Устройство для регулирования скорости вращения тягового электродвигателя

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ , содержащее два тиристорных переключателя фаз с анодной и катодной группами вентилей, соединенных по мостовой схеме, и обратный диодный мост, общие точки диагоналей всех мостов соединены и предназначены для подключения к фазам тягового электродвигателя, четыре рабочих тиристора, встречно-параллельно которым подключены обратные диоды, четыре коммутирующих тиристора, последовательно соединенные конденсатор и реактор, два зарядных тиристора , при этом два рабочих тиристора в проводящем направлении включены между плюсовым зажимом источника питания и анодными группами тиристоров переключателей фаз, а два других рабочих тиристора - в непроводящем направлении между минусовым зажимом источника питания и катодными группами тиристоров переключателей фаз, два коммутирующих тиристора анодами объединены и подключены к реактору, а катодами подключены к анодным группам переключателей фаз, два другик коммутирующих тиристора катодами объединены, а анодами подключены к катодным группам тиристоров переключателей фаз, обратный диодный мост подключен к источнику питания в непроводящем направлении, первый зарядный тиристор анодом подключен к плюсовому зажиму источника пита (Л ния, а катодом - к общей точке анодов коммутирующих тиристоров,второй зарядный тиристор катодом подключен к минусовому зажиму источника питания, а анодом - к общей точке катодов коммутирующих тиристоров, отличающееся тем, что, с целью уменьшения его габаритов и улучшения энергетических показателей, в устрой ство введены два дополнительных ком00 мутирующих конденсатора, один из которых включен между анодными, другой - между катодными группами тиристоров переключателей фаз, а второй зарядный тиристор анодом подключен к свободной обкладке конденсатора.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) зЮ» Н 02 P 7/42

9CKAW3>È":..

1 АТЕИТЫ4й с

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЭОБРЕТЕКИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3627401/24-07 (22) 22.07.83 (46) 07.10.84. Бюл. Ф 37 (72) А.Н. Рогов, А.С. Мазнев, К.H. Суслова, Б.П. Гаврилов. и Г.Н. Кононов (71) Ленинградский ордена Ленина институт инженеров железнодорожного транспорта им. акад. В.Н.Образцова (53) 621.314.572(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 813654, кл. Н 02 P 7/42, 1979.

2. Авторское свидетельство СССР

У 7?184 1, кл. Н 02 P 7/42, 1978. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ

СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, содержащее два тиристорных переключателя фаз с анодной и катодной группами вентилей, соединенных по мостовой схеме, и обратный диодный мост, общие точки диагоналей всех мостов соединены и предназначены для подключения к фазам тягового электродвигателя, четыре рабочих тиристора, встречно-параллельно которым подключены обратные диоды, четыре коммутирующих тиристора, последовательно соединенные конденсатор и реактор, два зарядных тиристора, при этом два рабочих тиристора в проводящем направлении включены между плюсовым зажимом источника питания и анодными группами тиристоров переключателей фаз, а два других рабочих тиристора — в непроводящем направлении между минусовым зажимом источника питания и катодными группами тиристоров переключателей-фаз, два коммутирующих тиристора анодами объединены и подключены к реактору, а катодами подключены к анодным группам переключателей фаз, два других коммутирующих тиристора катодами объединены, а анодами подключены к катодным группам тиристоров переключателей фаз, обратный диодный мост подключен к источнику питания в непроводящем направлении, первый

Q зарядный тиристор анодом подключен ф к плюсовому зажиму источника питания, а катодом — к общей точке анодов 1 ГЯ коммутирующих тиристоров,второй зарядный тиристор катодом подключен к минусовому зажиму источника питания, Я

Ъю а анодом — к общей точке катодов коммутирующих тиристоров о т л и

Э

leach ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения его габаритов и улучшения энергетических показателей, в устройство введены два дополнительных ком- 4 мутирующих конденсатора, один из ко- QO торых включен между анодными, дру- > ® гой — между катодными группами тирис- фф торов переключателей фаз, а второй зарядный тиристор анодом подключен к свободной обкладке конденсатора.

