Рабочее колесо центробежной турбомашины

 

1. РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОЙ ТУРБОМАШИНЫ, содержащее основной и покрывной диски с установленНЫМИ между ними лопатками, состоящими из носика, верхней и нижней обечаек и поворотного закрылка с передней вогнутой стенкой, закреплённого в дисках посредством болтов , отличающее с я тем, что, с целью расширения параметров регулирования и уменьшения массы рабочего колеса, на торцах закрьшка выполнены ушки, выступающие за переднюю вогнутую стенку, и к последним прикреплены два стержня, расположенные с зазором один относительно другого и передней вогнутой стенки , а верхняя и нижняя обечайки С каждой лопатки выполнены зластичными, причем нижние кромки их закреплены (Л на носике лопатки, а верхние размещены в зазоре между стержнями.

СОЮЗ COBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„.SU 1090926

3ьв F 04 D 29/28

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3520570/25-06 (22) 10.12.82 (46) 07.05.84. Бюл . Р 17 (72) Е.М.Малякин, В.Н.Попов, Г.А.Бабак, А.В.Кузнецов, Н.М.Горбатенко и С.И.Демочко (71) Донецкое производственное объединение по горному машиностроению Донецкгормаш" (53) 621.515 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

11 542023, кл . F 04 2 2; /00, 1972.

2. Ковалевская В.И., Спивак В.А.

Машинист вентиляторной установки.

M. "Недра", 1979, с. 68. (54)(57) 1. РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОЙ ТУРБОМАШИНЫ, содержащее основной и покрывной диски с установленными между ними лопатками, состоящими из носика, верхней и нижней обечаек и поворотного закрылка с передней вогнутой стенкой, закрепленного в дисках посредством болтов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения параметров регулирования и уменьшения массы рабочего колеса, на торцах закрылка выполнены ушки, выступающие за переднюю вогнутую стенку, и к последним прикреплены два стержня, расположенные с зазором один относительно другого и передней вогнутой стенки, а верхняя и нижняя обечайки каждой лопатки выполнены эластичными, причем нижние кромки их закреплены на носике лопатки, а верхние размещены в зазоре между стержнями.

1090926

5„5

2. Колесопоп,1, отлич аю щ е е с я тем, что на передней вогнутой стенке закрылка установлены фиксаторы, выполненные в виде клиньев, разИзобретение относится к турбомашиностроению и касается рабочих колес центробежных турбомашин.

Известно рабочее колесо центробежной турбомашины, содержащее составные лопатки, средняя часть которых закреплена между несущим и покрывным дисками, а закрылок и предкрылок выполнены поворотными 11 .

Такое колесо имеет недостаточно широкий диапазон регулирования, а также большую массу.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигае мому результату является рабочее колесо центробежной турбомашины, со. держащее основной и покрывной диски с установленными между ними лопатками, состоящими из .носика, верхней и нижней обечаек и поворотного закрылка с передней вогнутой стенкой, закрепленного в дисках посредством болтов $2 l.

Однако известное рабочее колесо имеет достаточно широкий диапазон регулирования и большую массу.

Целью изобретения является расширение параметров регулирования и уменьшение массы рабочего колеса.

Указанная цель достигается тем, что в рабочем колесе центробежной турбомашины, содержащем основной и покрывной диски с установленными между ними лопатками, состоящими из носика, верхней и нижней обечаек и поворотного закрылка с передней вогнутой стенкой, закрепленного в дисках посредством болтов, на торцах закрылка выполнены ушки, выступающие за переднюю вогнутую стенку, и к последним прикреплены два стержня, расположенные с зазором один относительно другого и передней вогнутой стенки, а верхняя и нижняя обечайки каждой лопатки выполнены зластичнымещенных в зазоре между стержнями.

3. Колесо по п.1, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что закрылок выполнен .зао o с ушками и стержнями. ми, причем нижние кромки их закреплены на носике лопатки, а верхние размещены в зазоре между стержнями.

Кроме того, на передней вогнутой стенке закрылка установлены фиксаторы, выполненные в виде клиньев, размещенных в зазоре между стержнями.

