Смазка для холодного волочения проволоки

 

СМАЗКА ДЛЯ ХОЛОДНОГО ВОЛОЧЕНИЯ ПРОВОЛОКИ, содержащая кыло и наполнитель, отличающаяся тем, что, с целью повышения антифрикционных свойств смазки, она в качестве наполнителя содержит фосфогипс и концентрат сульфитно-дрожжевой бргикки при следунщем соотношении компонентов, мас.%: 10-50 Фосфогипс Концентрат сульфитно-дрожжевой бражки 0,5-1 1&ШО Остальное (Л с :о Dt) СП Jiii

COOS СОВЕТСКИХ

«««l

РЕСПУБЛИК (191 (И) 3(5D, С 10 М 7/02, С 17/20, С 10 М 7/36

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ®" -" н(< Лиат „!

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

0,5-1

Остальное (21) 3520551/23-04 (22) 13.. 12. 82 (46) 15.06.84. Бюл. М 22 (72) А. П . Грудев, A.Ì. Должанский, Ю.Б.Сигалов, lO.Ã.Писарев, Э.Н.Винник, И.Б.Буравлев, Л.A.Âåéëèíîâà и Л.С.Седельникова (71) Днепропетровский ордена Трудового Красного Знамени металлургический институт (53) 621. 892.621.7.016. 3 (088.8) . (56) 1. Белезин С.А. и др. Защита от коррозии арматуры в силикатном бетоне. N., МГПИ, вып. 2, 1962, с. 168-182.

2. Авторское свидетельство СССР.

М 609657, кл. С 10 М 7/02, 1976.

3. Авторское свидетельство СССР

9 947182, кл. С 10 N 7/02, 1980 (прототип) .

4. Бородавкин И.T. Исследование, разработка н внедрение технологических смазок и оптимизация процесса волочения сталеалюминиевой проволоки. Дис. на соиск. степени канд. техн. наук. Днепропетровск, 1982. (54) (57) СМАЗКА ДЛЯ ХОЛОДНОГО В0ЛОЧЕНИЯ ПРОВОЛОКИ, содержащая важо и наполнитель, отличающаяся тем, что, с целью повышения антифрикционных свойств смазки, она в качестве наполнителя содержит фосфогипс и концентрат сульфитно-дрожжевой бражки при следующем соотнсшении компонентов, мас.Ъ:

Фосфогипс 10-50

Концентрат сульфит но-дрожжевой бражки

Мыло

1097654

Изобретение относится к обработке металЛов давлением с применением технологических смаэок и может быть использовано при холодном волочении проволоки, преимущественно арматурной, в частности, периодического профиля.

Известна технологическая смазка, которая используется при волочении проволоки через 2-3 конические сборные волоки и профилированные непри- 10 водные ролики.

Известная технологическая смазка обеспечивает разделительный смазочный слой в очаге деформации значительной толщины, что обусловливает снижение усилий деформирования металла и увеличение микрорельефа готовой продукции. Последнее обстоятельство увеличивает сцепляемость арматурной проволоки с бетоном.

Желательным также является повышение коррозионной стойкости арматуры в бетоне, т.е. антикоррозионых свойств смазки. В результате этого увеличивается срок службы железобетонных конструкций (ЖБК) Ц, Основной причиной низкой стойкости арматуры в ЖБК является низкая щелочность среды (pH=9 — 11). Введение в состав бетона щелочных добавок не повышает величину рН, так как образу- 30 ются соответствующие силикаты. Наиболее надежной, но весьма трудоемкой защитой от коррозии является обмазка арматуры перед закладкой ее в бетон. 35

Известна смазка для обработки металлов давлением„включающая

60 — 80 мас. Ъ мтла и 20 — 40 мас. Ъ глины Фракции менее 0,1 мм f2) .

Недостатком этой смазки является ур то,что она не проявляет достаточной антифрикционной эффективности при волочении арматурной проволоки в свя» зи с абразивным действием частиц глины в очаге деформации. В резуль- 45 тате возрастает трение, обрывность проволоки и уменьшается стойкость . волочильного инструмента. Кроме того, эта смазка не способствует увеличению шероховатости волоченой проволоки и, следовательно, снижает 5О сцепляемость проволоки с бетоном и не обладает антикоррозионными свойствами.

