Устройство для изменения колеи управляемых колес транспортного средства

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ КОЛЕИ УПРАВЛЯЕМЫХ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее кожух в котором установлены телескопически с возможностью фиксации в заданном положении поперечные балки, концы .. ,, которых жестко связаны со стойками, внутри каждой из которьк установлен вертикальный вал, нижний конец которого связан с колесом, а верхний с механизмом изменения положения стойки в поперечном направлении, выполненным в виде двуплечего рычага, смонтированного на верхней части вертикального вала, при этом одно плечо рычага шарнирно связано с телескопической рулевой тягой, расположенной параллельно поперечным балкам, и силовой цилин ф, корпус которого шарнирно закреплен на кожухе, отличающееся тем, что, с целью повьшения удобства эксплуатации путем исключения бокового скольжения колеса при изменении ширины колеи, оно снабжено балкой, несущей ограничительный копир, и следящим роликом дря взаимодействия с указанным копи ром, шток силового цилиндра шарнирно соединен с другим плечом двуплечего рычага и со следящим роликом, а ось г шарнира крепления корпуса силового цилиндра к кожуху расположена в вертикальной плоскости, проходящей через ось вертикального вала и параллельной поперечным балкам. 2.Устройство, отличающ ее с я тем, что копир выполнен в виде Г-образной съемной пластины. 3.Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что ось вращения со to колеса смещена относительно оси вертикального вала в сторону плеча двуо плечего рычага, связанного с телеСП ел скопической рулевой тягой.

СОКИ СОВЕТСКИХ

РЗЮ % %

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPGHOIVlY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3567161/27-1f (22) 24.03.83 (46) 15.05.84. Бюл. N- 18 (72) М.Л.Лейзерман, М.Ф.Мильгром, Г.В.Голоколенов, В.M.Îáoðîê, А.П.Савченко, И.Б.Тепер и Г.Т.Гроховский (71) Головное специализированное конструкторское бюро Производственного объединения "Молдсельмаш" (53) 629.11.011.12 (088.8) (56) !. Патент США 9 3964565, кл. 180-7, 1976 (прототип). (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ

КОЛЕИ УПРАВЛЯЕМЫХ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее кожух, в котором установлены телескопически с воэможностью фиксации в заданном положении поперечные балки, концы .. которых жестко связаны со стойками, внутри каждой из которых установлен вертикальный вал, нижний конец кото рого связан с колесом, а верхний— с механизмом изменения положения стойки в поперечном направлении, выполненным в виде двуплечего рычага, смонтированного на верхней части вертикального вала, при этом опно

„Я0„„1092055 А

3(59 В 60 В 35/ 10 В 62 D 21/14 плечо рычага шарнирно связано с телескопической рулевой тягой, расположенной параллельно поперечным балкам, и силовой дилинг, корпус которого шарнирно закреплен на кожухе, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации путем исключения бокового скольжения колеса при изменении ширины колеи, оно снабжено балкой, несущей ограничительный копир, и следящим роликом для взаимодействия с укаэанным копиром, шток силового цилиндра шарнирно соединен с другим плечом двуплечего рычага и со следящим роликом, а ось шарнира крепления корпуса силового цилиндра к кожуху расположена в вертикальной плоскости, проходящей через ось вертикального вала и параллельной поперечным балкам.

2. Устройство, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что копир выполнен в виде

Г-образной съемной пластины.

3. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что ось вращения колеса смещена относительно оси вертикального вала в сторону плеча двуплечего рычага, связанного с телескопической рулевой тягой.

1092055

Изобретение относится к транспортным средствам с изменяемой шириной колеи управляемых колес.

Известно устройство для изменения колеи управляемых колес транспортного средства, содержащее кожух, в котором установлены телесконически с возможностью фиксации в заданном положении поперечные балки, концы которых жестко связаны со стойками, внутри каждой из которых установлен вертикальный вал, нижний конец которого связан с колесом, а верхний— с механизмом изменения положения стойки в поперечной направлении, выполненным в виде двуплечего рычага, смонтированного на верхней части вертикального вала, при этом одно плечо рычага шарнирно связано с телескопической рулевой тягой, расположенной параллельно поперечным балкам, и силовой цилиндр, корпус которого шарнирно закреплен на кожухе 51 j.

Недостатками данного устройства

25 являются необходимость поступательного движения шасси при изменении колеи. так как в случае изменения колеи.. при неподвижном шасси опорное колесо перемещается с боковым скольжением, . a это при возникающих больших усилиях, приводит к поломке устройства и повреждению шины опорного колеса. Кроме того, необходимо следить за величиной колеи. 35

Цель изобретения - повышение удобства эксплуатации путем исключения бокового скольжения колеса при изменении ширины колеи.

