Регулятор скорости движения дождевальной машины

 

РЕГУЛЯТОР СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ .ДОЖДЕВАЛЬНОЙ , содержащий программньй блок, датчик скорости движения и исполнительный элемент, отличающийся тем, что, с целью повышения качества полива путем обеспечения равномерности полива и дистанционного изменения программы полива, регулятор снабжен преобразователем время-частота и пороговым частотным устройством, а датчик скорости выполнен на герконах с фиксацией начала и окончания хода прерывистого движения и подключен через преобрааователь время-частота к пороговому устройству, выход которого соединен с исполнительным элементом, причем один выход датчика скорости подключен к програьмному блоку, выход которого соединен с пороговым устройством..

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (б1) А 01 С 25/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТБУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3345725/30-15 (22) 08,10.81 (46) 07.05.84. Бюл. Р 17 (72) В,И,Пронов и А.В.Кокни (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт комплексной автоматизации мелиоративных систем (53) 631.347.1(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 716886, кл, В 60 К 31/00, 1977.

2. Авторское свидетельство СССР

11 816436, кл. А Ol G 25/16, 1979. (54) (57) РЕГУЛЯТОР СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ

ДОЖДЕВАЛЬНОЙ МАШИНЫ, содержащий программный блок, датчик скорости движения и исполнительный элемент, о тличающийся тем, что, сцелью повышения качества полива путем обеспечения равномерности полива и дистанционного изменения программы полива, регулятор снабжен преобразователем время-частота и пороговым частотным устройством, а датчик ско рости выполнен на герконах с фиксацией начала и окончания хода прерывистого движения и подключен через преобразователь время-частота к пороговому устройству, выход которого соединен с исполнительным элементом, причем один выход датчика скорости подключен к программному блоку, выход которого соединен с пороговым устройством.

1090296

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может применяться на дождевальных машинах "Фрегат", "Кубань" и др. с прерывистым поступательным движением рабочих колес (с гидроприводом или с электроприводом, работающим в стартстопном режиме) для обеспечения равномерности полива на ,почвогрунтах с переменным сопротивлением. l0

Известно устройство регулирования скорости сельскохозяйственных машин, содержащее программный блок-задатчик с генератором импульсов,формирователь, интегрирующий усилитель 15 и датчик скорости, подсоединенный к дополнительному колесу, выход которого через электронный блок подключен к исполнительному элементу регулирования скорости машины (1) . 20

Недостатками устройства являются его сложность и невозможность регу- лирования скорости при прерывистости движении дождевальных машин.

Известен также регулятор скорости 25 движения дождевальных машин, включающий программный блок в виде кулачковых дисков, датчик скорости в виде дополнительного колеса с усредняющим блоком, кинематически свя- 30 занного с исполнительным элементомкраном-регулятором j2J .

Недостатками этого регулятора являются низкое качество регулирования из-за неточности измерения и задания скорости машины и отсутствие возможности дистанционного управления скоростью дождевальной машины.

Цель изобретения — повышение качества полива путем обеспечения равно40 о мерности полива и дистанционного изменения программы полива.

Цель достигается тем, что регулятор снабжен преобразователем времячастота и пороговым частотным устрой"4> àoì, а датчик скорости выполнен на герконах с фиксацией начала и окончания хода прерывистого движения и подключен через преобразователь время-частота к пороговому устройству, выход которого соединен с исполнительным элементом, причем один выход датчика скорости подключен к программному блоку, выход которого соединен с пороговым устройством.

На "фиг.l приведена блок-схема регулятора скорости движения дождевальных машин. (ДИ); на фиг.2 — пример схемного исполнения отдельных блоков регулятора.

Регулятор скорости движения дм включает датчик скорости, состоящий из блока 1 для определения начала и блока 2 окончания хода прерывистого движения, преобразователь

3 и время прерывистого движения— частота, программный блок 4 (задатчик скорости на пассивных элементах), пороговое частотное устройство 5 и исполнительный элемент 6.

На фиг.2 представлен пример выполнения регулятора на электронных элементах, где обозначено : частотозадающнй конденсатор 7, разделительный трансформатор 8, тиристоры 9 и 10„ зарядный конденсатор 11, тиристорные ключи 12 и 13, контакты

Al, А2, Bl и В2 переключателей блока 4, конденсатор 14, ключ 15 и инвертор 16.

Блоки l н 2 датчика для определения начала и окончания хода прерывистого движепия содержат контактные нли бесконтактные элементы, например герконовые переключатели, установленные на приводе колеса ДИ или в схеме управления для электрифицированных приводов колеса ДМ. Назначение этих блоков датчика — сигнализация о временй начала или окончания прерывного движения ДМ.

Преобразователь 3 содержит устройства преобразования интервала времени между включениями датчиков 1 и

2.в частоту. Например, интервал времени между включением датчиков l u

2 фиксируется по напряжений заряда конденсатора через токоограничительное сопротивление от сухой батареи. Затем это напряжение подается на затвор полевого транзистора, используемого в качестве переменного сопротивления, в схеме управления частотой мультивибратора. Частотный выход мультивиб-.-ратора через разделительный трансформатор подается на два раздельных плеча частотного порогового устройства 5.

