Устройство для учета выдачи топлива

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ УЧЕТА ВЬЩАЧИ ТОПЛИВА, содержащее топливораздаточную колонку, состоящую из последовательно соединенных насосного агрегата, подключенного к нему счетчика жидкости, выход которого соединен с входом датчика импульсов,. выход которого подключен к входу формирователя импульсов, первьй и второй счетчики, выходные шины которых соединены с соответствующими входными шинами первого и второго дешифраторов, выходные шины которых подключены к соответствукнцим входам первого и второго индикаторов, блок памяти, первые шины которого подключены к выходным шинам второго счетчика , выходные шины блока памяти подключены к входным шикам второго счетчика, третий дешифратор, выход которого подключен к первому входу элемента ИЛИ, выходные шины третьего дешифратора соединены с соответствующими вторыми входными шинами блока памяти, формирователь команд, первый выход которого подключен к второму входу элемента ИЛИ, кодовые шины формирователя команд подключены к соотиетствующим вторым шинам блока памяти, первый блок питания, первый выход которого подключен к клеммам питания формирователя импульсов, дешифраторов , индикаторов, счетчиков, элемента ИЛИ, формирователя команд, второй выход формирователя команд соединен с входом третьего дешифратора и управляющим входом первого блока питания, отличающееся тем, что, с целью повышения (Л надежности, снижения энергопотребления и упрощения устройства, в него введены блок управления записью информации, развязывающий элемент, второй блок питания, выход которого через развязывающий элемент подключен к выходу первого блока питания и .. четвертому входу блока памяти третий выход формирователя команд соединен с первым входом блока i сд управления записью информации, выход формирователя импульсов подклюvi чен к первым входам первого и второго счетчиков и к второму входу блока управления записью информации, первый выход третьего дешифратора подключен к второму входу первого счетчика и к входу насосного агрегата, четвертый выход формирователя команд подключен к второму входу второго счетчика, выход элемента ИЛИ соединен с третьик входом блока управления записью, первый и второй выходы блока управления записью информации подключены

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (l9) (И) зсю G08 С 19/28 Ъ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3480021/18-24 (22) 09.08.82 (46) 23.07.84. Бюл. У 27 (72) О.P. Дычковский, В.И. Босацкий, Е.Я. Фрайберг, А.В. Ленский и М.Л. Ко:,ловский (71) Ивано-Франковское специальное конструкторское бюро средств автоматизации (53) 621. 398 (088.8) (56) 1. Ремонт и техническое обслуживаниее машино-трактор ного парка .

Реферативный сборник ЦНИИТЭН. N.

1975, 9 4, с. 16. с

2. Авторское свидетельство СССР

Р 758214, кл. В 60 S 5/02, 1978 (прототип). (54)(57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ УЧЕТА

ВЬЩАЧИ ТОПЛИВА, содержащее топливораздаточную колонку, состоящую из последовательно соединенных насосного агрегата, подключенного к нему счетчика жидкости, выход которого соединен с входом датчика импульсов, выход которого подключен к входу формирователя импульсов, первый и второй счетчики, выходные шины которых соединены с соответствующими входными шинами первого и второго дешифраторов, выходные шины которых подключены к соответствующим входам первого и второго индикаторов, блок памяти, первые шины которого подключены к выходным шинам второго счетчика, выходные шины блока памяти подключены к входным шикам второго счетчика, третий дешифратор, выход которого подключен к первому входу элемента ИЛИ, выходные шины третьего дешифратора соединены с соответствующими вторыми входными шинами блока памяти, формирователь команд, первый выход которого подключен к второму входу элемента ИЛИ, кодовые шины формирователя команд подключены к соответствующим вторым шинам блока памяти, первый блок питания, первый выход которого подключен к клеммам питания формирователя импульсов, дешифраторов, индикаторов, счетчиков, элемента ИЛИ, формирователя команд, второй выход формирователя команд соединен с входом третьего дешифратора и управляющим входом первого а блока питания, о т л и ч а ю щ е- Е е с я тем, что, с целью повышения надежности, снижения энергопотребления и упрощения устройства, в него введены блок управления записью информации, развязывающий элемент, Я второй блок питания, выход которого через развязывающий элемент подключен к выходу первого блока питания и .. четвертому входу блока памяти, третий выход формирователя команд соединен с первым входом блока управления записью информации, выход формирователя импульсов подключен к первым входам первого и второго счетчиков и к второму входу блока управления записью информации, первый выход третьего дешифратора подключен к второму входу первого счетчика и ф к входу насосного агрегата, четвертый выход формирователя команд подключен к второму входу второго счетчика, выход элемента ИЛИ соединен с третьи входом блока управления записью, первый и второй выходы блока управления записью информации подключены

1104570

15 соответственно к первым управляющим входам второго счетчика и блока паЪ мяти .

