Многополюсное соединительное устройство

 

1. МНОГОПОЛЮСНОЕ СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО, состоящее из двух частей, установленных на соответствующих агрегатах, и содержащее корпусы с контактными элементами, направляющие элементы, механизм стыковки-расстыковки и привод, отличающееся тем, что, с целью снижения трудоемкости стыковки растыковки , одна из частей снабжена подпружиненной тягой и расположенными на ее концах карданными шарнирами, механизм стыковки - растыковки снабжен элементами взаимной ориентации частей устройства и выполнен в виде пространственного параллелограмма с двумя парами шарнирных рычагов, соединенных между собой стержнями, при этом указанные рычаги установлены попарно с каждой стороны одной из частей устройства, а вторая часть устройства соединена с другим из агрегатов тягой с карданными шарнирами с возможностью перемещения. g

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУ6ЛИН

| (19) (11) 8055 А

1(51) Н 01 R 1 3

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ.ИЗО6РЕТЕНИЙ И ОТНРЬГГИЙ (21) 3567006/24-07 (22) 24.03.83 (46) 15.06.84. Бюл. Р 22 (72) О.С.Викторов, С.Б.Пастушков и Е.П.Карелин (53) 621.315.684(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 484594, кл, Н 01 R 13/54, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР

9 838834, кл. Н 01 R 13/62, 1978. (54)(57) 1. МНОГОПОЛ10СНОЕ СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО, состоящее из двух частей, установленных на соответствующих агрегатах, и содержащее корпусы с контактными элементами, направляющие элементы, механизм стыковки-расстыковки и привод, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения трудоемкости стыковки растыковки, одна из частей снабжена подпружиненной тягой и расположенными на ее концах карданными шарнирами, механизм стыковки — растыковки снабжен элементами взаимной ориентации частей устройства и выполнен в виде пространственного параллелограмма с двумя парами шарнирных рычагов, соединенных между собой стержнями, при этом указанные рычаги установлены попарно с каждой стороны одной из частей устройства, а вторая часть устройства соединена с другим из агрегатов тягой с карданными шарнирами с возможностью перемещения.

1098055

З»

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что элементы взаимной ориентации выполнены в ниде

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в агрегатах различного назначения„ где необходима стыковка — расстыковка ответных частей разъемов для осуществления электрических связей между агрегатами, в том числе подвижными, а также, где возникает необходимость осуществления стыковки большого количества электрических связей.

Известен штепсельный разъем, состоящий,из двух частей, стыкуемых посредством винтовой пары с маховиком, В одной из частей разъема расположены направляющие трубы, внутри которых имеются стержни, снабженные фиксаторами. Соединение штепсельного разъема осуществляется вращением маховика при фиксированном положении стер>кней (11 .

Недостатком этого разъема является большая сложность и неделимость конструкции на две самостоятельные части при расстыковке. Кроме того, соединительный механизм предназначен ,для стыковки одиночного штепсельного разъема и не позволяет одновременно стыковать несколько электрических разъемов.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является многополюсное соединительное устройство, состоящее из двух частей, установленных на соответствующих агрегатах,,и содержащее корпусы с контактными элементами, направляющие элементы, механизм стыковки — расстыковки и привод (2) .

Однако механизм стыковки — расстыковки не позволяет производить одновременную стыковку соединителей.

В случае трансформирования указанной конструкции в пакет требуется дополнительное операционное время на поиск и ориентацию соответствующих ответных частей, при этом не исключается вОЗМОжнОсть неправильнОй стыкОВКИ.

Невозможность одновременной стыковки — расстыковки многополюсных соединителей, как следствие, приводит к увеличению трудоемкости стыковки расстыковки.

Цель изобретения — снижение трудоемкости стыковки — расстыковки многополюсных соединителей. штырей и гнезд, расположенных на соОтветствующих частях устройстBB °

Поставленная цель достигается тем, что в многополюсном соединительном устройстве, состоящем из двух частей, установленных на соответствующих агрегатах, и содержащее корпусы с контактными элементами, направляющие элементы, механизм стыковки — расстыковки и привод, одна из частей снабжена подпружиненной тягой и расположенными на ее концах карданными шарнирами, механизм стыковки — расстыковки снабжен элементами взаимной ориентации частей устройства и выполнен в виде пространственного параллелограмма с двумя парами шарнирных рычагов, соединенных между собой стержнями, при этом указанные рычаги установлены попарно с каждой стороны одной из частей устройства, а вторая часть устройства соединена с другим из агрегатов тягой и карданными шарнирами с возможностью перемещения.

