Подшипник скольжения

 

ПОдаПШНИК СКОЛЬЖЕНИЯ,-содерж щий корпус, крьппку и размещенный в них разъемный вкладыш, в антифрикционном слое верхнего Полувкладьппа которого выполнено впускное отверс-ч тие для смазки, сообщающееся посредством канала с трубопроводом подачи смазки, отличающийся тем, что, с целью вышення надежности , трубопровод, подачи смазки размещен в теле корпуса, д. канал сообщения его с впускным отверстием образован канавкой, выполненной в теле верхнего полувкладыша, и нерабочей поверхностью антифрикционного слоя. (Л с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУВЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР по делАм изоБРетений и ОтнРытий (21 ) 3485372/25-.27 (22) 24 ° 08.82 (46) 15. 11.84. Бюл. и 42 (72) Г.А.Максимов, Ю.Е.Верхотуров, В.М.Иумков, В.К.Спрогис и Л.И.Половникова (71) Специальное проектно-конструкторское и технологическое. бюро тяжелого электромашиностроения Лысьвенского турбогенераторного завода (53) 621.822.5(088.8) (56) 1. Чернавский С.А. Подшипники

-скольжения. М., Машгиз, 1963, с. 177, фиг. 54.

2. Летали машин. Экспрессинформация, Р 48, декабрь 1977, с . 10-20, (прототип).

„„Я0„„1124137 А уд F 16 С 17/02 Н 02 К 5/00 (54) (57) IIOgg!IHIIHHK СКОЛЬЖЕНИЯ, - содер-. жащий корпус, крышку и размещенный в них разъемный вкладыш, в антифрик-. ционном слое верхнего. полувкладыша которого выполнено впускное отверс-

r тие для смазки, сообщающееся пос- редством канала с трубопроводом подачи смазки, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью вышения на- дежности, трубопровод подачи смазки размещен в теле корпуса, а канал сообщения его с впускным отверстием образован канавкой, выполненной в теле верхнего полувкладыша, и нерабочей поверхностью антифрикционного слоя.

1 11241

Изобретение относится к машиностроению и.может быть использовано в конструкциях высокооборотных ротор ных машин с горизонтальным валом, например, электрических.

Известен подшипник скольжения с

5 циркуляционной смазкой под давлением, включающий корпус, в котооом на опоре установлен вкладьпп, внутренняя поверхность которого покрыта анти!

О фрикционным слоем, полученным заливкой баббитом. В антифрикционном слое верхней половины вкладыша выполнен карман, На торцах корпуса подшипника закреплены лабиринтные уплотнения ° 1

Подача масла во вкладыш производится через отверстие в нижней половине вкладыша, сообщающееся с карманом.

Масло, в этом случае, сливается из торцов вкладыша подшипника в масляную ванну, откуда стекает в сливную трубу маслопровода 1).

Однако в таком подшипнике масло вытекает по его торцам, что особенно нежелательно в быстроходных.электрических машинах, где помимо высокого давления подаваемого в подшипник маслы вытеканию способствуют воздушные струи сильной вентиляции внутри машины, которые создают подсос масла внутрь машины, снижая ее эксплуата30 ционную надежность, Лабиринтные же уплотнения, в основе принципа действия которых лежит непрерывное движение масляного тумана вдоль лабиринта, не могут полностью исключить утечку масла из подшипника.

Известен также подшипник, в котором циркуляция масла обеспечивается тем, что во вкладышах под антифрикционным слоем выполнена камера, сообщающаяся с отверстием в антифрикционном слое и с отверстием подающего воздухопровода, закрепленного в корпусе. Камера используется для изменения прогиба эластичного антифрикционного слоя изменением давления воздуха в камере Г2 3.

Недостатком этого устройства является то, что оно не позволяет производить ревизию или замену вкладышей без разборки подающего воздухопровода, т.е. не обеспечивает удобства в эксплуатации 2 ).

Цель изобретения — повышение надежности путем обеспечения возможности пройзводить ревизию или замену вкладьппа подшипника без разборки подающего маслопронода.