Пороговое устройство,5 содержит, например, два раздельных плеча из последовательно соединенных двух тиристоров, сопротивления задатчика

4 и конденсатора. В цепи управления

1 тиристоров, подключенных последовательно к источнику питания на сухих батареях, подключены частотные выходы преобразователя время прерывисством 5, для осуществления переключения давления воды в кране-задатчике скорости ДИ гидравлического действия или для изменения длительности паузы остановки движения ДИ с электроприводом рабочих колес. Например, на ДМ "Фрегат" исполнительный элемент

6 содержит источник питания на сухих батареях 24 В, электрогидрореле, КЭГ-И, подключенное гидравлическим входом к трубопроводу ДИ, а выходом к мембранному исполнительному органу для пошагового реверсивного изменения положения крана-задатчика скорости ДИ.

Регулятор скорости движения ДИ устанавливается на дождевальных маши нах с пневматическими шинами около привода тележки ведущего колеса ДИ.

Для дистанционного изменения программы работы ДИ задатчик скорости может соединяться с диспетчерским пунктом проводной линией или импульсным радиоканалом связи.

Регулятор скорости движения дождевальной машины работает следующим образом.

При необходимости осуществить чередующийся дневной освежительный и ночной увлажнительный полив на ДМ

tt 1В

Фрегат с пневматическими шинами на холмистой местности и с разнородным грунтом, где полный оборот ДМ соответствует 18330 ходам гидроцилиндра, а неравномерность проскальзывания рабочего колеса на поле отсутствует,несмотря на то, что общее количество ходов ДМ при прерывистом движении по полю остается неизменным, в связи с переменным сопротивлением почвогрунта, особенно на уклонах,скорость движения гидроцилиндра изменяется на 50 н на участках местности с повышенным сопротивлением грунта перекатыванию или на подъеме по холмистой местности изменяется время дождевания. Это обуславливает излишний расход воды, отклонение от заданной нормы полива и для обеспечения заданной влажности почвы на всем поле требует завышенной нормы. л

После включения ДМ ".Фрегат" и уст-ройства в работу датчики 1 и 2 нача— ла и окончания хода прерывистого движения замыкают цепи в преобраэЬвателе

3 время прерывистого движения — частота и, в зависимости от интервала времени между замыканием датчиков

1090296 того движения — частота, Положительная полуволна управляющей частоты заряжает конденсатор через первый тиристор и сопротивление задатчика, а отрицательная полуволна разряжает этот конденсатор через сопротивление задатчика и второй тиристор.. При повышении частоты выше заданного порога конденсатор не успевает разрядиться, и к источнику питания одновременно подключаются два тиристора.

Импульс увеличения потребления энергии от сухих батарей двумя тиристорами используется исполнительным элементом 6 для формирования коман- 15 ды к уменьшению на одну ступень давления подачи воды в гидроцилиндр ДИ

1! It

Фрегат или сокращению длительной паузы в электрифицированных ДИ "Кубань" и др. Второе плечо порогового 20 устройства содержит те же элементы и отличается от первого плеча настройкой элементов на нижний порог срабатывания частоты и выдачи команды в исполнительный элемент 6 для уве- 25 личения на одну ступень давления в кране-задатчике скорости ДИ с гидравлическим приводом или увеличения длительности паузы между передвижениями ДИ с электрифицированным при- З0 водом, Программный блок 4 с задатчиком скорости на пассивных элементах содержит устройства для счета количества ходов прерывистого движения,уче- 35 та времени суток, а также устройства для набора и считывания программы полива с перфокарты по командам телемеханического устройства и при ручном наборе или переключения на дру-40 гую программу полива после прохождения ДМ заданного участка поля, а также корректировки по данным датчиков влажности почвы, датчиков испаряемос-. ти с дождевой струи и датчиков задан45 ного количества ходов. Отличительной особенностью задатчика 4 является

его выход — подключение согласно .заданной программе к пороговому устройству 5 пассивных элементов, например

50 сопротивлений. Это позволяет перестраивать программу работы ДИ и не требует непрерывного энергопотребления для функционирования эадатчика, что характерно для прототипа.

Исполнительный элемент 6 содержит источник энергоснабжения и устройства для стыковки с пороговым устрой109029

1 н 2, преобразователь 3 вырабатывает различную частоту. При работе ДИ на подъем время движения гидроцилиндра привода колеса рабочей тележки ДИ увеличивается до 200Х напряжение заряда конденсатора в цепи управления полевого транзистора возрастает, возрастает также сопротивление полевого транзистора, и преобразователь 3 вырабатывает пониженную частоту, 10 при которой срабатывает второе плечо порогового устройства 5, и подает сигнал на исполнительный элемент 6 для пошагового открытия регулирующего крана-задатчика скорости движе- 15 ния ДИ до тех нор, пока заданное программатором 4 время движения гидроцилиндра привода рабочего колеса ДИ не будет обеспечено.

