Устройство для подборки сейсмических кос

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДБОРКИ СЕЙСМИЧЕСКИХ КОС, содержащее транспортное средство с кузовом,установленный в грузовом отделении кузова подбо T /W рочный агрегат с рамой,приводом,механизмом перемещения и системой управления , о т л и ч а 10 щ е е с я тем,что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик путем обеспечения раздельной укладки сейсмических кос в кузове транспортного средства, оно снабжено установленными в кузове симметрично его продольной оси направляю щими, механизм перемещения выполнен в виде каретки со стержнем и опорами, расположе ными п направляющих , а рама снабжена жестко связанной с ней буксой, установленной на стержне с возможностью поворота § вокруг его оси, при этом грузовое отделение кузова разделено на отсе (О С ки, а ось стержня совпадает с направлением подводимой в подборочный агрегат сейсмической косы.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Л0„„1117549 з(59 G01 V 1 16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВ,Ф

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3548143/18-25 (22) 04.0?.83 (46) 07.10.84. Бюл. 1Ф 37 (72) А.А. Певнев, А.П. Андросенко, В.И. Родионов и С.10. Самарченко (71) Специальное конструкторское бюро сейсмической тсхники (53) 550.834(088.8) (56) 1. Розенберг Е.11. Некоторые технические усовершенствования при проведении сейсморазведочных работ.-В кн.: Разведочная геофизика, вып. 1. N., "Недра", 1964, с.38-39.

2. Авторское свидетельство СССР

693295, кл. С 01 V 1/16, 1977 (прототип). (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДБОРКИ

СЕЙСМИЧЕСКИХ КОС, содержащее транспортное средство с кузовом, установленный в грузовом отделении кузова подборочный агрегат с рамой, приводом, механизмом перемещения и системой управления,о т л и ч а ю щ е е с ятем,что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик путем обеспечения раздельной укладки сейсмических кос в кузове транспортного средства, оно снабжено установленными в кузове симметрично его продольной оси направляю щими, механизм перемещения выполнен в виде каретки со стержнем и опорами, расположенными в направляющих, а рама снабжена жестко связанной с ней буксой, установленной на стержне с возможностью поворота вокруг его оси, при этом грузовое отделение кузова разделено на отсеки, а ось стержня совпадает с направлением подводимой в подборочный агрегат сейсмическ;й косы.

1 Fits

Изобретение относится к сейсморазведке, а именно к вспомогательным устройствам, применяемым при проведении сейсморазведочных работ.

Известно устройство для подборки сейсмических кос, содержащее транспортное средство и установленный в его кузове падборочный агрегат с приводом.

Устройство работает следующим f0 образом. Конец сейсмической косы заправляется между ведущим и ведомым прижимным валами. Привод вращает ведущий вал, который за счет фрикционных сил увлекает за собой сей- !5 смическую косу, и свободно укладывает ее в кузове транспортно! о средсг!за. Следующая сейсмическая коса укладывается аналогичным образом (1)

Однако в процессе свободной уклад- з0 ки сейсмические косы произвольно наползают друг на друга и спутываются между собой, что значительно затрудняет последующую их разматку и, следовательно, существенно снижает 25 производительность работы. При li(3 добной укладке объем кузова исполь— зуется нерациональна, так как сейсмическая коса подается подборочным агрегатом в одно место кузова и ук- з0 ладывается неравномерно. Свободный навал сейсмических кос в кузов исключает возможность размотки любой из них для укладки на профиль, проверки или замены, что снижает удобство эксплуатации и увеличивает трудоемкость рабаты. . Наиболее близким к изобретению является устройство для подборки сейсмических кос, содержащее транспортное средство с кузовом, установленный в грузовом отделении кузова подборочный агрегат с механизмам пере. мещения, рамой, приводом и системои управления.

