Устройство для защиты электродвигателя от перегрева

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАДОШ ЭЖКТРОДВИГАТЁЛЯ ОТ ЙЕРЕГРЕВА, содержащее тиристорный ключ, включенный парап-/ лельно кнопке Пуск через зам|акающий слаботочный контакт магнитного пускателя, в цетш питания катушки которого включена указанная кнопка Пуск, термодатчики, размещенные на лрбовых частях обмотки статора, и стабилизированнь источник постоян- . ного тока, выполненный на основе дополнительной обмотки, намотанной на катушку магнитного пускателя, к которой подключен выпрямительный мост, к выходной диагонали которого подключены стабилитрон и балластный резистор, соединенный с анодом стабилитрона, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью пов1%1ения надежности путем обеспечения четкости запирания тиристорного ключа при возникновении перегрева электродвигателя , термодатчики, в качестве которых использованы позисторы, подключены через вновь введенный дополнитель. (Л ный замыкаю1ций слаботочный контакт магнитного пусТкатёля между другим выводом бапластиого резистора и минусом выпрямительного моста стабипизнрованного источника постоянного тока.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТМЕ ЫТЖ дщ) Н 02 Н 5/04, 7/08 (2l) 3510674/24-.07 (22) 15.11.82 (46) 23.11.84. Бюл. У 43 (72) В.Н.Данилов (7!) Азово-Черноморский институт ме" ханизации сельского хозяйства (53) 621.316 ° 925(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 708458, кл. Н 02 Н 7/08,,1976.

2. Авторское свидетельство СССР .

В 675518, кл.. Н 02 Н 5/04, Н 02 Н 7/08, 1977.

3. Авторское свидетельство СССР

9 525197, кл. Н 02 Н 7/08, 1974. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 0Т ПЕРЕГРЕВА, содержащее тнристорный ключ, включенный парал-, лельно кнопке "Пуск" через замыкающий слаботочный контакт магнитного пускателя, в цени питания катушки ко торого включена указанная кнопка

"Пуск", термодатчики, размещенные на лобовьщ частях обмотки статора, и стабилизированный источник постоянного тока, выполненный на основе дополнительной обмотки, намотанной на катушку магнитного пускателя, к которой подключен выпрямительный мост, к выходной диагонали которого подключены стабилитрон и балластный резистор, соединенный с анодом стабнлитрона, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьЪения надежности путем обеспечения четкости saпирания тиристорного ключа при возникновении перегрева электродвигателя, термодатчики, в качестве которых использованы поэисторы, подключе- Е . а ны через вновь введенный дополнитель ный замыкающий слаботочный контакт магнитного пускателя между другим выводом балластного резистора и минусом выпрямительного моста стабилизированного.источника постоянного тока.

1 I l 256

Изобретение относится к области защиты от аварийных режимов электродвигателей,.работающих в промышленности и сельском хозяйстве.

Известно устройство для защиты электродвигателя от перегрузки и тока короткого замыкания, в котором термодагчики с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления (ТКС) включены в цепь управляющего 10 перехода тиристора. При перегрузке

4 электродвигателя его температура овышается, сопротивление термодатчиков уменьшается, срабатывает тиристор, вызывая отключение электродвигателя Ц .

Вследствие того, что характеристика термодатчика подчинается экспоненциальному закону, а параметры срабатывания тиристора имеют разброс, для увеличения крутизны управляющего сигнала между термодатМнками и тнристором:включен усилитель, что усложняет устройство. Кроме того, зключение термодатчиков параллельно 25 стабилнтрону перегружает поаледний при перегреве электродвигателя>

Это отражается на напряжений питания усилителя и в некоторых случаях защитное устройство вообще может не

36 сработать.

Известно устройство для темпе ратурной защиты электродвигателя, в котором термодатчики с положительным ТКС (поэисторы) включены через промежуточный усилитель s цепь управ-З5 аяющего перехода тиристора. Питание промежуточного усилителя осуществляется-от дополнительных обмоток, имею. щих индуктивную связь с обмотками фаэ сети. При перегреве электродви- 4О гателя сонро".явление нозисторов возрастает, транзисторы (один или два) закрываются, управляющий переход тиристора обесточивается, тиристор закрывается, что вызывает отключение электродвигателя (2. .