Кроме того, элементы взаимной ориентации выполнены в ниде штырей и гнезд, расположенных на соответствующих частях устройства.

На фиг. 1 изображено многополюсное соединительное устройство в расстыкованном положении, общин вид; на фиг. 2 — то же, в состыкованном положении; на фиг. 3 — вид Л на фиг.1> на фиг. 4 — вид Б на фиг. 1.

Многополюсное соединительное устройство состоит из корпуса 1 неподвижной части, закрепленного на агрегате 2, корпуса 3 перемещаемой части, установленного с возможностью перемещения на агрегате 4 с помощью подпру>киненной тяги 5, снабженной карданными шарнирами б, механизма стыковки — расстыковки H привода 7 в виде винтового домкрата.

Механизм стыковки — расстыковки выполнен в ниде пространственного параллелограмма и состоит из рычагов 8, имеющих прорези 9„ контактирующие с цапфами 10, и приводного вала 11. Рычаги связаны попарно стержнями 12, при этом нижние рычаги связаны между собой принодным валом.

Корпусы 1 и 3 снабжены направляюшими элементами и элементами взаимной ориентации в виде штырей 13 и гнезд 14. Многополюсные соединители

r. контактными элементами 15 закрепле1098055 ны на корпусе 1 неподвижной части, а их ответные части 16 установлены на корпусе 3 с воэможностью плавания по отношению к оси стыковки, при этом соединители и ответные их части снабжены ловителями 17 и отверстиягли 18 .

Многополюсное соединительное устройство работает следующим образом.

Для стыковки многополюсного соединителя корпус 3 устанавливают так, !О что цапфы 10 входят в соответствующие прорези 9 рычагов 8. При этом подпружиненная тяга 5, карданные шарниры 6 которой обеспечивают необходимую свободу перемещений корпуса 3 относительно агрегатов 2 и 4, воспринимает большую часть веса корпуса 3 и обеспечивает эту операцию. Затем с помощью винтового домкрата привода 7, усилие которого через вал 11 и стержни 12 посредством рычагов 8 с прорезями 9 передается на цапфы 10, производят параллельное сближение корпусов 3 и 1, при этом штыри 13 входят в гнезда 14, обеспечивая ори1 ентацию и направление корпуса 3 относительно корпуса 1.

При дальнейшем сближении ловители

17 входят в соответствующие отверстия 18, обеспечивая точную взаимную ориентацию многоконтактных соединителей, после чего происходит их окончательная стыковка.

Расстыковку многополюсного соединительного устройства производят в обратной последовательности, при этом винтовой домкрат переключают на обратный ход.

Таким образом, благодаря особенности выполнения предлагаемое многополюсное соединительное устройство сокращает необходимое технологическое время и трудоемкость стыковки и ,расстыковки.

Проведенной пооперационной проверкой технологического времени стыковки и расстыковки предлагаемого устройства установлено, что общее время, затрачиваемое на его стыковку (или расстыковку),не превышает 60 с.

1098055 вн

Многополюсное соединительное устройство Многополюсное соединительное устройство Многополюсное соединительное устройство Многополюсное соединительное устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрическим соединителям, а именно отрывным электрическим соединителям с пиротехническим приводом расстыковки

Изобретение относится к электротехнике, а именно к элементам типа переключателей, срабатывающим в аварийном режиме и предназначенным для необратимого размыкания электрических цепей путем перерезания электрических проводов, например, для обеспечения пожаровзрывобезопасности различных технических систем, которые нужно автоматически отключить при повышении температуры внешней среды до определенного предела

Изобретение относится к авиации и касается устройств наземного электроснабжения летательных аппаратов

Изобретение относится к энергетике, в частности к коммутационным электрическим аппаратам, может быть использовано в системах электроснабжения, управления и измерения стационарных промышленных и транспортных энергоустановок для коммутации электрических цепей с повышенным требованием к надежности и качеству сочленения, обеспечивающим стабильное и минимальное переходное контактное сопротивление, в том числе и при автоматической стыковке объектов

Изобретение относится к конструкции соединителей многожильных электрических кабелей, сочленяемых оператором в экстремальных условиях, например космонавтом в открытом космосе

Изобретение относится к энергетике, в частности к коммутационным электрическим аппаратам, и может быть использовано в транспортных и наземных энергоустановках, в том числе при проведении автоматического соединения электрических цепей

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано для коммутации электрических цепей при автоматической стыковке объектов с повышенным требованием к надежности сочленения

Изобретение относится к области электротехники
Наверх