Во время работы ДИ программный блок 20

4 считает количество ходов прерывистого движения ДИ и после прохождения заданного количества ходов согласно программе изменяет уставку срабатывания порогового устройства 5. При 25 этом срабатывает одно нэ плеч порогового устройства 5 для увеличения или уменьшения интервала времени п1.;рывистого движения ДИ. Устройство потребляет повышенное количество зо энергии только на время переключения регулирующего крана-эадатчика скорости ДИ.

Таким образом, устройство обеспечивает равномерный полив по любой программе полива при минимальном энергопотреблении.

Работа регулятора по фиг.2 происходит следующим образом, Принцип работы этого регулятора о 40 основан на сравнении заданного про- грамматором времени с временем.факти-. ческого движения гидроцилиндра, которое измеряется путем заряда конден-, сатора от источника постоянного тока.45

При движении гидроцилиндра вверх . контакт нижнего геркона размыкается конденсатор 7 заряжается от источника постоянного тока. Совершив рабочий. ход, гидроцилиндр доходит до крайнего . верхнего положения, замыкая при этом контакт А2. Кратковременно подается напряжение на преобразователь 3 и пороговое устройство 5.

Частота, вырабатываемая мультивиб-55 ратором преобразователя 3, зависит от напряжения, снимаемого с конденсатора 7, которое, в свою очередь, пропорционально времени рабочего хода гидроцилнндра.

Через разделительный трансформатор

8 управляющая частота подется на тирнсторы порогового устройства 5. При прохождении положительной полуволны управляющей частоты отпираются тиристоры 9 и 10 и через сопротивления задатчика скорости 4, подключенные к клеммам А и AZ происходит заряд конденсаторов 11 и 14 от источника питания +Е. При прохождении отрицательной полуволны управляющей частоты происходит отпирание тирнсторных ключей 12 и 13, через которые конденсаторы ll и 14 разряжаются.

Время заряда н разряда конденсатора определяется сопротивлением задатчика скорости, временем между отпиранием тиристоров и зависит от управляющей частоты, а следовательно, от фактической скорости движения.Если время заряда конденсатора окажется больше времени между отпираниями тиристоров, произойдет замыкание источников питания через последовательно соединенные тиристоры и токоограничивающие сопротивления, т.е. произойдет срабатывание порогового элемента.

Регулирующие сопротивления задатчика скорости 4 подобраны таким образом, что при равенстве фактичес-,. кой скорости заданный первый пороговый элемент срабатывает, а второй не срабатывает, поэтому на исполнительное устройство никакие команды не подаются. Если скорость больше заданной, то не срабатывают оба нороговых элемента„ и через инвертор

16 на определенное время открыт тири-. сторный ключ 15, в результате чего двигатель исполнительного механизма приоткрывает кран-задатчик скорости ! и увеличивает скорость движения гидроцилиндра.

Если скорость меньше заданной, срабатывают оба пороговых элемента и открывается тиристорный ключ 15, что в конечном итоге приведет к уменьшению скорости.

Эффективность работы регулятора скорости ДИ заключается в обеспечении равномерности полива ДИ на поле по любой программе полива н обеспечении реализации устройства на знергонеобеспеченных ДИ. Это дает это поз воляет. ув еличить урожайнос ть на орошаемом поле до 25Х, что соответствует среднему зкономическому эффекту в, 34,4 руб/га.

7 1090296 возможность улучшить качество полива, устранить необходимость постоянного присутствия оператора на Д4 и совершенствовать технику полива. Все

1090296

Составитель Г. Параев

Редактор M.Öèòêèíà Техред A.Áàáèíåö Корректор Ю.Макаренко

Закан 2968/2 Тираж 722 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

ll3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул, Проектная, 4

Регулятор скорости движения дождевальной машины Регулятор скорости движения дождевальной машины Регулятор скорости движения дождевальной машины Регулятор скорости движения дождевальной машины Регулятор скорости движения дождевальной машины Регулятор скорости движения дождевальной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к механизации полива, и может быть использовано для орошения сельскохозяйственных культур путем дискретной подачи воды в очаги увлажнения

Изобретение относится к области сельского хозяйства и предназначено для автоматизации полива

Изобретение относится к системам орошения и может быть использовано для осуществления автоматического полива на ограниченных площадях - теплицах - парниках и садовых участках

Изобретение относится к поливному земледелию и может быть использовано для автоматического орошения дачных, приусадебных участков, а так же для использования в промышленных масштабах

Изобретение относится к сельскому хозяйству, а именно к системам орошения, и предназначено для защиты растений от весенних заморозков путем полива на ограниченных площадях: в теплицах, на садовых участках и т.д

Изобретение относится к области сельского хозяйства
Наверх