Храповой механизм

 

1. ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ, содержащий корпус, размещенный в нем вал с храповым колесом, две собачки и их привод, отличающи. йс я тем, что, с целью обеспечения реверсирования, он снабжен вторым храповым колесом с противоположно направленными зубьями относительно первого и установленным соосно с ним механизмом реверсирования, выполненным в виде трехплечего рычага, размещенного на валу с возможностью взаимодействия с собачками, в корпусе выполнены направляющие, а привод выполнен в виде поводковой рамы, размещенной в направляющих с возможностью возвратно-поступательного перемещения , собачки установлены на поводковой раме и выполнены трехплечими , два плеча которых взаимодействуют с храповыми колесами, а третьи подпружинены к корпусу. 2. Механизм поп. 1, отличающийся тем, что, с целью Q повышения точности позиционирования, он снабжен диском с делительными (Л углублениями и подпружиненным к нему фиксатором, установленным на раме.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (191 (И) 3(SD F 6 Н 2 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2 1) 3548808/25-28 (22) 01 ° 02. 83 (46) 23.06. 84. Бюл. В 23 (72) О.В. Бойков (53) 721.838(088.8) (56) 1. Кожевников С.Н. и др. Механизмы. Справочное пособие. М., "Машиностроение", 1976, с. 448, рис. 7.22. (54) (57) 1. ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ, содержащий корпус, размещенный в нем вал с храповым колесом, две собачки и их привод, о т и и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью обеспечения реверсирования, он снабжен вторым храповым колесом с противоположно направленными зубьями относительно первого и установленным соосно с ним механизмом реверсирования, выполненным в виде трехплечего рычага, размещенного на валу с возможностью взаимодействия с собачками, в корпусе выполнены направляющие, а привод выполнен в виде поводковой рамы, размещенной в направляющих с возможностью возвратно-поступательного перемещения, собачки установлены на поводковой раме и выполнены трехплечими, два плеча которых взаимодействуют с храповыми колесами, а третьи подпружинены к корпусу.

2. Механизм по п. 1, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повьппения точности позиционирования, он снабжен диском с делительными углублениями и подпружиненным к нему фиксатором, установленным на раме.

1099152

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное.

Известен храповой механизм, содер- 5 жащий корпус, размещенный в нем вал с храповым колесом, две собачки и их привод (1 1.

Недостатками известного механизма являются отсутствие воэможности ре- 10 версирования и недостаточная точность позицио ирования храпового колеса.

Цел--. изобретения — обеспечение возможности реверсирования храпового колеса и повышение точности его 15 позиционирования.

Поставленная цель достигается тем, что храповой механизм, содержащий корпус, размещенный в нем вал с храповым колесом, две собачки и их при- 20 вод, снабжен вторым храповым колесом с противоположно направленными зубьями относительно первого и установленным соосно с ним механизмом рсверсирования, выполненным в виде 25 трехплечего рычага, размещенного на валу с воэможностью взаимодействия с собачками, в корпусе выполнены направляющие, а привод выполнен в виде поводковой рамы, размещенной в направляющих с возможностью возвратнопоступательного перемещения, собачки установлень1 на поводковой раме и выполнены трехплечими, два плеча кото— рых взаимодействуют с храповыми колесами, а третьи подпружинены к корпусу.

Кроме того, механизм снабжен диском с делительными углублениями и подпружиненным к нему фиксатором, установленным на раме.

На чертеже изображен храповой механизм, общий вид.

Храповой механизм содержит корпус

1, II KOTopoM HblIIOJIHeHbl HaIIpaBJIHl074He

2 для поводковой рамы 3, ведущее звено в виде подпружиненной относительно рамы в обе стороны тяги 4. Через тягу 4 обеспечивается возвратно-ïîñтупательное перемещение рамы 3. Ведомая часть механизма выполнена в виде двух храповых колес 5 и 6 с про— тивоположным направлением зубьев и диска 7 с делительными углублениями 8, имеющими наклон боковых стенок

0 55 под углом с . не менее 45 к оси углубления. Колеса 5 и 6 и диски 7 жестко связаны между собой и установлены на валу 9.

Рама 3 ведущего звена взаимодействует с ведомой частью механизма посредством двух собачек 10 и 11, шарнирно закрепленных на осях 12 и 13 рамы 3. Каждая собачка имеет три плеча. Первые плечи !4 и 15 собачек

10 и 11 выполнены с возможностью взаимодействия с венцом первого храпового колеса 5, вторые плечи 16 и 17 собачек находятся в зоне взаимодействия с венцами второго храпового колеса 6. Третьи плечи 18 и 19 собачек соединены посредством осей

20 и 21 с тягами 22 и 23, которые подпружинены относительно корпуса 1.

