Прибор для контроля радиального зазора поршневых колец

 

1. ПРИБОР ДЛЯ КОНТРОЛЯ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА ПОРШНЕВЖ КОЛЕЦ, содержащий корпус с базовой плоскостью, калибр, по наружной поверхности выполненньй в виде цилиндра и установленный на базовой плоскости корпуса, источник света,, установленный в корпусе , о тли чающий с я тем, что, с целью повышения точности контроля и расширения технологических возможностей, он снабжен державкой. установленной с возможностью поворота на оси, перпендикулярной базовой плоскости корпуса, кареткой, установленной на державк с возможностью возвратно-поступательного перемещения параллельно базовой плоскости, узлом для закрепления контролируемого поршневого кольца, расположенным на каретке в плоскости ее перемеще| ния, цилиндрическими роликами, контактирующими с наружной поверхностью калибра, внутренняя поверхность калибра вьтолнена в виде двух полуцилиндров , оси которых расположены на равных расстояниях от оси державки, a большая диаметральная ось калибра расположена вдоль направления движё-, (Л ния каретки. 2. Прибор по п. 1, о т л и ч аю щ и и с я тем, что узел для закрепления контролируемого кольца выполнен в виде двух двуплечих рычагов, расположенных с торцов калибра,, и размещенного мелоду ними управляющего 1C механизма. 00 о

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК дц. G 01 В 5/14 з

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОЧНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ,& установленной с возможностью поворота на оси, перпендикулярной базовой плоскости корпуса, кареткой, установ- ленной на державке с возможностью возвратно-поступательного перемеще-. ния параллельно базовой плоскости, узлом для закрепления контролируемого поршневого кольца, расположенным на каретке в плоскости ее перемещеI ния, цилиндрическими роликами, контактирующими с наружной поверхностью калибра, внутренняя поверхность калибра выполнена в виде двух полуци- . линдров, оси которых расположены на . равных расстояниях от оси державки, а большая диаметральная ось калибра расположена вдоль направления движе-, ния каретки.

2. Прибор по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что узел для закрепления контролируемого кольца выполнен в виде двух двуппечих рычагов, расположенных с торцов калибра, и размещенного между ними управляющего механизма. (21) 3624013/25-28 (22) 13.,07.83 (46) 07.12.84. Бюл. В 45 (72) А.И. Опалинский (71) .Одесский конструкторско-техноло« гический институт по поршневым кольцам (53) 531.717.1(088.8) (56) 1. Авторское. свидетельство СССР.

У 62211 кл. G 01 В i 1/14, 1978.

2. Авторское свидетельство СССР

N 301511,.кл. G 01 В 5/14, 1972 (прототип). (54)(57) 1. ПРИБОР ДЛЯ КОНТРОЛЯ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ, со-. держащий корпус с базовой плоскостью,,калибр, по наружной поверхности вы-, полненный в. виде цилиндра и установленный на базовой плоскости корпуса, источник света, установленный в корпусе, отличающийся тем, что, с целью повышения точности контроля и расширения технологических возможностей, он снабжен державкой, Я0„„1128099

f 11280

Изобретение относится к измеритель ной технике и может быть использова- . но для контроля радиального зазора между калибром н разрезным самопружинящим поршневым кольцом, например двигателя внутреннего сгорания.

Известно устройство для контроля радиального зазора поршневых колец с цельным кольцевым калибром, в котором устанавливается контролируемое . 10 кольцо и источник света. В этом устройстве контроль линии прилегания производят в калибре, под которым размещен источник света. Контроли руемые параметры сравниваются с об- 15 разцом просвета Я.

Однако .в этом устройстве введение контролируемого самопружинящего поршневого кольца в цельный кольцевой калибр требует приложения значитель- 20 ных сил для преодоления снл собственной упругости кольца-, а.это приводит к короблению поршневого кольца, его поломкам и к скалыванию ианосостойкого слоя покрытия с его рабочей по- 25 верхности..

