Устройство для управления шаговым двигателем

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ, содержащее ключевые усилители для коммутации и регулирования токов в обмотках двигателя, автоматические регуляторы с блоками формирования сигналов обратных связей по току в обмотках двигателя с датчиками, источник сигнала уставки регуляторов и форсирующие стабилитроны, подключенные через развязывающие диоды к обмоткам, работающим в противофазе, о т л ичающееся тем, что, с целью повьгаения надежности, в него введены пороговый элемент сравнения с двумя терморезисторами на входах, установленными на радиаторах стабилитронов , и три масштабных резистора, причем первый тёрморезистор через один масштабный резистор подключен к источнику сигнала уставки регуляторов , а второй терморезистор через другие масштабные резисторы - к выходам блоков формирования сигналов обратных связей. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что блок формирования сигнала обратной связи снабжен аналоговым запоминающим элементом , сигнальный вход которого соединен с датчиком тока, а управляющий вход - с выходом регулятора тока.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

И

РЕСПУБЛИК

agl О!) р Н 02 Р 8/00 з

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3383652/24-07 (22) 13.01.82 (46) 07.07.84. Бюл. N - 25 (72) M.Н.Глазов, А.A.Äåäþøèí и Э.С.Никулин (53) 621..313.58 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

ll 505395, кл. Н 02 P 7/62, 1971.

2, Рубцов В.П. Инверторы для шагового электропривода с дроблением шага. — Труды МЭИ, 1980, вып. 477, с. 37-44. (54)(57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ, содержащее ключевые усилители для коммутации и регулирования токов в обмотках двигателя, автоматические регуляторы с блоками формирования сигналов обратных связей по току в обмотках двигателя с датчиками, источник сигнала уставки регуляторов и форсирующие стабилитроны, подключенные через развяэывающие диоды к обмоткам, работающим в противофазе, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения надежности, в него введены пороговый элемент сравнения с двумя терморезисторами на входах, установленными на радиаторах стабилитронов, и три масштабных резистора, причем первый терморезистор через один масштабный резистор подключен к источнику сигнала уставки регуляторов, а второй терморезистор через другие масштабные резисторы — к выходам блоков формирования сигналов обратных связей.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что блок формирования сигнала обратной связи снабжен аналоговым запоминающим элементом, сигнальный вход которого соединен с датчиком тока, а управ- Ф ляющий вход — с выходом регулятора тока.

1102005 2

Изобретение относится к системам автоматического управления с шаговыми двигателями и может быть использовано, например, при регулированни раз.— личных технологических процессов. 5

Известны устройства управления шаговыми двигателями, содержащие распределитель и многофазный усилитель мощности, каждый канал которого состоит из последовательно включенных датчика тока, основного ключевого элемента, обмотки управления двигателя, вспомогательного ключево,го элемента, который управляется от триггера с раздельными входами по сигналам распределителя и датчика тока $13.

Недостатком данных устройств является то, что они могут использоваться лишь с шаговыми двигателями, обмотки управления которых не имеют общей точки.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для управления шаговым двигателем, содержащее ключевые усилители для коммутации и регулирования токов в обмотках двигателя, автоматические регуляторы с блоками формирования сигналов обратных свя30 эей по току в обмотках с датчиками, источник сигнала уставки регуляторов и форсирующие стабилитроны, подключенные через развязывающие диоды к обмоткам, работающим в противофазе (23.

Недостатком этого устройства является сравнительно низкая надежность в связи с отсутствием контроля исправности.

Целью изобретения является повыше40 ние надежности устройства.

Эта цель достигается тем, что в устройство, содержащее ключевые усилители для коммутации и регулирования

43 токов в обмотках двигателя,автоматические регуляторы с блоками формирования сигналов обратных связей по току в обмотках двигателя с датчиками, источник сигнала уставки регуляторов и форсирующие стабилитроны, подключенные через развязывающие диоды к обмоткам, работающим в противофазе, введены пороговый элемент сравнения с двумя терморезисторами на входах, установленными на радиаторах стабилитронов, и три масштабных резистора, причем первый терморезистор через один масштабный резистор подключен к источнику сигнала уставки регуляторов, а второй терморезистор через другие масштабные резисторы — к выходам блоков формирования сигналов обратных связей по токам.

