Конечная передача транспортного средства

 

КОНЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая планетарный механизм, солнечная шестерня которого связана с двигателем, водило - с движителем, a коронная шестерня связана с корпусом с возможностью поворота через демпфируюш ий узел, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, a также снижения габаритов и материалоемкости, коронная шестерня снабжена на ее наружной поверхности винтовым венцом, a демпфирующий узел выполнен в виде установленного вдоль оси транспортного средства и закрепленного в нем на корпусе одним концом торсионного вала, другой конец которого установлен в корпусе через подшипник и снабжен винтовым венцом, взаимодействующим с винтовым венцом коронной щестерни, при этом тангенс угла наклона винтовой линии венца торсиона к его оси больше коэффициента трения материала венца торсиона по материалу венца коронной шестерни .

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК зсю В 60 К 17/32

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3599462/27-11 (22) 03.06.83 (46) 30.09.84. Бюл. № 36 (72) А. Т. Скойбеда, А. И. Бобровник, В. Л. Николаенко, О. К. Довнар, П. А. Стецко и П. А. Амельченко (71) Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (53) 629.113.585.9 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 895736, кл. В 60 К 17/32, 1982 (прототип). (54) (57) КОНЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая планетарный механизм, солнечная шестерня которого связана с двигателем, водило с движителем, а коронная шестерня связана

„,SU„„1115930 A с корпусом с возможностью поворота через демпфирующий узел, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, а также снижения габаритов и материалоемкости, коронная шестерня снабжена на ее наружной поверхности винтовым венцом, а демпфирующий узел выполнен в виде установленного вдоль оси транспортного средства и закрепленного в нем на корпусе одним концом торсионного вала, другой конец которого установлен в корпусе через подшипник и снабжен винтовым венцом, взаимодействующим с винтовым венцом коронной шестерни, при этом тангенс угла наклона винтовой линии венца торсиона к его оси больше коэффициента трения материала венца торсиона по материалу венца коронной шестернии. 9

1115930

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конечным передачам для тракторов и аналогичных машин.

Известна конечная передача транспортного средства, содержащая планетарный мех ан изм, солнечная шестер ня которого связана с двигателем, водило -- с движителем, а коронная шестерня — с корпусом с возможностью поворота через демпфирующий узел (lj.

Недостаток данной передачи †сложность конструкции, связанная с необходимостью установки гидроцилиндра и фрикционной муфты, имеющих большое число деталей и обладающих повышенным весом.

Кроме того, наличие упомянутых элементов требует места для их расположения, при этом положение гидроцилиндра переменно при работе передачи, что приводит к увеличению габаритов и повышению материалоемкости как передачи, так и транспортного с редства.

Цель изобретения — упрощение конструкции, а также снижение габаритов и материалоемкости.

Поставленная цель достигается тем, что в конечной передаче транспортного средства, содержащей планетарный механизм, солнечная шестерня которого связана с двигателем, водило — с движителем, а коронная шестерня связана с корпусом с возможностью поворота через демпфируюший узел, коронная шестерня снабжена на ее наружной поверхности винтовым венцом, а демпфирующий узел выполнен в виде установленного вдоль оси транспортного средства и закрепленного в нем на корпусе одним концом торсионного вала, другой конец которого установлен в корпусе через подшипник и снабжен винтовым венцом, взаимодействующим с винтовым венцом коронной шестерни, при этом тангенс угла наклона винтовой линии венца торсиона к его оси больше коэффициента трения материала венца торсиона по материалу венца коронной шестерни.

Ь

На фиг. 1 показана конечная передача транспортного средства, общий вид; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.

Передача содержит солнечную шестерню 1, связанную с двигателем (не показан), водило 2, связанное с движителем (не показан). коронную шестерню 3, установленную относительно корпуса, состояшего из двух частей 4 и 5 и связанных с помощь.о болта 6 через подшипники 7. На наружной поверхности коронной шестерни 3 = ililoJlHOH винтовой венец 8. Параллельно оси транспортного средства установлен торсионный вал 9, один конец 10 которого связан с частью 4 корпуса посредством проставки 1 . а другой конец 12 установлен в частях 4 и 5 корпуса через подшипники 13 и снабжен винтовым венцом 14.

При работе передачи крутяший момент от солнечной шестерни 1 передается к водилу 2, создавая на коронной шес1.ерне 3 реактивный момент, определяемый нагрузкой на движитель. Данный реактивный момент через винтовую пару передается на торсионный вал 9, что приводит к его закручиванию и обеспечивает снижение динамических нагрузок, воздействующих на передачу OT движителя и создаваемых, например, при резком трогании транспортного средства с места, при наезде колеса на препятствие и т. д.

При закручивании торсионного вала 9 возникает момент сопротивления, при снижении реактивного момента на коронной шестерне 3 производится ее обратное проворачивание. Угол наклона винтовой линии венца !

4 торсионного вала.9 к его оси выбирается таким образом, чтобы его тангенс был несколько больше коэффициента тpr ни я материала венца 14 по материалу венца 8 коронной шестерни 3, в результате чего большая часть энергии от закручивания торсионного вала 9 превращается в передаче в работу трения и только меньшая часть тратится на обрагное проворачивапие коронной шестерни. Это исключает возможность возникновения ударных нагрузок в передаче при обратном проворачивании коронной

mecTepHH 3 a cary«ae снижения или no rHoro исчезновения момента сопротив.-.ения на движителе, что происходит, например, при попадании колеса на почву с меньшим коэффициентом сцепления, при провисании колеса в воздухе во время съезда с преп ггствия ит. д.

Предл а гаемое изобретение поз волит существенно упростить конструкцию конечной передачи в части ее связи с корпусом.

А-4

Фиг.2

Составитель А. 1фетов

Редактор М. Недолуженко Техред И. Верес Корректор В. Синицкая

Заказ 6839/14 Тираж 656 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Конечная передача транспортного средства Конечная передача транспортного средства Конечная передача транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к трансмиссиям тракторных средств

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к трансмиссиям автомобилей, тракторов, строительных машин

Изобретение относится к приводу оси колес и поворотным рычагам подвесок, в частности к устройству обеспечения поворота моста вокруг своей поперечной оси для компенсации поворота моста вокруг продольной оси при пересечении неровностей

Изобретение относится к самоходным дорожным транспортным средствам

Изобретение относится к колесным транспортным средствам, а именно к их трансмиссиям

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции колес
Наверх