Телеметрическая система для каротажа скважин

 

ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДНЯ КАРОТАЖА СКВАЖИН, состоящая наземной и скважинной частей, соединенных каротажным кабелем, в наземную часть которой входят контроллер и модем, а в скважинную часть - контроллер , модем, интерфейсные схемы. измерительные модули и приборная магистраль для передачи информации и напряжения питания, отличающаяся тем,- что, с целью расширения функциональнь Х возможностей телеметрической системы, три линии приборной магистрали с одной сторо- . ны Подключены к трем жилам каротажного кабеля, а с другой стороны две линии магистрали подключены к интерфейсным схемам через симметричный трансформатор или дроссель, а третья линия через коммутирующий элемент подключена к модулям, содержащим датчик собственной поляризации (пс) или электромеханические устройства, к четвертой линии магистрали подклю (О чены выход команд и вход данных скважинного контроллера и входы команд, выхода данных и сигнала Готовность интерфейсных схем, пятая и шестая О С линии магистрали подключены к соответ ствующим выходам Такт,Управление скважинного контроллера и входам N) интерфейсных схем, а седьмая линия соединена с выходом Общий измериЮ СО СО jTenbHbix модулей. сл

COOS СОВЕТСНИХ

СОЦ1 1АЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК..ЯО„„1122995 А 1 11,С 01 V 1/40

ГОСУДМ СТВЕННЫй НОМИтЕт СССР

ilO ДЕЛАМ ИЭОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ 7.ф:;., 7

ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ „„,. - "/

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) (57) ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ДЛЯ КАРОТЮКА СКВЮКИН, состоящая из наземной и скважинной частей, соединенных каротажным кабелем, в наземную часть которой входят контроллер и модем, а в скважинную часть — контроллер, модем, интерфейсные схемы, (2 1) 3608124/18-25 (22) 20.06.83 (46) 07. 11.84. Бюл. ¹ 41 (72) А.А.Молчанов, В.В.Кузнецов, В.Г.Диченко, Д.В.Белоконь, А.П.Грузомецкий, Е.Д.Захаров и О.И.Сагалович (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт геофизических методов исследований, испытания и контроля нефтегаэораэведочных скважин (53) 550. 83.(088. 8) (56) 1. Метьюз Т. Двусторонняя телеметрическая система для каротажа скважин. -"Инженер-нефтяник GllA", 1977, ¹ 9, с. 57-61.

2. Заявка Франции ¹ 2379694, кл. Е 21 В 47/12, опублик. 1978 .(прототип). измерительные модули и приборная магистраль дпя передачи информации и напряжения питания, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей телеметрической системы, три линии приборной магистрали с одной стороны подключены к трем жилам каротажного кабеля, а с другой стороны две линии магистрали подключены к интерфейсным схемам через симметричный трансформатор или дроссель, а третья линия через коммутирующий элемент подключена к модулям, содержащим датчик собственной поляриз ации (ПС) ,или электромеханические устройства, к четвертой линии магистрали подключены выход команд и вход данных скважинного контроллера и входы команд, выходы данных и сигнала "Готовность Ce интерфейсных схем, пятая и шестая линии магистрали подключены к соответ- Ф ствующнм выходам "Такт","Управление" скважинного контроллера и входам 9ее4 интерфейсных схем, а седьмая линия Я соединена с выходом "Общий" измери- ф тельных модулей. с© с©

1122995 2

Наиболее близкой к предлагаемои по технической сущности является телеметрическая система передачи даннь|х по каротажному кабелю, состоящая из наземной и скважинной частей, соединенных каротажным кабелем, в наземную часть которой входят конт >0 роллер и модем, а в скважинную часть — контроллер, модем, интерфей" сные схемы, измерительные модули и приборная магистраль для передачи информации и напряжения питания.

Передачей данных снизу в ерх и команд сверху вниз управляет вычисИзобретение относится к аппарату ре для геофизических исследований скважин, в частности к скважинкой аппаратуре, построенной по модульному принципу. 5

Известны тепеметрические системы для комплексной аппаратуры, содержащей большое число датчиков различных физических полей. Обмен информацией между контроллером скважинного прибора и датчиками организован на основе радиального нли магистральнорадиального интерфейса Г11.