Устройство работает следующим образом. Транспортное средс.твом ус:танавливается над концом сейсмической косы или рядом с ним, конец косы вручную вводится в подборочный агре- 50 гат. Затем транспортное средство начинает движение вдоль сейсмической косы и одновременно оператор в«5иочает привод, который приводит в движение за счет фрикционной связи сей- 55 смическую косу и укладывает ее в грузовое отделение кузова транспортного средства. В случае необходимосY«Qзанна5I цель достигас c,"! Те(s, та устройства для подба; ки сейсмичсских кос, содержащее траilсcгортнае средство с кузова.1, установленный в грузовом отделении кузова падборачный агрегат с механиз::ам перемещесистемой!!IIÿ, рамой, гривадам и ,управления, c»a6>êåío у л!и Б куза 3(симл!Ртрич!! най аси панс)Явля!ощил!и

РЕМЕШЕНИЯ ВЫПОЛНЕН В Ь стаповленнь—

О Е < O 11()ОДОЛЬ меха!!!(зл! пеиде каретки со спо.. Оже). н .з!л(и с.Iàá;(åI-.а буксой... устасте );I.нем и О(п)рами, ра в на.травляюших, а рама я(ес:тка связанной с (!ей навлспной па. стержне с вазможностью Оворота вокруг его ос:и, при этом грузаьое отделение куза!за разделена !!а о Секи, а Ось стержня са",Ilàдает .". натп)авле!.ием под!!адил!Ой в;!Одба") ) R Ibié al ре ат сей с. !и "Ic c « .- ти апет) атор смРщяе т л!ехан1! зл!Ом Iie ремещения падборочный агрегат в поперечном направлении. Скорость подборки сейсмических кос синхранизируется оператором с движением транспортного средства с помощью системы управления.

Для раскладки косы на профиле дгигатель привода реверсируется и транспартиравапие косы осуществляется в обратном направлении из грузового отделения кузова на грунт. Возможно и непосредственное вытягивание косы через открытый задний борт «yзава при движении транспортного средства, при этом свободный конец косы предварительл!а закрепляется на грунТР Я

Однако известное устройство с л!еханизл!Ом перемЕщения подбарачного агрегата в грузовом отделении кузава в поперечном направлении не ис«лючает наползание последующих сейсмических кос на пред!..!ду!!!ие и, как

cë6äcòÂèе их cII5 Tüi)IQHие между собой и укладку сейсмических «ас друг на друга. Укладка сейсмических «0с друг на друга затрудняет их последу!ощую размотку, проверку сохраннасти, проведение ремонта, исключает возможносс1: размот«и любой из сейcìè÷åñêII)(кс)с, чта снижает удобc Т о в эксплуатяции и снижя(".! э«спл атя ционные хара«тсристики изделия.

Цел. изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик путем обеспечения раздельной укладки сейсмичес«их кас в кузове транспортного средства, 1117549

1а фиг. 1 показано устройство, вид сбоку; на фиг. 2 — сечение A-А

»а фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг, 4 — сечение В-В на фиг. 2. 5

Устройство для подборки сейсмических кос содержит транспортное средство i, на раме 2 которого установлен кузов 3. Кузов 3 состоит из грузового 4 и пассажирского 5 отде- 10

JIPHHA. ВДОль прОДольной Оси rpyao вого отделения 4 кузова 3 установ.пены направляющие б и 7, по которым перемещается каретка 8 с установленным на ней подборочным агрегатом 915

Впереди на раме 2 транспортного средства 1 установлена стойка 10 с подъемным 11 и ограничивающими 12 роликами. Ва кузове 3 закреплены направляющие ролики 13 и 14 сейсмической косы 15. Подборочный агрегат

9 состоит из рамы 16, на которой установлен прижимной механизм 17, ведущий барабан 18 с приводом 19 и направляющий ролик 20. Прижим- 25 ной механизм 17 вклточает в себя прижимные ролики 21 и 22 и прижим 23.

Грузовое отделение 4 (фиг. 2) кузова 3 перегородками 24 — 27 разделено на отдельные отсеки 28 — 31

Механизм 8 перемещения (фиг.1 и 2), выполненный в виде каретки, состоит из корпуса 32 (фиг. 2 — 4) с опорами

33 качения (фиг. 2 и 3), расположенными и направляющих 6 и 7. На направ 35 ляюших 6 и 7 установлены откидные болты 34 и 35 с гайками 36 и 37.

