Вертикальная электрическая машина

 

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, например гидрогенератор, содержащая статор и ротор, имеющий центральную часть, обод с радиальными вентиляционными каналами, полюса с радиальными вентиляционными каналами и спицы, охватывающие все радиальные вентиляционные каналы обода и полюсов, отличающаяся тем, что, с целью улучшения охлаждения, спицы выполнены в виде обращенной к ободу своей расширенной частью усеченной четырехгранной пирамиды, грани которой параллельные оси вращения ротора, имеют форму равнобочной трапеции, причем ось обода совпадает с осью закрепления спиц на центральной части. (Л 00 САЭ 1С 00 со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

М А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕРЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3434241/24-07 (22) 07.05.82 (46) 30.03.84. Бюл. № 12 (72) А. А. Дукштау, И. Ф. Ф или ппов, А. С. Орлов, Г. Б. Пинский, С. А. Прутковс-, кий, В. К. Белянин и Г. Г. Шкуро (71) Ленинградское электромашиностроительное объединение «Электросила» им. С. М. Кирова (53) 621.313.713 (088.8) (56) 1. Альпер Т. И. и Сергиевская Т. Г.

Охлаждение гидрогенераторов, М;;

«Энергия», 1969., с. 10, рис. 1 — 3.

2. Костенко М. П. и др. Современные мощные гидрогенераторы. М., Информстандартэлектро, 1967, с. 42, рис. 33.

„,Я0„„1083289 А

g(5D Н 02 К 1 24 Н 02 К 1 30 Н 02 9 04 (54) (57) ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, например гидрогенератор, содержащая статор и ротор, имеющий центральную часть, обод с радиальными вентиляционными каналами, полюса с радиальными вентиляционными каналами и спицы, охватывающие все радиальные вентиляционные каналы обода и полюсов, отличающаяся тем, что, с целью улучшения охлаждения, спицы выполнены в виде обращенной к ободу своей расширенной частью усеченной четырехгранной пирамиды, грани которой параллельные оси вращения ротора, имеют форму равнобочной трапеции, причем ось обода совпадает с осью закрепления спиц на центральной части.

1083289

5 0

На чертеже показана вертикальная электрическая машина, продольный разрез.

Ротор 1 имеет центральную часть 2, спицы 3, закрепленные на центральной части, обод 4 с радиальными каналами 5, полюса 6, з0 закрепленные на ободе.

Спицы 3 выполнены в виде усеченной четырехгранной пирамиды, обращены к ободу своей расширенной частью и охватывают все радиальные каналы обода и полюсов.

На нижней и верхней грани спиц выполнены окна 7. Статор 8 содержит сердечник 9 с радиальными каналами 10 и обмотку с лобовыми частями ll. По периферии статора размещены воздухоохладители 12, сооощающиеся со статором через окна 13.

Охлаждающий воздух, попадая через окна 7 в спицы 3 ротора, выполненные в виде раструбов и выполняющие функцию аэродинамического нагнетателя системы охлаждения, направляется в вентиляционные каналы 5 и на своем пути не встречает никаких дополнительных сопротивлений (поворотов) .

Проходя через каналы 5, поток воздуха обтекает н охлаждает лобовые части 11 обмотки статора и торцы сердечника 9, а за.тем через окна 13 в корпусе статора попадает на воздухоохладители 12, откуда снова затягивается внутрь спиц. Цикл повторяется.

ВНИИПИ Заказ 1770/48

Филиал ППП «Патент», г.

Тираж 067 Подписное

Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к охлаждению вертикальной электрической машины, например гидрогенератора.

Известна электрическая машина, например гидрогенератор, содержащая ротор, состоящий из центральной части, к которой прикреплены спицы, несущие обод с вентиляционными каналами и полюса. Звезда ротора электрической машины снабжена центробежными вентиляторами в виде раструбов, а спицы выполнены коробчатыми (1).

Недостатком указанной машины является сложность выполнения . центробежных вентиляторов в виде раструбов. В мощных гидрогенераторах с диаметром ротора до

14 — 16 м применение вентиляторов в виде раструбов невозможно с точки зрения механической прочности материалов, так как центробежные силы при таких диаметрах не позволяют закрепить раструбы на остове ротора.

Установка раструбов на гидрогенераторах с малыми диаметрами ротора сопряжена с дополнительной трудоемкостью и затратой материалов.

Наиболее близкой к предлагземой является вертикальная электрическая машина, например гидрогенератор, содержащая статор и ротор, имеющий центральную часть, обод с радиальными вентиляционными каналами, полюса с радиальными вентиляционными каналами и спицы, охватывающие все радиальные вентиляционные каналы обода и полюсов (2).

Недостатки указанной конструкции обусловлены смещением оси обода и полюсов, а следовательно, и магнитной оси статора относительно оси -закрепления спиц на остове ротора, Спицы ротора выполнены наклонными в виде неправильной пирамиды. При этом, хотя спицы и охватывают все радиальные вентиляционные каналы обода ротора и не требуют при этом специальных раструбов, эффективность охлаждения снижена, так как из-за отклонения вектора воздушного потока от радиального направления увеличиваются потери напора воздуха в спицах и на входе в радиальные вентиляционные каналы обода. Кроме того, появляются дополнительные механические напряжения в местах закрепления спиц на центральной части ротора из-за выкручнвающих моментов, обусловленных несовпадением оси обода и полюсов и оси закрепления спиц.

Цель изобретения — улучшение охлаждения.

Поставленная цель достигается тем, что в вертикальной электрической машине,. например гидрогенераторе, содержащей статор и ротор, имеющий центральную часть, обод с радиальными вентиляционными каналами, полюса с радиальными вентиляционными каналами и спицы, охватывающие все радиальные вентиляционные каналы обода и полюсов, спицы выполнены в виде обращенной к ободу своей расширенной частью усеченной четырехгранной пирамиды, грани которой параллельные оси вращения ротора, имеют форму равнобочной трапеции, причем ось обода совпадает с осью закрепления спиц на центральной части.

Предлагаемая конструкция позволяет снизить трудоемкость изготовления ротора гидрогенератора за счет отказа от применяемых либо вентиляторов в виде раструбов, либо дополнительных коробов, снизить затраты материалов за счет отказа от изготовления раструбов или коробов; повысить эффективность охлаждения лобовых частей обмот,ки статора и торцов сердечника статора за счет ликвидации поворотов струй охлаждающего воздуха, за счет увеличения жесткости коробчатых спиц снизить нх вес, что позволяет экономить материал.

Вертикальная электрическая машина Вертикальная электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет улучшить тепловое состояние активных частей электрической машины, увеличить ее коэффициент полезного действия путем снижения потерь на вентиляцию

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры электрических машин, например тяговых электрических машин локомотивов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам и средствам охлаждения асинхронных электрических машин с одним статором и одним ротором

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей способа охлаждения вращающейся электрической машины с воздушным охлаждением и открытым охлаждающим контуром, в которой отфильтрованный механическим путем атмосферный воздух попадает через установленные по обеим сторонам вала ротора вентиляторы посредством охлаждающих каналов в статор, ротор и воздушный зазор машины, а затем снова отдается в атмосферу

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании корпусов мощных преобразователей напряжения, например, для питания железнодорожного транспорта

Изобретение относится к электротехнике, в частности к особенностям конструктивного выполнения автомобильных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к автоматическим системам контроля и регулирования температуры, а также защиты от перегрева электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры и защите от перегрева тяговых электрических машин, например локомотивов
Наверх