Источник сейсмических сигналов

 

1. ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ, содержащий транспортное средство, включающее ходовую часть с пассивными полозьями, возбудитель вибраций с жестко связашной с ним опорной плитой, гидропривод и устройство виброизоляции, о т л и ч аю щ и и с-я тем, что, с целью упрощения конструкции и снижения металлоемкости , опорная плита выполнена в виде излучающего полоза с клиновидной передней частью, снабженной отвалами, установленными оппозитно под углом один к другому с вершиной, . направленной в сторону движения, причем излучающий полоз расположен впереди пассивных полозьев и его ширина превышает ширину транспортного средства. 2. Источник сигналов по п. I, отличающийся тем, что отвалы нижними частями жестко связаны с клиновидной частью полоза, а верхними установлены с возможностью поперечного перемещения и подпружинены в этом направлении.

СОЮЗ СОЕЕТСНИХ

COUWI

РЕСПУБЛИН зв G 01 V 1/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3588490/24-25 (2?) 03.05.83 (46) 23.21.84. Бюл.В 43 (72) А. С.Шагинян, А. Г.Асан-Джалалов, А,А.Певнев, А.П.Андросенко и А.С.дикун (71)Специальное конструкторское бюро сейсмической техники (53) 550.83(088.8) (56) 1. Патент США У 3306391, кл. 182-05, опублик. 1967.

2. Авторское свидетельство СССР

22 894636, кл. G 01 V I/02, 1980.

3. Авторское свидетельство СССР

22- 868668, кл. G Ol Ч 1/02, 1980.

4. Авторское свидетельство СССР по заявке 22 3506254/18-25, кл. С 01 V 1/02, 1982 (прототип). (54) (57) 1. ИСТОЧНИК СЕЙС22ИЧЕСКИХ

СИГНАЛОВ, содержащий транспортное средство, включающее ходовую часть с пассивными полозьями, возбудитель,SU„„

А вибраций с жестко связанной с ним опорной плитой, гидропривод и устройство виброиэоляции, о т л и ч аю щ и и с. я тем, что, с целью упрощения конструкции и снижения металлоемкости, опорная плита выполнена в виде излучающего полоза с клиновидной передней частью, снабженной отвалами, установленными оппозитно под углом один к другому с вершиной, направленной в сторону движения, причем излучающий полоз расположен впереди пассивных полозьев и его ширина превышает ширину транспортного средства.

2. Источник сигналов по п. I отличающийсятем, что отвалы нижними частями жестко связаны с клиновидной частью полоза, а верхними установленьг с возможностью поперечного перемещения и подпружинены в этом направлении.

1 ll25567 2

Изобретение относится к сейсмической разведке, а именно к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов в грунте, и может быть использовано при поисках и разведке месторождений полезных ископаемых с помощью вибрационпых источников сейсмических сигналов с злектрогидравлическим приводом1

Известен источник сейсмических tp сигналов, содержащий транспортное средство, опорную плиту для связи с поверхностью грунта, возбудитель вибраций с электрогидравличеЮким управле,нием, гидроцилиндр которого выполнен в реактивной массе, а плунжер связан через раму с опорной плитой для передачи последней колебаний, и подъемное устройство, соединяющее опорную пли-. ту с транспортным средством для подъе gp ма плиты с поверхности грунта в транспортное положение и прижатия плиты к грунту усилием по крайней мере части массы транспортного средства. 25

Подъемное устройство служит для подт,ема опорной плиты при передвижении источника, опускания ее на грунт в рабочем положении, приложения части массы транспортного средства к опорной плите и состоит иэ направляющих колонн, устройства виброизоляции, соединяющего нижние. концы колонн с опорной плитой, подшипниковых узлов„ через которые проходят колонны, жестко связанные с транспортным

35 средством, гидроцилиндров, соединяющих колонны с транспортным средством для подъема и опускания колонн относительно транспортного средства, и устройства синхронизации движения

40 колонн (1) .

Недостатком источника является то, что он не позволяет вести подготовку поверхности сейсмического профиля, т.е. не позволяет совместить

45 операции перемещения на новую точку и подготовку поверхности сейсмического профиля, что увеличивает затраты времени сейсморазведочных работ и их трудоемкость.

Известен также источник сейсмических сигналов, содержащий транспортное средство, выполненное в виде закрытого кузова, закрепленного на раме, возбудителя вибраций с электро 55 гидравлическим приводом и ходовой части, выполненной в виде полозьев, жестко связанных с возбудителем вибраций. Полозья являются одновременHG излучателями сейсмической энергии.

