубьев.

При этом кривизны инструмента, иодопьэувмого цпя нарезания зубьев, на.хоцятся в соотношении Ь г + р ь г где Ry - рациус кривизны инструмента, которым проиэвоцят упрочнение зубьев:

Кц - радиусы кривизны инструмента, которым произвоцят нарезание зубьев;

$ - наибольшая глубина пластически цеформируемого слоя металла; д - номинальная величина бочкообразности поверкностей зубьев.

На фиг. 1 показана скема обработки (нарезание - пунктиром, упрочнение— сплошными пиниями); на фиг. 2 - виц на торец зуба.

Нареэание зуба колеса 1 произвоцится писковым инструментом 2, упрочнение колеса 1 произвоцят цисковым инструментом 3. Колесо 1 последователь;но ввоцят во внутреннее касание с рабочими эпементами инструмента 3 и со» общают ему непрерывное планетарное цвижение вокруг оси О, параллельной геометрической оси инструмента 3, и дискретные повороты на угол, кратный угловому -шагу. Боковая сторона А зуба 4 цеформируется неравномерно вспецствие того, что рациус кривизны упрочняющего инструмента 3 больше, з 1076221 4 чем рациус кривизны Кй инструмен- межцу рациусами р> и R выбрать пе та 2, которым проиэвоцят нареэание зависимости зубьев. Яъ Ъ 2, 2

Боковая сторона А зуба цеформирует — = + — ® >>" s(+44 ся в боковую сторону Б, причем рациусы 5 n b +Sing+4(6+5) R Д . 2 кривизны боковых сторон г и r опрвцепяются соответственно, . как

Ъ= Rг,sjndL ó = R> Sinai, гце о6 - профильный yrori зуба колеса 1.

Рациусы кривизны R> инструмента 3 и КЗ инструмента 2 нахоцятся в соотношении

У и

= 4-—

Наивысшую цопговечность колес можно обеспечить, если соотношение гце ft - наибольшая глубина пластически цеформируемого слоя металла (при преобразовании боковой оторопь А в боковую сторону Б), Д. номинальная величина бочкообразности поверхностей эубьвв колеса.

Поцбирая соотношение межцу R, ° и R>, можно обеспечить пропорциональность нагрузок и скоростей износа зу бьев в различных точках по цлине линии зуба, а спецоватепьно, буцет обеспечиваться более равномерное распрецепвние нагрузки, болев равномерный износ зубьев по, цпине и большая цопговечность колес, чем прн равномерном накпепе. гце by(- ширина зубчатого венца.

С учетом того, что Д (< Q®, зава» симость можно упростить:

1о у л й„

Зависимость (я)вытекает as усповиф что вблизи торцов зубья не поцввргаюац

15 ся цеформационному упрочнению. В та ком случае имеем соотношение мэжцу

Р, д и bw(c учетом перевоца в тангенциапьную плоскость), получаемое из зависимостей цпя кругового секто ра:

Ъ%28,пЫ 320

8 ДО%11 0( гце Д q - величина бочкообразности цпя прорезанного зуба.

Аналогично цпя унрочнеиного зуба

ЪФ Мьй+4а

Эд Мпс(, С учетом то, что 40 Й + 11 имеем зо У (b2âç üÛ+43)8 д+Ь)в1пЫ

R Г 2 ()щ 81пс(,+4(ь1Ц j Seisin@

21

Долговечность зубчатых колес, обрабатываемых указанным способом, буцет повышена эа счет неравномерного цеформирования зубьев колес.

ВНИИПИ Заказ 598/11 Тираж 1037 Подписное

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ обработки зубчатых колес Способ обработки зубчатых колес Способ обработки зубчатых колес 

 

Похожие патенты:
Наверх