Игральный автомат
ИГРАЛЬНЫЙ АВТОМАТ, содержащий блок набора игровой ситуации, первый выход которого соединен с первьм входом логического элемента ИЛИ и первым входом блока вычисления, второй вход которого соединен с выходом логического элемента ИЛИ, и блок отображения игры, отличающийся тем, что, с целью повьше- .„ ния занимательности игры, он имеет счетчик, блок подготовки хода автомата и генератор числа хода автомата , при этом первый .вход генератора числа хода автомата соединен с вторым выходом блока набора игровой ситуации , а второй вход.- с выходом блока вычислений, причем первый выход генератора числа хода автомата соединен с входом блока подготовки хода автомата, выход которого соединен с третьим входом блока вычисления , четвертый вход которого соедине с вторым входом логического элемента ИЛИ и вторым выходом генератора чисЛа хода автомата, а пятый вход блока вычисления соединен с третьим выходом SS блока набора игровой ситуации и пер (Л вым входом счетчика, второй вход которого соединен с выходом логического элемента ШШ, а выход счетчика соединен с входом блока отображения игры.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУбЛИК
„„Я0„„1085609 ур A 63 Р 3/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
I (21) 34853 12/28-12 (22) 19.08,82 (46) 15.04.84. Бюл. Ф 14 (72) И.А. Чесноков, В.Н. Ефименко, С.Н. Негуляев, Е.Н. Архипова и П.M. Хрусталев (71) Саратовский ордена Трудового
Красного Знамени государственный университет им. Н.Г. Черньппевского (53) 681.136(088.8) (56) 1 ° Авторское свидетельство СССР
Ф 988305, кл. А 63 F 3/02, 1981. (54)(57) ИГРАЛЬНЫЙ АВТОМАТ, содержащий блок набора игровой ситуации, первый выход которого соединен с первым входом логического элемента ИЛИ и первым входом блока вычисления, второй вход которого соединен с выходом логического элемента ИЛИ,. и блок отображения игры, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повыше- .. ния занимательности игры, он имеет счетчик, блок подготовки хода автомата и генератор числа хода автомата, при этом первый .вход генератора числа хода автомата соединен с вто рым выходом блока набора игровой ситуации, а второй вход. — с выходом блока вычислений, причем первый выход генератора числа хода автомата соединен с входом блока подготовки хода автомата, выход которого соединен с третьим входом блока вычисления, четвертый вход которого соединен с вторым входом логического элемента
ИЛИ и вторым выходом генератора чисМа.хода автомата, а пятый вход блока вычисления соединен с третьим выходом блока набора игровой ситуации и первым входом счетчика, второй вход которого соединен с выходом логического элемента ИЛИ, а выход счетчика соеди нен с входом блока отображения игры.
1085609
Изобретение относится к игральным автоматам и может быть использовано для проведения игры Ваше, Суть игры Баше заключается в том, что двое играющих поочередно вычи- 5 тают из начального заданного числа определенное условиями игры количество единиц. Перед началом игры необходимо задать начальное число и максимальное число, вычитаемое игроком за один ход. Проигравшим считается тот, кто своим очередным ходом вынужден вычесть последнюю единицу из заданного числа.
Известен игральный автомат, содер- 15 жащий блок набора игровой ситуации, ервый выход которого соединен с перым входом логического элемента ИЛИ и первым входом блока вычисления, второй вход которого соединен с выхо- 20 дом логического элемента ИЛИ и блока отображения игры Г1 3.
Недостатком данного устройства является низкая занимательность
25 игры.
Цель изобретения — повышение занимательности игры.
Цель достигается тем, что в игральный автомат, содержаший блок набора игровой ситуации, первый выход которого соединен с первым входом логического элемента ИЛИ и первым входом блока вычисления, второй вход которого соединен с выходом логического элемента ИЛИ, и блок отображения игры, введены счетчик, блок подготовки хода автомата и генератор числа хода автомата, при этом первый вход генератора числа хода автомата соединен с вторым выходом
40 блока набора игровой ситуации, а второй вход — с выходом блока вычисления, причем первый выход генератора числа хода автомата соединен с входом блока подготовки хода авто45 мата, выход которого соединен с третьим входом блока вычисления, .четвертый вход которого соединен с вторым входом логического элемента ИЛИ и вторым выходом генератора числа хода автомата, а пятый вход блока вычисления соединен с третьим выходом блока набора игровой ситуации и первым входом счетчика, второй вход которого соединен с выходом логического элемента ИЛИ, а выход счетчика соединен с входом блока отображения игры.
На фиг. 1 изображена блок-схема игрального автомата; на фиг. 2— функциональная схема игрального автомата.
Игральный автомат содержит блок 1 игровой ситуации, первый выход которого соединен с первым входом логического элемента ИЛИ 2, первым входом блока вычисления 3, второй вход которого соединен с выходом логического элемента ИЛИ 2, блок 4 отображения игры, счетчик 5, блок 6 подготовки хода автомата, а также генератор 4 числа хода автомата.
