Механизм одностороннего вращения

 

МЕХАНИЗМ ОДНОСТОРОННЕГО ВРАЩЕНИЯ, содержащий ведущий вал с храповым колесом, взаимодействующим с подпружиненной собачкой, установленной щарнирно на поводке, связанном с ведомым валом, и фрикционную муфту, диски которой прижаты один к другому, отличающийся тем, что, с .целью повышения надежности, поводок выполнен в виде щестерен , а фрикционная муфта - из двух дисков с зубчатыми венцами с различным числом зубьев, которые входят в зацепление с поводком, один из дисков закреплен на ведомом валу, а другой установлен на нем свободно. (Л о N оо СХ)

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

PECllYEifIHH

З(59 F 16 D 41 12

OllHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3554756/25-27 (22) 17.02.83 (46) 23.07.84. Бюл. № 27 (72) Н. В. Коровянский и С. Н. Пыжов (53) 621.825.5 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 844848, кл. F 16 D 41/12, 1981.

2. Авторское свидетельство СССР № 270410, кл. F 16 D 41/04, 1970 (прототип), (54) (57) МЕХАНИЗМ ОДНОСТОРОННЕГО ВРАЩЕНИЯ, содержащий ведущий вал с храповым колесом, взаимодействуюÄÄSUÄÄ 1104318 А щим с подпружиненной собачкой, установленной шарнирно на поводке, связанном с ведомым валом, и фрикционную муфту, диски которой прижаты один к другому, отличаюи1ийся тем, что, с,целью повышения надежности, поводок выполнен в виде шестерен, а фрикционная муфта — из дву» дисков с зубчатыми венцами с различным числом зубьев, которые входят в зацепление с поводком, один из дисков закреплен на ведомом валу, а другой установлен на нем свободно.!

104318

Изобретение относится к машиностроению.

Известен механизм одностороннего вращения, содержащий ведуший вал с храповым колесом, взаимодействуюшим с подпружиненной собачкой, установленной шарнирно на поводке и контактирующей с рычажным управляющим устройством (1) .

Однако наличие рычажного управляющего устройства усложняет конструкцию и уменьшает надежность механизма.

Известен механизм одностороннего вращения, содержащий ведущий вал с храповым колесом, взаимодействующим с подпружиненной собачкой, установленной шарнирно на поводке, связанном с ведомым валом, и фрикционную муфту, диски которой прижаты один к другому (2).

В таком механизме фрикционная муфта установлена последовательно с храповой муфтой, что снижает его надежность, так как возможно проскальзывание дисков во фрикционной муфте при передаче вращения.

Цель изобретения — повышение надежности механизма за счет жесткого соединения ведущего и ведомого валов.

Поставленная цель достигается тем, что в механизме одностороннего вращения, содержащем ведущий вал с храповым колесом, взаимодействующим с подпружиненной собачкой, установленной шарнирно на поводке, связанном с ведомым валом, и фрикционную муфту, диски которой прижаты один к другому, поводок выполнен в виде шестерен, а фрикционная муфта — из двух дисков с зубчатыми венцами с различным числом зубьев, которые входят в зацепление с поводком, один из дисков закреплен на ведомом валу, а другой установлен на нем свободно.

На фиг. 1 изображен предлагаемый осевой разрез; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1.

Механизм одностороннего вращения содержит ведущий вал 1, с которым жестко соединено храповое колесо 2. На валу 1 свободно сидит поводок в виде шестерни 3, на которой на оси 4 установлена собачка 5, подпружиненная пружиной 6. На ведомом валу 7 установлена фрикционная муфта, диски 8 и 9 которой имеют зубчатые венцы

10 и 11 с разными числами зубьев и сцеплены с поводком в виде шестерни 3.

Для обеспечения возможности зацепления двух соосных дисков 8 и 9 с разными числами зубьев с одной шестерней 3 зубчатые передачи выполнены с угловой коррекцией. Диск 8 сидит на валу 7 свободно, а диск 9 жестко связан с валом 7.

Между дисками 8 и 9, а также между диском 8 и втулкой 12 установлены фрикционные прокладки 13. Втулка 12 сидит на валу 7 на скользящей шпонке и может перемещаться по валу только в осевом направлении. Пружина 14, опираясь одним концом на упор 15, жестко соединенный с валом 7, воздействуя на втулку 12, прижимает через фрикционные прокладки 13 диск 8 к диску 9, создавая своим усилием момент сил трения между дисками, больше момента, возникающего в храповом соединении при обгоне.

Механизм работает следующим образом.

При вращении ведущего вала 1 в направлении, указанном стрелкой, храповое колесо 2 через собачку 5 вращает поводок 3 в том же направлении. Диски 8 и 9, сцепленные с поводком 3, начинают вращаться вместе с ведомым валом 7. Но так как числа зубьев венцов 10 и 11 дисков 8 и 9 не одинаковы, то они вращаются с разными угловыми скоростями, в результате чего диски 8 и 9 проскальзывают между собой. преодолевая момент сил трения. При обратном ходе храпового колеса 2 собачка 5, прижатая к его зубьям пружиной 6, стремится передать врашение на поводок 3, а следовательно, и на диски 8 и 9 и ведомый вал 7. Но поводок 3 вращаться не будет, так как он, будучи сцепленным с венцами 10 и 11 дисков 8 и 9, не может их провернуть, потому что момент врашения, передаваемый собачкой, недостаточен для того, чтобы преодолеть момент сил трения между дисками 8 и 9. Основное условие работы механизма заключается в том, чтобы при обгоне момент вращения, передаваемый поводку 3 собачкой 5, прижатой пружиной 6 к задним нерабочим поверхностям зубьев храпового колеса 2, был бы всегда недостаточным для преодоления момента сил трения между дисками 8 и 9.

Таким образом, при обратном ходе ведущего вала 1 ведомый вал 7 вращаться не будет, а следовательно, отпадает необходимость выводить из зацепления собачку 5 с храповым колесом 2, при этом не происходит проскальзывания.

Механизм можно выполнить в ином конструктивном исполнении.

Храповое колесо можно жестко установить на поводке 3, а подпружиненную собачку установить на валу 1. Можно поводок 3 выполнить в виде единого блока из двух шестерен, тогда передачи не надо делать коррегированными, но конструкция станет более сложной.

1104318

Редактор А. Шандор

Заказ 5007/26

Составитель Л. Атрушкевнч

Техред И. Верес Корректор И.Муска

Тираж 913 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Механизм одностороннего вращения Механизм одностороннего вращения Механизм одностороннего вращения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных приводах, стартерных устройствах, в стендовом оборудовании и т.д

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционно-импульсных передачах, вариаторах и других устройствах, где необходимо передавать крутящий момент только в одном направлении

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента с одного вала на другой в одном направлении при большой передаваемой мощности

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, требующих автоматического реверсирования ведомого звена в зависимости от направления и скорости вращения ведущего звена, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в импульсных вариаторах для преобразования движения, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение, в частности, в механизмах свободного хода инерционных трансформаторов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в механизмах свободного хода инерционных трансформаторов
Наверх