Между рамой и кодовой частью источника размещены устройства виброиэоляции и стабилизации. Электрогидравлический привод возбуждает возбудитель вибраций, который через жестко связанные с ним полозья передает колебания в грунт ° Устройство виброиэоляции изолирует кузов источника от вибрации(2).

Недостатком источника является то, что он не позволяет вести подготовку поверхности сейсмического профиля, т.е не позволяет совместить операции перемещения его по сейсмическому профилю с одновременным возбуждением сейсмических сигналов и подготовку поверхности сейсмического профиля. Раздельные подготовка поверхности сейсмического профиля и возбуждение сейсмических сигналов увеличивают затраты времени сейсморазведочных работ и, как следствие, их трудоемкость.

Известен также источник сейсмических сигналов, состоящий иэ прицепного

Iтранспортного средства, выполненного в виде закрытого кузова, установленного на раму, и ходовой части, образованной активными и пассивными полозьями, На раме установлены блоки гидропитания и управления. Возбудитель вибраций через соединительное устройство жестко связан с опирающимися на грунт активными полозьями, совмещенными по колее с пассивными полозьями. Активные полозья связаны с пассивными полозьями при помощи шарниров. Между активными полозьями и рамой ходовой части установлены виброиэолирующие устройства„ выполненные с воэможностью регулирования усилия между рамой и полозьями. Для предотвращения перемещения рамы кузова относительно ходовой части в горизонтальной плоскости между ними установлены стабилизирующие элементы, представляющие собой стержневую систему с кинематическими парами, а виброопоры служат для развязки ходовсй части от кузова (3) .

Недостатком источника является необходимость предварительной подготовки сейсмического профиля для улучшения контакта его активных полозьев с сейсмическим профилем.

Разделение операций предварительной подготовки поверхности сейсмического профиля и излучения сейсмической

l !25

20 состоит из прицепного транспортного средства 1, выполненного в виде закрытого кузова 2, установленного на раму 3, и ходовой части, образован 50 ной излучающим полозом 4 с его клиновидной передней частью 5 и пассивными(дополнительными) полозьями

6. На раме 3 установлены блоки 7 гидропитания и управления 8. 55

Возбудитель 9 вибраций(фиг. 1 и 2) состоит из реактивной массы 10, в осевом отверстии которой установлен энергии источником повышает затраты времени на выполняемые работы, что

Приводит к повышению трудоемкости сейсморазведочных работ.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является источник сейсмических сигналов, содержащий транспортное средство, включающее ходовую часть с пассивными полозьями, возбудитель вибраций с жестко связанной с ним опорной плитой, гидропривод и устройство виброизоляции. Впереди ходовой части размещено устройство подготовки поверхности j4) .

Недостатками устройства являются мощность и большая металлоемкость.

Дель изобретения — упрощение конструкции и снижение металлоемкости.

Поставленная цель достигается тем, что в источнике сейсмических сигналов, содержащем транспортное средство, включающее ходовую часть с пассивными полозьями, возбудитель вибраций с жестко связаннои с ним 25 опорной плитой, гидропривод и устройство виброизоляции, опорная плита выполнена в виде излучающего полоза с клиновидной передней частью, снабженной отвалами, установленными оппозитно под углом один к другому

30 с вершиной, направленной в сторону движения, причем излучающий полоз расположен впереди пассивных полозьев и его ширина превышает ширину транспортного средства. 35

Кроме того, отвалы нижними частями жестко связаны с клиновидной частью полоза, а верхними установленны с возможностью поперечного перемещения и подпружинены в этом направле-40 нии.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство,.общий вид; на фиг. 2— разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 сечение Б-Б на фиг. 2. 45

Источник сейсмических сигналов

567 4 шток 1! и гидроусилителя 12. Шток

1! нижним своим концом жестко связан с полозом 4, а верхним — с крестовиной 13, которая жестко связана со стойками 14, а последние в свою очередь своими противоположными концами жестко связаны с излучающим полозом

4. Излучающий полоз 4 имеет клиновидную часть 5, с которой жестко связаны нижними своими частями отвалы 15.

Верхние части отвалов 15 выступают под поверхностью полоза 4.

