Контактная система стержневого разъединителя

 

1. КОНТАКТНАЯ СИСТЕМА СТЕРЖНЕВОГО РАЗЪЕДИНИТЕЛЯ, содержащая подвижный контакт в виде токопроводящёго стержня, верхний и нижний неподвижные контактные элементы, установленные соосно стержню, отличающаяся тем, что, с целью повьппения надежности, неподвижные контактные элементы выполнены в виде втулок с коническим раструбом, на противоположных концах токопроводящего стержня установлены по крайней мере два дополнительных контактных элемента в виде пластичных пружин, один конец каждой из которых жестко закреплен на стержне, а другой выполнен заостренным. 2.Контактная система по п. 1, О:тли чающаяся тем, что она снабжена гибкими манжетами, которые установлены на стержне под дополнительными контактными элементами и на втулке нижнего неподвижного контактного элемента. i 3.Контактная система по пп 1 и 2, отличающаяся тем, что (Л на стержне в зоне контакта с заостренными концами пластичных пружин закреплена дополнительно введенная Износостойкая пластина.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (!1)

3(5!) Н О1 Н 31/00

), ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ с

Ою о с

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЬ(ТИЙ (21) 3448525/24-07 (22) 08.06.82 (46) 07.04.84. Бюл. У 13 (72) В.К.Климов, В.В.Климов и А.Д.Комиссаров (53) 621.316.54(088.8) (56) 1. Рожков Л.Д., Козулин В.С.

Электрооборудование станций и подстанций, M., "Энергия", — 1980, с. 290-292, рис. 4-42.

2. Патент Франции В 2043902, кл. Н 01 Н 31/00, 1971. (54)(57) 1. КОНТАКТНАЯ СИСТЕМА СТЕРЖНЕВОГО РАЗЪЕДИНИТЕЛЯ, содержащая подвижный контакт в виде токопроводящего стержня, верхний и нижний неподвижные контактные элементы, установленные соосно стержню, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повьппения надежности, неподвижные контактные элементы выполнены в виде втулок с коническим раструбом, на противоположных концах токопроводящего стержня установлены по крайней мере два дополнительных контактных элемента в виде пластичных пружин, один конец каждой иэ которых жестко закреплен на стержне, а другой выполнен заостренным.

2. Контактная система по п. 1, о:т л и ч а ю щ а я с я тем, что она снабжена гибкими манжетами, которые установлены на стержне под дополнительными контактными элементами и на втулке нижнего неподвижного контактного элемента.

3, Контактная система по пп 1 и 2, отличающаяся тем, что на стержне в зоне контакта с заостренными концами пластичных пружин закреплена дополнительно введенная износостойкая пластина.

1ОЯЛЯОЯ

Изобретение относится к конструк-ции линейного разъединителя для включения и отключе ия обесточенных участков электрических цепей, а именно к устройству контактной системы разъединителя còåp>«IIåâoãо типа.

Известна контактная система разьединителя подвесного типа в виде со-осло установленных н вертикальной плОскости НОдви>хнОЙ и HEIIQ>I

Однако такие разъединители не ..надежны в работе, у них нет льдоломающего устройства, с при ветровых нагрузках, в момент срабатывания разъединителя на замыкание, подви>кная контактная система отклоняется от оси неподвижной настолько, что контактные системы могут не совместить-> q ся и не произойдет их замыкания, по-скольку эти две системы кинематически между собой ничем не связаны, а у подвижной контактной сис гемы не" направляющих.

Кроме того, даже уже в замкнутом состоянии под действием ветровых на-. грузок подвижная система может раскачиваться и контактные наконечники мОГут ОтОйти От кОльцар что приведBò к искрению контактного соединения.

Известна контактная система разьединителя стержневого типа. состоящая из токопроводящего стержня с приводом и соосно установленных ему неподвижныгх контактов ламельного типа, причем4<3 стержень и привод имеют направляющие., обеспечивающие соосное перемегпение <11., Наиболее близким техническим решением к изобретению является контактная система стержневого разъединителя -15 содержащая подвижный контакт, выпол"ненный в виде токопроводящего стержня,, верхний и нижний неподвижные контактные системы, установленные соосно стержню I 2 1.

Однако в известной контактной системе отсутствует льдоломающее устрсйство, а стержень покрыт коркой льда и по наружной поверхности протаскивается сквозь направляющую втулку., что может принести к поломке привода.

Контакты верхней контактной системы не оснащены льдоломающим устройством, Конструкция контактов ламельного

,кснсольного} типа недостаточно надежно противостоит электроцинамическому и термическому действию токов

i< 3. /

Кроме ТОГО „-при увеличепии НОздуш ного зазора между неподвижными и подвижными контактньь-ги элементами 1<>и»апря.«енки линки (например, на линии 500 кВ до 17 и) потрсбуется

"JcTGhoBH1 ряд г<1>омежутсчных Bd.— правляющих элементов для стержня что заметно усложняет устройство контактной системы и делает ее еще более ненадежной в работе.