Причем закрылок может быть выполнен заодно с ушками и стержнями.

На фиг. 1 изображено рабочее колесо центробежной турбомашины, продольный разрез на фиг. 2 — разрез

А-А на фиг. 1, на фиг. 3 — узел I на фиг. 2 (закрылок в положении Б); на фиг. 4 — то же, закрылок в положении

В, на фиг. 5 — поворотный закрылок ; на фиг. 6 — разрез Г-Г на фиг. 5; на фиг. 7 — узел I на фиг. 2 (с возможными местами закрепления поворотного закрылка); на фиг. 8 — то же, (с соосными отверстиями в основном и покрывном дисках рабочего колеса); на фиг. 9 — разрез Д-Д на фиг. 8.

Рабочее колесо центробежной тур-. бомашины содержит основной и покрывной диски 1 и 2 соответственно с установленными между ними лопатками 3, состоящими иэ носика 4, верхней и нижней обечаек 5 и 6 соответственно и поворотного закрылка 7 с передней вогнутой стенкой 8, закрепленного в дисках 1 и 2 посредством болтов 9, на торцах 10 и 11 закрылка 7 выпопнены ушки 12 и 13, выступающие за переднюю вогнутую стенку 8, и к последним прикреплены два стержня 14 и 15, расположенные с зазорами 16 и 17 соответственно один относительно другого и передней вогнутой стенки 8, а верхняя обечайка 5 и нижняя обечайка 6

I каждой по лопатки3 выполнены эластичными, причем нижние кромки 18 закреплены на носике 4 лопатки 3, а верхние кромки 19 размещены в зазоре 16 между стержнями 14 и 15, на

1090926 передней вогнутой стенке 8 закрылка

7 установлены фиксаторы 20, выполненные в виде клиньев 21, размещенных в зазоре 16 между стержнями

14 и 15. 5

Поворотный закрылок 7 установлен в одном из фиксированных положений

Б, В, Е, при этом обечайки 5 и 6 соответственно могут быть расположены в положениях, а а, и б, б, б 10

Кроме того, в основном и покрывном дисках 1 и 2 соответственно для каждой лопатки 3 выполнены несколько пар соосных друг другу отверстий 22, расположенных по кривой 15 ж — средней линии оптимального профиля лопатки 3 или по нескольким кривым 3, И, К, Л, М, сходящимся к:носику 4, при этом обечайки 5 и 6 закрепляются в положениях а и б, а„и 20 б1, а и б2 соответственно.

Рабочее колесо центробежной турбомашины работает следующим образом.

Под воздействием центробежных сил, которые по величине в несколь- 25 ко раз превышают величину аэродинамических сил, верхняя и нижняя обечайки 5 и 6 соответственно каждой лопатки 3 принимают выпуклую форму и тем самым образуют обтекаемый профиль лопатки 3, заканчивающийся поворотным закрылком 7. /

Удлинение или укорочение нижней и верхней обечаек 5 и 6 с целью регулирования режимов осуществляется при полной остановке рабочего колеса путем снятия болтов 9. При этом поворотные закрылки 7 выводятся из междисковой части рабочего колеса во всасывающую часть, далее, поворадб чивая фиксаторы 20 в каждом закрылке 7, выводят клинья 21 из зазора

16 между стержнями 14 и 15 и охватывающими их обечайками 5 и 6, тем самым освобождая полотна последних.

Необходимый профиль лопатки 3 получают путем вытягивания или втягивания обечаек 5 и 6 соответственно снаружи за сами полотна обечаек 5 и 6

5" или за верхние кромки 19, тем самым получая необходимую длину. После этого, поворачивая фиксаторы 20 с клиньями 21, полотна обечаек 5 и 6 зажимают между стержнями 14 и 15.

При режимах работы, когда не тре" буется в широких пределах изменять подачу и давление, поворотные saкрылки 7 лопаток 3 устанавливают вс< одинаково в одно из своих фиксированных положений (фиг.2-4) между дисками 1 и 2 и закрепляют болтами 9.

