Двухзвенное транспортное средство

 

ДВУХЗВЕННО. ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, содержащее тягач с двигателем внутреннего сгорания, рейка топливного насоса которого и-заслонка, установленная в выпускном коллекторе, связаны со штоками пневматических цилиндров, пневматически соединенных управляющей магистралью через кран I управления с источником давления, и полуприцеп-цистерна, связанный с тягачом при помощи шарнира, блокируемого фрикционной муфтой, силовой.цилиндр которой соединен при помощи золотника с тормозным краном тормозной системы двухзвенного транспортного средства и с управляющей магистралью , отличающееся тем, что, с целью повьш1ения качества торможения, золотник, выполненный трехпозиционным следящего действия, соединен с тормозным краном и управляющей магистралью посредством обратных клапанов, а пружиной связан (Л с установленным датчиком динамической нагрузки посредством двухплечевого рычага,.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СО@1АЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) 01) (д) В 60 Т 8/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ САЙИДЕ П:ПЬС ГВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3516988/27-11 (22) 01. 12. 82 (46) 30.03.84. Бюл. Ф 12 (72) Н,В.Богдан, E.A.Ðîèàí÷èê и В.В.Гуськов (71) Белорусский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (53) 629.113-59(088.8) (56) 1. Патент США Р 2468705, кл. 280-432, 1949.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 3376701/27-11, кл. В 60 Т 8/ 18, 1982. (54)(57) ДВУХЗВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ

СРЕДСТВО, содержащее тягач с двигателем внутреннего сгорания, рейка топливного насоса которого и,заслонка, установленная в выпускном коллекторе,,г связаны со штоками пневматических цилиндров, пневматически соединенных управляющей магистралью через кран

1 управления с источником давления, и полуприцеп-цистерна, связанный с тягачом при помощи шарнира, блокируемого фрикционной муфтой, силовой. цилиндр которой соединен при помощи золотника с тормозным краном тормозной системы двухзвенного транспортного средства и с управляющей магистралью, отличающееся тем, что, с целью повышения качества торможения, золотник, выполненный трехпозиционным следящего действия, соединен с тормозным краном и управляющей магистралью посредством обратных клапанов, а пружиной связан с установленным датчиком динамической нагрузки посредством двухплечевого рычага.

10826

Изобретение относится к транспортному машиностроению, s частности к двухзненным автомобильным и тракторным поездам.

Известно двухэвенное транспортное средство, содержащее тягач с двигателем внутреннего сгорания, рейка топливного насоса которого и заслон-, ка, установленная в выпускном коллекторе, связаны со штоками пневматичес- 1О ких цилиндров, пневматически соединенных управляющей магистралью через кран управления с источником давления, и полуприцеп-цистерна, связанный с тягачом при -помощи шарнира, блокируе- 15 мого фрикционной муфтой, силовой цилиндр которой соединен при помощи золотника с тормозным краном тормозной системы двухзвенного транспортного средства и с управляющей магист- 20 ралью $ 1 3

Недостатком данного двухзвенного транспортного средства является то, что при торможении двигателем внутреннего сгорания не обеспечивается 25 устойчивое движение транспортного средства, так как возникают значительные усилия сжатия в сцепном уст" ройстве, которые прйводят к складыванию двухзвенного транспортного сред- Зб ства.

Наиболее близким к предлагаемому является двухзвенное транспортное средство, содержащее тягач с двигателем внутреннего сгорания, рейка топливного насоса которого и заслон- ка, установленная в выпускном коллекторе, связаны со штоками пневматических цилиндров, пневматически соединенных управляющей магистралью через 4О кран управления с источником давления, и полуприцеп-цистерна, связанный с тягачом при помощи шарнира, блокируемого фрикциоиной муфтой, силовой цилиндр которой соединен при 45 помощи золотника с тормозным краном тормозной системы двухзвенного транспортного средства и с управляющей магистралью 2 ).

Однако известное двухзвенное тран-5О спортное средство не обеспечивает оптимальное качество торможения в зависимости от загрузки транспортного средства и эффективности его торможения. Это объясняется тем, что SS давление в силовом цилиндре фрикци- онной муфты постоянно и выбрано для одного из режимов торможения и одной

51 2 весовой нагрузки. При других режимах торможения и весовых нагрузок фрикционная муфта либо заблокирована, либо развивает недостаточный момент трения. Это приведет к недостаточной поворотливости в момент торможения в первом случае или к потере устойчивости во втором случае.