Опоры 33 качения (фиг. 2 и 3) осями

38 и гайками 39 соединены с корпусом 32.

К нижней части рамы 16 (фиг. 3) болтами 40 с гайками 41 прикреплена букса 42 (фиг. 3 и 4) с подшипником

43 скольжения, установленная iia 45 стержень 44 жестко связанный с корпусом 32. В нижней части корпуса 32 (фиг. 4) жестко закреплен кронштейн

45, в котором на оси 46 установлен двуплечий рычаг 47, одно из плеч которого связано с кареткой пружиной 48.

В этом плече выполнен паз 49, в котором расположена ось 50. На оси

50 закреплен фиксирующий палец 51, имеющий на своем конце коническую 55 часть 52. В буксе 42 выполнены отверс тия 53, в которые поочередно входит фиксирующий палец 51.

Устройство ттття ттст.-;борки сейсмических кос работает сттедутвптттм абразом.

Транспортное средство 1 (фиг.1) устанавливается под концом сейсмической косы 15, который вручную укладывается между ограничивающими роликами 12, на ролики 11, 13 и 14, и, огибая направлятотций ролик ?О ттодборочного агрегата 9 (фиг. 1 и 2), вводится между ведущим барабаном 18 и прижимными роликами 21 и 22. При этом корпус 32 (фиг. 1 — 3) механизма

8 перемещения подборочного агрегата

9 должен быть закреплен откидными болтами 34 с гайками 36 (фиг. 2 и 3) в среднем положении, соответствующетт

covrIaqe«IiIo остт поворота подборочного агрегата 9 с направлением подводимой в подборочный агрегат 9 сейсмической косы 15, что лает возможность погторачивать подбарочш.тй агрегат 9 вокруг ост . стержня 44 (фиг. 3 и 4), не меняя положения полводимой сейсмттческой косы 15. Затем оператор, потянув за одно плечо двуплечего рычага

47 (фиг. 4) вверх, преодс>лов усилие пружины 48, опускает противоположное плечо вниз. Благодаря вэаимодействттю паза 49 с осью 50, последняя перемещает фиксирующий палец 51 также вниз rIAKQ QII те вттходит из отверстия

53 буксы 42. Пос;те вывода пальца 51 из отверстия 53 буксу 42 (фиг. 3 и 4) повора.-тттг ают на стержне 44. Так как букса 42 болтамт; 0 с гайками 41 жестко связана с рамой 16 подборочного агрегата 9, то и последний поворачивается до тех пор гтока подборочный агрегат 9 не усгановится напротив одного из отсеков, например, отсека 29 (фиг. 2). Для уменьшения трения скольжения в буксу 42 запрессован подшипник 43 скольжения (фиг. 3 и 4). При этом на оси 46, установленной в кранттттейтне 45, повара чивают двуплечий рычаг 47 в противоположную сторону, фиксирующий палец

51 заходит в очередное отттерстие 53 бук.и 42 и наде ::;но фиксирует положение подборочного агрегата 9 напротив отсека 29 (фиг. 2). Коническая часть 52 (фиг. 4) облегчает попадание фиKсItðói.|II,Lãо ттлтьца 51 в отверстис 53. Пружина 48 фиксирует ттоложение падьIIa 51 в отттерстии 53.

Пстсле устат;овки пс дборочного агрегата 9 нси-ротив отсека 29 (фиг. 2), 1117549 оператор включает привод 19 (фиг. 1} и одновременно транспортное средство 1 начинает движение.

Привод 19 приводит во вращение ведущий барабан 18 (фиг. 1 и 2).

Прижатая прижимом 23 через прижимные ролики 21 и 22 прижимного механизма 17 к ведущему барабану 18 сейсмическая коса 15 за счет фрикционной связи увлекается ведущим барабаном

18 и укладывается в отсек 29 грузового отделения 4 кузова 3, установленного на раме 2 транспортного средства 1.