Наиболее близким к изобретению является прибор для контроля радиального зазора поршневых колец, содержа-. щий корпус с базовой плоскостью, ка- З0 .либр, по наружной поверхности выполненный в виде цилиндра и установленный на базовой плоскости корпуса, источник света, установленный в корпусе f2) .

Однако известное устройство также приводит к короблению поршневого кольца, его поломке, к скалыванию износостойкого покрытия, к интенсивному износу калибра. В случае конт- 40 роля поршневого кольца с тангенциальным расширителем, имеющим с ним сплошной контакт, известный прибор испольс. зовай быть не может.

Цель изобретения — повышение точ- 45 ности контроля и расширение технологических возможностей.

Эта цель достигается тем,.что прибор для контроля радиального зазора поршневых колец, содержащий кор-50 пус с базовой плоскостью, калибр, по наружной поверхности выполненный в виде цилиндра и установленный на базовой плоскости корпуса., источник света, установленный в корпусе, снаб"55 жен державкой,. установленной с возможностью поворота на оси, перпендикулярной базовой плоскости корпуса, 99 . .2 кареткой, установленной на державке с возможностью возвратно-поступательного перемещения параллельно базовой плоскости, узлом для закрепления конт-. ролируемого поршневого кольца, расположенным .на каретке в плоскости ее перемещения, цилиндрическими роликами, контактирующими с наружной поверхностью калибра, внутренняя поверхность.калибра выполнена в виде двух полуцилиндров, оси которых распойожены на равных расстояниях от оси державки, а большая диаметральная ось .калибра расположены вдоль йаправления движения каретки.

Кроме того, узел для закрепления контролируемого кольца выполнен в виде двух двуплечих рычагов, расположенных с торцов калибра, и размещенного между ними управляющего механизма.

На фиг. 1 изображен предлагаемый прибор для радиального зазора поршневых колец, общий вид; на фиг. 2— то же, вид сверху; на фиг. 3 — сечение А-А на фиг. 1.

Прибор содержит корпус 1 с базовой плоскостью, калибр 2 по наружной.поверхности, выполненный в виде цилиндра и установленный.на базовой плоскости корпуса 1, источник 3 света, установленный в корпусе 1. Прибор снабжен державкой 4; установленной с возможностью поворота на оси, перпендикулярной базовой плоскости корпуса 1, кареткой 5, установленной на державке 4 с возможностью возвратнопоступательного перемещения параллельно базовой плоскости корпуса 1. Для закрепления контролируемого поршневого кольца 6 в устройстве имеется узел закрепления, расположенный на каретке 5 в плоскости ее перемещения.

Узел для закрепления контролируемого поршневого кольца выполнен в виде двух двуплечих рычагов 7, располо1женных с торцов калибра 2 и размещенI ного между ними управляющего механизма 8. Управление узлом для закрепления контролируемого поршневого кольца 6 осуществляется рукояткой 9. Цилиндрические ролики 10 контактируют с .наружной поверхностью калибра 2.

Внутренняя поверхность калибра 2 вы-. полйена в виде двух полуцилиндров, .оси которых расположены на равных расстояниях от оси державки 4, а боль- шая диаметральная ось калибра 2 рас1128 положена вдоль направления двйжения каретки 5. Каретка 5 в своих крайних положениях фиксируется сервопружнной

1-1 с тарированныы усилием, величина которого регулируется винтом 12, установленным на державке 4. Длина двух двухплечих рычагов 7 выбрана таким образом, что они свободно проходят сквозь внутренний диаметр поршневого кольца 6 тогда, .когда оно íà- to ходится в свободном (разжатом под действием собственной упругости) со- . стоянии

Прибор работает следующим образом. 45

Включают источник 3 света. Каретку 5 с помощью рукоятки 9 ус-.анавливают в среднее положение. Контролируемое поршневое. кольцо 6, находящееся в свободном (разжатом) состоянии, ус- 20 танавливают через два двуплечих рычага 7 таким образом что замок оказывается перпендикулярным диаметральной оси Х, а одна иэ ветвей поршневого кольца 6 (левая, фиг, 1) прижата к 25 соответствующему полуцилиндру калибра 2.