2. Устройство по п.1, о т л ич а ю ш е е с я тем, что блок управления записью информации содержит элементы ИЛИ, инвертор, -.риггер, резистор, конденсатор, выход первого элемента ИЛИ подключен к входу инвертора и через резистор к первому выводу конденсатора, второй вывод которого соединен с клеммой нулевого потенциала и первым входом тригИзобретение относится к техническому обслуживанию машин и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для заправки топливом машин, в частности в сельском хозяйстве при заправке тракторов.

Известна топлнвораздаточная установка, содержащая топливораздаточную колонку, блок управления, счетчики 1, блок памяти, предназначенная для заправки тракторов дизельным топливом методом самообслуживания с автоматическим учетом количества выданного топлива по каждой машине в отдельности (1) .

Наличие отдельных счетных устройств для каждой машины определяет низкий коэффициент использования элементов кащцого канала, громоздкость устройства в целом, высокую энергоемкость и стоимость. При этом ограничено количество обслуживаемых машин.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для учета выдачи топлива, содержащее топливораздаточную колонку, состоящую из последовательно соединенных насосного агрегата,подключенного к нему счетчика жидкости, выход которого соединен с входом датчика импульсов, выход которого подключен к входу формирователя импульсов, первый и второй счетчики, выходные шины которых соединены

2S

35 гера, выход инвертора соединен с вторым входом триггера, выход которого подключен к первому входу второго элемента ИЛИ, второй вход которого является первым входом блока управления записью информации, первый и второй входы первого элемента ИЛИ являются соответственно вторым и третьим входами блока управления записью информации, первый вывод конденсатора и выход второго элемента ИЛИ являются соответственно первым и вторым входами блока управления записью информации. с соответствующими входными шинами первого и второго дешифраторов, выходные шины которых подключены к соответствующим входам первого и второго индикаторов, блок памяти; первые шины которого подключены к выходным шинам второго счетчика, выходные шины блока памяти подключены к входным шинам второго счетчика, третий дешифратор, выход которого подключен к первому входу элемента ИЛИ, выходные шины третьего дешифратора соединены с соответствующими вторыми входными шинами блока памяти, формирователь команд, первый выход которого подключен к второму входу элемента ИЛИ, кодовые шины формирователя команд подключены к соответствующим вторым шинам блока памяти, первый блок питания, первый выход которого подключен к клеммам питания формирователя импульсов, дешифраторов, индикаторов, счетчиков, элемента ИЛИ, формирователя команд, второй выход формирователя команд соединен с входом третьего дешифратора и управляющим входом первого блока питания, а также второй блок памяти, третий счетчик, дешифратор и индикатор, блок сравнения (2) .

В известном устройстве информация о текущей заправке накапливается в счетчике и по сигналу с конца заправки переписывается в память.

При этом в случае пропадания пита1104570

55 ния в период заправки информация, находящаяся в счетчике, теряется, что снижает надежность устройства.

Перевод всего устройства на автономное аккумуляторное питание при исчезновении сетевого питания осуществить технически сложно из-за относительно большого потребления . устройством электроэнергии. Кроме того, органиэация обменом информацией устройства с блоками памяти в последовательном коде ведет к дополнительным айпаратурным затратам, что приводит к завышенной стоимости устройства для учета выдачи топлива.

Цель изобретения — повышение надежности устройства для учета выдачи топлива, снижение энергопотребления и упрощение.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее топливораздаточную колонку, состоящую из последовательно соединенных насосного агрегата, подключенного к нему счетчика жидкости, выход которого соединен с входом датчика импульсов, выход которого подключен к входу формирователя импульсов, первый и второй счетчики, выходные шины которых соединены с соответствующими входными шинами первого и второго дешифраторов, выходные шины которых подключены к соответствующим входам первого и второго индикаторов, блок памяти, первые шины которого подключены к выходным шинам второго счетчика, выходные шины блока памяти подключены к входным шинам второго счетчика, третий дешифратор, выход которого подключен к первому входу элемента ИЛИ, выходные шины третьего дешифратора соединены с соответствующими вторыми входными шинами блока памяти, формирователь команд, первый выход которого подключен к второму входу элемента ИЛИ, кодовые шины формирователя команд подключены к соответствующим вторым шинам блока памяти, первый блок питания, первый выход которого подключен к клеммам питания формирователя импульсов, дешифраторов, индикаторов, счетчиков, элемента ИЛИ, формирователя команд, второй выход формирователя команд соединен с входом третьего дешифратора и управляющим. входом первого блока питания, дополнительно введены блок управления записью информа10

45 ции, развязывающий элемент, второй блок питания, выход которого через развязывающий элемент подключен к выходу первого блока пг зння и к четвертому входу блока памяти,третий выход формирователя команд соединен с первым входом блока управления записью информации, выход формирователя импульсов подключен к первым входам первого и второго счетчиков и к второму входу блока управления записью информации, первый выход третьего дешифратора подключен к второму входу первого счетчика и к входу насосного агрегата, четвертый выход формирователя команд подключен к. второму входу второго счетчика, выход элемента ИЛИ соединен с третьим входом блока управления записью информации, первый и второй выходы блока управления записью информации подключены соответственно к первым управляющим входам второго счетчика и блока памяти.

