Газоаналитическая система выхлопных газов автомобильных двигателей

 

ГАЗОЛНАПИТтЕСКАЯ СИСТЕМА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ цо авт. св. № 866464, о т л ичающа я с я тем, что с целью повышения быстродействия ее работы, каждый измерительный канал снабжен байпасной линией с установленным в ней регулятором давления, подключенной к входу блГока пробоподготовки и к выходным газопроводам измерителей содержания СО, СО, N0 и углеводородов , соединенных с линией сброса, при этом диаметр байпасной линии определяют по следующей зависимости; ds

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

РЕСПУБЛИК

А.,SU„„1096550

g(5D G 01 N 25/36

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 866464 (21) 3566282/23-26 (22) 10.03.83 (46) 07.06.84. Бюл. 9 21 (72) В.Ф.Примиский, В.Г.Михальчевский, Л.А.Цуканова, В.В.Гулей и О.В.Брозницкая (7 1) Киевское научно-производственное объединение "Аналитприбор" (53) 543.27-52(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 866464, кл. G 01 N 25/36, 1979,> (54)(57) ГАЗОАНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ по авт. св. 9 866464, о т л ич а ю ц а я с я тем, что с целью повышения быстродействия ее работы, каждый измерительный канал снабжен байпасной линией с установленным в ней регулятором давления, подключенной к входу блока проболодготовки и к выходным газопроводам измерителей содержания СО, CO>, NO и углеводородов, соединенных с линией сброса, при зтом диаметр байпасной линии определяют по следующей зависимости; (0,9 — 1,2) d где dg - диаметр байпасной линии;

d — диаметр основного газоо провода.

1096550

Изобретение относится к автоматическому регулированию анализируемых газовых потоков для измерения состава выхлопных автомобильных двигателей и может применяться на крупных мото- 5 ростроительных заводах и организациями охраны воздушной среды при исспедовании загрязнений окружающей среды.

По основному авт.св.Ф 866464 известна газоаналитическая система выхлопных 1О газов автомобильных двигателей, соцержащая первый пробоотборный зонд и соединенный с ним линией транспортирования блок фильтрации и очистки, измерители содержания СО, СО, NO u углеводородов, соединенные с соответствующими блоками пробоподготовки в измерительных каналах и через блоки обработки информации — с регистрирующими приборами, стойку калибровочных газов, подсоединенную своими выходами к блокам робоподготовки, второй пробоотборный зонд и дополнительный блок фильтрации и очистки, размещенные в измерительном канале углеводородов, соединенные последовательно линней транспортирования, электронагревательные устройства и взаимосвязанные блоки терморегулирования и термодатчики, при этом второй пробоотборный зонд и дополнительный блок фильтрации и очистки, блок пробоподготовки в измерительном канале углеводородов, измеритель содержания углеводородов, блоки терморегулирования и термодатчики размещены в соответствующих электронагревательных устройствах t1 ).

Недостатком известной газоаналитической системы является значитель- 4О ная величина времени прохождения пробы от выхлопной трубы до измери-телей содержания СО, СО, СН, ИО,т.e.

2 значительное время запаздывания. I

В известном техническом решении давление в газопроводах стабильное, определяется техническими условиями измерителей концентрации и площадью поперечных сечений газопроводов, которые неизменны. Возможные пути повьппения быстродействия эа счет поднятия давления и увеличения плопгадн поперечного сечения ограничены с одной стороны энергетическими затратами на повышение давления, а с другой — конструктивными требованиями, связанными с использованием высокопрочностных материалов, необходимостью обеспечения герметичности всех соединений, увеличением габаритов системы в целом. Поэтсму традиционные методы повышения быстродействия приводят к громоздкости и усложнению конструкций, ухудшению технико-экономических показателей.

Цель изобретения — повышение быстродействия газоаналитической системы.

Указанная цель достигается тем, что в газоаналитической системе, выхлопных газов автомобильных двигателей каждый измерительный канал снабжен байпасной линией, с установленным в ней регулятором давления, подключенной к входу блока пробоподготовки и к выходным газопроводам измерителей содержания СО„ СО, ИО .и углеводородов, соединенных с линией сброса, при этом диаметр байпасной линии определяют по следующей зависимости:

d 5 = (0,9 — 1 2)d о где d — диаметр байпасной линии; — диаметр основного газопроQ вода.