После этого каретку 5 с помощью рукоятки 9 переводят в сторону прижатой ветви поршневого кольца. 6. При зО этом левые концы двух двуплечих рычагов 7 под действием управляющего ме-, ханизма 8 разводятся, а каретка 5 с сервопружиной 11 фиксируется в левом положении. Затем рукоятку 9 переводят в правое положение, В начале своего перемещения рукоятка 9 приводит в действие управляющий механизм 8, который сводит левые концы двух дву.плечих рычагов 7, зажимающих левую 4р ветвь поршневого кольца 6. При своем дальнейшем перемещении рукоятка 9, преодолевая усилие сервопружины 1 1, переводит каретку 5 вместе с зажатым поршневым кольцом 6 к правому нолуцилиндру калибра 2. При этом сначала каретка 5 базирует поршневое кольцо

6 в правом полуцилиндре калибра 2, 099 4

1 а затем при дальнейшем своем движении перемещает левую ветвь, зажатую двумя двуплечими рычагами 7, преодолевая силы собственной упругости поршневого кольца 6 (за счет разреза в замке), до тех пор,,пока оно .не принимает номинальную форму, которую оно приняло, будучи помещенным в цельный .кольцевой калибр. Это достигается тем, что усилие сервопружины 11 предварительно регулируют винтом 12 таким образом, что его горизонтальная составляющая имитирует заданную упругость поршневого кольца 6. Затем поворачивают державку 4, калибр 2 с контрагируемым поршневым кольцом 6

0 в цилиндрических роликах 10 на 180 и производят визуальный контроль радиального зазора 5, угла дуги просвета ь, и углового расстояния /) от края просвета до замка, сравнивая их с образцом просвета.

После, этого рукоятку 9 переводят в противоположную. сторону, захватывая двумя двуплечими рычагами 7..проконтрагированную ветвь поршневого кольца 6 и перемещая каретку 5 вместе с поршневым кольцом 6 к противоположному полуцилиндру калибра 2. Затем, как описано, сжимают поршневое кольцо

6 до номинальной формы, поворачивают державку.4 и калибр 2 на 180 и производят визуальный контроль радиального зазора (просвета) второй ветви кольца 6.

Завершив таким образом контроль радиального зазора, каретку 5 с помощью рукоятки 9 устанавливают в исходное (среднее) положение. При этом два двуплечих рычага 7 находятся в. нейтральном положении и поршневое кольцо 6 может быть свободно извлече.но из калибра 2.

Применение предлагаемого прибора позволяет за счет указанной конструкции повысить точность контроля поршневых колец и расширить технологические возможности.

1128099

ВНИИПИ, Закаэ 9015/29 ТиРаи 586 Поддксиое.

Финал ШШ патент", r. Ужгород, уи.Проектная,4

Прибор для контроля радиального зазора поршневых колец Прибор для контроля радиального зазора поршневых колец Прибор для контроля радиального зазора поршневых колец Прибор для контроля радиального зазора поршневых колец 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к области измерений, в частности к контролю положения подкрановых путей в плане преимущественно мостовых кранов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля межцентровых расстояний отверстий в деталях, прошедших механическую обработку

Изобретение относится к техническим измерениям в машиностроении и может быть использовано для измерения зазоров в сопряжениях между подвижной и неподвижной частями изделия, например, в исполнительных гидроцилиндрах при проведении их диагностирования

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении преимущественно для измерения расстояния между перекрещивающимися и пересекающимися осями отверстия и цилиндрической шейки в деталях типа вала и кронштейна

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении преимущественно для измерения расстояний между осями отверстий и их межосевых углов в корпусных деталях

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении, преимущественно для измерения расстояний между осями отверстий и их межосевых углов в корпусных деталях

Изобретение относится к области технологии машиностроения, а также к устройствам для измерения межосевого расстояния отверстий деталей и узлов, а также к средствам обеспечения взаимозаменяемости крупных агрегатов машин
Наверх