1117814

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах для регулирования скорости вращения синхронных и асинхронных двигателей, применяемых на электрическом подвижном составе, на котором тяговый двигатель питается от сети постоянного тока.

Известно устройство дпя регулирования скорости тягового электродви- 10 гателя, которое содержит два.переключателя фаз, обратный диодный мост, связанные диагоналями с фазами тягового электродвигателя, импульсные регуляторы напряжения с устройст- 15 вами коммутации, включенные между плюсовым и минусовым зажимами источника питания и анодными и катодными группами тиристоров переключателей фаз соответственно Я . 20

Недостатком указанного устройства является зависимость амплитуды напряжения на коммутирующем конденсаторе от величины тока нагрузки, что вызывает ухудшение массогабаритных 25 показателей.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является устройство для регулирования скорости вращения тягового электродвигателя, содержащее два тиристорных переключателя фаэ с анодной и катодной группой вентилей, соединенных по мостовой схеме, обратный диодный мост, общие точки диагоналей всех мостов Ç5 соединены и предназначены для подключения к фазам тягового электродвигателя, четыре рабочих, тиристора, встречно-параллельно которым подключены обратные диоды, шесть комму" "0 тирующих тиристоров,последовательно, соединенные конденсатор и реактор, два зарядных тиристора, при этом два рабочих тиристора в проводящем направлении включены между плюсо вым зажимом источника питания и анодными группами тиристоров переключателей фаз, а два других рабочих тиристора - в непроводящем направлении между минусовым зажимом 50 источника питания и катодными групнами тиристоров переключателей фаз, два коммутирующих тиристора анодами объединены и подключены к реактору,. а катодами подключены к анодным 55. группам тиристоров переключателей фаз, два других коммутирующих тиристора катодаья объединены, а анодами подключены к катодным группам тирис" торов переключателей фаз, обратный диодный мост подключен к источнику питания в непроводящем направлении, первый зарядный тиристор анодом подключен к плюсовому зажиму источника питания, а катодом — к общей точке, анодов коммутирующих тиристоров, второй зарядный тиристор катодом подключен к минусовому зажиму источника питания, а анодами — к общей точке соединения катодбв коммутирующих тиристоров и реактора (2) .

Недостатком известного устройства является зависимость амплитуды напряжения на коммутирующем конденсаторе от величины тока нагрузки, что вызывает ухудшение массогабаритных показателей и увеличение потерь в контуре коммутации.

Целью изобретения является уменьшение его габаритов и улучшение энергетических показателей.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для регулирования скорости вращения электродвигателя, содержащее два тиристорных переключателя фаз с анодной и катодной группами вентилей, соединенных по мостовой схеме,и обратный диодный мост, общие точки диагоналей всех мостов соединены и предназначены для подключения к фазам тягового электродвигателя, четыре рабочих тиристора, встречно-параллельно которым подключены обратные диоды, четыре коммутирующих тиристора, последовательно соединенные конденсатор и реактор, два зарядных тиристора, при этом два рабочих тиристора в проводящем направлении включены между плюсовым зажимом источника пи-. тания и анодньват группами тиристоров переключателей фаз, а два других рабочих тиристора — в непроводя щем направлении между минусовым зажимом источника питания и катодными группами тиристоров переключателей фаз, два коммутирующих тиристора анодами объединены и подключены к реактору, а катодами подключены к анодным группам переключателей фаз, два других коммутирующих тиристора катодами объединены, а анодами подключены к катодным группам тиристоров переключателей фаз, обратный диодный мост подключен к источнику ж тания в непроводящем направлении, з 111 первый зарядный тиристор анодом подключен к плюсовому зажиму источ-. ника питания, а катодом — к общей точке анодов коммутирующих тиристоров, второй зарядный тиристор катодом подключен к минусовому зажиму источника питания, а анодами — к общей точке катодов коммутирующих тиристоров, введены два дополнительных коммутирующих конденсатора, один из которых включен между анодными, другой — между катодными группами тиристоров переКлючателей фаз, а второй зарядный тиристор анодом подключен к свободной обкладке конденсатора.