При этом блок формирования сигнала обратной связи снабжен аналоговым запоминающим элементом, сигнальный вход которого соединен с датчиком тока, а управляющий вход — с выходом регулятора тока.

На фиг. 1 представлена схема предлагаемого устройства, на фиг. 2 временные диаграммы его работы.

Устройство содержит распределитель 1 импульсов, схемы 2-5 совпадений, основные ключевые усилители

6-9, развязывающие диоды 10-13, форсирующие стабилитроны 14 и 15, шунтирующие транзисторные ключи

16 и 17 с инверторами 18 и l9 на входах, автоматические регуляторы

20 и 2 1 с элементами 22 и 23 сравнения и усилители 24 и 25 с широтно импульсной модуляцией, резистивные датчики 26 и 27 токов, а также блоки формирования сигналов обратных связей по токам, выполненные на аналоговых запоминающих элемецтах 28 и 29.

Запоминающие элементы выполнены на операционных усилителях 30 и 3 1 с конденсаторами 32 и 33 в обратных связях и МОП-транзисторных ключах

34 и 35 на входах усилителей. Выходы запоминающих устройств подключены к входам схем 22 и 23 сравнения, другие входы которых соединены с источником 36 сигнала уставки токов. Сигнальные входы 37 и 38 запоминающих элементов соединены с датчиками 26 и 27 токов, а управляющие входы 39 и 40 подключены к выходам усилителей

24 и 25 с широтно-импульсной модуляцией, являющимся одновременно выходами регуляторов, которые через инверторы 18 и 19 соединены также с цепями управления шунтирующих ключей

16 и 17.

Устройство содержит также пороговый элемент 41 сравнения с двумя терморезисторами 42 и 43 на входах, установленными на радиаторах стабилитронов 14 и 15, и масштабнйе резисторы 44-46, соединяющие источник

36 сигнала уставки регуляторов и выходы запоминающих элементов 28 и

29 с терморезисторами 42 и 43. (Е-?Ч вЂ” обмотки управления шаговс.го

02005

10 о-.

Э 11 двигателя, причем обмотки I, III и II, IV работают в противофазе).

В качестве порогового элемента

4 1"сравнения используется схема на операционном усилителе 47, в обратную связь которого включен ограничитель тока на диодном мосте 48 и . тскоограничивающих резисторах 49, О и конденсатор 51. На выходе операционного усилителя включено реле

52 сигнализации отказа.

Шунтирующий ключ, форсирующий стабилитрон, регулятор тока и схема формирования обратной связи по т ку являются общими для двух обмоток двигателя, работающих в противофазе.

Принципиально регулирование токов может осуществляться в каждой обмот ке двигателя с помощью отдельного регулятора.

Устройство работает следующим образом.

В установившемся режиме, когда на двух выходах распределителя 1

25 действуют единичные логические сигналы, а на двух других — нулевые, две из четырех обмоток двигателя подключаются к источнику питания

Е. Пусть, например, в обмотках

I u II протекают токи, а обмотки

III, IU обесточены. Тогда регуляторы 20 и 21 поддерживают токи 1.

i (фиг.2) в обмотках I, II в соответствии с уставкой Ч на выходе источника 26 путем автоматической подстройки скважности импульсов ишим Паем ф Рмиру мых aa sbmopax

1 усилителей 24. и 25. Действительно, при наличии импульсов на выходах усилителей 24 и 25 происходит замыка- ние ключей 6 и 8, и обмотки I, II подключаются к источнику питания, в результате чего токи 1„, 1 нарастают (ключевые элементы 16 и 17 благодаря наличию инверторов 18 и 19 находятся при этом в. разомкнутых состояниях, . Напряжение питания Е выбирается так, чтобы обеспечивалось форсированное нарастание токов при включении обмоток. В промежутках между импульсами (в паузах) ключи