Поставленная дель достигается тем, что устройство для изменения колеи управляемых колес транспортного средства, содержащее кожух, в котором

: установлены телескопически с возмож- 45 ностью фиксации в заданном положении поперечные балки, концы которых жестко связаны со стойками, внутри калдой из которых установлен вертикальный вал, нижний конец которого связан с колесом, а верхний — с механизмом изменения положения стойки в поперечном направлении, выполненным в виде двуплечего рычага, смонтированного на верхней части вертикального вала 55 при этом одно плечо рычага шарнирно связано с телескопической рулевой тягой, расположенной параллельно поперечным балкам, и силовой цилиндр, корпус которого шарнирно закреплен на кожухе, снабжено балкой, несущей ограничительный копир,,и следящим роликом для взаимодействия с копиром, шток силового цилиндра соединен с другим плечом двуплечего рычага и со следящим роликом,. а ось шарнира крепления корпуса силового цилиндра к кожуху расположена в вертикальной плоскости, проходящей через ось вертикального вала и параллельной поперечным балкам. Кроме того, копир выполнен в виде Г-образной съемной пластины.

Причем ось вращения колеса смещена относительно оси вертикального вала в сторону плеча двуплечего рычага, связанного с телескопической рулевой тягой.

На фиг.1 изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг.2— вид А на фиг.1.

Устройство состоит из платформы

1, соединенного с ней кожухом 2 пор тального моста, поперечных балок 3 и 4, телескопически размещенных в кожухе 2, к наружным концам которых жестко прикреплена стойка 5. Внутри стойки установлен вертикальный вал 6, соединенный с опорным управляемым колесом 7 в нижнем своем конце. На верхнем конце вала 6 закреплен двуплечий рычаг 8,шарнирно сочлененный с телескопической поперечной рулевой тягой 9 и одним из концов силового цилиндра 10, который другим концом шарнирно соединен с кожухом 2. Рычаг

8, поперечная рулевая тяга 9 и свя-. зывающий их шарнир входят в состав рулевой трапеции, а силовой цилиндр

1О, вертикальный вал 6 и управляемые колеса 7 вместе с рулевой трапецией входят в состав рулевого объемного гидронривода, служащего для изменения направления движения транспорт-. ного средства, а система управления устройством для изменения колеи частично совмещена с системой рулевого управления.

Устройство содержит поперечную балку 11, изготовленную например, из профиля, и поворотное приспособление, состоящее из ограничительного копира 12, закрепленного на балке 11, й- следящего ролика 13, который может вращаться вокруг своей оси, совпадающей с осью шарнира, соединяющего двуплечий рычаг 8 с силовым цилинд3 109 ром 10. Кроме того, предлагаемое устройство снабжено стопорным устройством 14, жестко прикрепленным к кожуху

2, с возможностью воздействовать на поперечные балки 3 и 4. Ограничительный копир представляет собой горизонтальную Г-образную пластину, состоящую из входной наклонной стенки

15, обращенной в сторону следящего ролика 13 и расположенной под углом о к вертикальной плоскости F, проходящей через оси поворотных валов

6, в котором также лежат оси шарниров, соединяющих силовые цилиндры

10 и кожух 2, причем наклонная. 15 стенка 15 начинается с противоположной стороны от плоскости F относительно ролика 13, а заканчивается гнездом

16 с той же стороны плоскости.F, с какой находится .роллс 13. На про- 20 тивоположной от стенки 15 стороне

Г-образной пластины находится хвостовик 17.

Предлагаемых устройств может быть размещено на портальном мосту одно . 25 или несколько, по числу опорных колес, которых, как правило, два.

В исходном положении управляемое колесо 7 расположено для движения прямо, т.е.. плоскость его качения находится в продольной плоскости шасси, как показано на фиг.2. При этом плечо рычага 8, связанное силовым цилиндром 10, также расположено в продольной плоскости. Для изменения

35 колеи в сторону уменьшения ограничи тельный копир 12 закрепляется на, балке 11 с внутренней относительно шасси от ролика 13 стороны, для из-, менения колеи в сторону увеличения - 40 с наружной стороны. Таким образом, на фиг.2 показано исходное положение., устройства для уменьшения колеи. Стопорное устройство 14 удерживает балки

3 и 4, а с ним и стойку 5 с неподвиж- 45 ными относительно кожуха 2.