Цель изобретения — повышение качества торможения двухзвенного транспортного средства.

Указанная цель достигается тем, что в двухзвенном транспортном средстве, содержащем тягач с двигателем внутреннего сгорания, рейка топливного насоса которого и заслонка,, установленная в выпускном коллекторе, связаны со штоками пневматических цилиндров, пневматически соединенных управляющей магистралью через кран управления с источником давления, и полуприцепцистерна, связанный с тягачом при помощи шарнира блокируемого фрикционной муфтой, силовой цилиндр которой соединен при помощи золотника с тормозным краном тормозной системы двухзвенного транспортного средства и с управляющей магистралью, золотник, выполненный трехпозиционным следящего действия, соединен с тормозным краном и управляющей магистралью посредством обратных клапанов, а пружиной связан с установленным датчиком динамнческой нагрузки посредством двухплечевого рычага.

На чертеже представлена схема транспортного средства.

Двухэвенное транспортное средство содержит тягач 1 с двигателем внутреннего сгорания, рейка 2 топливного насоса которого и заслонка 3, установленная в выпускном коллекторе 4, связаны со штоками 5 и 6 цилиндров 7 и 8, которые пневматически соединены магистралью 9 через кран 10 управления с источником 11 давления. Полуприцеп-цистерна 12 связан с тягачом 1 седельным устройством 13 с фрикционнзй муфтой 14. Силовой цилиндр 1IS фрикционной муфты 14 соединен магистралью 16 с трехпозиционным золотником

17,имеющим пружину 18 и соединенным магистралью 19 посредством обратных клапанов 20 и 21 с магистралью 9 управления двигателем внутреннего сгорания и с магистралью 22 от тормозного крана 23 тормозной системы тягача

1. Торцовая полость 24 золотника !7

10826

3 соединена с магистралью 9 управления двигателем внутреннего сгорания, тор" цовая полость 25 — с тормозным краном

23 тормозной системы тягача 1 полуприцепа-цистерны 12, а торцовая полость 26 — с магистралью 16. Трехпозиционный золотник 17 связан пружиной

18 с датчиком 27 динамической нагрузки на седельное устройство посредством двухплечего рычага 28. Датчик 27 1р состоит из диафрагмы 29 и пружины 30.

Тормозная система тягача содержит тормозной кран 22, источник 31 давления и тормозные камеры 32, а тормозная система полуприцепа-цистерны содержит воздухораспределитель 33, ресивер 34,. тормозные камеры 35.При этом золотник 17 в первой позиции соединяет силовой цилиндр 15 фрикционной муфты 14 с атмосферой, во вто" щ рой — запирает магистрали 16 и 19, а в третьей — соединяет силовой цилиндр

15 с магистралью 19.

Двухзвенное транспортное средство работает следующим образом. 25

При движении и отсутствии необходимости в торможении магистраль 9 сообщена через кран 10 с атмосферой, поэтому за счет воздействия усилия пружины 18 золотник 17 находится в позиции, при которой силовой цилиндр соединен с атмосферой, т.е. фрикционная муфта 14 не заблокирована, вследствие чего не увеличивается момент, сопротивления повороту полуприцепацистерны относительно тягача 1.

Во время торможения основной .системы водитель воздействует на тормоз- ной кран 22. В результате сжатый воздух от источника 31 давления по- 40 ступает в тормозные камеры 32 тягача а также в воздухораспределитель ,33, который сообщает тормозные камеры 35 с ресивером 34, что обеспечивает торможение транспортного средства.45

Одновременно сжатый воздух поступает. по магистрали 22 в торцовую полость

25, сжимая пружину 18 и перемещая золотник 17 вправо, и через обратный клапан 20 и золотник 17 — в силовой 50 цилиндр 15, который блокирует муфту

14, что повышает момент сопротивления повороту полуприцепа-цистерны

12 относительно тягача 1, предотвращая их складывание и повышая устойчи-55 вость движения. Давление в силовом цилиндре 15 будет повышаться до тех пор, пока золотник 17 не займет