Между полозом 4 и рамой 3 установ" лены виброизолирующие устройства 16 (например, пневмоопоры), попарно связанные между собой коробчатообразными корпусами 17, на которых установлены колонны 18, расположенные с возможностью осевого перемещения во втулках 19, жестко связанных с рамой 3. Между коробчатообразными корпусами 17 на колоннах 18 установлены упругие элементы 20. Виброизолирующие устройства !6 выполнены с возможностью регулирования усилия между корпусами 17 и полозом 4 °

С целью предотвращения перемещения рамы 3 относительно полоза 4 и жестко связанного с ним возбудителя 9 вибраций в горизонтальной

l плоскости между ними установлены стабилизирующие тяги 21 одними своими концами шарнирно связанные с коробчатообраэными корпусами 17, а противоположными через кронштейны

22 шарнирно связанные с полозом 4.

Колонны 18 в верхней своей части имеют утолщения 23, ограничивающие перемещение рамы 3 в вертикальном направлении.

К раме 3 в задней ее части присоединены кронштейны 24, а к пассивным полозьям 6 — кронштейны

25, которые попарно соединены между собой осями 26. В средней части рамы 3 выполнено окно 27, в котором расположен возбудитель 9 вибраций.

К передней части рамы 3 шарнирно присоединен прицепной кронштейн

28 с пружиной 29, которая одним своим концом связана с прицепным кронштейном 28, а противоположным .с рамой 3.

Связь концов стабилизирующих тяг 21 с коробчатообразными корпусами 17 осуществляется через кронштены 30, жестко связанные с корпусами 17. Верхние части отвалов 15

1125567 6 контактируют с плоскими пружинами

31, которые противоположными концами посредством болтов 32 жестко соединены с клиновидной частью 5 полоза 4. 5

Источник сейсмических сигналов работает следующим образом.

Прицепным кронштейном источник подсоединяется к тягачу(не показан).

Пружина 29 облегчает подъем и опус- !11 кание кронштейна 28, что упрощает подсоединение источника к тягачу.

Тягач(не показан) начинает движение по сейсмическому профилю, и вместе с ним движется по сейсмическому профилю источник сейсмических . сигналов.

В процессе движения по сейсмическому профилю он своим полозом 4, Ширина которого не менее ширины 20 устройства, готовит поверхность сейсмического профиля. Отвалы 15, установленные на клиновидной части 5 полоза 4 под углом один к другому, срезают неровности микрорельефа ( кочки, снежные бугры, засыпают ямы, образованные от ходовой части тягача, работающего на профиле обслуживающего персонала и т.д.) . Поверхность сейсмического профиля выравнивается, при этом обеспечивается полный контакт полоза 4 с сейсмическим профилем, и при передаче механических нагрузок грунту в процессе проведения сеанса развертки мини.мально искажается передаваемый сейсмический сигнал, что повышает сейсмическую эффективность сейсмической разведки.

Одновременно в процессе движения устройства по команде с сейсмостанции(не показана) производится сеанс развертки, при котором электрические сигналы по определенному закону поступают в гидроусилитель 12, который преобразовывает электрические сигналы в гидравлические. Под действием гидравлических сигналов реактивная масса 10 возбудителя 9 вибраций начинает колебаться с заданной частотой и амплитудой. Колебания воз- о будителл 9 вибраций через шток 11, крестовину 13 и колонны 14 передаются полозу 4, а через него — в грунт.

Блок гидропитания 7 питает возбудитель вибраций гидравлической энергией, а блок 8 управления управляет процессом работы возбудителя 9 вибраций. Виброизолирующие устройства 16. гасят колебания возбудителя 9 вибраций и не передают их на раму 3 и устрновленный на ней кузов 2.

В процессе сеанса развертки уси— лие виброизолирующих устройств 16 увеличивается и рама 3 вместе с установленными на ней кузовом 2, блоками гидропитания 7 и управления 8 через упругие элементы 20 приподнимаются над поверхностьЮ грунта, скользя своими втулками 19 по колоннам 18, жестко связанными попарно с коробчатообразными. корпусами 17. Утолщения 23 колонны ограничивают перемещения. рамы

3 вверх.

В процессе подъема рамы 3 над поверхностью грунта шарнирно связанные с рамой 3 через кронштейны 24 и 25 и оси 26 пассивные полозья 6 отрываются от грунта и прицепное устройствi I скользит по сейсмическому профилю на полозе 4.

В процессе отрыва от грунта пассивных полозьев 6 полоз 4 прижимается к грунту взвешенной массой, при этом через прицепное устройство 28 используется для статического поджатия к грунту полоза 4 часть масся тягача (не показан). Использование в устройстве для статического поджатия полоза

4 к грунту части массы тягача (не показан)позволяет на эту же величину уменьшить массу прицепного транспортного средства 1 и устройства в целом.

