Тренажер планериста

 

ТРЕНАЖЕР ПЛАНЕРИСТА, содержащий подъемную стрелу, шарнирно связанную с вертикальной мачтой и с объектом тренировки, последовательно включенные пульт управления приводами и первый двигатель, кинематически связанный через ходовой винт с направляющей балкой, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены кинематически связанные второй двигатель и винтовой раскос, а также аутриггер и страховочная растяжка, одними концами связанные с винтовым раскосом, а другими концами - жестко связанные с соответствующими участками подъемной стрелы, шарнирно связанной с направляющей балкой , вход второго электродвигателя соединен с вторым выходом пульта управления приводами.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН з(1) G 09 В 9/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ Мал!Ь .

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3588843/18-24 (22) 04.05.83 (46) 30.07.84. Бюл. № 28 (72) С. Л. Приалгаускас и А. P. Мажонас (71) Каунасский политехнический институт им. Антанаса Снечкуса (53) 681.3.071 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 105413, кп. G 09 В 9/08, 1956.

2. Авторское свидетельство СССР № 201130, кл. G 09 В 9/08, 1966 (прототип). (54) (57) ТРЕНАЖЕР ПЛАНЕРИСТА, содержащий подъемную стрелу, шарнирно связанную с вертикальной мачтой и с объек„„SU„, 1105932 A том тренировки, последовательно включенные пульт управления приводами и первый двигатель, кинематически связанный через ходовой винт с направляющей балкой, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены кинематически связанные второй двигатель и винтовой раскос, а также аутриггер и страховочная растяжка, одними концами связанные с винтовым раскосом, а другими концами — жестко связанные с соответствующими участками подъемной стрелы, шарнирно связанной с направляющей балкой, вход второго электродвигателя соединен с вторым выходом пульта управления приводами.

1105932

Изобретение относится к тренировочным устройствам, в частности для наземного обучения дельтапланеристов, и может быть использовано пилотами для обработки летных навыков управления легкими планерами

Известно устройство для наземного обучения планеристов, содержащее стрелу, шар нирно соединенную со стойкой. На одном конце стрелы установлен постоянный противовес, а на другом — рама, к которой крепится тренировочный планер (1).

Известен авиационный тренажер, содержащий основание, к которому прикреплена рама с противовесами. На раме закреплена стрела, на одном конце которой размещен объект исследований, на втором смонтированы подвижные грузы, перемещаемые в заданное с пульта управления положение по направляющей балке электродвигателем (2).

Недостатком тренажера является то, что центр тяжести грузов противовесов перемещается только по оси стрелы, что создает однообразный характер изменения крутящего момента стрелы при ее повороте.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера путем создания разнообразного характера изменения крутящего момента стрелы.

Поставленная цель достигается тем, что в тренажер планериста, содержащий подьемную стрелу, шарнирно связанную с вертикальной мачтой и с объектом тренировки, последовательно включенные пульт управления приводами и первый двигатель, кинематически связанный через ходовой винт с направляющей балкой, введены кинематически связанные второй двигатель и винтовой раскос, а также аутриггер и страховочная растяжка, одними концами связанные с винтовым раскосом, а другими концами— жестко связанные с соответствующими участками подъемной стрелы, шарнирно связанной с направляющей балкой, вход второго электродвигателя соединен с вторым выходом пульта управления приводами.

На фиг. 1 изображена функциональная схема тренажера; на фиг. 2 — кинематическая схема; на фиг. 3 — характеристики крутящих моментов, действующих на подъемную стрелу.

Тренажер планериста содержит (фиг. 1) вертикальную мачту 1, подъемную стрелу 2, направляющую балку 3, противовес 4, закрепленный подвижно на направляющей балке 3, аутриггер 5, жестко соединенный с подъемной стрелой 2 у ее основания, винтовой раскос 6 с электродвигателем 7, образующие кинематический блок, одним концом шарнирно прикрепленный к концу направляющей балки 3, а другим — к вершине аутриггера- 5, страховочно канатную растяжку 8, оттянутую на концевую часть подьемной стрелы 2, электродвигатель 9 с ходовым винтом 10 для перемещения противовеса 4, отдельные шарниры с одним, двумя и тремя степенями свободы — соответственно 11 — «, пульт 14 для управления электродвигателями винтового раскоса и противовеса, объект тренировки 15.

Тренажер планериста работает следующим образом.

Разделим обе стороны уравнения (1) на величину P> L и обозначим

Рд 1. = Mo = Mo,.