6 и 8 закрываются и ЭДС самоиндукции обмоток I u II замыкаются через шунтирующие ключи 16 и 17. Поэтому в паузах токи i>, i медленно спадают по экспонентам с йостоянными времени Т, определяемыми индуктивностью

L и сопротивлением R обмотки управления. При замыкании основных ключей

6 и 8 замыкаются также МОП-транзисторные ключи 34 и 35 аналоговых запоминающих элементов 28 и 29, которые переходят в режим слежения, отрабатывая напряжения датчиков 04 э

Ug . В результате на выходах аналого2 вых запоминающих элементов формируются напряжения U, U2, пропорциональные токам в обмотках, подключенных к источнику питания E. Скорость слежения аналоговых запоминающих элементов существенно выше скорости нарастания токов B обмотках управления двигателя.

При закрывании ключей 6 и 8

МОП-транзисторные ключи 34 и 35 также размыкаются, благодаря чему запоминающие элементы 28 и 29 переходят в режим хранения информации и на их выходах поддерживаются практически неизменные напряжения, определяемые токами обмоток в моменты окончания импульсов усилителей 24 и 25.

При достаточно больших коэффициентах усиления усилителей 24 и 25 в установившемся режиме длительности импульсов и пауз автоматически устанавливаются регулятором так, что средние значения напряжений U . и U на выходах запоминающих эле2 ментов 28 и 29-практически равны напряжению уставки, т.е. U„, = U< = U

Следовательно, токи i. i в обмотках I, II также равны заданному

U .. U значению (1 = — и i = —, где

R,,R — сопротивления датчиков 26 и

27 тока и R< = R ) .

Рассмотрим работу устройства в переходных процессах при коммутации обмоток управления пс сигналам распределителя. Пусть под действием сигнала распределителя 1 происходит размыкание ключа 6 и отключение обмотки I а схема 3 совпадений подготавливается к включению обмотки III (обмотки II u IV управления остаются в исходных состояниях и двигатель ! делает один шаг) . При появлении импульса на выходе усилителя 24 (момент времени е1,,,фиг.2) происходит замыкание ключа 7 и МОП-транзистора

34. Ток i в обмотке III начинает увеличиваться от нулевого значения, и на выходе запоминающего элемента

28 формируется напряжение U,, пропорциональное току 13 . Пока напряже1102005 ние V, не приблизится к уставке V, на выходе усилителя 24 действует импульс, удерживающий ключи 7 и 34 в замкнутьж состояниях (интервал фиг. 2) . Скорость спада тока i1 в 5 обмотке I определяется напряжением пробоя стабилитрона 14, причем спад тока происходит форсированно по линейному закону. В результате за время нарастания тока в обмотке III (интервал g, ) ток в обмотке I успенает снизиться практически до нуля (интервал ) °

° Таким образом, в устройстве достигается форсировка как нарастания, так и спада тока прч включении и отключении обмотки по сигналам распределителя. В то же время в установившемся режиме форсировка обеспечивается только при подключении об- >0 мотки к источнику питания. Спад же тока происходит через шунтирующий ключевой элемент по экспоненциальному закону с постоянной времени, определяемой параметрами обмотки управления.

Поэтому при исправной работе устройства токи через стабилитроны 14 и 15 протекают только при коммутации обмоток по сигналам распределителя. 30

Следонательно, мощности, рассеиваемые на стабилитронах, и температуры радиаторов, на которых они установлены, одинаковы. Соответственно сопротивления терморезисторов,42 и 43 д равны (Rq2= 43= Rò). Поскольку напряжения П„ и 0 на выходах запоминающих элементов 28 и 29 практически равны по абсолютной величине и противоположны по знаку напря- 4О жению уставки Б, при выполнении ycaosHs К4й- К4 2R 44(R4<- Q) противления резисторов 44-46) результирующий ток i, поступающий на вход операционного усилителя 47 порогового элемента 41, равен нулю (j

U U — О) . РазR44+ Кт 0,514 + Кт брос сопротивлений резисторов на входах порогового элемента, а также погрешности регуляторов 20 и 21 могут приводить к появлению некоторого раэностного тока Di ° Однако этот ток меньше тока ограничения,?, диодного моста 48 в цепи обратной снязи операционного усилителя 47.

