Устройство фиксации перегрузки электропередачи

 

УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ ПЕРЕГРУЗКИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ, содержащее блок формирования вектора напряжения в выделенной точке отправной части энергосистемы, блок формирования вектора напряжения в выделенной точке приемной части энергосистемы, блок приема вектора напряжения отправной части энергосистемы, блок приема вектора напряжения приемной части энергосистемы, телемеханический канал между блоком формирования вектора напряжения в выделенной точке отправной части энергосистемы и блоком приема вектора напряжения отправной части энергосистемы, телемеханический канал межлу блоком формирования вектора напряжения в выделенной точке приемной части энергосистемы If блоком приема вектора напряжения приемной части -нергосистемы , блок фиксации динамической перегрузки по факту изменения угла между векторами напряжения в выделенных точках отправной и приемной частей энергосистемы и его скольжения, каналы аварийной информации для передачи управляющих воздействий на ограничение мощности нагрузки и генераторов , причем выходы блока приема вектора напряжения отправной части энергосистемы и блока приема вектора напряжения приемной части энергосистемы присоединены к входам блока фиксации динамической перегрузки , отличающееся тем, что, с целью повышения селективности вьтолнения управляющих воздействий (Л в виде ограничения мощности нагрузки в приемной части энергосистемы при аварийном дефиците в приемной части энергосистемы или в виде ограничения мощности генераторов в отправной части энергосистемы при аварийном избытке в отправной части энергосистемы , оно снабжено блоком формирования вектора напряжения эталонной частоты, блоком фиксации модуля сколь00 жения угла между вектором напряжения Ci отправной части энергосистемы и век00 тором напряжения эталонной частоты, блоком фиксации модуля скольжения угла между вектором напряжения приемной части энергосистемы и вектором напряжения эталонной частоты, блоком сравнения модулей, скольжения, четырьмяэлементами И, причем выход блока приема вектора напряжения отправной части энергосистемы и выход блока формирования вектора напряжения эталонной частоты подключены к пходам блока фиксации модуля скольжения угла между

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

69) (!!) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

IlG ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2I) 3508675/24-07 (22) 05. 11. 82 (46) 15. 09. 84. Бюл. ¹34 (72) Т.В.Колонский (71) Киевский отдел комплексного проектирования Украинского отделения Ордера Октябрьской Революции всесоюзного государственного проектноизыскательского и научно-исследовательского института энергетических систем и электрических сетей "Энергосетьпроект" (53) 621.316.728(088.8) .(56) 1. Иофьев Б.И. Автоматическое аварийное управление мощностью энерго-, систем. M. "Энергия", 1974, с.74-82.

2. Там же, с.74-82.

3. Там же, с.74-82.

4. Там же, с.114,206-214. (54)(57) УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ ПЕРЕГРУЗКИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ, содержащее блок формирования вектора напряжения в выделенной точке отправной части энергосистемы, блок формирования вектора напряжения в выделенной точке приемной части энергосистемы, блок приема вектора напряжения отправной части энергосистемы, блок приема вектора напряжения приемной части энергосистемы, телемеханический канал между блоком формирования вектора напряжения в выделенной точке отправной части энергосистемы и блоком приема вектора напряжения отправной части энергосистемы, телемеханический канал между блоком формирования вектора напряжения в выделенной точке приемной части энергосистемы и блоком приема вектора напряжения прис»н.ой части -1нергосистемы, блок фиксации динамической перегрузки по факту изменения угла между векторами напряжения в выделенных точках отправной и приемной частей энергосистемы и его скольжения, каналы аварийной информации для передачи управляющих воздействий на ограничение мощности нагрузки и генераторов, причем выходы блока приема вектора напряжения отправной части энергосистемы и блока приема вектора напряжения приемной части энергосистемы присоединены к входам блока фиксации динамической перегрузки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения селективносО ти выполнения управляющих воздействий в виде ограничения мощности нагрузки в приемной части энергосистемы при аварийном дефиците в приемной части энергосистемы или в виде огра- Я ничения мощности генераторов в отправной части энергосистемы при аварийном избытке в отправной части энергосистемы, оно снабжено блоком формирования вектора напряжения эталонной частоты, блоком фиксации модуля скольжения угла между вектором напряжения отправной части энергосистемы и вектором напряжения эталонной частоты> блоком фиксации модуля скольжения угла между вектором напряжения приемной части энергосистемы и вектором напряжения эталонной частоты, блоком сравнения модулей скольжения, четырьмя. элементами И, причем выход блока приема вектора напряжения отправной части энергосистемы и выход блока формирования вектора напряжения эталонной частоты подключены к входам блока фиксации модуля скольжения угла между

