Способ зубодолбления

 

СПОСОБ ЗУБОДОЛБЛЕНИЯ в условиях обката при возвратно-поступательном перемещении долбяка, состоящем из рабочего движения и свободного хода, включающего верхний и нижний перебеги, причем во время верхнего перебега долбяку сообщают перемещение в радиальном направлении и поворот в сторону, противоположную его вращению в движении обката, отличающийся тем, что, с целью повышения размерной стойкости долбяка, во время нижнего перебега долбяку дополнительно сообщают перемещение в радиальном направлении и поворот, направление которого совпадает с вращением долбяка в движении обката. (Л cz ел Од

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

3(Я) В 23 F 5/12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2 1) 3506756/25-08 (22) 25.10.82 (46) 07. 10.84 Бюл. Ф 37 (72} А.И.Голембиевский (71) Новополоцкий политехнический институт им.Ленинского комсомола

Белоруссии (53) 621.924.15(088.8) (56) 1. Патент ЧССР Ф 123494, кл. В 23 F 5/12, 1976 (прототип}. (54) (57) СПОСОБ ЗУБОДОЛБЛЕНИЯ в условиях обката при возвратно-поступательном перемещении долбяка, сос,.SU„„1117156 А тоящем из рабочего движения и свободного хода, включающего верхний и нижний перебеги, причем во время верхнего перебега долбяку сообщают перемещение в радиальном направлении и поворот в сторону, противоположную его вращению в движении обката, отличающийся тем, что, с целью повышения размерной стойкости долбяка, во время нижнего перебега долбяку дополнительно сообщают перемещение в радиальном направлении и поворот, направление которого сов- ) падает с вращением долбяка в движении обката.

Изобретение относится к станкостроению, а именно к способам зубодолбления цилиндрических зубчатых колес.

В основу большинстЬа зубодолбежных станков для нарезания цилиндрических зубчатых колес положен способ зубодолбления в условиях обката поступательно-возвратно движущимся долбяком, причем при поступательном 10 движении осуществляют формообразование зубьев, а при возвратном — холостой ход. При этом движение обката — согласованное вращение долбяка и заготовки, скорость которого вы- 15 ражают через круговую подачу долбяка, осуществляют непрерывно. В результате при возвратном свободном ходе долбяка последний контактирует задней поверхностью зубьев с заготовкой. 20

Это явление называют затиранием зубьев, Последствия затирания — интенсивный локальный износ режущих кромок долбяка, т.е. снижение его размерной стойкости. 2S

Известна конструкция станка, в котором эатирание устраняется посредством дополнительного поворота долбяка при свободном ходе в направлении, противоположном его вращению в щ движении обката. В результате сложения двух движений — радиального отвода и дополнительного поворота, долбяк при свободном ходе отводится от заготовки под углом к плоскости осей долбяка и нарезаемого колеса (косой отвод)(1).

Однако "косой отвод" не обеспечи- . вает полного устранения затирания.

Объясняется это тем, что при каждом последующем резе зона проявления затирания последовательно переносится с одной боковой стороны зуба долбяка на противоположную.

Цель изобретения — повышение рэз- <> мерной стойкости долбяка посредством полного устранения явления затирания его зубьев.

Поставленная цель достигается тем, что при зубодолблении в условиях обката при возвратно-поступательном перемещении долбяка, состоящем иэ рабочего движения и свободного хода, включающего верхний и нижний перебеги, причем во время верхнего перебегаБ долбяку сообщают перемещение ц радиальном направлении .и поворот в сторону, противоположную его вращению

156 2 в движении обката, при этом во время нижнего перебега долбяку дополнительно сообщают перемещение в радиаль- ном направлении и поворот, направление которого совпадает с вращением долбяка в движении обката.

На фиг.1 показана схема взаимодействия долбяка и зубчатого колеса, в плане, на фиг.2 — схема перемещений долбяка в вертикальной плоскости, на фиг.3 — циклограмма перемещений долбяка, на фиг.4 — схема для определения угла направления отвода долбяка.