На чертеже приведена принципиальная схема устройства для регулирования скорости вращения тягового электродвигателя.

Устройство содержит тиристоры 1-6 первого переключателя 7 фаз с анодными 1, 3, 5 и катодными 2, 4, 6 группами вентилей, соединенных по мостовой схеме, тиристоры 8-13 второго

25 переключателя 14 фаз с анодными 8, 10, 12 и катодными 9, 11, 13 группа ми вентилей, соединенных по мостовой схеме, диоды 15-20 обратного диодного моста 21, четыре рабочих тирис- ЗО тора 22-25, встречно-параллельно которым подключены. обратные диоды (26-29, четыре коммутирующих тиристора 30-33, два коммутирующих конденсатора 34 и 35„ последовательно сое- 35 диненные конденсатор 36 и реактор 37, два зарядных тиристора 38 и 39;Общие точки диагоналей всех мостов соединены и предназначены для подключения к тяговому электродвигателю 40. Два 40 рабочих тиристора 22 и 23 в проводящем направлении включены между плюсовым.зажимом источника 41 питания и анодными группами тиристоров переключателей фаз, а два других рабочих 4> тифистора 24 и 25 в непроводящем направлении — между минусовым зажимом источника 4 1 питания и катодными группами тиристоров переключателей

7 и 14 фаз, Два коммутирующих тирис- 50 тора 30 и 31 анодами объединены и подключены к реактору 37, а катодами подключены к анодным группам переключателей 7 и 14 фаз. Два других коммутирующих тиристора 32 и 33 катода- 55 мн объединены, а анодами подключены к катодным группам тиристоров переключателей 7 и 14 фаз.

7814 4

Первый зарядный тиристор 38 анодом подключен к плюсовому зажиму источника 41 питания, а катодом - к ббщей точке анодов коммутирующих тиристоров 30 и 3 1. Второй зарядный тиристор 39 подключен к минусовому зажиму источника 41 питания, а анодом — к общей точке катодов коммутирующих .тиристоров 32 и 33, которая подключена к свободной обкладке конденсатора 36. Дополнительный коммутирующий конденсатор 34 включен между анодами, анодными группами, а коммутирующий конденсатор 35— между катодными группами тиристоров переключателей 7 и 14 фаз. Устройство работает следующим образом.

Предположим, что отперты тиристоры 1, 2, 3, 22 и 25 и ток протекает от источника 41 питания через указанные элементы и фазы тягового электродвигателя 40, все конденсаторы заряжены до полярности, указанной без скобок. Для обеспечения паузы в кривой выходного напряжения необходимо прервать ток источника питания и подать отпирающие сигналы на все тиристоры какой-либо группы переключателя фаз, связанной через рабочий тиристор с каким-либо из зажимов источника питания; например, при отпирании тиристоров 30 и 33 начинается колебательный перезаряд конденсаторов 34 и 36 по контуру: плюс конденсатора 34 — диод 26 источник 41 питания — диод 29 — тиристор 33, конденсатор 36 — реактор

37 — тиристор 30 — минус конденсатора 34, что приводит к запиранию рабочих тиристоров 22 и 25. Сразу же после перезаряда конденсаторов пода ются управляющие сигналы на тиристоры 2, 4, 6, 25, 30 > 38 и 39. При этом происходит дозаряд коммутирующего конденсатора 34 по контуру: плюс источника 41 — тиристор 38 — тиристор 30 — конденсатор 34 — тиристоры

1, 2, 25 и минус источника 41, и напряжение на нем устанавливается, равное П1(Ug — напряжение источника

41 питания). Токи фаз тягового электродвигателя 40 замыкаются через тиристоры 2, 4, 6, тиристор 25 и диоды 16

18, 20 обратного диодного моста 21.