1.

Наиболее близкой но составу и достигаемому результату к предлагае-. мой является смазка для волочения металлов, включающая 60 - 80 мас.В мха и 20 - 40 мас.З наполнителя, в качестве которого содержит высушенный и измельченный продукт нейт- 6О рализации отходов серно-кислотного травления (3) .

Существенным недостатком прототипа является то, что он не проявляет достаточной антифрикционной эффек- 65

10-50

Фосфогипс

Концентрат сульфит— но-дрожжевой бражки

Мыло

0,5-1

Ост ал ьн ое

Фосфогипс является отходом произ- водства фосфорных удобрений и содержит в своем составе фосфаты и сульфаты кальция (в пересчете на соответствующие окислы около 2 и 36%) .

При введении в смазку 10 — 50% фос,фогипса повышаются ее антифрикционные свойства вследствие образования в процессе обработки стеаратов и пальмитатов кальция, фосфатов натрия, а затем и полифосфатов натрия.

Последние обладают высокой адгезией к металлу, предотвращают налипание его на инструмент, снижают трение и износ инструмента. Введение фосфогипса в.смазку увеличивает ее температуру плавления, что повышает толщину смазочного слоя в очаге деформации и, следовательно, шероховатость проволоки. Это сопровождается увеличением сцепляемости арматурной проволоки с бетоном. Стеараты и пальмитаты, входящие в состав выла, также увеличивают сцепляемость арматуры с бетоном.

Кроме того, при введении фосфогипса в мыльную смазку и прохождении ею очага деформации величина рН возрастает с 11,"5 до 12,6, что способствует пассивации стали. Пленка, образующаяся на волоченой проволоке при наличии в ьнле фосфогипса, негигроскопична, что снижает атмосФерную коррозию арматуры и уменьшает проницаемость ионов хлора и аммо-, ния в металл, увеличивающих скорость его коррозии. тивности при волочении проволоки в связи с абразивным действием наполнителя в очаге деформации. В результате возрастает трение, обрывность проволоки и снижается стойкость волочильного инструмента.

Кроме того, известная смазка не обеспечивает создание толстой раэ— делительной смазочной прослойки в очаге деформации и не повышает шероховатость проволоки, что снижает сцепляемость арматуры с бетоном, а также не обладает антикорроэионными свойствами в бетоне, что уменьшает срок службы ЖБК.

Целью изобретения является повышение антифрикционной эффективности смазки.

Поставленная цель достигается тем, что смазка для холодного волочения проволоки, содержащая выло и наполнитель, в качестве последнего содержит фосфогипс и концентрат сульФитно-дрожжевой бражки при следующем соотношении компонентов, мас.Ъ:

109 7654

Количе ст во суль— фитно-дрожжевой бражки (твердой) мас.%

Состав смазки, Р оличество осфогипса, мас.Ъ

10

1,0

0,5

15

0,75

0,4

1,2

0,75

0,75

30

0,75

Уменьшение содержания фосфогипса в смазке менее 10% не обеспечивает достижения. положительного эффекта вследствие малого повышения ее антифрикционных свойств, толщины смазочного слоя в очаге деформации и шероховатости проволоки ° В результате увеличиваются трение при волочении и обрывность проволоки, снижается стойкость волочильного инструмента.

Кроме того, уменьшается шероховатость проволоки и сцепляемость ее с бетоном, а также антикоррозионные свойства смазки.

Увеличение содержания фосфогинса в смазке более 50Ъ не изменяет ее антифрикционные войства и сцепляемость арматуры с бетоном, но при этом. ухудшаются антифрикционные свойства смазки вследствие недостаточного количества в ней органических смазочных веществ (вала) .

Концентрат сульфитно-дрожжевой бражки в твердом состоянии (КБТ по ОСТ 81-79-74, изготавливаемый на целлюлозно-бумажных комбинатах) вводится в количестве 0,5 — 1% в состав смазки в качестве пленкообразователя, обеспечивающего адсорбцию фосфатов на металле и сплошность их пленки. В результате усиливается появление положительных свойств фосфогипса.