1113868 этим векторами напряжения, а выход блока приема вектора напряжения приемной части энергосистемы и выход блока формирования вектора напряжения эталонной частоты подключены к входам блока фиксации модуля скольжения угла между этими векторами напряжения, выходы блоков фиксации модулей скольжения подключены к входам блока сравнения модулей скольжения, а первый выход блока сравнения соединен с первыми входами первого и второго. элементов И, вторые входы которых соединены с соответствующими первым и вторым выходами блока фиксации динамической перегрузки, а второй выход блока сравнения соедиИзобретение относится к энергетике, а именно к противоаварийной автоматике энергосистем.

Как известно, динамическая перегрузка линий межсистемной связи 5

220-330-500-750 кВ, связывающих две энергосистемы (объединения), отправную и приемную,.может иметь место в результате аварийного дефицита в приемной энергосистеме или аварийного избытка в отправной энергосистеме.

На современных линиях межсистемной связи необходимо различать динамическую перегрузку при аварийном дефиците и при аварийном избытке. В частности, 1 по условию сохранения устойчивости в установившемся послеаварийном режиме при аварийном избытке в отправной энергосистеме (С т ) требуется огра" ничение активной мощности генераторов (ОГ) в C ., а при аварийном дефиците в приемной энергосистеме (С„, требуется ограничение активной мощности нагрузки.(ОН) в С „ . Противоположные воздействия (прй избытке в С ОН в С Р, при дефиците в С РОГ в Сот) недопустимы, так как способст- вуют дополнительному увеличению небаланса активной мощности и нарушению устойчивости в установившемся после- З0 аварийном режиме.

Известны устройства, основанные на измерении предшествующей мощности нен с первыми входами третьего и четвертого элементов И вторые входы ко1

t торых соединены с соответствующими третьим и четвертым выходами блока фиксации динамической перегрузки, выходы первого и второго элементов

И соединены с каналом аварийной информации для передачи управляющих воздействий на ограничение мощности нагрузки в приемной части энергосистемы, а выходы третьего и чет- вертого элементов И соединены с каналом аварийной информации для передачи управляющих воздействий на ограничение мощности генераторов в отправной части энер.rосистемы, в тех элементах сети, отключение которых приводит к аварийному избытку или дефициту, и фиксации факта отключения этих элементов (1) .

Однако при использовании этих устройств требуется информация об отключении таких элементов, как генераторы и узлы нагрузки.

Известны устройства, основанные на фиксации сброса мощности непосредственно в момент повреждения при отключении элементов сети, приводящем к аварийному избытку или дефициту P2g.

Недостаток известных устройств заключается в том, что сброс мощности должен быть измерен именно при отключении элементов сети, а не при предшествующем этому к.з. или при качаниях.

Известны устройства, основанные на фиксации наброса активной мощности на остающиеся генераторы приемной энергосистемы при отключении там части генераторов (аварийный дефицит) или сброса активной мощности генераторов отправной. системы при отключении там части нагрузки (аварийный избыток), или наброса передаваемой активной мощности в обоих этих случаях f3) .

Однако последнее не позволяет отличить аварийный дефицит от ава68

3 11 I38 рийного избытка. Кроме того, нужно знать распределение общего наброса между контролируемыми и неконтроли- ° руемыми генераторами.

Для реализации указанных способов с целью различия дефицитов от. избытков в сложной сети, особенно с линиями "слабой" межсистемной связи, требуется большой объем телеинформации.

