Ротор электрической машины

 

РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий сердечник, размещенную в пазах сердечника обмотку с наклонными каналами для входа и выхода газа в проводниках обмотки и пазовые клинья, удерживающие обмотку в пазах имеющие криволинейные каналы, сообщающиеся с каналами обмотки о т л ич ающи йся тем, что, с целью повьпиения эффективности охлазКдения путем снижения аэродинамического сопротивления для газа, упомянутые каналыВ пазовых клиньях имеют винтовую форму переменного шага с осью вдоль клина, причем каналы клина имеют плавные сопряжения с каналами обмотки. % .-fj ) . /Г N-P. ЧГ ygyyyCyyC / V ЖХх V N V ч Ч X xsi со СП со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН ф °, p1у 9 ..

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbITMA (21) 3495871/24-07 (22.) 01. 10. 82 (46 ) 30. 05. 84. Бюл. Р 20 (72) Ю.В.Петров и Б.А.Медведев (71 ) Всесоюзный научно-и сследовательский институт электромашиностро., ения (53) 621.313.713(088.8) (56) 1. Модерниэация электроэнергетического оборудования. Под ред.

Я.С.уринцева. "Энергия", 1971, с.78, рис. 5-3.

2. Москвитин А. И. Непосредственное охлаждение электрических машин.

Изд Bo AH CCCP, М., 1961, с. 40, рис. 39.

„„SU„„311 А

ЮИ Н02 К132.Н02 К904 (54 ) (57) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ,1 содержащий сердечни к, размещенную в пазах сердечника обмотку с наклонными каналами для входа и выхода газа в проводниках обмотки и пазовые клинья, удерживающие обмотку в пазах имеющие криволинейные каналы, сообщающиеся с каналами обмотки, о т л и. ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения путем снижения аэродинамического сопротивления для газа, упомянутые каналы в пазовых клиньях имеют винтовую форму переменного шага с осью вдоль клина, причем каналы клина имеют плавные сопряжения с каналами обмотки. 1095311

Изобретение относится к. тяжелому электромашиностроению и может быть применено в системах охлаждения роторов турбогенераторов.

Известен ротор электрической машины с газовым охлаждением. обмотки,. содержащей каналы, выполненные в виде диагональной секционированной системы, клинья, удерживающие обмотку и снабженные прямолинейными пересекающимися каналами, Забор газа осувузатвлййтся при вращении ротора на набегающих кромках клиньев, а выброс — на сбегающих кромках (13.

Недостатками известного устройства являются повышенное сопротивление ,прохождению газа и снижение его расхода, а следовательно, и недостаточная эффективность охлаждения ротора.

Известен ротор электрической машины с газовым охлаждением, содержащий сердечник, размещенную в пазах сердрчник6 обмотку с наклонными каналами для входа и выхода газа в проводниках обмотки и пазовые клинья, удерживающие обмотку в лазах,снаб.— женные криволинейными каналами, сообщающимися с каналами обмотки..

Криволинейные каналы в клиньях, выполнящие роль эаборников и дефпекторов, способствуют снижению сопротивления вентиляционных каналов и увеличению расхода газа (2 3.

Однако данное устройство характеризуется высоким местным сопротивлением при переходе газа из заборника в наклонные вентиляционные отверстия роторной обмотки, что обусловлено довольно большим углом наклона вентиляционных отверстий (более 40 ), что приводит к уменьшению расхода охлаждающего газа и ухудшению охлаждения.

Целью изобретения является повышение эффективности охлаждения путем снижения аэродинамического сопротивления для газа.

Укаэанная цель достигается тем, что в роторе электрической машины с газовым охлаждением, содержащем сердечник, размещенную в пазах сердечника обмотку с наклонными канапами для входа и выхода газа в проводниках обмотки и пазовые клинья, удер живающие обмотку в пазах, имеющие криволинейные каналы, сообщающиеся с каналами обмотки, упомянутые каналы в пазовых клиньях имеют винтовую форму переменного шага с осью, rpo5 ходящей вдоль клина, причем каналы клина имеют плавные сопряжения с каналами обмотки.

На фиг. 1 показан предлагаемый ротор, продольный разрез; на фиг.210 вид A на фиг. 1.

Ротор 1.содержит обмотку 2 с наклонными каналами 3. Обмотки закреплены на роторе,с помощью клиньев

4, в которых выполнены каналы заборников 5 и дефлекторов 6. Винтовая

Форма каналов клиньев 4 как заборников, так и дефлекторов выполнена с переменным шагом с осью, проходящей вдоль клина, благодаря чему обеспечи вается требуемый угол наклона е при входе в вентиляционные отверстия обмотки и плавность поворота при движении газа в заборниках 5 и дефлекторах б.

При вращении ротора газ эа счет

25 винтовой формы канала эаборника в клине 4 ротора 1 плавно изменяет направление движения и поступает в вентиляционные каналы 3 обмотки под углом, равным их наклону, обес30 печивая тем самым уменьшение сопротивления. Выход газа из вентиляционных отверстий роторной обмотки осуществляется посредством клиньев 4 с дефлекторами 6 также с винтовой

35 ФоРмой

Изготовление винтовых каналов в клиньях ротора может быть осуществлено способом размерной электрохимической. обработки в проточном

0 электролите, позволяющем обрабатывать все каналы в клине одновременно, Трудоемкость из.готовления винтовых канаров электрохимическим методом не выше, чем существующего способа фреэерования пересекающихся каналов

45 с двух сторон на металлорежущих станках.

Применение вентиляционной системы с винтовой формой каналов в эаборниках и дефлекторах снижает темпера50 туру обмотки ротора на 8 — 10 C и повышает надежность работы турбогенератора.

ВНИИПИ Заказ 3686/37

Тираж 667 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.ужгород,ул.Проектная,4

Ротор электрической машины Ротор электрической машины 

 

Похожие патенты:
Наверх