Введение в смазку менее 0,5Ъ концентрата сульфитно-дрожжевой бражки недостаточно для достижения сплошности адсорбированного на металле 35 слоя фосфатов. В результате снижается антифрикционная эффективность смазки и ее антикоррозионные свойства при работе арматуры в бетоне.

Введение. в смазку более 1% кон- ° центрата сульфитно-дрожжевой бражки

:не изменяет антифрикционную эффективность смазки, но ухудшает антикоррозионную стойкость арматуры в .бетоне вследствие заметного прояв- ления кислотных свойств указанного вещества (рН = 4,5 при проникновении атмосферной вЛаги в бетон).

Исследование эффективности предложенной смазки производили при во- . лочении проволоки исходным диаметром 6,5 мм из стали 3 кп, глубокоохлажденной с прокатного нагрева.

Протяжку проволоки со скоростью

0,2 м/с осуществляли на цепном волочильном стане за два перехода: в первом пропуске ее деформировали в сборной конической волоке до диаметра 5,95 мм; во втором пропуске на поверхность волоченой проволоки с двух диаметрапьно-противоположных сторон. накатывали овальные вмятины глубиной 0,30 мм, длиной

4,2 мм с шагом 7 мм (ГОСТ 8480-63) с помощью профилированных неприводных роликов (роликовой волоки) .

В процессе волочения проволоку пропускали через слой смазок, состав которых представлен в табл.1.

Т а б л и ц а 1

Примечание: Во всех составах мыло содержится до 100 масЪ.

Дпя сравнения испольэовали известную смазку. содержащую ЗОЪ измельченного продукта нейтрализации отходов серно-кислотного травления и 70% натрового ьнла (состав

9 10).

При исаытании определяли усилие волочения проволоки в сборной волоке и нормальное усилие накатки вмятин на поверхность проволоки роликовой волокой - с помощью специальных тензодатчиков (меньшему усилию волочения,и накатки соответствует бсльшая антифрикционная эффективность смазки). Усилие волочения и накатки при деформации металла определяется не отдельно толщиной слоя смазки или шероховатостью поверхности проволоки, а отношением этих параметров.

Укаэанное отношение показывает насколько режим трения близок к жидкостному (4) .

Если увеличение толщины смазочного слоя превышает увеличение шероховатости поверхности металла, то усилие деформирования уменьшается.

Определяли также количество остатков смазки на проволоке после ее деформирования по разнице масс образцов проволоки до и после смыва смазки с поверхности металла (увеличение количества остатков смазки на металлической поверхности сопровожда1097654

Результаты испытаний смазки для холодного волочения проволоки представлены в табл. 2. Таблица 2

Состав смазки, Ю

Параметры

7 8 9 10

5 6

3 4

1 2

Усилие волочения через коническую волоку, кН

6 0 6 1 5 6 6 2 5 8 6 3 б 1,6 6 6 6 б 3

Количество остатков смазки на проволоке после волочения, мкм

1 1 1 2 1 6 0 9 1 2 0 85 1 2 0 7 0 6 0 8

Шероховатость поверхности

- волоченой проволоки R, мкм

1,3 1,5 1,2 1,1 1,3

1,5 1,5 1,8 1,2 1,5

Нормальное усилие накатки вмятин в роликовой волоке, кН

11511810122108120118125125120

Омическое сопротивление арматурного стержия, Ом «см 8000 9500 7800 5000 4800 5050 5100 4600 4500 5000

Электрическая емкость после

8 ч выдержки, мкф

4,0 8 0 4к5 20юО 21 0 19гО 18юО 22юО 22ю0 20юО

Усилие сцепления проволоки с бетоном, кН 4,4 4,4 4,8

4,1 4 б 4,2 4,4 4,1 4,0 4,2 ется повышением антифрнкционной эффективности смазки при равной шероховатости, увеличением антикорроэионных свойств покрытия) .

Шероховатость (Нц) поверхности волоченой проволоки оценивапи профило-5 графом-профилометром модели К-201 (большей величине параметра R соответствуют большие значения усилия сцепления арматуры с бетоном).