Из-за затруднений в различии ава- 1О рийного дефицита в приемной системе от аварийного избытка в отправной системе, при которык перегрузка линий связи, сопровождаемая увеличением взаимного угла и активной мощности, имеет идентичный качественный и даже количественный характер, отсутствует возможность правильного выбора направления (в приемной или отправной системе) и вида управляющего воздей- у0 ствия (ОГ или ОН) для сохранения устойчивости при фиксации динамичесI кой перегрузки даже наиболее совершенными устройствами, фиксирующими .взаимный угол 3 и его скольжение.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство, содержащее блок формирования вектора напряжения в выделенной точке отправной час-З0 ти энергосистемы, блок формирования вектора напряжения в выделенной .точке приемной части энергосистемы, блок приема вектора напряжения отправной части энергосистемы, блок 35 приема вектора напряжения приемной части энергосистемы, телемеханический канал между блоком формирования вектора напряжения отправной части энергосистемы и блоком приема вектора 40 напряжения отправной части энергосистемы, телемеханический канал между блоком формирования вектора напряжения приемной части энергосистемы и блоком приема вектора напряжения 45 приемной части энергосистемы, блок фиксации динамической перегрузки по факту изменения угла между векторами напряжения в выделенных точках отправной и приемной частей энерго- 0 системы и его скольжения, каналы аварийной информации для пер"дачи управляющих воздействий на ограничение мощности нагрузки, причем выходы блока приема вектора .напряжения отправной части энергос.. стемы и блока приема вектора напряжения приемной части энергосистемы присоединены к входам блока фиксации динамической перегрузки )4j .

Однако при фиксации динамической перегрузки в результате аварийного избытка в отправной части энергосистемы и выполнении от такого устройства управляющего воздействия на ОН в приемной части энергосистемы увеличивается результирующий небаланс (избыток) активной мощности и излишне ограничивается нагрузка, что создает прямой экономический ущерб, в то время как при укаэанном избытке необходимо выполнять ОГ в отправной части энергосистемы. При фиксации динамической перегрузки в результате аварийного дефицита в приемной части энергосистемы и выполнении от такого устройства управляющего воздействия на ОГ в отправной части энергосистемы увеличивается результирующий небаланс (дефицит) активной мощности во всей энергосистеме, что создает опасность нарушения устойчивости по другим линиям связи в послеаварийном режиме под действием регуляторов скорости турбин.

Цель изобретения — повышение селективности выполнения управляющих воздействий в виде ограничения мощности нагрузки в приемной части энергосистемы при аварийном дефиците в приемной части энергосистемы или в виде ограничения мощности генераторов в отправной части энергосистемы при аварийном избытке в отправной части энергосистемы.

Поставленная цель достигается тем, что устройство фиксации перегруз. ки электропередачи, содержащее блок формирования вектора напряжения в выделенной точке отправной части энергосистемы, блок формирования вектора напряжения в выделенной точке приемной части энергосистемы, блок приема вектора напряжения отправной части энергосистемы, блок приема вектора напряжения приемной части энергосистемы, телемеханический канал между блоком формирования вектора напряжения в выдcJtcHIIott точке отправной части энергосистемы и блоком приема вектора напряжения отправной части энергосистемы, телемеканический канал между с>локом Aopt tttponatftt вектора напряжения н выделс иной точке приемной части энергоспс.тсмы и блоком приема вектор» Ifttпряжс ния It/>ttf и1,113868 ной части энергосистемы, блок фик" сации динамической перегрузки по факту изменения угла между векторами напряжения в вьделенных точках отправной и приемной частей энергосистемы и era скольжения, каналы аварийной информации для передачи управляющих. воздействий на ограничение мощности нагрузки и генераторов, причем выходы блока приема вектора 10 напряжения отправной части энергосистемы и блока приема вектора напряжения приемной части энергосистемы присоединены к входам блока фиксации динамической перегрузки, снабжено 15 блоком формирования вектора напряжения эталонной частоты, блоком фиксации модуля скольжения угла между вектором напряжения отправной части энергосистемы и вектором напряжения эта- 2р лонной частоты, блоком фиксации модуля скольжения угла между вектором напряжения приемной части энергосистемы и вектором напряжения эталонной частоты, блоком сравнения модулей 2g скольжения, четырьмя элементами И, причем выход блока приема вектора . напряжения отправной части энергосистемы и выход блока формирования векто ра напряжения эталонной частоты под- ЗО ключены к входам блока фиксации модуля скольжения угла между этими векторами напряжения, .а выход блока йриема вектора напряжения приемной части энергосистемы и выход блока формирования вектора напряжения эталонной час тоты подключены к входам блока фиксации модуля скольжения угла между этими векторами напряжения, выходы блоков фиксации модулей скольжения 40 подключены к входам блока сравнения модулей скольжения, а первый выход блока сравнения соединен с первыми входами первого и второго элементов

И, вторые входы которых соединены 4S с соответствующими первым и вторым выходами блока фиксации динамической. перегрузки, а второй выход блока с= сравнения соединен с первыми входами третьего и четвертого элементов И, вторые входы которых соединены .с соответствующими третьим и четвертым выходами блока фиксации динамической перегрузки, выходы первого и второго элементов И соединены с . 55 каналом аварийной информации для передачи управляющих воздействий на ограничение мощности нагрузки в приемной части энергосистемы, а выходы третьего и четвертого элементов

И соединены с каналом аварийной информации для передачи управляющих воздействий на ограничение мощности генераторов в отправной части энергосистемы.

