Устройство для диагностики состояния рабочей поверхности зубьев зубчатых колес

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС по авт. св. № 1051368, отличающееся тем, что, с целью обеспечения управления процессом износа контактирующих поверхностей зубьев зубчатых колес, оно снабжено взаимодействующим с, лентой датчиком перемещения и последовательно соединенными с ним согласз ющ, задаю1Щ-1М и управляющ11м электронными блоками , исполнительным механизмом, связанным с выходами управляющего электронного блока, и механизмом подачи смазки в зону зацепления, кинематически связанным с исполнительным механизмом . о:

ССНОЗ CQBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕ ОНИ Х

РЕСПУБЛИН г

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И THPbfTHA (бi) 1051368 (21) 2736106/25-28 (22) 11.03.79 (46) 07.06.84. Бюл. В 21 (72) О.И. Кузьменков, О,В. Берестнев и N.Ï. Бирюков (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН Белорусской ССР (53) 620.179.15(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 1051368, кл. G 01 В 5/20, 1976 (прототип). (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ

СОСТОЯНИЯ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗУБЬЕВ..ЯО„„109649О зов G 01 В 7/28//G 01 т. 1/06

ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС по авт. св. Р 1051368. о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения управления процессом износа контактирующих поверхностей зубьев зубчатых колес, оно снабжено взаимодействующим с лентой датчиком перемещения и последовательно соединенными с ним согласующим, задающим и управляющим электронными блоками, исполнительным механизмом, связанным с выходами управляющего злектронного блока, и механизмом подачи смазки в зону зацепления, кинематически связанным с исполнительным механизмом.

Изобретение относится к средствам контроля в машиностроении, а именно к средствам диагностики состояния рабочих поверхностей контактирующих изделий.

По основному авт. св. И- 1051368 известно устройство для диагностики состояния рабочей поверхности зубьев зубчатых -колес посредством снятия объемного отпеча-ка с рабочей

1поверхности зуба изделия, которое

-содержит- в виде одержит элемент в виде упругого ролика с зубьями, имеющего профиль, соответствующий профили контролируеглого колеса, ленту, выполненную из пластически деформируемого материала, расположенную в зоне контакта деформирующего элемента с контролируемой поверхностью изделия. Снятие объемного отпечатка с рабочей поверхности изделия производится дефор мирующим элементом. Устройство позволяет также получить точную объемную копию контролируемой поверхности и проследить за качественным ее изменением в процессе работы по характерному рельефу усталостного износа в начале и в конце испытаний зуб.-гатой передачи L 1 3.

Педостатком известного устройстга является невозможность управления процессом износа- контактирующих поверхностей с последующей его стабилизацией в течение определенного про- 3g межутка времени.

Цель изобретения — обеспечение управления процессом износа контактирующих поверхностей зубьев зубчатьгх колес. 49

Цель достигается -:ем, что устройство снабжено взаимодействующим с лентой датчиком перемещения и последовательно соединенными с ним соглас,"ащим, задающим и управляющим элек- 45 тронными блоками, исполнительным механизмом, связанным с выходами управляющего электронного блока, и механизмом подачи смазки в зону зацепления, кинематически связанным с ис- у полнительным механизмом, На чертеже изображена структурная схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит датчик 1 перемещений, задающий 2 и согласующий 5

3 блоки; управляющий электронный блок 4, усилитель 5 сигналов и исполнительный механизм 6. Контроль за рабочим состоянием поверхностей соприкосновения зуСьев передачи (и полученной величиной износа) производится посредством периодическс- о введения в зацепление с зубчатым колесом 7 деформирующего элемента упругого ролика 8 с зубьями вместе-. с лентой 9 из пластически деформируемого материала, протягиваемой посредством подающего ролика 10. При этом вращение упругого ролика 8 в момент введения в зацепление с зубчатым колесом 7 синхронизировано посредством блока-синхронизатора, состоящего из сельсин-датчика 11, связанного с валом зубчатого колеса 7, и сельсин-приемника 12, связанного с осью вращения упругого ролика 8.

Исполнительный механизм 6 представляет собой пропорциональный регулятор, например серии ПР-1, основным рабочим элементом которого является его исполнительный орган, например гидроцилиндр (не обозначен).

В зависимости от величины воздействия, подаваемого на исполнительный орган, происходит изменение его функциональных параметров, в результате вырабатывается сигнал, пропорциональ ный полученной величине износа профилей зубьев колес, и передается на механизм 13 подачи смазки в зону зацепления смазочного материала с присадочным веществом. способствующим стабилизации скоро" òè изнашивания.

Устройстзо работает следующим образом.

В заданные моменты времени с сельсин-датчика 11 подается сигнал на сельсин-приемник 12, который приводит во вращение упругий ролик 8 с зубьями со свободно касающейся его лентой 9, выравнивает обороты ролика с зубчатым колесом 7 и при доведении до полной синхронизации с последним механизм подачи вводит упругий ролик 8 вместе с лентой 9 в зацепление с зубчатым колесом 7. После получения объемного отпечатка рельефа поверхности износа с бокового профиля зубьев колеса 7 в виде профилограммы на ленте 9 упругий ролик 8 (колесо) выводится из зацепления с колесом 7, лента 9 протягивается подающгпл роликом 10 и устанавливается в зоне работы датчика 1. Последующий процесс обработки профилограммы при остановке лепты 9 и оценка степени

Эффективность тепени.изменения реж ыа работы передач с точки зрения снижения темпа установленного износа постоянно контролируется в ука" занной выше последовательности посредством периодического снятия про. филограмм и их обработки, при этом в случае необходимости происходит выработка повторного управляющего

I сигнала с целью исключения преждевременного выхода из строя устройства.

Составитель Л. Кениг

Редактор И. Дербак Техред N.Kóçüìà

Корректор Л. Шеньо

Заказ 3787/29

Тираж 587 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патен-", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Я 1096 износа профилей зубьев производится с помощью датчика 1, скользящего вдоль ленты 9 и в точности копирующего полученный рельеф поверхности износа зубьев.

Усиленные сигналы от датчика 1 поступают в согласующий блок 3, где происходит их преобразование в аналоговый вид и сравнение с допускаемыми величинами сигналов, хранящих- 1б ся в памяти задающего блока 2. Если полученные величины сигналов соответствуют сигналам, характеризиующим допускаемое состояние поверхности износа, происходит их накопление в задающем блоке 2 без передачи воздействия на управляющий электронный блок 4.

При зарегистрированной величине сигнала, превосходящего допускаемую величину, в задающем блоке 2 происходит выработка соответствующего сигнала, передаваемого через усилитель 5 мощности сигналов на управля490 4 ющий электронный блок 4, который, в свою очередь„ вырабатывает управляю-. щий сигнал и передает его на испол- нительный,механизм б, а последний воздействует на механизм 13 подачи смазки, подающий жидкую смазочную среду в зону контакта зубьев передачи. Таким образом осуществляется снижение скорости износа сопрягаемых поверхностей и стабилизации его во времени.

Устройство для диагностики состояния рабочей поверхности зубьев зубчатых колес Устройство для диагностики состояния рабочей поверхности зубьев зубчатых колес Устройство для диагностики состояния рабочей поверхности зубьев зубчатых колес 

 

Похожие патенты:
Наверх