Конденсатор 36 заряжается по контуру: плюс источника 41 — тиристор

38 " реактор 37 — конденсатор 36—

1117814 тиристор 39 — минус источника 41.

Поскольку емкость конденсатора 36 в 10-15 раз больше емкости коммутирующего конденсатора 34 или 35, то пульсации на нем незначительны. Для 5 формирования следующего импульса напряжения на фазах тягового электродвигателя 40 необходимо сначала запереть тиристор 25, для чего подаются управляющие сигналы на тиристоры

30 и 32, образуется колебательный контур: плюс конденсатора 35 - тирис. тор 32 — конденсатор 36 — реактор

37 — тиристор 30 - диод 27 — источник 41 питания — диод 29 - минус кон- 1> денсатора 35, в результате перезаряда которого запирается тиристор 25. После окончания перезаряда отпираются тиристоры 8, 9, 10, 23, 24, 38 и 39.

В результате этого к фазам тягового электродвигателя 40 прикладывается напряжение, конденсатор 35 заряжает" ся до значения Ud по контуру: плюс источника 41 питания — тиристоры 23, 8, 4 — конденсатор 35 — тиристоры

32, 39 — минус источника 41 питания, а конденсатор 36 дозаряжается по контуру: плюс источника 41 питания— тиристор 38 — реактор 37 — конденсатор 36 — тиристор 39, минус источни- ЗО ка 41 питания. Для изменения полярности напряжения на одной из фаз при формировании следующего импульса напряжения необходимо отпереть тирис.торы 2, 3, 4, 22 и .25. Регулирование напряжения осуществляется широтно-импульсным методом на несущей частоте. Поскольку на интервале дозаряда в последовательной цепи конденсатор " источник питания нет индуктивностей, дозаряд коммутирующего конденсатора происходит только до величины, равной 01 . Поэтому коммутирующие конденсаторы и полупроводниковые приборы выбираются на это напряжение, а не на максимально возможное напряжение на коммутирующем конденсаторе с учетом "накачки", что может существенно уменьшить массу и габариты особенно при высоких мощностях преобразователей.

В известном устройстве энергия, вносимая в контур коммутации при дозаряде, полностью в нем терялась при последующих перезарядах. Этот же узел коммутации принципиально может работать без потерь, что позволяет использовать контуры с высокой добротностью и, таким образом, повысить ИЩ. Конденсатор 36 рассчитывается на незначительные пульсации, следовательно, для него могут быть использованы фильтровые конденсаторы, удельные показатели которых (p <+/кг) значительно вышее, чем у коммутирующих конденсаторов.

Таким образом, технико-экономическими преимуществами изобретения являются повышение надежности за счет уменьшения на 10-15Х количества последовательно соединенных полупроводниковых приборов с упрощением вследствие этого системы управления и улучшение энергетических и массо" габаритных показателей на 5-10Х ,в результате уменьшения потерь в контурах коммутации.

1117814

Составите ь В. Тарасов

Редактор T. Кугрышева Техред M. Tenep КоРРектоР С, Щекмар

Заказ 7274/42 Тираж 666 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для регулирования скорости вращения тягового электродвигателя Устройство для регулирования скорости вращения тягового электродвигателя Устройство для регулирования скорости вращения тягового электродвигателя Устройство для регулирования скорости вращения тягового электродвигателя Устройство для регулирования скорости вращения тягового электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и непосредственно касается асинхронных тяговых приводов локомотивов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения m-фазного электродвигателя переменного тока

Изобретение относится к управляемым электроприводам переменного тока с преобразователями частоты

Изобретение относится к электротехнике, а именно к силовой преобразовательной технике, и может быть применено в частотно-регулируемых приводах с асинхронными двигателями для управления трехфазным непосредственным преобразователем частоты с естественной коммутацией, содержащим по меньшей мере восемнадцать управляемых вентилей (УВ), связывающих фазы источника питания (ИП) частотой f1 с выходными фазными выводами (ФВ) преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах регулирования скорости или углового положения нагрузки
Наверх