На фиг.1 приведена упрощенная схема электропередачи и структурная схема предлагаемого устройства, на фиг. 2 — структурная схема блока фиксации модуля скольжения, . на фиг.З и 4 — зависимости, поясняющие принцип работы устройства.

В состав схемы электропередачи (фиг. 1) входят линии связи, на которых возможна динамическая перегрузка, между отправной С и приемной С„ частями энергосистемы. Укаэанная перегрузка может быть вызвана непосредственным дефицитом активной мощности в системе Сп, в том числе и при аварийном делении в Сд . Такая же перегрузка, сопровождаемая практически аналогичным увеличением угла или мощности на основных линиях связи, может быть вызвана непосредственным избытком активной мощности в системе С (отключение крупного узла нагрузки), в том числе и при аварийном делении в С ..

Структурная схема предлагаемого устройства (фиг.l) приведена в виде блоков, элементов логики и связей между ними.

Структурная схема блока фиксации модуля скольжения (фиг.2) в составе устройства приведена применительно для фиксации модуля скольжения угла между вектором напряжения отправной (приемной) части энергосистемы и вектором напряжения эталонной частоты.

Зависимости (фиг.З и 4) получены путем расчета на ЭВМ электромеханических переходных процессов применительно для схемы сети на фиг.1.

На фиг.З а приведены зависимость угла 1 А = 4 (4) между вектором направления отправной системы С о7 в вьделенной точке А и вектором на -. пряжения эталонной постоянной частоты в функции времени и аналогичная зависимость угла y = 3jt) между

Б вектором напряжения приемной системы

C11) в вьделенной точке Б и вектором напряжения эталонной частоты f > при аварийном избытке в отправной энерго1113868

Структурная схема предлагаемого устройства для одного направления перетока (фиг.1) состоит из блоков

1 и 2 формирования вектора напряжения в выделенных точках А и Б соответственно отправной и приемной частей энергосистемы, блоков 3 и 4 приема вектора напряжения соответственно отправной и приемной частей энергосистемы, телемеханических каналов

ТК 5 и б соответственно между блоками 1,3 и 2, 4,блока 7 фиксации динамической перегрузки с двумя уставками в виде выходов при аварийном дефиците и при аварийном избытке, канала 8 аварийной информации на ограничение мощности нагрузки в приемной части энергосистемы, канала 9 аварийной информации (КАИ) на ограничение мощности генераторов в отправной части:)Håðãñ èстемы, блока 10 формирования вектора напряжения эталонной пост якиой частоты

55 системе С, приводящем к нарушению устойчивости по линиям межсистемной связи между С и Сп„. На фиг.36 приведена зависимость угла(у = f(tj межЩ ду векторами напряжения в точках А и Б в функции времени при рассматриваемом аварийном избытке в отправ-. ной системе С,. приводящем к нарушению устойчивости по линиям межсис- . темной связи между С и C . На фиг.4а и 46 приведены аналогичные зависимости. (> = 1 ®, ь = 1 ® и

VaS = < Etj кроме того, на фиг.4 приведены зависимости угла = ®,,=Щ,y,=f(f., qi =$(tj между векторами найряжения в промежуточных точках а,в,с, Д электропередачи (фиг.1) и вектором напряжения эталонной постоянной частоты в функции времени при аварийном дефиците 20 в приемной энергосистеме Сн, приводящей к нарушению устойчивости по линиям межсистемной связи между С „ и С . Сравнение зависимостей g>Ä= f(4) на фиг.36 и 46 иллюстрирует их иден- 25 тичный качественный характер при динамической перегрузке, вызванной аварийным избытком или аварийным дефицитом активной мощности соответственно в отправной С и приемной 30

Сн энергосистемах. Такая идентичность практически исключает возможность отличать по этим зависимостям аварийный дефицит от аварийного избытка с помощью известных устройств. блока 11 фиксации модуля скольжения (э,„) угла между вектором напряжения отправной части энергосистемы и вектором напряжения эталонной частоты, блока 12 фиксации модуля скольжения (знр) угла между вектором напряжения приемной части энергосистемы и вектсром напряжения эталонной частоты, блока 13 сравнения модулей скольжениЯ бо и Gnp, четыРех элементов И 14

И 14-17.