Во время движения транспортного средства 1 подъемный ролик 11 и ограничивающие ролики 12, установленные на стойке 10, приподнимают и направляют сейсмическую косу 15 к направляющему ролику 13.

Сейсмическая коса 15 полностью укладывается в отсек 29. Для укладки следующей сейсмической косы 15 подборочный агрегат 9 устанавливают напротив отсека 28 и в него укладывают сейсмическую косу 15. Таким образом, каждый последующий отсек

30.и Çi также предназначены для ук" ладки сейсмических кос 15. Перегородки 24 — 27 ограничивают перемещение сейсмических кос 15 в отсеках

28 - 31.

Для раскладки сейсмической косы

15 на сейсморазведочном профиле откидные болты 34 (фиг. 2 и 3) с гайгами 36 освобождаются, каретка 8 совместно с подборочным агрегатом

9 передвигаются вручную в заднее крайнее положение за счет. опор 33 качения, связанных с корпусом 32 осямн 38 с гайками 39. Опоры 33 качения перемещаются по направляющим 6 и 7 ° После установки каретки 8 в заднее положение последняя фиксируется в этом положении откидными болтами 35 с гайками 37. При рас5 кладке сейсмической косы 15 подборочным агрегатом 9 последний устанавливают вдоль продольной оси устройства, и конец косы 15 иэ выбранного отсека 28 — 31 заправляют в подбо10 рочныи агрегат 9 между ведущим барабаном 18 и прижимными роликами

21 и 22 (фиг. 1 и 2). Включают привоц 19 в противоположную сторону, ведущий барабан 18 также начинает вращаться в обратном направлении, и эа счет фрикционной связи увлекает сейсмическую косу 15 из отсека 29 на грунт. Одновременно с началом вращения ведущего барабана 18 транспортное средство 1 также начинает движение вдоль сейсмораэведочного профиля.

Возможно и непосредственное вытягивание косы 15 через открытый задний борт кузова 3 при движении транспортного средства. В этом случае свободный конец косы 15 предварительно закрепляется на сейсмораэвецочном профиле.

З0 В предлагаемом устройстве возможно производить раздельную укладку сейсмических кое по всему грузовому отделению кузова, полностью заполнять сейсмическими косами грузовое отделение кузова, исключить спутывание сейсмических кос между собой, обеспечить удобную их размотку и укладку на сейсмический профиль, а также возможность контроля их исправ40 ности. Эти характеристики устройства улучшают его эксплуатационные . качества.

11 l 7549

A- A (лоВернуао) 37

29

31

33! !7549

Составитель Т.Райкова

РедактоР U. Бобкова ТехРед З.Палий . КоРРектоР И. МУска

Заказ 7213/29 Тираж 710 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. д. 4/5

Филиал ППП "Патент ", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для подборки сейсмических кос Устройство для подборки сейсмических кос Устройство для подборки сейсмических кос Устройство для подборки сейсмических кос Устройство для подборки сейсмических кос Устройство для подборки сейсмических кос 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сейсмическим приемникам и может быть применено для оповещения населения о землетрясении

Изобретение относится к сейсмометрии, в частности к приемникам сейсмических сигналов, и может быть использовано в сетях сейсмических наблюдений

Изобретение относится к области регистрации сейсмических колебаний и может быть использовано в области разведочной геофизики и других областях техники для регистрации колебаний

Изобретение относится к сейсмометрии и может быть использовано в сейсмологии для контроля и измерения параметров колебаний почвы на суше и в море, вызываемых искусственными или естественными источниками вибраций

Изобретение относится к способу и устройству для выявления структурных изменений в твердых телах

Изобретение относится к области регистрации упругих волн, в частности инфразвуковых колебаний, и может быть использовано для регистрации упругих волн в твердых, жидких и газообразных средах, в частности сейсморазведке, метеорологии, дефектоскопии твердых тел и т.д

Изобретение относится к сейсмометрии, в частности к устройствам для преобразования сейсмических колебаний в электрические сигналы, а также может быть использовано для измерения вибрации сооружений и конструкции

Изобретение относится к области сейсмической разведки, к сейсмическим приемным устройствам
Наверх