Оси 20 и 21 выведены в зону взаимодействия с двумя плечами 24 и 25 трехплечего рычага 26, третье плечо которого является водилом 27. Рама

3 снабжена подпружиненным фиксатором 28, который выполнен с возможностью взаимодействия с углублениями 8 диока 7.

Храповой механизм работает следующим образом.

При движении тяги 4 начинает перемещаться поводковая рама 3 в направляющих 2 по стрелке А, фиксатор 28 начинает выходить из углуб— ления 8 диска 7, оси 12 и 13 смещаются в сторону движения рамы, а плечо 14 собачки 10 поворачивает храповое колесо 5 против часовой стрелки.

Плечо 15 второй собачки 11 при этом скользит по зубьям колеса 5 благодаря соответствующему направлению зубьев. Поворот колеса 5 осуществляется на один зуб, в конце этого движе— ния фиксатор 28 полностью выйдет из углубления 8 диска 7. При изменении направления движения рамы 3 в обратную сторону оси 12 и 13 собачек перемещаются в сторону движения рамы, ведущим плечом становится плечо 15, которое продолжает поворачивать храповое колесо 5 против часовой стрелки. Плечо 14 начинает про— скальзывать относительно венца храпового колеса 5.

При этом торец фиксатора 28 поджимается к поверхности диска 7 вне зоны углубления, фиксатор не препятствует развороту диска 7, Через заданное количество возвратно-поступательных перемещений рамы 3 диск

7 поворачивается в положение, при котором фиксатор 28 попадает в очередное углубление 8 диска 7. Происходит коррекция поворота диска

1099152 взаимного положения собачек и зубьев. ! храпового колеса 5, так как фиксатор доворачивает делительный диск 7 в ту или иную сторону. Компенсационные пружины тяги (не обозначены)

5 обеспечивают коррекцию положения рамы 3.

Для осуществления реверса храпового колеса при продолжающемся непрерывном перемещении тяги 4 поворачи- 10 вают водило 27 из положения в положение Г1. При этом плечи 24 и 25 рычага воздействуют на оси 20 и 2 1 шарнирных сочленений собачек 10 и 11 с тягами 22 и 23, и переводят их из од- 15 ного устойчивого положения, обеспечиваемого пружинами тяг 22 и 23, в другое. Это приводит к изменению положения плечей собачек. Плечи 14 и 15 выходят из зацепления с колесом щ

5, а плечи 16 и 17 собачек входят в зацепление с зубьями колеса 6, наклон которых противоположен наклону ,зубьев колеса 5. При возвратно-поступательном движении рамы 3 колесо 6, 25 а с ним колесо 5 и диск 7, вращаюч— ся в противоположную сторону. Таким образом храповой механизм обеспечивает преобразование возвратно-поступательного движения рамы 3 в прерывисто-вращательное в обе стороны колес 5 и 6 и диска 7.

Храповой механизм имеет простую конструкцию и простые связи между элементами. Конструкция позволяет автоматизировать управление ее движением. Благодаря взаимодействию фик"атора 28 рамы 3 ведущего звена с углублениями 8 в диске 7 ведомого звена осуществляется коррекция полоФ жения храповых колес 5 и 6 с часто— той, соответствующей количеству углублений диска 7.

Храповой механизм обладает повышенными технологическими возможностями, более точным позиционированием и может быть использовано в различных автоматах для обеспечения перемещения инструмента или рабочего тела.

Э (.) ВНИИПИ Заказ 4349/31 Тираж 913 Полписное — — — —; — - ------К--Филяал ППП Патент, г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Храповой механизм Храповой механизм Храповой механизм Храповой механизм 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в переналаживаемых автоматических линиях и в робототехнике, где требуются регулируемые остановки ведомого вала без разрыва кинематической цепи привода

Изобретение относится к механизмам прерывистого движения

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в переналаживаемых автоматических линиях и в робототехнике, где требуются регулируемые остановки ведомого вала без разрыва кинематической цепи привода

Изобретение относится к кондитерской промышленности, в частности к однооборотным приводам прерывистого движения

Изобретение относится к машиностроению и применимо, в частности, в оборудовании для производства электронной техники

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях для снижения оборотов валов при высоком передаточном отношении
Наверх