Выходы блоков 3 и 4 присоединены к входам 61ока 7, выходы блоков 3 и 10 — к входам блока 11, а выходы блоков 4 и 10 — к входам блока 12.

Выходы блоков 11 и 12 подключены к входам блока 13.

Первый выход блока 13 соединен с первыми входами первого и второго элементов И 14 и 15, вторые входы которых соединены с соответствующими первым и вторым выходами блока

7. Второй выход блока 13 соединен с первыми входами третьего и четвертого элементов И 16 и 17, вторые входы которых соединены с соответствующими третьим и четвертым выходами блока 7. Выходы первого и второго элементов И 14 и 15 соединены с каналом 8 аварийной информации для выполнения управляющего воздействия в виде двух ступеней ограничения мощности нагрузки в приемной части энергосистемы. Выходы третьего и четвертого элементов И 16 и 17 соединены с каналом 9 аварийной информации для выполнения управляющего воздействия в виде двух ступеней ограничения мощности генераторов в отправной части энергосистемы. Блоки 3,4,7, 10, 11, 12,13 и элементы 14, 15, 16, 17 могут быть установлены в выделенной точке электропередачи (ВТЭ}.

Блок 11 (1?) фиксации модуля скольжения угла между вектором напряжения отправкой (приемной) части энергосистемы и вектором напряжения эталонной частоты может быть реализован с использованием частотного способа, на основе которого разработаны известные исполнительные органы скольжения для противоаварийной автоматики. В соответствии с фиг.2 применительно для блока 11 (12) на вход первого датчика I8 частоты подает ся напряжение 0 1 отправной (приемкой) части энергосистемы с выхода блока

3 (4), а ка вход второго датчика 19

9 1113868 частоты подается напряжение 02 эталонной частоты с выхода блока 10 °

Выходные сигналы двух датчиков 18 и 19 частоты подаются на разные входы усилителя 20 с помощью сопротив- 5 лений 2 и 22 . Сигнал в виде постоянно-; го напряжения на выходе этого усилителя с учетом сопротивления обратной связи 23 пропорционален скольжению и определяется по выражению!

О (2) fame 4fnpI

К (1 f 2 ) а также модуль скорости изменения или скольжения угла между вектором напряжения в точке Б приемной части энергосистемы и вектором эталонной частоты f, т.е.

dq (4)

Ь

5пр dg пр fý, = пр 1 соответствуют тангенсам углов Ф о, йпр, представленных на фиг.3а и 4а, где

Каждый из углов (X 0<,а пр является функцией времени и отсчитывается между осью абсцисс и касательной к кривой (1 „= 1(Ь} или (- Е(1} в каждый момент, времени.

В соответствии с выражениями (1) и (2) возникноЪению аварийного дефицита в приемной части системы соответствует условие зппп> 0 Op > ex > (б) ! а возникновению аварийного избытка в отправной части системы — условие ото p i оп p где (— коэффициент преобразования.

Блок 10 выполняется на основе известных в электронике генераторов эталонной постоянной частоты, не за- висящей от частоты энергосистемы.

Блок 13 сравнения выполняется на основе известных в автоматике схем сравнения абсолютных значений двух . электрических величин, которые с вы" ходов блоков 11 и 12 (усилителей 20 на фиг.2 ) подаются на входы блока

13 сравнения.

Работа устройства основана на следующем принципе.

В исходном нагрузочном режиме с частотой всей системы при аварийном дефиците мощности в приемной части системы в виде аварийного возмущения Р последнее в первый момент возникает только в приемной части системы, что приводит к изменению частоты в приемной части системы на величину и 1 пр О и в отправной части системы на величину Ь|о О.

Так как возмущение Р> в первый момент возникло в приемной части системы, 40 то на начальной стадии электромеханического переходного процесса, характеризуемого увеличением взаимного угла б (Б фиг.4б), имеет место соотношение механического переходного процесса с увеличением взаимного угла 5 (Q >< фиг.36) имеет место соотношение

Модуль скорости изменения или скольжения (первая производная) угла между вектором напряжения в точке А отправной части энергосистемы и вектором эталонной постоянной частоты, т.е. (3) оп J - от э ото (от= ощ и о пр = ïp (s) пр от

Аналогичным образом, при избытке мощности в отправной части системы, когда аварийное возмущение P в nepb вый момент возникает только в отправной части системы, указанное приводит к изменению частоты в отправной части системы на величину d 2 о > 0 и в приемной части системы на 61 „р > О.