Блок управления записью информации содержит элементы ИЛИ, инвертор, триггер, резистор, конденсатор, выход первого элемента ИЛИ подключен к входу инвертора и через резистор к первому выводу конденсатора, второй вывод которого соединен с клеммой нулевого потенциала и первым входом триггера, выход инвертора соединен с вторым входом триггера, выход которого подключен к первому входу второго элемента ИЛИ, второй вход которого является первым входом блока управления записью информации, первый и второй входы первого элемента ИЛИ являются соответственно вторым и третьим входами блока управления записью информации, первый вывод конденсатора и выход второго элемента ИЛИ являются соответственно первым и вторым входами блока управления записью информации.

На фиг.1 изображено предлагаемое устройство, на фиг.2 — схема блока управления 9, на фиг. 3 — временная диаграмма его работы.

Устройство состоит из топливораздаточной колонки 1, формирователя

2 импульсов, первого 3 и второго 4 счетчиков, первого 5и второго 6 дешифраторов,первого 7 и второго 8 индикаторов, блока 9 управления записью информации, блока 10 памяти, элемента ИЛИ 11, »04570

5.

20

30

45

50 с т- третьего дешифратора 12, формирователя 13 команд первого блока 14 пиI тания, второго блока 15 питания, и раэвязывающего элемента 16.

Топливораздаточная колонка 1 состо т иэ насосного агрегата 17, счетчика 18 жидкости и датчика 19 импульс ов .

Блок 9 управления состоит из первого элемента ИЛИ 20, резистора

21, конденсатора 22, инвертора 23, триггера 24 и второго элемента ИЛИ 2

Устройство работает следующим образом.

В нерабочем состоянии напряжение с первого блока 14 питания подается на блок 10. Остальные элементы устройства обесточены.

Водитель перед заправкой вставляет свой индивидуальньп кодовый ключ в третий дешифратор 12, при этом напряжение подается на второй выход первого блока 14 питания и поступает на все элементы устройства. Одновременно на кодовых шинах устанавливается соответствующий параллельный персональньп4 код, поступающий в блок 10.

Одновременно на выходе третьего дешифратора 12 устанавливается сигнал, который, проходя через элемент ИЛИ 11,поступает на вход блока

9, где из него формируются два сигнала: "Чтение" и Запись", первый из которых поступает на управляющий вход блока 10, после чего данные, находящиеся в блоке 10 по указанному адресу, поступают на вход счетчика

4, а второй с задержкой поступает на управляющий вход счетчика 4, после чего данные записываются в счетчик 4 и через дешифратор 6 подаются на индикатор 8. На индикаторе 8 устанавли вается информация о количестве взятого данным водителем топлива за предыдущее время. Тот же сигнал с выхода третьего дешифратора 12 посту пает на вход сброса счетчика 3 и на топливораздаточную колонку 1, разрешая включение двигателя насоса.

Без этого сигнала включить топливораздаточную колонку невозможно.

Ф

Водитель вставляет раздаточньп кран в заправляемую емкость и включает колонку. При этом включается да чик импульсов топливораздаточной колонки и импульсы с его выхода через формирователь 2 поступают на с:четные входы счетчиков 3 и 4, а также на вход блока 9. Данные о текущем расходе со счетчиков 3 череэ дешифратор 5 поступают на индикатор

7. Аналогично, данные о суммарном расходе отображаются на индикаторе

8. Кроме того, данные с выходной.магистрали счетчика 4 подаются на вход блока 10 и с приходом сигнала "Запись", который формируется блоком 9 с задержкой по каждому импульсу с датчика импульсов и подается на управляющий вход блока 10, переписываются по адресу, установленному на адресной магистрали. Таким образом, в процессе заправки наряду с изменением содержимого счетчика 4 происходит непрерывное изменение содержимого ячеек блока !О по заданному адресу.

Когда значение на индикаторе 7 установится равным требуемому, водитель включает колонку, при этом в блоке

10 сохранится новое значение суммарного расхода топлива, данного водителем. Развязывающий элемент

16 представляет собой диод, соединенньп анодом с выходом второго . блока 15 питания, а катодом — с первым выходом первого блока 14 питания и входом блока 10. В нормальном режиме работы напряжение на выходе первого блока 14 питания несколько вьппе, чем направление на выходе второго блока 15 питания.

Поэтому диод заперт и питание блока

10 производится от блока 14 питания.