37 2

Поставленная цель достигается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем корпус, крьппку и размеЙенный в них разъемный вкладыш, в антифрикционном слое верхнего полувкладыша которого выполнено впускное отверстие для смазки, сообщающееся посредством канала с трубопроводом подачи смазки, последний размещен в теле корпуса, а канал сообщения его с. впускным отверстием образован канавкой, выполненной в теле верхнего полувкладыша, и нерабочей поверхностью антифрикционного слоя.

На фиг. 1 показан подшипник, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез.

Стояковый подшипник состоит из корпуса, в который входит стояк 1 и крышка 2. Основным элементом подшипника является вкладыш, разрезанный по образующей на две половинки

3 и 4, Вкладыш опирается на две шаровые опоры корпуса и может занимать положение в своих гнездах соответственйо прогибу или перекосу вала 5.

Внутренняя поверхность вкладыша, охватывающая цапфу вала 5 выполнена в виде тонкостенных биметаллических вставок 6 и 7. В верхнем полувкладьппе 3 имеется канал 8, сообщающийся с карманом 9 через впускное отверстие 10, расположенное в области наименьшего давления цапфы вала 5 на подшипник. Карман 9 во вставках

6 и 7 выполнен так, что о» в верхней вставке 6 располагается полностью, а в нижней вставке 7 — частично.

Протяженность кармана 9 по дуге составляет около 220-230 . В нижней части кармана 9, раоположенной в нижнем полувкладыше 4, выполнено выходное отверстие 11. К торцам вкладыша прикреплены с возможностью создания кольцевой полости 12 крышки 13, соз- дающие с валом 5 бесконтактные щелевые уплотнения. Для повьпшения их эффективности одновременно на валу 5 и на крышках 13 выполнены кольцевые канавки 14 и 15. Торцы корпуса подшипника закрыты с образованием кольцевой полости 16 крышками 17, представляющими собой лабиринтные уплотнерия гребешкового типа. Гребешки

18 установлены в корпусе крышки, а кромки гребешков 18 заострены фасками, направленными навстречу потоку истекающего масляного пара. В местах возможного скопления масла {в нижних

3 11 точках) выполнены дренажные отверстия 19-22. Корпус подшипника имеет масляную ванну 23, сообщающуюся со сливной трубой маслопровода, а вал снабжен маслоотражательными выступами 24 и 25. В нижней половине

4 вкладыша выполнено отверстие 26 подающего маслопровода.

При работе описанного подшипника масло от насоса через отверстие 26 поступает в канал 8, а оттуда через впускное отверстие 10 в карман 9.

Часть этого масла, увлекаемая вращающимся валом 5, преобразуется в масляную пленку, которая, отработав, собирается в нижней части кармана 9 и выводится через выходное отверстие

11 в масляную ванну 23. Другая часть служит лишь для охлаждения, поэтому, омыв цапну вала 5, сразу же выводится через выходное отверстие 11 в масляную ванну 23. Часть масла (малая), 24137 4 вытекающая с торцов вкладьппа, сбрасывается н кольцевую полость 12 с помощью отражательного выступа 24 и стекает через отверстие 20 в масляную ванну 23.

Предложенная конструкция подшипника скольжения позволяет связать в единое целое (помимо корпуса и нижнего полувкладыша) через канал еще и верхний полувкладьпп и этим обеспечить поступление масла в зазор между поверхностями вала и вкладьппа из верхней части вкладыша, Это дает.возможность поднять гидростатическое давле1 ние на входе в зазор, что позволяет повысить грузонесущую способность и эксплуатационную надежность подшипника. Кроме того, такая конструкция позволяет производить ревизию или замену вкладьппей без разборки подающего воздухопровода, что обеспечивает удобство в эксплуатации.

1124137

Составитель Б.Моисеева

Редактор К.Волог ук Техред Т. Фанта Корректор A.Îáðó÷àð

Заказ 8257/30 Тираж 771 Подписное

ВНИИПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автомобиле- и машиностроения

Изобретение относится к подшипникам скольжения прокатного стана

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных подшипниках скольжения с разрезной конструкцией вкладыша для турбореагентов тепловых электростанций

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в опорах или направляющих валов механизмов

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в опорах или направляющих валов механизмов

Изобретение относится к подшипникам скольжения

Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано для изготовления самосмазывающихся подшипников скольжения

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для шарнирных соединений и опор скольжения, работающих в возвратно-вращательном режиме
Наверх