Но так как возмущение Р в первый момент возникло в отправной части системы, то на начальной стадии электроУсловия (6) и (7) применительно к углам Ф п, 0lpy наглядно предс: asлены на фиг. За для избытка по условию (7) и на фиг.4а для дефицита активной мощности по условию (6).

Поэтому фиксируя превышение 5пр над 5о1- (что соответствует превышению пр над 6,0> ) на заранее заданную величину порога чувствительности устройства 45 „(ЬЖдП} (8)

ДБ > Zbpq ) 1113868

12 можно зафиксировать аварийный дефицит в приемной энергосистеме. А фиксируя превышение бо, над S ttp (что соот« ветствует превышению goT над QO ) на заранее заданную величину порога чУвствител ьности 6 5 „(4 и Д

< ь им (9) т можно зафиксировать аварийный избыток в отправной энергосистеме. 10

В общем случае возможно, чтобы (10)

< jq=< над- п

Из зависимостей ц„=ЦЦ,Ч,=Щд,= @,4 ЦЧ, У,1 =1®, = k (6) на фиг.4а следует, что для одного и того же момента времени угол и разность углов А8, а следовательно и 65 возрастают при удалении выу деленной промежуточной точки (а,в,с, о,Б фиг.4а) от точки А. Наибольшее значение угол д и разность углов Ы., а следовательно, и й5 имеют при измерении угла между наиболее удаленными точками А и Б.

При выполнении устройства, реализующего условия (8) и (9) для отличия, аварийного дефицита от аварийного избытка активной мощности, не требуется специально подбирать эталонную частоту 1, достаточно частоты, близкой частоте сети (системы) 3< =50 Гц.

35 ,Даже при значительном различии и благодаря тому, что по условиям с (8) и (9) сравниваются модули скольже. иии(3Ч ) 5 и эс эти модули и исход

Пр ном режиме равны, т.е. (11) от = пр э и, следовательно, по условиям (9) и (10) (12)

В реальных условиях величина порога чувствительности 4Я по условиям (8), (9) и (10) должна быть отстроена только от практического небаланса 4 Я „, вызываемого неидентичностью телемеханической аппаратуры, передающей информацию из выделенных точек А,Б, а также от значения вызванного незначительным различием частоты в выделен; ой точке

А отправной hf „о, и в выделенной точке Б приемной 4 „, частях систе- мы из-за режимных (нерегулярных) колебаний нагрузки в виде небольших возмущений ВРИ в исходном нагруэочном режиме.

С учетом 4 „ и Ь5н (13)

" «нв "г нр где К и К вЂ” коэффициенты отстрой2 ки.

Выбранное по условию (13) значение порога чувствительности должно обеспечивать необходимый запас К4 по чувствительности (14)

Ьб

4 ï при.вызывающих нарушение устойчивости расчетных дефицитах или расчетных избытках активной мощности, которые по величине существенно больше указанных колебаний нагрузки а РН что и обеспечивает требуемую чувствительность.

В блоке 7 выходы обеспечивают дозировку на ОН Ро двумя ступенями в приемной части сйстемы на основании известного выражения для фиксации величины дефицита Р в приемной части системы

Tip 1 р

Р =b . Рон

>on (15) выходы блоков 3 и 4 обеспечивают дозировку на ОГ P двумя ступенями

at. в отправной части системы на основании известного выражения для фиксации величины избытка P в отправной час Ц ти системы

Р4 т ог= 2 4

6) напр где Т и Т вЂ” приведенная механичес= кая постоянная инерции отправной и приемной энергосистем, принимаемая для худших условий или передаваемая в устройство по отдельным каналам информации, а Т вЂ” величина перегрузки (наброса), фиксируемая блоком 7, К1и .К2 расчетные коэффициенты.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

При возникновении динамической перегрузки, сопровождаемой увеличением угла и активной мощности по линиям связи и опасной для нарушения устойчивости, при аварийном дефиците в приемной части системы в начале переходного процесса (в течение 1с

11138

68!

l3 фи г. 4) срабатывает блок 7 и на одних . его выходах появляются сигналы для выполнения ОН в приемной части системы в соответствии с выражением (15), а на других — сигналы для выполнения 5