Поэтому выходное напряжение этого усилителя практически равно нулю и реле 52 обесточено. Для предотвращения срабатывания реле в переходи»ж процессах при коммутации обмоток двигателя по сигналам распределителя, когда напряжения U u U существенно

2 отличаются от уставки V, операционный усилитель 47 снабжен конденсатором 51 в обратной связи, который обеспечивает необходимую задержку.

Рассмотрим теперь работу схемы контроля при отказе устройства. Отказы любых элементов, входящих в контур регулирования тока, приводят к нарушению равенства U = U = U.

Вследствие этого появляется результирующий ток на входе операционного усилителя 47, которьп преньппает ток ограничения 1 диодного моста 48.

Это ведет к насыщению операционного усилителя и срабатыванию реле 52, сигнализирующего неисправность устройства. Таким путем обнаруживаются отказы всех основных элементов и узлов устройства управления, в т.ч.. и отказы в цепях, шунтирующих обмотки управления. Так обрывы форсирующих стабилитронов и развязывающих диодов приводят к недопустимым перенапряжениям на основных ключевых элементах и в конечном счете вызывают их отказы, в результате чего напряжения на выходах запоминающих элементов существенно отличаются от напряжения уставки U. При обрыве же шунтирующего ключа и других неисправностях, которые. ведут к размыканию шунтирующего ключа, спад токов обмоток двигателя происходит через форсирующий стабилитрон не только в переходных процессах при коммутации обмоток по сигналам распределителя, но и в процессе регулирования токов в подключенных обмотках. Это вызывает резкое увеличение тепловой мощности, рассеиваемой на соответствующем стабилитроне, и существенное повышение температуры одного из терморезисторов. В результате нарушается баланс токов на входе операционного усилителя 47, разностный ток превьппает пороговый уровень

I, и реле 52 срабатывает, сигнализируя о неиспранности устройства управления.

Аналогичным образом выявляются неисправности, приводящие к зямьи<анию шунтирующих ключей или стабилнтронов, поскольку мощности, рассеи1102005 ваемые в стабилитронах, и соответственно температуры и сопротивления терморезисторов 42, 43 оказываются разными. Лишь на низких частотах коммутации различие температур становится весьма незначительным и подобные неисправности не обнаруживаются. Однакб на низких частотах отказы, которые сводятся к короткому замыканию шунтирующего ключа, не приводят к отказу устройства управления 8 цепом, так как затягивание заднего фронта импульса тока в об5 мотках двигателя влияет лишь на дина" мику привода и практически не проявляется при низких частотах. При увеличении же частоты коммутации такие отказы сразу ае выявляются.

1102005

1102005 4и) шин/

Составитель В.Рубцов

Редактор Т.Кугрышева Техред.Л. Коиюбняк Корректор М.Демчик

Заказ 4780/42 Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР па делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам управления индукторными двигателями, имеющими зубчатый статор

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления реактивным индукторным двигателем

Изобретение относится к электротехнике и может быть использован для формирования тока в фазных обмотках реактивного индукторного двигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводе с индукторным двигателем, в электроподвижном составе постоянного и переменного тока

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления реактивным индукторным двигателем (РИД), имеющим зубчатый статор, на котором расположены одна или несколько фазных обмоток, каждая из которых запитывается однополярными импульсами тока от полумостового инвертора напряжения (ИН), и зубчатый безобмоточный ротор

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроподвижном составе
Наверх