Цег: изобретения -- IIoBI,iiiiepис надежности. loc IàBëåíHàÿ цель достигае-ся тем, что в контактной системе стержневого разъединителя, содержащей

iIOPBH>1Hi: iI"ÍIÑ, НЕПОЛВИ><<— ные I<òpûå элементы выпст<лены в в:-где в"ó:ëîê с коническим р; < трубом, на противоположньгх концах токо-. про ВодящеГО стержня устанОвлены пО крайней мере два дополнительных кон-тактных элемента в виде пластичных пружин, Один конец каждой из которьгх жестко закреплен на стержне, а другой выполнен заостренньп<.

Дополнительно контактная система снабжена гибкими манжетами.. которые установлены на стержне под дополнительными контактными элементами и

1а втулке нижнего н" IIopBHz:-IOI o I

Кроме того, на стержне:-а зоне онгакта с заостренньгми кснцами пластинчатых пружин закреплена дог олни=тельно введенная износостойкая пластина

На фиг. 1 показана контактная

cHc:>ãìà во включенном положении, общий вид; на фиг. 2 — контакты в отключенном положенHH; на фиг. 3 узел контактной группы; на фиг. 4 сечение — . На фиг.

Контактная система включает подвижный стержень 1 из электропроводного материала с дог:олнительными элементами 2 и 3 на концах (фиг, 1) .

Эта подвижная контактная система закрепляется на приводе разъединителч или кинематически связана с ним.

Неподвижная контактная система вклю1084908

3 чает два контактных элемента 4 и 5, установленных соос.но со стержнем, причем каждый их них включает втулку

6 и конический раструб 7, который выполняет функции ловителя. Верхний конец стержня с контактной группой

2 пронизывает нижний неподвижный контактный элемент 5 и выступает над ним как показано на фиг. 2. На стержне непосредственно под контактной группой 2 установлена гибкая манжета 8. Такая же манжета 9 установлена на стержне под нижней контактной группой 3. Верхний торец втулки

6 контакта 5 закрыт манжетой 10, нанизанной на стержень 1, сквозь которую он свободно проходит. Верхний торец втулки 6 контакта 4 закрыт крышкой 11.

К контактам 4 и 5 электрически присоединены провода спусков подходящей 12 и отходящей 13 линий. Контактные элементы 2 и 3 выполнены в виде пружинящих пластин, один конец

14 которой прикреплен к стержню 1, а второй конец 15 свободныи, выполнен заостренным, причем в месте установки контактных элементов на стержне у него выполнены плоские площадки -.

16,для чего снята лыска,или стержень

30 на длине выполнен, например, в виде шестигранника, а на участке, где происходит контакт со скребком (несколько большим хода скребка l) пло" щадка стержня должна быть закален35 ной, или на этом участке к стержню прикрепляют твердосплавные пластины (йип. 3. показано унктиром).

Для улучшения электрического контакта между элементами 2 и 3 и 40 втулками 6 наружные поверхности пластин 14 покрыты металлом 17, стойким к истиранию, с высокой электрической проводимостью и теплопроводностью. 45

Диаметр Д описанной окружности по наружным стенкам пластин 2 (фиг.4) в свободном состоянии контактного элемента больше внутреннего диаметра втулки 6 и выбирается из условия. 50 создания требуемой величины прогиба пнастин 2 и создания контактного давлений. Для обеспечения возможности подбора равномерного выступления пластин над стержнем предусматрива- 55 ется установка, например, медных прокладок 18 и в месте крепления пластин 2 и 3 к стержню.

Устройство работает следующим образом.

При включении привода на замыкание разъединителя стержень из положения отключения (фиг. 2) начинает перемещаться вертикально вверх В положение включения (фиг. 1). При подходе к контакту 4 свободный конец стержня попадает в раструб 7, центрируется и заходит во втулку 6. При дальнейшем движении стержня во втулку заходят контакты 2 и 3 одновременно в неподвижных контактах 4 и 5.

В конце хода стержня манжеты 8 закрывают горловины раструбов 7 у обоих неподвижных контактов. Таким образом, провода подходящей и отходящей линий 12 и 13 электрически соединяются между собой по цепи: раст" труб 7 — втулка 6 (контакта 4) †пластины контакта 2 — стержень 1 — пластины контакта 3 — втулка 6 — раструб 7 (контакта 5).

В целях, спрямления пути тока в неподвижном кон акте 4 и уменьшения величины электродинамических сил провод 12 может быть подключен не к раструбу 7, а непосредственно к втулке 6, При этом у подвижного контакта

2 на стержне пластины целесообразно крепить в перевернутом на !80 по от— ношению к фиг. 3 положении (см. фиг.1).