Недостатком данной схемы является неустойчивый режим работы ти" ристора вследствие нерелейности характеристики позисторов и иерелейно-. 50 го закрытия транзисторов. Это может привести к дребеэгу магнитного пускателя, подгоранию его контактов, дополнительному перегреву электродвигателя и пробою тиристора. Ф

Йаиболее близким по технической сущности к изобретению является уст. ройство для защиты электродвигателя

97 2 от перегрева, содержащее тиристорный ключ, включенный параллельно кнопке "Пуск™ кнопочной станции через замыкающий слаботочный контакт магнитного пускателя, термодатчики с отрицательным ТКС, размещенные на лобовых частях обмотки статора, н стабилизированный источник постоянного тока, выполненный на основе дополнительной обмотки, намотанной на катушку, магнитного пускателя, выпрямнтельного моста, стабилитрона, балластного резистора, включенного между минусом выпрямительного моста н .анодом стабилнтрона и сглаживающего конденсатора (3J.

Однако известное устройство не обеспечивает необходимого уровня надежности при работе в зоне срабатывания защиты, так как в нем имеет место неустойчивый режим работы тнристора тиристорного. ключа. Тиристор запирается нечетко, ток через катушку магнитного пускателя то прорывается, то появляется вновь. Пропускается один — трн периода и пускатель, не успев отключиться в силу своей инерционности, вновь подключается к сети. При вибрации силовых контактов пускателя возникает электрическая дуга, оплавляющая контакты. Возможно даже их, сваривание, слеДователь.но, в динамической режиме работают пУскатель н электродвигатель с отрицательным эффектами: возникают перенапряжения в цепи катушки тиристорного ключа и обмотках статора, двигатель греется не только вследствие технологической перегрузки, но и вследствие повышенного скольжения ротора. Перенапряжения могут вывести из строя обмотку статора электродвигателя, катушу,магнитного пускателя, тиристорный ключ, работающий на индуктивную нагрузку.

Неустойчивый режим работы тиристора обьясняется тем, что характеристика примененных в качестве термо- . датчиков терморезисторов имеет падающую по закону экспоненты характеристику. Причем в области температур 20-7О С характеристика имеет знао чительную крутизну, а в области срабатывания - тиристорного ключа сопротивление термодатчиков уменьшается в меньшей степени. Положение усугубляется s том случае, если технологическая перегрузка. незначительна и температура электродвигателя повышаегся

3 11 256 медленно. При уменьшении тока управления тиристора увеличивается угол открытия тиристоров. Поэтому в области срабатывания защитного устройства

THgHcTopbl имеют угбл открь1тия 2060, катушка магнитного пускателя чачть времени остается без тока.

Кроме того, недостатком устройства является вибрация магнитного . пускателя, увеличение тока через ка тушку и ее перегрев. Для обеспечения работы тиристара завышают класс тиристора и диодов по напряжению, что удорожает схему защитного уст-. ройства.

Простая замена в защитном устройстве термореэисторов на поэисторы не устраняет эти недостатки из-за того, что реальная характеристика позистора не является релейной, как это г принято считать. Нарастание сопротив-. ления в зоне температуры срабатывания позистора составляет только 250.750) Ом : 5 С = 50-150 Ом/ С. При возрастании температуры на последую". о щие 5 С нарастание сопротивления составляет 5-10 кОм/ С.

Целью изобретения является повышение надежности путЕм обеспечения четкости эапирания тиристорного ключа защитного устройства при возникновении перегрева электродвигателя.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для защиты электродвигателя от перегрева, З5 содержащем тиристорный ключ, включенный параллельно кнопке "Пуск" через замыкающий слаботочный контакт магнитного пускателя, в цепи питания катушки которого включена ука- 40 занная кнопка "Пуск", термодатчики, размещенные.на лобовых частях обмотки статора, и стабилизированный источник постоянного тока, выполненный на .основе дополнительной ., 4> обмотки, намотанной на катушку магнитного пускателя, к которой подключен выпрямительный мост, к выходной диагонали которого подключены стабилитрои и балластный резистор, 50 соединенный с анодом стабилитрона, . термодатчики, в качестве которых использованы позисторы, подключены через вновь введенный дополнительный замыкающий слаботочный контакт 55 магнитного пускателя между другим выводом балластного резистора и минусом выпрямительного моста ста97 4 билизированного источника постоянного тока

На чертеже показана электрическая схема устройства для защиты электродвигателя от перегрева.