С целью предотвращения перемещения рамы 3 относительно полоза 4 и жестко связанного с ним возбудителя 9 вибраций, а также обеспечения перемещения полоза 4 вместе с рамой 3, между полозом 4 и рамой 3 установлены стабилизирующие тяги 21. Одни концы стабилизирующих тяг 21 через кронштейны 30 шарнирно связаны с коробчатыми корпусами 17, а противоположные их концы через кронштейны 22 шарнирно связаны с полозом 4. Изменяя длину стабилизирующих тяг 21, устанавливают с равномерным зазором возбудитель 9 вибраций в окне 27 рамы 3.

Отвалы 15 установлены на клиновидной части 5 полоза 4 таким образом, что нижние части отвалов жестко связаны с полозом 4, а верхние их части выступают на поверхностью полоза и подпружинены плоскими пружинами 31, жестко связанными с полозом 4 болтами

32, Во время движения прицепного устройства 1 и вместе с ним полоза 4 отвалы 15 своими нижними частями

11255б7 срезают неровности микрорельефа и раздвигают своими верхними частями срезанный с профиля грунт в стороны за колею устройства. В процессе движения срезанный грунт преемещается 5 отвалами 15 вперед и в сторону и при этом засыпает имеющиеся не сейсмическом профиле неровности. Во время колебания возбудителя вибраций вместе с ним колеблется полоз 4 и жестко 10 связанные с ним отвалы 15.Колебания отвалов 15 значительно уменьшают налипание на их боковую поверх,ность снега, льда, грунта и т.д., тем самым уменьшая тяговые 15 сопротивления прицепного транспортного средства 1. Выступающие над полозом 4 отвалы 15 предотвращают попада- ние на верхнюю часть полоза 4 срезанного с профиг.я грунта, снега и льда. щ

Пружины .31 уменьшают амплитуду. колебаний верхних частей отвалов 15, а также служат дополнительными упругими опорами, что повышает их надежность и долговечность. 25

Клиновидная форма излучающего полоза и снабжение его отвалами позволяет вести подготовку поверхности сейсмического профиля без применения доIIoJIHHTeJIbHblx MexaHëçìîB и устройств 30 использовать в качестве статической массы поджатия излучающего полоза часть массы тягача, уменьшить сопротивление перемещению источника, что в конечном итоге уменьшает его металлоемкость и упрощает конструкцию °

В предлагаемом источнике сейсмических сигналов с известным механиз" мом прижатия излучающего элемента к профилю излучающий элемент может приподниматься при необходимости в транспортное положение, при этом подготовка поверхности может осуществляться только в рабочих положениях.

Перегрузки, обусловленные жесткой связью узла подготовки профиля с излучающим элементом, отрицательных воздействий не оказывают, так как масса снега, расположенная на поверхностях отвалов, благоприятствует лучшему контакту излучающего элемента с сейсморазведочным профилем(увеличивая силу статического прйжатия излучающего полоза к сейсморазведочному профилю) .

Применение изобретения позволит упростить конструкцию источников, обеспечивающих подготовку поверхности сейсмического профиля, и уменьшить их металлоемкость.

1125567

Составитель Н.Чихладзе

Корректор M,Ëåoíòþê

Редактор О.Бугир Техред 3,,Палий

Заказ 8534/34 Тираж 710 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытии

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород ул. Проектная, 4

Источник сейсмических сигналов Источник сейсмических сигналов Источник сейсмических сигналов Источник сейсмических сигналов Источник сейсмических сигналов Источник сейсмических сигналов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническим средствам сейсморазведки и может быть использовано в вибрационных технологических установках

Изобретение относится к области технической гидроакустики и, в частности, к активным гидроакустическим системам, предназначенным для исследования промыслового шельфа на нефть и газ, определения места установки буровой вышки, для обнаружения подводных объектов и классификации их в реальном масштабе времени, для создания имитирующего акустического поля при калибровке и аттестации среды и шумящих объектов, для мониторинга разрабатываемых месторождений и рыбных запасов океана

Изобретение относится к средствам сейсмической разведки и может быть использовано в качестве источника сейсмических сигналов

Изобретение относится к сейсморазведке, а точнее к системам для ведения полевых сейсморазведочных работ

Изобретение относится к области электромагнитных приводов, предназначенных для создания импульсных усилий в невзрывных источниках сейсмических сигналов, используемых при сейсморазведочных работах, и может применяться в других случаях, когда на рабочее тело необходимо создавать кратковременные силовые воздействия
Наверх