Для обработки зубчатого колеса 1 долбяку 2 сообщают поступательновозвратное движение П . Причем при поступательном движении осуществляют формообразование зубьев 3 на обрабатываемом колесе 1, а при возвратном — свободный ход. Одновременно зубчатому колесу 1 и долбяку 2 сообщают движение обката, воспроизводимое согласованными вращениями В колеса и В> долбяка. Долбяку 2 при его свободном ходе в движении П сообщают также движение П его отвода от обрабатываемого колеса. Направление этого движения составляет с плоскостью

Й,, проходящей через оси зубчатого

„колеса и долбяка 2, угол с . После

Razporo двойного хода долбяка 2 в движении П„ направление его отвода изменяют на симметричное относительно плоскости 11 . Таким образом, отвод долбяка в движении П,1 осуществляют в такой последовательности: после первого рабочего, хода в движении П„ во время верхнего перебега долбяку 2 сообщают перемещение в радиальном направлении и поворот в сторону, противоположную его вращению, что соответствует его отводу под углом оС, затем во время выполнения нижнего перебега долбяку 2 также сообщают радиальное перемещение и поворот, направление которого совпадает с вращением долбяка в движении обката, что соответствует его отводу под углом е выполненному симметрично его предыдущему повороту. На период врезания на высоту зубьев заготовке сообщают также движение вреэания П .

Сущность изобретения поясняется также циклограммой перемещений долбяка во время его двойного хода.

При движении долбяка из верхней исходной точки А вниз на участке верхнего перебега К„ долбяк 2 подходит к см)))шл — (1-сОь v)) 40

3 1117 обрабатываемому колесу на величину К отскока при холостом хоце и одновременно поворачивается на угол о

К приходу режущего лезвия в точку Б эти движения заканчиваются. На участ- 5 ке Б-С, соответствующем высоте нарезаемого колеса 1, происходит срезание припуска (профилирование зубчатого колеса). На участке С-Д, соответствующем величине нижнего перебе- 10 га Кл, долбяк отходит на величину К отскока от заготовки и одновременно поворачивается на угол оС симметрично его подобному повороту при предыдущем резе. К приходу вершины долбя 15 ка в точку Е эти движения заканчиваются. На участке Е-F происходит свободный ход долбяка вверх. На участке

F -А-Б осуществляется подвод долбяка к обрабатываемому колесу для повторе в 20 ния цикла двойного хода.

Указанные перемещения обеспечивают процесс получения зубчатого колеса.

Причем при поступательном движении долбяка 2 и движении обката происходит 25 формообразование зубьев 3 на коле,се 1, а при .возвратном движении долбяк совершает свободный ход.. При этом благодаря изменению направления отвода долбяка после каждого двойного хода З0 явление затирания его зубьев при свободном ходе не возникает.

Величина направления угла отвода долбяка при холостом ходе зависит от геометрических параметров долбяка и нарезаемого зубчатого колеса и определяется по известной зависимости: л С ))ах

oL -. огсЫл

156 где — угол направления отвода долбяка, град, ) -) — величина зазора между лезвием и обработанной поверхностью, мм, — величина отскока долбяка при холостом ходе K=0,50,65 мм, С )))ах — максимальная толщина слоя стружки, срезаемая каждым ,лезвием за цикл его работы, мм, — угол зацепления, мм. л+ );

I ., =- ) .. где 5 „ — круговая йодача, мм/дв ход;

Ел — число зубьев нареэаемого колеса, u — число зубьев долбяка.

В точке Ь лезвие, работающее в наиболее неблагоприятных условиях, должно срезать максимальный слой стружкиа,)„ (фиг.4). Величина зазора а между лезвием и обрабатывающей поверхностью принимается обычно в пределах 0,03-0,05 мм. Для того, чтобы не было затирания при холостом ходе необходимо, чтобы точка о перешла в положение С, что достигается выполнением угла оС по приведенной зависимости.

Использование предлагаемого способа зубодолбления обеспечивает устранение явления затирания зубьев долбяка и, как следствие позволяет повысить его размерную стойкость. Объясняется это тем, что благодаря непрерывному изменению направления отвода долбяка после каждого его двойного хода симметрично плоскости осей долбяка-и нарезаемого колеса устраняются условия возникновения затирания.

1117156

Составитель И.Кузнецова

Техред 3.11алий

Корректор В. Синицкая

Редактор Н.Яцола

Подписное

Заказ 7117/9 Тираж 1036

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

333035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ зубодолбления Способ зубодолбления Способ зубодолбления Способ зубодолбления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес резанием

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубьев цилиндрических колес

Изобретение относится к машиностроению, к обработке конических зубчатых колес
Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в различных областях машиностроения, а именно, для обработки различных закаленных деталей с чередующимися выступами и впадинами

Изобретение относится к области обработки металлов резанием, в частности к станкам для чистовой обработки зубьев зубчатых колес крупного модуля, преимущественно закаленных

Изобретение относится к области механической обработки зубчатых поверхностей и может быть использован при обработке различных зубчатых профилей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обработке в условиях обката долбяком зубчатых колес с криволинейной формой по длине зуба

Изобретение относится к зубообработке, преимущественно криволинейных по длине зубьев цилиндрических зубчатых колес с наружными и внутренними зубьями в условиях обката
Наверх