Система переключения передач транспортного средства

 

1. СИСТЕМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА содержащая гидрораспределитель, вход которого связан с источником давления рабочей жидкости, а выходы гидролиниями - с гидроцилиндрами управления фрикционными элементами и со сливной магистралью. отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена пружинным гидравлическим амортизатором и клапаном слива , при этом гидравлическая полость упомянутого амортизатора подключена к гидролинии между выходом гидравлического распределителя и сливной магистралью, управляющая полость клапана слива соединена гидролинией с выходом источника давления рабочей жидкости,вход клапана слива подключен к, гидролинии между гидравлической полостью амортизатора и сливной магистралью , а выход - к сливной магистрали. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью регулирования характеристики переключения передач, гидравлический амортизатор и клапан слива снабжены регулировочными устройствами в виде винтовых 9 механизмов. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1079488

g(58 В 60 К 41/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (М/7о чсвн/

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3491474/27-11 (22) 10.09.82 (46) 15.03.84. Бюл. № 10 (72) Д. Э. Кацнельсон и М. Л. Гилелес (71) Минский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции автомобильный завод (53) 629.113.585.2 (088.8) (56) 1. Механизмы плавного переключения передач в трансмиссиях легковых автомобилей. М., НИИАВТОПРОМ, 1982, с. 12 — 13 (прототип). (54) (57) 1. СИСТЕМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА содержашая гидрораспределитель, вход которого связан с источником давления рабочей жидкости, а выходы гидролиниями — с гидроцилиндрами управления фрикционными элементами и со сливной магистралью, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена пружинным гидравлическим амортизатором и клапаном слива, при этом гидравлическая полость упомянутого амортизатора подключена к гидролинии между выходом гидравлического распределителя и сливной магистралью, управляющая полость клапана слива соединена гидролинией с выходом источника давления рабочей жидкости, вход клапана слива подключен к гидролинии между гидравлической полостью амортизатора и сливной магистралью, а выход — к сливной магистрали.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью регулирования характеристики переключения передач, гидравлический амортизатор и клапан слива снабжены регулировочными устройствами в виде винтовых механизмов.

1079488

На фиг. 1 приведена характеристика переключения передач; на фиг. 2 — схема предлагаемой системы переключения передач.

Зависимость давления во включаемом P и выключаемом Р гидроцилиндрах включения от времени переключения L для прототипа представлена на фиг. 1а и предлагаемой системы — на фиг. 16, линии Т на фиг. 1б характеризуют изменение давления при регулировке гидравлического аморти50

Изобретение относится к системам управления трансмиссиями транспортных средств, например тяжелых грузовых автомобилей и автопоездов, а также промышленных тракторов и других мобильных машин.

Известна система переключения передач транспортного средства, содержащая гидрораспределитель, вход которого связан с источником давления рабочей жидкости, а выходы гидролиниями — с гидроцилиндрами управления фрикционными элементами и со сливной магистралью (1).

Данная .система характеризуется недостаточной надежностью, так как гидроаккумулятор и его коммуникации большую часть времени работают под высоким давлением напорной магистрали. Кроме того, характеристика перекрытия передач не является стабильной и зависит от вязкости жидкости (температуры передачи, значительно изменяющейся в процессе эксплуатации); для создания существенного подпора на сливе выключаемого цилиндра требуется гидроаккумулятор значительного рабочего объема, во много раз превышающего рабочий объем гидроцилиндра включения; отсутствует возможность регулирования характеристики перекрытия при переключении передач. 25

Целью изобретения является повышение надежности.

Указанная цель достигается тем, что система переключения передач транспортного средства, содержащая гидрораспределитель, вход которого связан с источником давления рабочей жидкости, а выходы гидролиниями — с гидроцилиндрами управления фрикционными элементами и со сливной магистралью, снабжена пружинным гидравлическим амортизатором и клапаном слива, при этом гидравлическая полость 5 упомянутого амортизатора подключена к гидролинии между выходом гидравлического распределителя и сливной магистралью, управляющая полость клапана слива соединена гидролинией с выходом источника давле- 4О ния рабочей жидкости, вход клапана слива подключен к гидролинии между гидравлической полостью амортизатора и сливной магистралью, а выход — к сливной магистрали.

Кроме того, гидравлический амортизатор 45 и клапан слива снабжены регулировочными устройствами в виде винтовых механизмов затора; точки Р„ характеризуют регулировку клапана слива.

Система содержит коробку передач 1 с гидроцилиндрами включения 2 и 3, распределитель 4, соединенный гидролиниями 5 и 6 с полостями гидроцилиндров включения, а также с напорной магистралью 7 насоса 8 и линией слива 9. В линии слива установлен клапан слива 10, управляющая полость 11 которого соединена каналом с напорной магистралью насоса. Клапан содержит регулировочное устройство 12. Система содержит также гидравлический амортизатор 13, гидравлическая полость 14 которого соединена каналом с линией слива 9. В другой полости амортизатора установлена пружина 15 с устройством 16 для регулировки усилия сжатия.

Система переключения передач работает следующим образом.

При очередном переключении передач в коробке передач 1 гидроцилиндр 2 включаемой передачи с помощью распределителя 4 соединяется с напорной магистралью 7 насоса 8, а гидроцилиндр 3 выключаемой передачи соединяется с линией слива 9. При этом давление в напорной магистрали 7 и связанной с ней управляющей полости 11 падает, благодаря чему золотник клапана слива 10 перекрывает линию слива 9 с помощью пружины регулировочного устройства 12. Жидкость из цилиндра 3 выключаемой передачи вытесняется по линии слива 9 в гидравлическую полость 14 амортизатора 13, преодолевая усилие пружины 15 и тем самым задерживая выключение предыдущей передачи до тех пор, пока давление в напорной магистрали 7 и, следовательно, в гидроцилиндре включаемой передачи не достигает уровня, заданного регулировочным устройством (т. Р„на фиг. lб), после чего клапан слива 10 соединяет линию слива 9 с баком. При этом жидкость из гидравлического амортизатора вытесняется в бак и происходит полное выключение предыдущей передачи.

Регулировочное устройство 16 и пружина 15 гидравлического амортизатора позволяют задать любой закон изменения давления в выключаемом гидроцилиндре (угол наклона и положение линий Т вЂ” фиг. lб), а регулировочное устройство 12 клапана слива 10 — уровень противодавления в линии слива и, следовательно, в гидроцилиндре выключаемой передачи (т. Є— фиг. lб)

Предлагаемая система переключения передач эффективнее прототипа, так как, вопервых, гидравлический амортизатор, подключенный к линии слива системы, всегда, кроме момента переключения передач, содержится без давления, тогда как гидроаккумулятор прототипа всегда находится под давлением напорной магистрали, что снижает надежность последнего, во-вторых, пред1079488

Составитель А. Барыков

Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко

Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )K — 35; Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП сПатент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Л. Повхан

Заказ 1230/16 лагаемая система имеет меньшие размеры, так как рабочий объем гидравлического амортизатора равен (или даже меньше) рабочего объема гидроцилиндра выключения передач, тогда как гидроаккумулятор прототипа должен выполняться много большего рабочего объема в силу функционального назначения; в-треть;*.х, характеристика переключения передач предлагаемой системы в отличие от прототипа не зависит от вязкости жидкости, т.е. от существенно изменяющейся температуры коробки передач; в-четвертых, предлагаемая система допускает регулировку характеристики переключения передач в широком диапазоне благодаря наличию двух регулировочных устройств.

Система переключения передач транспортного средства Система переключения передач транспортного средства Система переключения передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх