Источник сейсмических сигналов

 

1. ИСТОЧНИК СЕЙСШЧЕСКИХ сигналов, содержащий транспортное средство с пнбвмосистемой, включаю щей компрессор и воздушный ресивер , и гидросистемой, включающей три группы параллельно соединенных силовых гидроцилиндров, которые закреплены на ра.ме, силовую установку для аккумулирования энергии, разрядники, излучатели сейсмических сигналов, закрепленньш на силовых гидроцилиндрах, о т л и ч а ющ и и с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повьппения КПД путем регулирования собственной частоты колебаний источника, в каждую группу введено не менее одного,гидропневматического мультитшикационного аккумулятора , имеющего пневматическую полость, причем между ресивером и пневматическими полостями введены понижащий редуктор, датчик и указатель давления. 2. Источник по п. 1, о т л и чающийся тем, что, с целью повышения надёжности и быстродействия регулирования пневмосистемы , на выходе понижающего редуктора введен регулируемый обратный клапан.

союз сое-:тсних СОЦИАЛИСтИЧЕСНИХ . РЕСПУБЛИН. зсЮ С 01 V 1/157

i ф р -„... !" 11 у э

ОГ1ИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ -"!

Н АВ 70РСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСВ ВУ госэдАРственный номит т сссР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (54) (57) 1. ИСТОЧНИК СЕЙС1ЯЧЕСКИХ сигналов, содержащий транспортное средство с пневмосистемой, включающей компрессор и воздушный ресивер, и гидросистемой, включающей три группы параллельно соединенных

Ф \

° °

Э Ф

% (21) 3619282/24-25 (2 2) 13 Я7. 83 (46) 07,11.,84. Вюл. Р 4.1(72) Л.И.Нечуйвитер, М. Н. Коденко, В.М.Третяк и M.È. Глушков (71) Харьковский ордена Ленина политехнический институт им. В.И.Ленина (53) 550. 83(088, 8) (56) 1 . Гурин А. Г. н др. Электродинамические ударные устройства для сейсмических исследований. В сб.:

"Проблемы вибрационного просвечи— вания земли". М., "Наука", 1977, с, 137-144.

2. Авторское свидетельство СССР

У 811172, кл. G О! Ч 1/157, 1979 (прототип) . силовых гидроцилиндров, которые закреплены на раме, силовую установку для аккумулирования энергии, разрядники, излучатели сейсмических сигналов, закрепленные на си— ловых гидроцилиндрах, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повышения КПД путем регулирования собственной частоты колебаний источника, в каждую группу введено не менее одного гидропневматического мультипликационного аккумулятора, имеющего пневматическую полость, причем между ресивером и пневматическими полостями вве — д . дены понижащий редуктор, датчик и

Q указатель давления.

2. Источник по п. 1, о т л и— чающий ся тем, что, с целью повышения надежности и быстро действия регулирования пневмосистемы, на выходе понижающего редуктора введен регулируемый об-. ратный клапан.

1122992

Транспортное средство поднимается с помощью силовых гидроцилиндров, при этом его вес равномер- 55 но распределяется между источниками сейсмических сигналов, которые используются в качестве опор (2

Изобретение относится к. устройствам для возбуждения сейсмических сигналов электродинамическим способом.

Известна передвижная установка .

ПУСК-120, содержащая конденсаторные батареи, воздушные искровые разрядники, излучатели сейсмических колебаний с инерционной массой, зарядное устройство. Источником энергии служит трехкратный синхронный генератор с приводом от двигателя автомобиля. Подъем и опускание четырех излучателей производится гидравлической системой. Излучатели, выполненные в виде двух плоских катушек, в электрической цени между собой соединены последовательно.

В связи с этим при прохождении разрядного тока через обмотки катушек 20 излучатели работают как один источник сейсмических колебаний. Управление установкой и синхронизация ее работы с сейсмостанцией бсуществляются автоматически или оператором из кабины водителя )if.

Недостатки такой установки — наличие собственной инерционной массы в излучателях сейсмических колеба-, ний, одинаковые по величине жесткость системы и реактивная масса, влияющие в свою очередь на собственную частоту системы, величина которой также постоянна. Неизменяющая соб,1 ственная частота системы; снижает возможности эффективного испольэа-! 35 вания излучаемой энергии, что, в свою очередь, приводит к снижению КПД.

Наиболее близким к предлагаемому

40 является источник сейсмических сигналов, содержащий транспортное средство с пневмосистемой, включающей компрессор и воздушный ресивер, и гидросистемой, включающей три группы параллельно соединенных силовых

45 гидроцилиндров, которые закреплены на раме, силовую установку для аккумулирования энергии, разрядники, излучатели сейсмических сигналов, закрепленные на силовых гидроцилиндрах.

Однако при вывешивании установки над землей всегда одинаковы по величине жесткость системы и реактивная масса, влияющие в свою очередь на собственную частоту системы, величина которой также постоянна. Неизменяющаяся собственная частота системы снижает воэможности эффективного использования излучаемой энергии, что, в свою очередь приводит к снижению КПД.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей и повышение КПД. путем регулирования собствейной частоты колебаний источника.

Поставленная цель достигается тем, что в источнике сейсмических сигналов, содержащем транспортное средство с пневмосистемой, включающей компрессор и воздушный ресивер, и гидросистемой, включающей три

4 группы параллельно соединенных силовых гидроцилиндров, которые закреплены на раме, силовую установ-. ку для аккумулирования энергни,разрядники, излучатели сейсмических сигналов, закрепленные на силовых гидроцилиндрах, в каждую группу введено не менее одного гидропневматического мультипликационного аккумулятора, имеющего пневматичес., кую полость, причем между ресивером н пневматическими полостями введены понижающий редуктор, датчик и указатель давления.

Кроме того, с целью повышения надежности,и быстродействия регулирования пневмосистемы на выходе понижающего редуктора введен регулируемый обратный клапан.

На фиг ° 1 изображен предлагаемый источник сейсмических сигналов; на фиг. 2 — гндропневматическая схема источника.

Источник сейсмических сигналов содержит смонтированные на раме 1 транспортного средства 2 силовую установку 3 для передвижения и аккумулирования энергии, трехфазный синхронный генератор 4, высоковольтные импульсные конденсаторы 5, воздушные искровые разрядники 6 и излучатели 7, закрепленные на силовых гидроцилиндрах 8, которые установлены на раме

Включение силовых гндроцилиндров в работу осуществляется трехпозиционными золотниковыми устройстваз I1 ми 9 с ручным управлением из кабины транспортного средства. Мультипликационные гидропневматические аккумуляторы 10 гидравлическими выводами 11 подсоединены к поршневым полостям 12.

Изменения давления воздуха в пневматических полостях 13 достигают управлением понижающим редуктором

14, который устанавливается между ресивером 15 пневматической системы транспортного средства 2 и пневматическими полостями 13 мультипликационных гидропневматических аккумуляторов 10. Давление контролируется с помощью датчиков 16 и указателей 17 давления. Для снижения давления воздух стравлив,ают в атмосферу с помощью регулируемого обратного клапана 18.

Источник сейсмических сигналов работает следующим образом. .г

В кабине включаются поочередно три золотниковых устройства 9, тем самым подключая силовые гидроци.линдры 8 к гидравлической системе .транспортного средства 2. При этом транспортное средство 2 поднимается над землей, опираясь на три группы гидроцилиндров, а излучатели 7 под действием массы установ ки прижимаются к грунту, обеспечивая плотный контакт их с землей. Поочередным включением золотникових .устройств 9 добиваются горизонтального расположения источника над землей, что обеспечивает равномерное нагружение излучателей его массой. После этого включается трехфазный синхронный генератор 4, который через повышающее и выпрямительное устройства производит зарядку высоковольтных импульсных конденсаторов 5. После зарядки конденсаторов 5 подается синхроимпульс от сейсмостанции на блок поджига, который подает импульсы напряжения на параллельно работающие разрядники 6, каждый из которых коммутирует запасенную энергию. Разрядный ток протекает по обмоткам излучателей 7, прижатых к грунту инертной массой — транспортным средством, 15

50 необходимое давление в пневматической полости 13 мультипликационных гидропневматических аккумуляторов

10, в зависимости от которого изменяется величина нагрузки сопротивления передвижению поршней акку- муляторов 10. Такое изменение давления обеспечивает необходимую жесткость системы при электрическом взаимодействии обмоток излучателей 7, а это в свою очередь обеспечивает и различную частоту собственных колебаний системы.

На определенных грунтах с определенной собственной частотой колебаний необходима и определенная собственная частота в излучающей системе, которую обеспечивают мультипликационные пневмогидравлические аккумуляторы )О совместно с понижающим редуктором 14.

В процессе эксплуатации источника, когда в пневматических полостях 13 нужно уменьшить давление, одновременно с регулированием понижающего редуктора на минимальное давление необходимо произвести стравливание воздуха, используя регулируемый обратный кла- пан 18. А затем понижающим редуктором регулируют давление на нужную величину.

Применение предлагаемого сейсмоисточника позволяет не только расширить функциональные возможности и повысить КПД путем регулирования собственной частоты источника, но и значительно повысить надежность и быстродействие в работе. При этом, как следствие, увеличивается отношение сигнал — помеха.

22992 4 создает импульс силы, приводящий к сейсмическим колебаниям.

Так как источник сейсмических сигналов работает на различных грунтах, у которых и различна собственная частота, то для полуI чения максимального использования излучаемой энергии и получения наивысшего КПД на данном грунте регу1О . лируют величину собственных колебаний системы. При этом пони=

;жающнм редуктором устанавливают

1122992

Составитель С, Кутаков

Техред З.Палий Корректор М.Леонтюк

Редактор A.Ìoòûëü

Филиал 1П!П "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4

Заказ 8134/38 Тираж 710 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1)3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Источник сейсмических сигналов Источник сейсмических сигналов Источник сейсмических сигналов Источник сейсмических сигналов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электроразрядным излучателям упругих волн в жидкости и может быть использовано в разведочной геофизике, а более конкретно к проведению сейсморазведочных работ на нефть и газ

Изобретение относится к сейсмоакустике и может быть использовано для акустического воздействия на нефтяные пласты, проведения вертикального сейсмического профилирования и межскважинного просвечивания

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, методам разведочной геофизики

Изобретение относится к области геофизических исследований и может быть использовано для получения акустических сигналов, например, в водной сейсморазведке, в медицине, например, при дроблении камней в почках, в рыболовстве, например, для предотвращения выхода рыб из зоны облова, а также для отпугивания их от гидротехнических сооружений и др

Изобретение относится к области геофизических исследований и может быть использовано при морской сейсмической разведке

Изобретение относится к области сейсмических исследований и может быть использовано для возбуждения сейсмических сигналов при калибровке сейсмоприемников

Изобретение относится к устройствам для генерирования сейсмической энергии и может быть использовано для вертикального сейсмического профилирования и межскважинного просвечивания

Изобретение относится к области получения световых и ударно-акустических волн в проводящей жидкости (электролите) и может быть использовано для обеззараживания промышленных и бытовых стоков, а также для стерилизации медицинского инструмента

Изобретение относится к технике получения световых и акустических импульсов в проводящей жидкости и может быть использовано для очистки жидкости, а также в сейсморазведке
Наверх