Однако большое число линий интерфейса снижает помехоустойчивость работы измерительных модулей, а трас. сировка большого количества проводов создает ряд отрицательных побочных эффектов, например шунтирование акустического изолятора в приборах акустического каротажа, трудность выполнения герметичных многоконтактных, разъемов ограниченного диаметра, сни. жение надежности контактных соединений и прибора в целом. Затрудняется стандартизация электрического соединения модулей и чх компоновка в модульные приборы, предназначенные для решения различных геологических задач. Кроме того, в одном модульном приборе могут быть модули, которые необходимо центрировать, и те, которые необходимо прижимать к стенке скважины. Поэтому соединение модулей желательно осуществить гибким соединителем, в качестве которого удобно использовать отрезки серийного семижильного кабеля со стандартными семиконтактными разъемами, применяемыми в геофизической аппаратуре. В этом случае отпадает необходимость разработки специапьных соединителеи. лительное устройство, соединенное с каротажным кабелем через модем.

Команды передаются биполярным последовательным кодом с тактовой частотой 20 кГц. Модем скважинного прибора демодулирует сигнал и передает

его контроллеру модулю управления, который передает его по приборной магистрали к измерительным модулям.

Все модули скважиниого прибора, в т.ч. модуль управления подключаются к магистрали с помощью универсального интерфейса.

Универсальный интерфейс включает в себя дешифратор адреса, схему ответа и счетчик числа информационных слов. Схема ответа передает сигнал конца группы информационных слов.

Модуль управления обменивается сигналами с остальными измерительными модулями по пяти проводам. Первый провод магистрали представляе собой однонаправленную линию, по которой передаются командь1 управления, причем способ кодирования предполагает передачу тактовых импульсов, содержащихся в командном слове и имеющих частоту f<, Второй провод предназначен для выдачи сигнала подтверждения приема команды. Третий провод представляет собой однонаправленную линию, предназначенную для передачи данных в цифровой форме от измерительных модулей к сква" жинному контроллеру. По четвертому проводу подаются тактовые импульсы с частотой Е2, сопровождающие переда чу данных. Пятый провод предназначен для передачи сигнала "Возврат", который сигнализирует о том, что передача данных окон zàíà.

Для функционирования скважинного прибора в магистраль необходимо добавить еще две линии — Земля" и

"Питание". (Использование в качестве "Земля" корпуса прибора резко снижает помехоустойчивость телесистемы). Следовательно, общее число линий в магистрали скважинкой части телесистемы равно восьми (восьмой линией являются броня кабеля и корпус прибора, использующиеся в качестве обратного питающего провода) (2j.

Недостатки известной телесистемы заключаются в том, что передача данных только производится в цифровом виде, что исключает гостроение модулей с применением акуститирующий элемент подключена к модулям, содержащим датчик ПС или электромеханические устройства, к четвертой линии магистрали подключены выход команд и вход данных скважинного контроллера и входы команд, выходы данных и сигнала Готовность" интерфейсных схем, пятая и шестая линии магистрали подключены к соогветствующим выходам "Такт", Управление" скважин-, ного контроллера и входам интерфей. сных схем, а седьмая линия соединена с выходом "Общий" измерительных модулей.

Первый и второй провода магистра. ли являются продолжением первой и

I второй жилы каротажного кабеля. По этим двум проводам передаются из ка-, ротажных устройств аналоговые сигналы непосредственно в жилы каротажного кабеля. Третий провод магистрали является также продолжением третьей жилы каротажного кабеля и используется для организации питания каротажных устройств напряжением специальной формы или для организации схемы измерения сигнала ПС.

Четвертый провод представляет собой двунаправленную линию1 по которой передается из модуля управления команда в измерительные модули или обратно передается сигнал готовности ч данные. По пятому проводу магистрали передаются из модуля управления в измерительные модули сигналы . трактировки, а по шестому проводу осуществляется переключение измерительных модулей из режима приема в режим передачи. Седьмой провод магистрали представляет собой "цифровую землю", восьмым являются корпус прибора и броня каротажного кабеля.

На фиг. l дана функциональная схема скважинной части предлагаемой системы; на фиг. 2 — схема универсального интерфейса, на фиг. 3 временная диаграмма его работы.