На чертеже представлена блок-схема гаэоаналитической системы выхлопных газов автомобильных двигателей.

Система состоит иэ первого 1 и второго 2 пробоотборных зондов, установленных в выхлопной трубе 3 автомобиля, блоков ч и 5 фильтрации и очистки, блоков,6 и 7 .пробоподготовки, измерителей 8 содержания СО, 9 содержания СО, 10 — содержания NO

11 — содержания КСН, блоков 12 обработки информации, соединенный с регистрирующими приборами 13.

В канале пробоотбора и анализа углеводородов имеются устройства

14-17 электрообогрева с блоками

18-21 терм;:ðåãóëèðîâàíèÿ и с термодатчиками 22-25.

В комплект гаэоаналитической системы входит стойка 26 калибровочных газов. Каждь1й измерительный канал снабжен байпасной линией 27 и 28 с регуляторами 29 давления. Измерители-анализаторы 8-10 через газопроводы 30„ а 11 — через газопровод

31 подключень» к линии 32 сброса.

Пробоотборные зонды 1 и 2 соединены с анализаторами основным газопроводом 33.

Газоаналитическая система работает следуюшим образом.

Из выхлопной трубы 3 автомобиля пробоотборные зонды 1 и 2 отбирают з 109655 газ соответственно в блоки фильтрации и очистки 4 и 5, где производится очистка и фильтрация пробы от пыли и механических примесей. Далее газовая проба поступает в блоки 6 и 7

5 пробоподготовки, где удаляется влага и происходит регулирование по расходу.

С блоков 6 и 7 пробоподготовки анализируемый газ поступает на измери- 1б тели 8-11, на выходе которых возникает электрический сигнал, пропорциональный концентрации анализируемых компонентов (СО, СО, N0 СН) .После измерителей 8-11 электрические сигна- 1g лы в каждом измерительном канале масштабируются, усиливаются, линеаризуются и т.д. в блоках 12 обработки информации и фиксируются регистрирующими приборами 13.

С целью предотвращения выпадения в конденсат углеводородов блоки 2, 5, 7 и 11 находятся в соответствующих электронагревательных устройствах 14, 15, 16 и 17, степень нагрева каждого из них определяется схемой терморегулирования, которая воспринимает сигналы от термодатчиков 22-25, соответственно установленных в электронагревательных устройствах 14-17. Исполь-З зование нескольких электронагревательных устройств в измерительном канале вызвано сложностью конфигураций элементов его конструкции 3, 5, 7 и 11 и большим объемом, подлежащим нагреву.

35 а также трудностью поддержания стабиль ной температуры в таких объектах.

Кроме того, наличие нескольких устройств .электрообогрева позволяет поэтапно снизить температуру нагрева до такого уровня, когда, с одной стороны не происходит конденсация углеводородов, а с другой стороны можно снизить требования к термостойкости элементов конструкций блоков

3, 5, 7 и 11 (к резиновым уплотнителям, к линиям транспортирования, к регуляторам расхода и давления и т.д.). Наличие индивидуальных электронагревательных устройств позволило использовать блочный метод конструирования.

Для периодической калибровки системы используется стойка 26 калиб-у ровочньгх газов, с помощью которых проверяется нуль и конец шкалы показаний регистрирующих приборов 13.

0 4

Анализируемая среда на период калибровок отключается.

С целью повышения быстродействия, т.е. уменьшения времени транспортного запаздывания, в газопровод, соединяющий блоки 4 и 5 фильтрации и очистки с блоками 6 и 7 пробоподготовки, подсоединяются параллельные байпасные линии 27 и 28 с установленными на них регуляторами 29 давления. Вь1ходы байпасных газопроводов 27 и 28 подсоединяются к отводящим газопроводам 30 и 31 измерителей 8-11 концентрации в каждом измерительном канале и далее к линии 32 сброса.

Таким образом для анализируемого газа после блоков фильтрации и очистки (4 и Е) увеличивается площадь поперечного сечения газопроводов за счет подсоединения байпасной линии 27 и 28. При .этом диаметр байпасной линии определяют по формуле

dБ (О 9 1 2)do где d — диаметр основного газопро0 вода °

Общая площадь поперечного сечения газопровода после блоков 4 и 5 фильтрации и очистки будет складываться из площадей основного 33 и байпасных газопроводов 27 и 28, что при неизменности подводимого давления приводит к увеличению расхода примерно в два раза в каждом измерительном канале.