По мере захода во втулку 6 пластины 2 и 3 своими наружными поверхностями упираются во втулку и начинают прогибаться, распрямляясь (на фиг. 3 показано пунктиром). При этом свободный конец пластин 15 скользит по стержню 1, совершая путь E. При наличии на стержне корки льда конец

15 разрушает и скалывает ее, обеспечивая нормальную работу пластин 2 и 3. При отсутствии такого скребка конец пластины мог бы, не разрушая корки наползти на нее, и тем самым прогиб пластины может .оказаться больше расчетного, что приводит к ее поломке. Корка льда, имеющая на наружных рабочих поверхностях контактных пластин 2 и 3, разрушается стенками втулки 6, поскольку кромка ее как бы скоблит пластины при заходе их в горловину контактов 4 и 5 ° Внутренняя поверхность самих втулок 6 не подвержена образованию гололеда, так как защищена от попадания осадков сверху: у контакта

4 торец втулки закрыт крышкой 11, 1084908 а у контакта 5 — манжетой 10. При включенном положении разъединителя полости, где размещены контакты 2 и 3, оказываются закрытыми манжетами 8 и 9, что полностью исключает попадание пыли, влаги и тем более образование гололеда на контактах.

При прохождении сквозных токов к.з. через контактные элементы 2 и 3 действие электродинамических сил, возникающих в зоне контакта, компенсируется расчетным запасом величины контактного давления. Термическое действие токов к.з. компенсируется значительно развитой поверхностью и объемом контактов, наличием токо- и электропроводимого слоя на контактных пластинах и большим числом пластин. Кроме того, контактные элементы имеют надежное электрическое соединение со стержнем, например, гибкими медными пластинами.

Приводы контактной системы при различных вариантах исполнения работают следующим образом.

Контактная система с нижним расположением привода, например, от пневмоцилиндра работает как описано выше, т.е. при включении привода на замыкание разъединителя стержень движется снизу вверх, пронизывая нижний контакт 5 и попадая свободным концом в раструб верхнего контакта 4.

Применение предлагаемой контактной системы создает положительньЫ эффект, так как по сравнению с известным устройством предлагаемая контактная система надежней и она может быть применена для разъединителей на линиях сверхвысокого и

5 ультравысокого напряжения (10001500 кВ) .

Наличие у подвижных контактных элементов пружинных. пластин типа рессор обеспечивает компактность и надежность узла, так как по сравнению с контактами типа ламелей у известного устройства, или другими известными пружинящими контактами такой контактный элемент позволяет получить значительно большие контактные давления.

Такой контакт лучше противостоит действию токов к.з. как электродинамическому, так и термическому.

Наличие на свободном конце пластины контакта скребка, в сочетании с мерами по повышению твердости стержня в зоне взаимодействия скребка, обеспечивает надежную работу контакта и при гололеде. Форма пластин (в виде рессор) и взаимодействие их со втулкой неподвижного контакталовителя также способствует надежному скалыванию льда с поверхностей

ЗО контактов.

Наличие у контактных элементов эластичных крышек(манжет) позволяет герметизировать камеры с контактныЗ ми элементами в замкнутом положении, что исключает попадание в зону контактов влаги и пыли, а это, в свою очередь, также повышает надежность их работы.

1084908

<Рих.

Фцдиал ППП."Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

ВНИИПИ

Тиран 683

Заказ 2027/49

Подписное

Контактная система стержневого разъединителя Контактная система стержневого разъединителя Контактная система стержневого разъединителя Контактная система стержневого разъединителя Контактная система стержневого разъединителя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к высоковольтному аппаратостроению и касается конструкции разъединителей качающегося типа

Изобретение относится к высоковольтным электрическим коммутационным аппаратам, предназначенным для коммутации электрических цепей без тока и для создания видимого разрыва в воздухе

Изобретение относится к высоковольтной коммутационной аппаратуре и может быть использовано в электросетях

Изобретение относится к высоковольтной коммутационной аппаратуре и может быть использовано в электросетях

Изобретение относится к электротехнике, а именно к коммутативным аппаратам, в частности к высоковольтным разъединителям внутренней установки с рубящим принципом движения подвижного контакта

Изобретение относится к электротехнике, а именно к коммутативным аппаратам, в частности к высоковольтным разъединителям внутренней установки с рубящим принципом движения подвижного контакта

Изобретение относится к электротехнике, а именно к разъединителям, предназначенным для отключения электроустановки или высоковольтных линий распределительной сети

Изобретение относится к области электротехники, а конкретно к контактному устройству высоковольтных выключателей нагрузки и разъединителей
Наверх