Устройство содержит термодатчики I и 2, в качестве которых использованы позисторы и которые включены через замыкающий дополнительный слаботочный контакт 3 последовательно с балластным резистором 4 стабилизированного источника постоянного тока, выполненного на основе. дополнительной обмотки 5, намотанной на катушку 6 магнитного пускателя, ! выпрямительного моста, 7, стабилитрона 8 и конденсатора 9, тиристорный ключ с одним тиристором IO, четырьмя диодами 11-14 и конденсатором 15, вьг ход которого через,замыкающий слаботочный контакт 16 магнитного пускателя подключен параллельно пусковой кнопке 17, соединенной последовательно со стоповой кнопкой 18 и ка— тушкой 6 магнитного пускателя,. а вход, которым является управляющий переход тиристора IO, через резистор

19 — параллельно стабнлитрону 8 и конденсатору 9 стабилизированного источника постоянного тока, электродвигатель 20, подключенный к сети трех" фаэного переменного тока силовыми контактами 21 магнитного пускателя. ,Устройство работает следующим образом.

При нажатии на пусковую кнопку

17 кагушка 6 магнитного пускателя получает питание, замыкаются его силовые контакты 21 и электродвигатель 20 включается в работу. Одновременно в дополнительной обмотке 5, намотанной на катушку 6, наводится

ЭДС, подаваемая на выпрямительиый мост 7, входящий в состав стабилизированного источника постоянного тока. Магнитный пускатель, срабатывая, замыкает также слаботочные контакты 3 и 16. На стабилитроне 8 появляется напряжение, которое подается через. резистор 19, слаботочный контакт 3 и позисторы I и 2 на управляющий-переход тиристора 10 тиристорного ключа. Последний открывается, шунтируя пусковую кнопку 17.

При перегреве обмоток электродвигателя 20 сопротивление позисторов 1 и 2 резко возрастает, происходит пере. распределение потенциалов стабилизированного источника постоянного .

1125697 тока. Ток, протекающий через стабилитрон, и напряжение на нем стано-, вятся практически равны нулю. Тиристор 10 закрывается, катушка 6 обесточивается и электродвигатель 20 отключается от сети. Отключение электродвигателя при его нормальной работе осуществляется нажатием на сто.повую кнопку 18.

Особенностью схемы является вклю- 10 чение позисторов 1 и 2 через замыкающий слаботочный контакт 3 последовательно с балластным резистором 4 стабилизированного источника постоянного гока. 15

Это усиливает релейный эффект исчезновения напряжения на управляющем переходе тиристора 10 за . счет одновременного действия двух факторов: возрастания сопротивления 2р позисторов в зоне температуры срабатывания защиты и стабилизирующего действия стабилитрона 8.

Когда сопротивление позисторов начинает возрастать в зоне срабатыва- 2 иия, т.е. когда характеристика позисторов еще имеет малую крутизну, это практически не отражается на величине напряжения, поступающего со стабилитрона 8 на управляющий переход тиристора 10. При дальнейшем повышении температуры происходит резкое нарастание сопротивления позисторов и исчезновение стабилизирующего действия стабилитрона.

Нри этом передаточные функции познсторов и стабилитрона перемножаются, так как эти звенья в защитном уст» ройстве включены между собой последовательно. Этим достигается фак.

1тически релейное снятие напряжения с управляющего перехода тиристора.

Учитывая возможньф разброс параметров позисторов, стабипитрона и тиристора, для обеспечения абсолютной релейности отключения тиристора при медленном нарастании температуры электродвигателя, для исключения самопроизвольных открытий тиристора, например при повышении напряжения в сети и наличии .остаточного тока через управляющий переход, последовательно с позисторами вКлючен замыкающий слаботочный контакт магнитного пускателя. При перегреве электродвигателя снижается почти до нуля напряжение на стабилитроне, тиристор закрывается, катушка магнитного пускателя обесточивается, размыкающий контакт 3 размыкается, обеспечивая релейное возрастание сопротивления цепи балластного сопротивления 4 и позисторов 1 и 2 до бесконечности ° Это устраняет дребезг магнитного пускателя, повышает надежность защитного устройства и всей электроустановки в целом, значительно увеличивает среднее время безотказной работы устройства при одновременном уменьшении его стоимости.

Предложенное устройство выполнено из малогабирнтных, недефицитных элементов, легко размещается в корпусе любого магнитного пускателя совместно с последним.

1125697

Составитель Л. Васькова

Техред С.Легеза

Корректор М. Розман

Редактор В.Иванова

Подписное

Филиал ППП -"Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Заказ 8553/41 Тираж 613

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж"35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для защиты электродвигателя от перегрева Устройство для защиты электродвигателя от перегрева Устройство для защиты электродвигателя от перегрева Устройство для защиты электродвигателя от перегрева Устройство для защиты электродвигателя от перегрева 

 

Похожие патенты:
Наверх