Неглубокое регулирование может осуществляться либо только путем удлинения или укорочения верхней обечайки 5 и нижней обечайки 6 (фиг.2), либо совместно с поворотом закрылка 7 вокруг своей оси в положение Б, В, Е (фиг.7). При этом оптимальным профилем лопатки 3 для максимальной производительности и давления будет профиль, когда закрылок 7 находится в положении Б, а обечайки 5 и 6 соответственно расположены в положениях а и б. В положениях Е и В поворотного закрылка 7 в сочетании с положениями а верхней обечайки 5 и положениями б, б и б нижней обечайки 6 будет осуществляться регулирование на уменьшение или увеличение развиваемых турбомашиной производительности и давления. При этом изменяются такие параметры лопатки, как угол входа и выхода потока, толщина профиля и его кривизна, При режимах работы рабочего колеса, когда требуется в широких пределах изменять производительность и давление, поворотные закрылки 7 лопаток 3 переставляют из одних соосных отверстий 22 в другие, расположенные на дисках по кривой 3 (фиг ° 7), а обечайки 5 и 6 удлиняют или укорачивают.

При этом в каждом фиксированном положении в соосных отверстиях 22 закрылка 7 можно производить дополнительное и более тонкое регулирование (фиг.2-4), а оптимальными профилями для каждого режима работы будут являться профили, когда закрылок 7 будет занимать положение В в различ. ных соосных отверстиях 22 на кривой

Ж, а обечайки 5 и 6 будут в положениях а и б, или а„и б или а и б соответственно (фиг.7). Такое регулирование влечет за собой изменение не только углов входа и выхода, толцин профилей и их кривизну, но и изменяет длину лопатки. Для более глубокого регулирования и получения при этом высоких значений КПД возникает необходимость в изменениях положения самих лопаток 3 в междисковом пространстве. Для этого закрылки 7 переставляют в соосных отверстиях 22, расположенных не по одной

S 109092б Ь кривой Ж,а по нескольким кривым 3,И,К, патки 3 и ее расположения относиЛ,М,входящимся к носику 4 лопатки 3 тельно дисков 1 и 2 рабочего колеса (фиг.8) .При этом меняются не только предложенное техническое решение позуглы входа и выхода потока, воляет увеличить глубину экономичестолщины профиля и его располо- g кого регулирования турбомашины по жения самой лопатки 3 в междис- производительности и давлению в широковом пространстве. ких пределах и с высокими значениями

Таким образом, путем одновремен- КПД, а также сниэить общую массу ного изменения всех параметров ло- рабочего колеса.

1090926

ЧО90926

1090926

СреНюя профит

10909 2Ь

ggg

cp>< B

3090926

Составитель H.Ôåòèñîâà

Редактор Н.Лазаренко Техред Л.Мартяшова

Корректор С.Шекмар

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 3040/33 Тираж 624 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР. по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Рабочее колесо центробежной турбомашины Рабочее колесо центробежной турбомашины Рабочее колесо центробежной турбомашины Рабочее колесо центробежной турбомашины Рабочее колесо центробежной турбомашины Рабочее колесо центробежной турбомашины Рабочее колесо центробежной турбомашины Рабочее колесо центробежной турбомашины Рабочее колесо центробежной турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к компрессоростроению и касается конструкции высокоскоростных центробежных машин

Изобретение относится к области гидромашиностроения и может быть использовано в таких лопастных гидромашинах, как центробежные насосы и компрессоры, а также вентиляторы

Изобретение относится к компрессоростроению и может быть использовано при изготовлении рабочих колес центробежных компрессоров, вентиляторов, насосов и радиальных турбин

Изобретение относится к области вентиляторостроения, в частности к конструкции радиальных вентиляторов, и может быть использовано при проектировании вентиляторов общехозяйственного назначения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в центробежных и осецентробежных компрессорных машинах

Изобретение относится к области насосостроения, а именно к конструкциям рабочих колес центробежных насосов; может быть использовано также в центробежных воздуходувках
Наверх