Рпр

Р,х — = cosa — Мо cos (а(+М )

Ио

На фиг. 3 представлены графики суммарного крутящего момента М/М в зависимости от угла сх положения стрелы при.некото40 рых характерных значениях Мо и углах кривая 16 — Мо = 0,5 иЪ = О; кривая 17—

Mo = 1; У = 30, кривая 18 — М вЂ” — 1; Р= -30, кривая 19 — М вЂ” — 0,5, Ъ = 30, кривая 20 — Мо = 0,5,3 = -30 ; кривая 21—

45 Mo = 1,5, Y.= =.30; кривая 22 — Mo = 1,5, t -30 .

Как видно из графиков, при 4 = О (кривая 10 суммарный момент представляет собой отрезок косинусойды, где максимум достигается только при х = О, а минимум при

,= 90 . При разных положениях противовеса косинусойды отличаются только амплитудой и знаком. Поднимая или опуская центр тяжести противовеса выше или ниже оси подье мной стрелы, существенно меняется характер суммарного крутящего момента относительно момента при 4 = О; можно достичь максимального значения крутящего момента при заданном угле W (кривая 19), На трехосном шарнире 13 крепится объект 15 тренировки, например дельтаплан с

10 пилотом. Из пульта 14 управления задается такое положение противовеса 4, при котором стрела 2 с направляющей балкой 3 находилась бы в сбалансированном состоянии.

Угловым и линейным положениями противовеса 4 задается необходимый характер результирующего крутящего стрелу 2 момента.

На кинематической схеме тренажера (фиг. 2) показаны действующие силы на стрелу 2 и балку 3. Эти силы создают крутящие моменты разных знаков. Суммарный крутящий

20 момент выразим соотношением

М = РлАсоз с — Р,Р1cos(a+g), где J4 — суммарный крутящий стрелу 2 момент;

Рд — вес дельтаплана и пилота; сг, — плечо стрелы 2;

Р„1, — вес противовеса 4; — плечо противовеса;

4 — угол между горизонталью и стрелы и линией, проходящей через ось вращения стрелы и центр тя30 жест и А п роти в овеса 4.

1105932 м(и, ОР

-o,z фиг,з

Составитель А. Карлов

Техред И. Верес Корректор С. Черни

Тираж 447 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Реда кто р Т. Веселов а

Заказ 5123/40 или сбалансировать систему в заданном угле о (кривая 18, 20, 21 в точках пересечения оси сг), или задать требуемый характер изменения суммарного крутящего момента.

Практически винтовой раскос 6 должен дать возможность изменять угол сгиба в пределах (-30) — (+30) . При размахе крыла дельтаплана около 10 м оптимальная длина подъемной стрелы 8 м, а направляющей балки 2 — 2,5 м.

По сравнению с базовым тренажером, имеющим стабильное положение центра тяжести противовеса относительно подъемной стрелы, предлагаемый тренажер имеет возможность во время тренировки менять положение противовеса в направлении стрелы и в вертикальной плоскости. Это позволяет тренеру задать желаемый характер крутящего момента стрелы (фиг. 3) и наиболее эффективно имитировать реальные условия полета, т.е. динамику воздушной среды и различные приемы пилотирования на конкретном дельта пл а не.

Отклонение центра тяжести противовеса от оси стрелы в вертикальной плоскости по проведенным расчетам и данным опытной проверки позволяет создать широкий диапазон режимов тренировки. Кроме того, на предлагаемом тренажере можно провести испытания дельтапланов любого класса, определить их аэродинамические параметры, обеспечивая полную безопасность.

Тренажер планериста Тренажер планериста Тренажер планериста 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах

Изобретение относится к области авиационного тренажеростроения, устройств вычислительной техники и предназначено для тренировки экипажей, решения задач научно-технических разработок

Изобретение относится к области автоматического регулирования, а конкретно к системам управления многостепенными динамическими стендами, содержащими в своем составе несколько следящих систем, каждая из которых управляет одним исполнительным механизмом, например исполнительными силовыми гидроцилиндрами, управляющими единой нагрузкой шестистепенного динамического стенда-тренажера авиационной техники, работающего в комплексе полунатурного моделирования условий полета при тренировках и обучении экипажей самолетов

Изобретение относится к области тренажеростроения и может быть использовано при создании тренажеров различных транспортных средств

Изобретение относится к авиационным тренажерам

Изобретение относится к комплексным испытательным устройствам

Изобретение относится к области авиационных тренажеров и вычислительной техники и предназначено для обработки полетной информации бортовых регистраторов с целью контроля выхода параметров полета за летно-эксплуатационные ограничения, контроля действий экипажа во время наземной тренировки или полета, установления причин летных происшествий, а также обработки параметрической информации дли контроля состояния систем тренажера или летательного аппарата (ЛА) и расчета выработки ресурса ЛА, исходя из реальной наработки и с учетом условий эксплуатации
Наверх