В данной телесистеме первая и вторая жилы кабеля подключены соответственно к первой и второй линиям магистрали с одного конца, с дру. гого нагружены на волновое сопротивление 1. К модулю управления и измерительным модулям эти линии подключаются через трансформатор 2 или дроссели 3, со средних точек которых снимается напряжение 4 питания модулей. Вторым проводом питания служит оплетка кабеля и корпус

Э 1122995 4 ческого . (AK), импульсно-нейтронного (ИНК) и ядерно-магнитного (ЯМК) каротажа. Оцифровка сигналов модулей указанных методов невозможна на сегодняшний день по целому ряду причин технико-экономического характера. Например, оцифровка только одной волновой картины серийного прибора акустического каротажа

СПАК-6 в интервале 5 мс потребует ° передачи 30 кбит информации. При частоте запуска излучателей 10 Гц общее количество информации в 1 с равно

300 кбит. Передать такое количество ийМРмации +© ++ 0 имеющему про пускную способность максимум 5060 .кбит/с, возможно снизив пропорционально скорость каротажа, что со,вершенной неприемлемо.

Кроме того, неоправданно усложняется сЪважинная часть соответствую. щих модулей (АК, ИНК, ЯМК); необеспечивается измерение потенциалов собственной поляризации скважины (метод ПС), так как чтобы измерить этот сигнал, нужно измерить разность потенциалов между двумя электродами, один из которых находится на поверхности, а второй в скважине; модуль связи телесистемы может быть в скважинном приборе только верхним, что

30 затрудняет и практически исключает применение модулей электрического каротажа, если скважинный прибор содержит модуль, имеющий электромеханическое устройство, то это устрой ство нельзя запитать от отдельного, источника с поверхности, что необходимо во многих случаях.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей телеметрической системы.

Указанная цель достигается тем, что в телеметрической системе для каротажа скважин, состоящей из наземной и скважинной частей, соединенных каротажным кабелем, в наземную часть которой входят контроллер, а в скважинную часть — контроллер и модем, интерфейсные схемы, измерительные модули и приборная магистральдля 5 передачи информации и напряжения питания, три линии приборной магистрали с одной стороны подключены к трем жилам каротажного кабеля, а с другой стороны две линии магистрали 55 подключены к интерфейсным схемам через симметричный трансформатор или дроссель, а третья линия через коммуобмотки трансформатора 2 и декодируется в модеме 10. Далее он поступает через цифровой выход 11 в контроллер 9 и оттуда в, четвертую линию магистрали. Одновременно с командой 19 из контролера 9 в пятую линию магистрали подаются тактовые сигналы 20, по которым команда 19 вводится в буферный регистр 7 универсального интерфейса 6.Далее команда по тине 21 поступает в дешифратор 15. По окончании команды контроллер 9 выдает по шестой линии магистрали сигнал 22 управления, по ., которому устройство 8 управления формирует сигнал 23 дешифрации команды.

Дешифрированная ксманда поступает через один из выходов 24 в каротажное устройство 16 или 17, Одновременно из устройства 8 управления в каротажное устройство !6 и 17 поступает сигнал 25 разрешения работы.

В случае опроса каротажного устройства, содержащего зонд акустического .каротажа, возбуждаются излучатели акустического сигнала, и. волновая картина 26 через трансфор.-..матор поступает на первую и вторую линии магистрали.

Если каротажное устройство содержит зонд ПС, то аналоговый информационный сигнал 27 поступает через коммутирующий элемент 5 в третью линию магистрали. Если же каротажная информация оцифровывается в самом каротажном устройстве „ то она в цифровом виде подается по шине 28 в буферный регистр 7.

В любом случае после окончания работы каротажного устройства по линии 29 поступает в устройство 8 управления сигнал 30 готовности.

Устройство управления по сигналу

30 готовности формирует сигнал 31

45 записи информации в буферный регистр

7, а также транслирует готовность в четвертую линию магистрали и сбрасывает сигнал 25 разрешения работы.

Контроллер 9 по получении сигнала 30 готовности подает в пятую линию магистрали тактовые сигналы 20, при помощи которых информация из буферного регистра 7 универсального интерфейса 6 выводится в четвертую линию магистрали и поступает через контроллер 9 в модем 10, откуда в кодированном виде подается на первую и вторую жилы каротажного кабеля.

5 !122995 прибора. Третья жила кабеля подключена к третьему проводу магистрали.

Измерительные модули подключаются к третьей жиле через коммутирующий элемент 5. Четвертая линия подключена к выходу команд и входам

"Готовность" и "Данные" контроллера. Универсальные интерфейсы 6 (фиг.2) подключены к четвертой линии магистрали входами, выходами буфер- !О ного регистра 7 и выходами готовности устройств 8 управления. Пятая линия магистрали подключена к выходу тактировки контроллера 9 и к входам тактировки буферных регистров 7, Шестая линия магистрали подключена к выходу контроллера 9 и к устройствам 8 управления универсальных интерфейсов 6. Седьмая линия является общей для цифровых сиг- 2п напов.