Корроэионную стойкость арматур- 10 ной проволоки определяли ускоренным методом по величине омического сопротивления арматурíîrо стержня в

ЗЪ-ном водном растворе хлористого натрия и величине электрической ем- 15 кости после выдержки арматурного стержня в течение 8 ч в том же растворе с помощью емкостного моста типа Р568 (большему значению омического сопротивления и меньшему эначе- 0 нию электрической емкости соответствует большая коррозионная стойкость арматуры и, следовательно, более высокие антикоррозионные свойства смазки).

После волочения образцы проволоки длиной 250 мм помещали по оси форьы размерами 80 . 80 100 мм и запивали бетоном на основе цемента марки 400. После эатвердевания бетона в течение 10 сут полученные образцы нагружали на универсальную разрывную мааину, прикладывая растягивающее усилие к проволоке и бетонному основанию. При этом фиксировали усилие, при котором нарушалось сцепление стальной арматуры с бетоном (большему значению этого параметра соответствует большее усилие сцепляемости арматуры с бетоном) .

1097654

Составитель Е. Пономарева

Техред A. Бабинец Корректор A.Ильин

Редактор Л.Повхан

Заказ 4146/23 Тираж 489 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушокая наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул.Проектная,4

Результаты опытов свидетельствуют о том, что предложенная смазка по сравнению с прототипом обеспечивает снижение усилия волочения на 3 — 125 в конической сборной волоке и уменьшение нормального уси- 5 усилия накатки вмятин на-проволоку в роликовой волоке на 1,6 — 16%. кроме того, на 15-4ОЪ возрастает шероховатость поверхности волоченой проволоки, что сопровождается усиле- 10 иием сцепляемости ее с бетоном на

5-15%, увеличивается толщина остатков смазки на проволоке на 23

46% и увеличивается корроэионная стойкость арматуры (т.е. антикорро- 15 зионные свойства смазки), что проявляется в возрастании омического сопротивления арматурного стержня в 1,1 - 1,6 раза и снижении электрической емкости после 8 ч выдержки 20 арматурного стержня в 2,5 — 5 раз.

Уменьшение содержания фосфогипса в смазке менее 10% (состав 9 6) снижает антифрикционные свойства смазки на 3-20% по сравнению с опти- 5 мальным содержанием компонентов в смазке, уменьшает толщину смазочной пленки на волоченой проволоке в

1,30 - 1,9 -раза, шероховатость проволоки в 1,15 - 1,40 раэ, сцепляемость проволоки с бетоном на 5 - 15%, ухудшает антикоррозионные свойтсва смазки (сопротивление уменьшается на 9 — 58%, а емкость возрастает в

2,3 -; 4,7 раза).

Увеличение содержания фосфогипса в смазке более 50% (состав М 7) практически не изменяет ее антифрикционные свойства и сцепляемость арматуры с бетоном, но при этом ухудшаются антикоррозионные свойства смазки (сопротивЛение уменьшается на

8 - 57%, а электрическая емкость возрастает в 2,2 — 4,5 раза) .

Уменьшение содержания концентрата сульфитно-дрожжевой бражки в смазке менее 0,5% (состав 9 4).снижает антифрикционные свойства смазки на

2- 223 и ухудшает ее антикорроэионные свойства (сопротивление уменьша ется на- 10 — 60%, а емкость увеличивается в 2,5 — 5 раз), ухудшает сцепляемость проволоки с бетоном на

7 — 12Â.

Увеличение содержания концентрата сульфитно-дрожжевой бражки в смазке более 1Ъ (состав М 5) практически не изменяет антифрикционные свойства смазки и сцепляемость арматуры с бетоном, но ухудшает антикоррозионные свойства смазки (сопротивление уменьшается на 14 — 67%, емкость возрастает в 2, 6 — 5, 2 раза) .

Отсутствие фосфогипса или концент рата сульфитно-дрожжевой бражки в смазке (составы 99 8 и 9) не приводит к достижению поставленной цели изобретения (все исследованные параметры оказываются хуже, чем у прототипа) .

Таким образом, предлагаемая смазка является эффективным смазочным средством, применяемым для волочения арматурной проволоки.

Смазка для холодного волочения проволоки Смазка для холодного волочения проволоки Смазка для холодного волочения проволоки Смазка для холодного волочения проволоки Смазка для холодного волочения проволоки 

 

Похожие патенты:
Наверх