В байпасной линии 27 и 28 установлены регуляторы 29 давления, предназначенные (и соответствующим образом настроенные) для поддержания высокостабильного уровня давления на входе измерителей 8-11 концентрации. При превышении уровня давления на входе измерителей 8-11 концентрации регулятор 29 давления сбрасывает излишек давления в линию 32 сброса. При понижении уровня давления регулятор

29 давления прикрывает байпасную линию 27 и 28 и тем самым повышает уровень давления в основном газопроводе 33. Параллельное подключение регулятора 29 давления на байпасной линии, работающего только в режиме доработки (сброс и поднятие соответственно избыточного и недостающего давления), позволяет повысить быстродействие регулирования анализируемой пробы.

11ри выборе диаметра байпасной линии (dg) учитывают следующие особенности : давление выхлопного газа на входе I 096550 измерителей концентрации в зависимости от режима работы двигателя колеблется в диапазоне (0,8 — 1,2 атм); диапазон регулирования регулятора 29 давления выбран исхсдя именно иэ вышеуказанно- 5 го диапазона измерений давления анализируемого газа.

Минимальное время (40-45 с) транспортного запаздывания достигается при и = (g,9 - .1,2)dо (d — диаметр основного, газопровода), именно в этом диапазоне с обеспечивается, попадание в эаданньй режим регулированйя регулятора 29 давления, установленного в байпасной линии. При этом d > (0, 9Й @ и d p. 1 Rd режим регулирования о О давления пробы не будет осуществляться. Кроме того, ври Й g< 0,9do увеличение расхода и соответственно быстродействия (54 c) имеет ограниченный 2G эффект, Прй d 5-у 1,2d возникают застойные объемы для анализируемого газа, что затрудняет его паследуюшее выдувание (для этого потребуется больше времени, т.е. в конечном итоге 2- быстродействие снизится до 60 с). У базового объекта ("Бектап", CNA) время транспортного запаздывания

60-70 с в зависимости от измерительного канала.

Для предлагаемого устройства результаты экспериментальных исследований го выбору оптимального диаметра (Йб) байпасной линии приведены в таблице.

Время транспортного эапаздываДиаметр байпасной линии (d>) ния, с

Повышение быстродействия системы позволит производить измерение мгновенных значений концентраций.

Изобретение позволит эа сутки производить до 3 тыс ° измерений.

Годовой экономический эффект от применения изобретения составит

40-45 тыс.руб. за счет повышения производительности в 1,5 раза.

017dо

0 9оо

I 1й, 1 4с1

54

35-40

1096550

ВН П1ПИ Заказ 3817/32 Тираж 823 По исное

Фнллал ДПП Катент", г. Укга юн,ул.Проентнал,

Газоаналитическая система выхлопных газов автомобильных двигателей Газоаналитическая система выхлопных газов автомобильных двигателей Газоаналитическая система выхлопных газов автомобильных двигателей Газоаналитическая система выхлопных газов автомобильных двигателей Газоаналитическая система выхлопных газов автомобильных двигателей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области газового анализа и предназначено для обнаружения опасных веществ, в первую очередь - взрывчатых, на руках человека или документах

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для измерения влажности материала при замораживании

Изобретение относится к области термохимического газового анализа и может быть использовано при контроле содержания метана в воздухе. Отличие заявленного способа заключается в том, что измерения производят на одном чувствительном элементе, работающем в импульсном режиме. Дифференциальность выходного сигнала достигают формированием в импульсе двух измерительных ступеней, различных по амплитуде и температуре, одна из которых (№1) соответствует нижней границе кинетической области катализа, другая (№2) - нижней границе диффузионной области катализа. Выдерживают на этих ступенях до достижения теплового равновесия и снимают показания, а величину выходного сигнала определяют в следующей последовательности: на чистом воздухе измеряют величину сигнала на ступенях №1 ( U o 1 ) и №2 ( U o 2 ) , вычисляют их разность Δ U o = U o 2 − U o 1 и принимают ΔU° за виртуальный нуль. При наличии метана измеряют текущее значение сигналов U1 и U2, вычисляют их разность ΔU=U2-U1 и определяют дифференциальный выходной сигнал Sвых=ΔU-ΔU°. Технический результат: повышение точности определения содержания метана. 1 з.п. ф-лы, 8 ил., 6 табл.
Наверх