51 4 среднее положение. Это произойдет, когда сила от давления в торцовой полости 25 уравновесится суммой сил от пружины 18 и от давления в торцовой полости 26. При этом давление в силовом цилиндре 15, а следовательно, и момент трения в муфте 14 зависят от эффективности торможения, так как давление в торцовой полости 25 зависит от давления в тормозных колесах 32, т.е. чем больше эффективность торможения, тем больший момент трения в муфте, а также от величины загрузки цистерны, так как усилие- пружины 18 зависит обратно пропорционально от величины прогиба диафрагмы 29, т.е. чем больше загрузка цистерны, тем больше прогнется диафрагма 29, тем меньше усилие пружины 18 и больше момент трения в муфте 14, а следовательно, лучше устойчивость движения.

При оттормаживании вместе с падением давления воздуха в тормозных камерах 32 и 35 снижается давление в торцовой полости 25, золотник 17 переместится влево и соединит силовой цилиндр 15 с атмосферой, что приведет к разблокированию фрикционной муфты 14.

Во время торможения вспомогательной системой (двигателем) водитель воздей- ствует на кран 10, который сообщает магистраль 9 с источником 1.1 давления.

В результате сжатый воздух поступает в пневматические цилиндры 7 и 8 и торцовую полость 24 золотника 17, при этом заслонка 3 и рейка 2 топливного насоса соответственно уменьшают про ходное сечение выпускного коллектора

4 и подачу топлива топливным насосом в двигатель, который переходит на режим принудительного вращения, преодо левая противодавления в выпускном коллекторе 4. Одновременно, sa счет действия давления в торцовой полости

24 золотник 17, сжимая пружину 18, перемещается в положение, при котором сжатый воздух поступает от магис ,трали 9 через обратный клапан 21, золотник 17 в силовой цилиндр 15 фрикционной муфты 14, блокируя последнюю. В результате повышается момент сопротивления повороту полуприцепа-цистерны 12 относительно тягача

1, а значит и устойчивость движеиия при торможении двигателем. Давление в силовом цилиндре 15 .будет повышаться до тех пор, пока золотник 17 не займет среднее положе.1082651

Составитель В.Ляско

Редактор H.Ñòàùèøèíà Техред Л.Коцюбняк

Корректор А.Ференц

Заказ 1652/16 Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1l3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðîä, ул.Проектная, 4 ние. Это произойдет, когда сила от давления в торцовой полости 24 уравновесится суммой сил от пружины 18 и от давления в торцовой полости 26.

При этом усилие сжатия пружины 18, а следовательно, и момент, трения в муфте 14 зависит от величины загрузки цистерны, т.е. чем больше загрузка цистерны, тем больше момент сопротивления повороту. Это повышает устойчивость движения при торможении, сохраняя достаточную управляемость транспортного средства.

При прекращении торможения двигателем силовой цилиндр 15 сообщается с атмосферой.

В случае одновременного включения вспомогательной и основной тормозных систем, т.е. воздействии на кран 10 и тормозной края 23, сжатый воздух поступает в обе торцовые камеры 24 и 26 и, передвигая золотник 17 вправо, поступает через один из обратных клапанов 20 или 21 в силовой цилиндр 15, давление в котором, пропорциональное загрузке и эффективности торможения, будет блокировать муфту 14, повышая устойчивость движения при торможении.

Таким образом, автоматически обес.-печивается оптимальное качество торможения путем поддержания давления в силовом цилиндре фрикционной муфты переменным в зависимости от эффективности торможения и загрузки транспортного средства, что повышает безопасность движения при одновременном улучшении условий труда водителя.

Двухзвенное транспортное средство Двухзвенное транспортное средство Двухзвенное транспортное средство Двухзвенное транспортное средство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к тормозным системам управления

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к тормозным системам транспортных средств и может быть использовано в тормозном приводе автомобилей

Изобретение относится к автотормозам железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к области пневматических приводов автотранспортных средств и может быть использовано в пневмосхемах, где имеются два контура тормозов (передний и задний) и регулятор тормозных сил в заднем тормозном контуре
Наверх