При этом первый вход генератора 7 числа хода автомата соединен с вторым выходом блока 1 набора игровой ситуации, а второй вход — с выходом блока вычисления 3, причем первый выход генератора 7 числа хода автомата соединен с входом блока 6 подготовки хода автомата, выход которого соединен с третьим входом блока вычисления 3, четвертый вход которого соединен с входом логического элемента ИЛИ 2 и вторым выходом генератора 7 числа хода автомата, а пятый (вход блока вычисления 3 соединен с третьим входом 1 набора игровой ситуации и первым входом счетчика 5, второй вход которого соединен с выходом логического элемента ИЛИ 2, а выход счетчика 5 соединен с входом блока
4 отображения игры.
Блок вычисления 3 состоит из блока 8 второго логического преобразования, блока 9 вычисления остатка, блока 10 фиксации числа игрока, блока
11 суммы числа игрока и автомата, элемента НЕ 12, блока 13 первого логического преобразователя, элемента
ИЛИ 14, блока 15 изменения остатка, элемента ИЛИ 16.
Блок генератора числа хода автомата 7 включает в себя триггер 17, элемент И 18, генератор 19.
В состав блока 1 набора игровой ситуации входит генератор задания начального числа N, наборное поле кнопок: "Установка исходного состояния", "Установка начального числа", "Ход человека, "Ход автомата" и переключатель выбора варианта игры.
Блок счетчика 5 состоит из реверсивного счетчика и узла коррекции хода человека, который в случае нарушения правил игры человеком сбрасывает содержимое реверсивного
1085609 счетчика в ноль, что видно из индикаторных элементов отображения игры.
Блок 4 отображения игры состоит из двоично-десятичного дешифратора и двух индикаторных элементов. 5
Блок 6 подготовки хода автомата включает в себя ждущий мультивибратор, вырабатывающий импульс сброса в ноль, содержимого блоков 10 и 11 по заднему фронту импульса триггера 17.
Блок 15 изменения остатка включает в себя узел коммутации ввода дополнйтельного числа от реверсивного счетчика, суммирующий счетчик, схему
И, триггер, элемент задержки, схему 15 установки блоков 18 и 9 в исходное состояние, схему формирования импульса "Разрешение записи числа".
Блок 13 первого логического преобразования состоит из сборки. 20
Игральный: автомат работает следующим образом.
Суть математической игры Баше можно пояснить на следующем примере.
Пусть имеется произвольное число М (М = 17). Условиями оговаривается, что два игрока имеют право поочередно вычитать из этого начального числа от 1 до 3 единиц за один свой ход (по своему усмотрению). В процессе 30 игры с каждым ходом игроков начальное число постепенно уменьшается, и проигравшим считается тот игрок, который вынужден своим очередным ходом вычесть последнюю единицу из начального числа (привести его к ви-! дуИ = О).
В нашем случае роль одного из партнеров выполняет игральный автомат.
С целью повышения занимательности щ игры игральный автомат предоставляет возможность своему партнеру (человеку) выбирать условия игры.
Перед началом игры человек сам задает любое начальное число N 99.
Человек может выбрать один из трех имеющихся вариантов игры, т.е. за каждый ход играющие могут вычитать:
1 вариант 1 — 3 единицы, 2 вариант 1 — 4 единицы, 50
3 вариант 1 — 5 единиц.
В начале игры игрок устанавливает на передней панели блока 1 набора игровой ситуации переключатель (выбор варианта игры) в положение "1". Затем он нажимает кнопку "Ввод числа" и с помощью генератора, входящего в сос тав блока набора игровой ситуации 1, задает начальное число N (пусть N=17).
Определяют условия игры: начальное число и вариант. Первый ход предоставляется игроку. Предположим, что человек нажал кнопку "Ход игрока два раза и тем самым вычел из начального числа N = 17п две единицы, и н результате в счетчике 5 записывалось число N = 17 — 2=15 где Ne, — число, И1 ъ И 1 получившееся после первого хода игрока. Затем игрок нажимает кнопку "Ход автомата". Логика выработки ответного хода автомата для первого варианта игры представлена в виде таблицы.
Ход иг- Ход ав- Число на
N хода рока томата индикаторе
Исходное состояние
И = 2
А„= 2
A = 1
NA 13
Ид = 9
И = 3
А = 3
А = 2
И = 1
И4 2
NA = 5
NA 1
N= 0
И = 1
Согласно таблице любое начальное число может иметь одну из четырех вычитать последнюю единицу из начального числа и проиграть.
Рассмотренный пример дает возможность сделать вывод, что если начальное число может быть представлено в виде N = 4п+1, где n=i, 2,3...24, то представленных структур.
N =4n
N = 4п+1
N = 4п+2
N. = 4п+3) где п -- 1,2,3...,24.
В нашем случае N = 4х4+1=17, т.е. имеет структуру И=4п+1, где n=4.