В состав модуля управления входит модем 10, подключенный цифровым выходом 1! и входом 12 к контроллеру 9 и входом к кварцевому генера- р5 тору 13. Кварцевый генератор, кроме того, подключен к контроллеру 9. В состав модуля управления включены также универсальный интерфейс 6 и служебные датчики 14. Универсальный интерфейс 6 состоит из буферного регистра 7,дешифратора 15 команды

- и устройства 8 управления. В состав измерительных модулей входят кроме универсальных интерфейсов 6 и каротажных устройств 16 и 17 индивиду35 альиые устройства, Так, например, первый измерительный модуль имеет коммутирующий элемент 5, подключаю-, aWA каротажное устройство к третьей линии магистрали. Через коммутирующий элемент 5 могут быть з.апитаны электромеханические устройства напряжением специальной формы. Во втором измерительном модуле каротажное устройство подключено к первой и вто рой жилам кабеля через .трансформатор. С помощью такого подключения сигналы АК, ИНК, ЯМК могут быть переданы в наземную часть телеметрической системы. В концевой заглушке установлены нагрузочные сопротив. ления 18, подключенные к четвертой, пятой, шестой и седьмой линиям магистрали.

Скважинная часть телесистемы работает следующим образом.

Сигнал, поступающий с первой и второй жил кабеля, снимается с вторичной! 122995

При поступлении следующей коман-ды из каротажного кабеля контроллер модуля управления сбрасывает сигнал 22 управления на шестой линии магистрали в "О." и подготавливает универсальные интерфейсы 6 к приему этой команды.

Предлагаемая телеметрическая система рассчитана в,первую очередь для исследования нефтяных и газовых скважин модульной аппаратур ой, содержащей бол ьш о е чи сл о д атчиков и общий охранный кожух. Хе14 IB г8 лесистема может быть применена в качестве унифицированной для аппаратурных комплексов, ориентированных на исследование нефтяных, га3 о:Вы x, p yдн ы х» t у Г ол ь ны х с к в аж и н .

Технико — экономическая эффективность при внедрении предлагаемой телеметрической системы дости10 raeтся путем унификации скважинной аппаратуры, сокращения затрат на разработку отдельных модулей и модульных приборов.

1 122995

Гвпт5нссяь, Такт 9поо5ление Яемяя

Данные

Такт. Z0 пра5ление ГЯ

Редактор A.Ìoòbëü

Заказ 8134/38 Тир аж 710 Подписное

В!!ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1!3035, Москва, Ж-35, Раушская наб.,д.4!5

Филиал ППП Патент, r.Ужгород, ул.Проектная, Гцтодмс ть, Даниые

Со ставит ел ь Н. )Куравлев а

Техред Т.Фанта Корректор И.Леонтюк

Телеметрическая система для каротажа скважин Телеметрическая система для каротажа скважин Телеметрическая система для каротажа скважин Телеметрическая система для каротажа скважин Телеметрическая система для каротажа скважин Телеметрическая система для каротажа скважин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области геофизики, в частности к области экологических исследований, и может быть использовано при поиске утечек и зон загрязнения земли и водоносных слоев продуктами переработки нефти

Изобретение относится к сейсмологии, в частности к прогнозированию землетрясений, и может быть использовано при создании систем прогнозирования землетрясений и управления перераспределением упругой энергии в земной коре

Изобретение относится к области геологоразведочных работ, а именно к способам поиска нефтяных и газовых месторождений

Изобретение относится к области геофизики и предназначено для использования в службах прогнозирования землетрясений, тектонических и техногенных подвижек

Изобретение относится к геологии и может быть использовано при определении динамики распределения напряженно-деформированного состояния верхней части массива горных пород

Изобретение относится к поиску и разведке различных типов месторождений полезных ископаемых, в частности нефтяных залежей, что по собственному излучению

Изобретение относится к геолого-геохимическим способам поисков рудных месторождений и может быть использовано для поисков золоторудных объектов любого масштаба как на слабо изученных и перекрытых осадочным чехлом территориях рудных районов, узлов и полей, так и при ревизии рудных месторождений

Изобретение относится к нефтяной геологии и может быть использовано для получения максимально возможной информации о продуктивности и контурах исследуемого объекта бурением одной-двух скважин с применением геофизических методов, в частности поверхностных сейсморазведочных работ, электрокаротажа и скважинных методов сейсморазведки
Наверх