ОГ в отправной части системы в соответствии с выражением (16). В течение указанного времени в результате появления сигналов на выходе блока 11 в соответствии с выражением (3) и на вы- ходе блока 12 в соответствии с выражением (4) срабатывает блой 13 и на одном его выходе появляется сигнал в соответствии с выражениями (6) и (8) в соответствии с выражения- 1 ми (7) и (9) сигнал на другом выходе блока t3 отсутствует. Поэтому с помощью элементов И 14 и 15 формируются команды на ограничение мощности нагрузки одной или двумя ступенями в приемной части энергосистемы для сохранения устойчивости при указанном аварийном дефиците в этой части системы»

При возникновении динамической перегрузки, сопровожпаемой увеличением угла и активной мощности по линиям связи и опасной для нарушения устойчивости, при аварийном избытке в отправной части энергосистемы (фиг.3) З0 аналогично работают блоки 7 и 13.

Но теперь сигнал появляется на выходе блока t3 в соответствии с выражениями (7) и (9), в соответствии с выражениями (6) и (8) сигнал на другом выходе блока 13 отсутствует.

Поэтому с помощью элементов И 16 и 17 формируются команды на ограничение ! мощности генераторов одной или двумя ступенями в отправной части энергосистемы для сохранения устойчивости при указанном аварийном избытке в этой части системы.

При возникновении аварийного дефицита в отправной части системы или аварийного избытка в приемной части системы линии связи разгружаются, угол и активная мощность по этим линиям связи уменьшаются, динамической перегрузки нет, блок 7 не работает и управляющие воздействия в виде ОГ или ОГ не выполняются.

При качаниях сигнал на выходе блока 7 не появляется благодаря известным специальным блокировкам, применяемым в блоке фиксации динамической перегрузки. Поэтому при качаниях от предлагаемого устройства управляющие воздействия ОГ и OH не выполняются.

Эффективность изобретения заключается в повышении устройства, надежности и живучести энергосистем благодаря правильно выбранному направлению управляющего воздействия при перегрузке для сохранения устойчивости в послеаварийном режиме, в исключении прямого экономического ущерба от излишнего отключения нагрузки в приемной части энергосистемы при перегрузке, вызванной аварийным избытком в отправной части энерго системы, когда требуется ограничение мощности генераторов в отправной части энергосистемы.

1113868

Фиг. f

S(um, р) !

Фиг. 2 и град во

cрО д бО

Р2 ОФ 06 08 / С

1113868

Q гроУ 9

ФО

Зд

-/О

-20

-60 — /b

Р2РФОбд8 7 С

Составитель К. Фотина

Редактор Л. Алексеенко Техред M. Гергель

Корректор С. Черни

Заказ 663 1/44 Тираж 613

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство фиксации перегрузки электропередачи Устройство фиксации перегрузки электропередачи Устройство фиксации перегрузки электропередачи Устройство фиксации перегрузки электропередачи Устройство фиксации перегрузки электропередачи Устройство фиксации перегрузки электропередачи Устройство фиксации перегрузки электропередачи Устройство фиксации перегрузки электропередачи Устройство фиксации перегрузки электропередачи Устройство фиксации перегрузки электропередачи Устройство фиксации перегрузки электропередачи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности, к противоаварийной автоматике энергосистем / ЭС/ и может быть использовано, например, в автоматике ликвидации асинхронного режима /АЛАР/

Изобретение относится к электротехнике, а именно к релейной защите и противоаварийной автоматике электрических систем, и может быть использовано в цифровых системах защиты при прецизионном определении частоты сети

Изобретение относится к электротехнике, в частности к противоаварийной автоматике энергосистем, и может быть использовано, например, в автоматике ликвидации асинхронного режима (АЛАР)

Изобретение относится к системам управления мощными преобразовательными установками и может быть использовано, в частности, для управления двумя тиристорными преобразователями на электроподвижном составе переменного тока

Изобретение относится к средствам противоаварийной автоматики энергосистем

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам предотвращения опасного снижения частоты в энергосистеме при возникновении в ней аварийного дефицита активной мощности

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в средствах противоаварийной автоматики энергосистем
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроэнергетических системах и в системах электроснабжения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в средствах противоаварийной автоматики электроэнергетической системы

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в средствах противоаварийной автоматики электроэнергетической системы
Наверх