Поэтому согласно таблице при первом ходе игрока И,= 2 автомат выработает ответный ход автомата: A = 2, и в результате вычитания его из оставшегося числа получим число Np = N -A =
1 И, — 15-2 = 13. Далее игрок депает свой второй очередной ход (пусть И) = 3), а ответный ход автомата также вырабатывается согласно таблице.
В итоге получим последовательность ходов автомата и человека (см. таблица) .На пятом ходу игрок вынужден .
S 10856 автомат, дополняя cHQHM ходом до четырех число единиц, вычитаемых предыдущим ходом игрока, осуществляет ! абсолютно выигравшую стратегию. В случае, если начальное число имеет вид N=4n; N=4n+2; N=4n+3, то возможны два варианта выработки ответных кодов автомата.
Первый вариант. Первый ход человека дает возможность автомату воим первым ходом получить новое число
N>=N-И -А = 4n+1 где N — начальное
1 э заданное число; И„- число, вычитаемое игроком при первом ходе; А — число, вычитаемое айтоматом при первом ходе; n=1,2,3...24, что соответствует абсолютно выигрышной ситуации.
В блоке 13 первого логического преобразования происходит однозначный выбор ответного хода автомата,. на основе сопоставления сигналов с выходов блока 9 вычисления остатка, блока 10 фиксации числа игрока, блока 11 суммы числа игрока и автомата и разработанного алгоритма выигрышной2 стратегии автомата.
Второй вариант. Первый ход человека не дает возможность автомату своим первым ходом получить новое число N вида (4п+1). В этом случае ответный ход автомата формируется с помощью генератора случайного числа, и при последующей безошибочной игре игрока автомат проигрывает. Здаесь ответный ход автомата формирует блок 8 второго логического преобразования по поступлении íà его вход сигналов с выходом блоков вычисления остатка
9, фиксации числа игрока 10 и суммы числа игрока и автомата 11 и запреще40 нии работы блока 13 первого логичес. кого преобразования.
Рассмотрим подробно работу блоков игрального автомата на следующем примере, где N=4n+1. С помощью блока 1 набора игровой ситуации человек задает начальное число N в виде последовательности импульсов, которое запоминается в блоке счетчика 5 и отображается в десятичной системе счисле- о ния на блоке 4 отображения игры.
Одновременно эта последовательность импульсов поступает через элемент
ИЛИ 2 на блок 9 вычисления остатка, где происходит определение остатка, получаемого в результате деления начального числа N на четыре. Первый ход совершает игрок. Нажимая на
09 ь кнопку "Ввод числа", игрок вводит число И в блок 10 фиксации числа игрока и через элемент вычитает из начального числа N в блоке счетчика 5. Следующий ход совершает автомат. При нажатии на кнопку "Ход автомата" триггер 17 вырабатывает разрешающий импульс, который поступает на первый вход элемента И 18, на втором входе которого постоянно присутствуют импульсы от генератора 19. С выхода элемента И 18 через элемент
ИЛИ 2 импульсы,- образующие число от.— ветного хода автомата, подаются на вход блока 11 суммы числа игрока и автомата и вычитаются из числа, за— писанного в блоке счетчика 5, что отображается на индикаторах блока 4 отображения игры. Совокупность сигна— лов с выходов блоков 9, 10 и 11 определяет работу блока 13 первого логического преобразования, сигналом с выхода которого через элемент
ИЛИ 14 производится запрет работы генератора числа автомата, т.е. триггер 17 устанавливается в исходное состояние. При этом по заднему фронту сигнала с выхода триггера 17 блок индикации хода автомата 6 вырабатывает короткий импульс установки блоков 10 и 11 в исходное состояние.
Блоки 18 и 8 в рассмотренной работе автомата участия не принимают, так как их работа запрещается сигналом с выхода блока 9 вычисления остатка через элемент НЕ 12 °
В случае, если начальное заданное число имеет вид N+4n+1 и первый ход игрока таков, что автомат своим первым ходом не может привести число И4 к виду Np =4п+1, сигнал с выхода блока 9 вычисления остатка запрещает работу блока 13 и через элемент НЕ 12 разрешает работу блоков 7 и 8, где с помощью генератора случайного числа происходит выработка ответного хода автомата.
Если в процессе игры своим ходом дает возможность автомату ответным ходом привести оставшееся число Ni с помощью блока 15 изменения остатка к виду Я;= 4п+1, то сигнал с выхода блока. 9 запрещает работу блоков 18 и 8 и разрешает работу блока 13.Дальнейшая работа игрального автомата происходит по рассмотренному выше принципу.
1085609 ры.
Лыс мафРа
А.г
ВНЮЗПИ Заказ 3546 Тирак 410 Поднисиое
Фялпал ШШ "Патевт", з.Уигород, ул.Проекткаа, 4
Предложенный игральный автомат обеспечивает достаточно большое число вариантов игры (s 10 - 12 раз больше), чем обеспечивает увеличение занимательности иг