При внезапном исчезновении сетевого напряжения диод открывается и блок

10 запитывается от второго блока 15 питания.

Обмен данными с блока 10 организован по магистральному принципу в параллельном коде, что позволяет. снизить температурные затраты за счет отсутствия сдвиговых регистров.

Доступ к содержимому блока 10 осуществляется при помощи формирователя 13 команд. При необходимости снять показания о расходе топлива любым из водителей на кодовые плиты с формирователем 13 команд устанавливается требуемый адрес. После этого на блоке 9 через элемент ИЛИ

11 подается сигнал, из которого формируется сигнал "Чтение" на блок 10 и сигнал "Запись", поступающий с задержкой на счетчик 4, после чего требуемая информация отображается на индикаторе 8. Для обнуления ячеек памяти блока 1О по требуемому адресу необходимо подать сигнал

"Сброс" на счетчик 4, при этом он обнулится и нули с его выходной магистрали поступают на входную магистраль данных блока 10. После этого по сигналу "Установка в "0" с формирователя 13 команд на блок 9 управления последний формирует сигнал

"Запись" на блок 1О и обнуляют-. ся ячейки памяти по адресу, установленному на адресной магистрали.

Доступ к формирователю 13 команд должен быть строго ограничен. Блок

10 собран на микросхемах микромощной серии, потребляемый ток блоком памяти, позволяющий обслуживать

250 водителей до 10 тонн топлива на каждого, составляет не более

4 миллиампер, что дает возможность использовать малогабаритные аккумуляторные батареи в качестве резервного автономного питания.

Блок 9 работает следующим образом.

Импульсы с выхода формирователя 2 через элемент ИЛИ 20 (фиг.3й) поступают на интегрирующую RC-цепочку, собранную на резисторе 21 и конденсаторе 22. Одновременно.каждый импульс с выхода элемента ИЛИ 20 через инвертор 23 устанавливает триггер 24 в единичное состояние

04570 8 (фиг. Зв) . При этом по переднему фронту полученного на выходе триггера 24 сигнала (фиг.3г) производится чтение из блока 10 по адресу, уста5 новленному на кодовой шине. Содержащаяся в соответствующей ячейке памяL. ти информация поступает на вход счетчика 4. Задержанный импульс на выходе интегрирующей RC-цепочки посту-!

О пает на вход счетчика 4 (фиг.36) и по его переднему фронту производится запись содержимого заданной ячейки блока 10 в. счетчик 4 . По заднему фронту импульса, поступающе- го с формирователя 2 на счетный вход счетчика 4, содержимое последнего увеличивается на "!". По заднему фронту задержанного импульса на выходе RC-цепочки сбрасывается в "0" рб триггер 24 (фиг.3г), при этом по полученному заднему фронту сигнала на выходе триггера 24 производится за пись в блок 10 нового содержимого счетчика 4. По импульсу, подаваемому с выхода элемента ИЛИ 11, блок 9 работает аналогично. Импульс "Чтение", "Запись" подается на блок 10 через элемент ИЛИ 25.

Большое количество каналов обслуживания дает возможность создать резерв, которым можно воспользоваться, например, при утере или порче одним .из водителей кодового ключа. При этом ему может быть выделен новый

35 канал и новый. ключ.

1104570

ВНИИПИ Заказ 5313/38 Тнрвх 569 Подлмсное

Филнал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная,4

Устройство для учета выдачи топлива Устройство для учета выдачи топлива Устройство для учета выдачи топлива Устройство для учета выдачи топлива Устройство для учета выдачи топлива Устройство для учета выдачи топлива Устройство для учета выдачи топлива 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к информационно-измерительной технике и может быть использовано в адаптивно-адресных телеметрических системах

Изобретение относится к области телемеханики и может быть использовано в частотно-временных системах телемеханики с совмещенными каналами телемеханики и дистанционного электропитания

Изобретение относится к области телемеханики и может быть использовано в системах передачи данных для работы во взрывоопасных средах

Изобретение относится к телеметрии, технике связи и может быть использована в системах передачи по каналам связи и позволяет повысить достоверность передачи информации без введения структурной избыточности в передаваемые сообщения, обнаруживать возникающие при передаче как одиночные, так и кратные ошибки, повысить скорость передачи информации

Изобретение относится к информационно-измерительной технике для передачи информации из забоя при бурении нефтяных или газовых скважин и при их освоении

Изобретение относится к информационно-измерительной технике, в частности к забойным телеметрическим системам с беспроводными каналами связи

Изобретение относится к информационно-управляющим комплексам, в которых устройства периферийных контролируемых пунктов рассредоточены относительно общей для них центральной приемопередающей станции (ЦППС) и соединяются с ней общей линией связи магистральной структуры

Изобретение относится к информационнно-управляющим комплексам

Изобретение относится к цифровым системам передачи телеизмерительной информации
Наверх