Устройство работает следующим образом.

При зафиксировайном устройстве 14с расфиксируется телескопическая руле- 50 вая тяга 9 (фиксатор рулевой тяги не показан), так что возможно изме:нение еедлины ипрерывается связь с рычагом другого опорного колеса того же портального моста. Затем. Силовой 55 цилиндр 10 переключается на независимый от парного ему цилиндра (если таковой имеется ) режим управления, 055

2 4 под действием его усилия происходит поворот рычага 8 вместе с поворотным валом 6 и опорным колесом 7 (причем ролик 13 при этом поворачивается в сторону копира 12) до тех пор, пока плоскость качения колеса 7 не приблизится насколько возможно к поперечной плоскости. После этого расфиксируется устройство 14, и под дей-.

О стьием усилия цилиндра IO в прежнем направлении колесо 7 перекатывается вместе со стойкой 5 и балками 3 и 4 (которые телескопически скользят в кожухе 2 и служат направляющими) в направлении копира 12 до тех пор, пока ролик 13 не войдет в контакт с на клонной стенкой 15 и в дальнейшем не попадет в гнездо 16, затем устройство 14 стопорит балки 3 и 4 вместе со стойкой 5 относительно кожуха 2, а усилие цилиндра 10 меняется на противоположное и поворачивает рычаг

8 с валом 6 и колесом 7 до тех пор, пока ролик 13 не войдет в контакт с внутренней поверхностью хвостовика

17, при этом плоскость. качения колеса 7 совпадает .с продольной плоскостью шасси. При необходимости аналогично регулируется положение второй стойки моста при наличии второго подобного устройства, и рулевая тяга

9 с новой длиной .фиксируется. Пара: цилиндров переводится на согласованное между собой действие, а копиры

12 снимаются с балки 11 для обеспечения возможности управления направлением движения шасси.

На фиг.2 видно, что при малых величинах изменения колеи ролик 13 в процессе поворота плоскости качения колеса 7 из продольной в поперечную плоскость может .войти в контакт с поверхностью хвостовика 17, что воспрепятствует повороту. В связи с этим хвостовик связан с копиром

12 не жестко, а таким образом,.чтобы при повороте колеса 7 из продольной в поперечную плоскость во время контакта ролика 13 с хвостовиком с наружной стороны последний ур11уво перемещался относительно копфра !2, обесгечивая возможность поворота, и возвращался в исходное положение при выходе из контакта с роликом 13 с наружной стороны. Во время обратного поворота колеса 7 из поперечной в продольную плоскость хвостовик 17 неподвижен относительно кожуха 2

1092055 гарантируя при контакте с роликом 13 возврат колеса точно в продольную плоскость, В. случае, когда требуется регулировка колеи любой величины в заданных 5 пределах, ограничительный копир 12 выполняется переставным на бапке 11, однако стенка 15 всегда обращена в сторону ролика 13. !

О

Для более эффективной работы устройства горизонтальная ось G вращения колеса 7 может быть смещена относительно оси вала % на величину Е в сторону, противоположную соединен" 15 ному с гидроцилиндром 10 плечу ры-: чага 8, что при перекатывании колеса

7 со стойкой 5 и балками 3 и 4 создает пару сил относительно оси вала

6, доворачиввющую плоскость качения колеса 7 в поперечную плоскость F.

По сравнению с известным устройством предлагаемое позволяет перемешать стойку с опорным колесом при изменении колеи с качением колеса без бокового скольжения, что снижает необходимые усилия и исключает возможность повреждения устройства. В. предлагаемом устройстве отпадает необходимость в гидроцилиндрах, кроме используемых в объемном рулевом гидроприводе, что упрощает конструкцию.

Наличие ограничительного копира позволяет заранее задать величину регулировки колеи, что исключает необходимость постоянного контроля. Кроме того, наличие эксцентриситета по" зволяет обеспечить возможность поворота управляемых колес на 90 для бокового подъезда шасси к сельхоз орудию,подвешиваемого в межосном пространстве.

1092055 диР4

Составитель Т.Попова

Редактор Н.Воловик Техред Л.Коцюбняк Корректор В.Гирняк

Заказ 3186/10 Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Гдсударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4j5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для изменения колеи управляемых колес транспортного средства Устройство для изменения колеи управляемых колес транспортного средства Устройство для изменения колеи управляемых колес транспортного средства Устройство для изменения колеи управляемых колес транспортного средства Устройство для изменения колеи управляемых колес транспортного средства 

 

Похожие патенты:
Наверх