Трал для лова рыбы и приспособление для отпугивания рыбы

 

1. Трал для лова рыбы, содержащий крылья, мотню, куток, распорные доски, буксировочные тросы и вставку, образованную продольными канатами, отличающийся тем, что, с целью повышения уловибтости , удобства эксплуатации и снижения аварийности, в нижней части мотни образован вырез, вставка закреплена в вырезе с возможностью ее съема, а на продольных канатах вставки последовательно закреплены приспособления для отпугивания рыбы.

„„SU„„112, А

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

3(51) A 01 К 73/02; A 01 K 79 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 8.,":. .

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Н AQTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2l) 3430142/28-13 .(22) 30.04.82 (46) 15.12.84. Бюл. Р 46 (72) A.Â.14àðòûíþê, P.A.Cóíäóøíèêîâ и A.Ã.Èñàåâ (7l) Клайпедская база океанического рыболовного флота (53) 639.2.081.114 (088.8) (56) I.Авторское свидетельство СССР

Р 513679, кл. A 01 К 73/02, 1974.

2.Авторское свидетельство СССР

Р 513680, кл. А 01 К 73/02, 1974.

З.Патент ГДР 9 133017, кл. A 01 К 73/02, опублик. 1978.

4.Авторское свидетельство СССР

Р 184557, кл. A 01 К 79/02, 1965.

5.Авторское свидетельство СССР

9. 376071, кл. A 01 К 73/02, 1971.

"(74) ТРАЛ,ПЛЯ ЛОВА РЫБЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ОТПУГИВАНИЯ РЫБЫ. (57) 1. Трал для лова рыбы, содержащий крылья, мотню, куток, распорные доски, буксировочные тросы и вставку, образованную продольными канатами, отличающийся тем, что, с целью повышения уловистости, удобства эксплуатации и снижения аварийности, в нижней части мотни образован вырез, вставка закреплена в вырезе с возможностью

he съема, а на продольных канатах вставки последовательно закреплены . приспособления для отпугивания рыбы.

1128882

2, Тралпоrf.l, отличаюшийся тем, что, с целью сохранения геометрической формы трала и ячей его сетного полотна в процессе траления, вырез имеет прямоугольную форму и выполнен с образованием в

его передней и задней частях зубьев в форме равнобоких клиньев, каждая сторона которых. имеет одинаковое количество ячей, при этом вырез по периметру окантован шнуром и шворочной нитью.

3. Приспособление для отпугивания рыбы, содержащее канат, закрепленный на нем корпус для создания при движении в воде турбулентного . следа-шлейфа и средство для крепления корпуса на канате, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью усиления турбулентности шлейфа и увелиI

Вставка трала а продольными канатами обеспечивает продавливание по35,павших в трал камней (3) .

Недостатком трала является то, что вставка выполнена за одно целое с нижней пластиной трала без возможИзобретение относится к промыш- ленному рыболовству(конкретно - к тралам для лона рыбы и приспособлениям для отпугивания рыбы) и может быть использовано на промысле рыбы и других морепродуктов.

Известен трал для лова рыбы, представляющий собой сетной мешок, оснащенный подборами, веерами, траловыми досками, верхним и нижним кабелями и грузами-углубителями с разъемными приспособлениями, при этом трал имеет предохранительный трос, расположенный перед нижней подборой, а разъемное приспособле:ние каждого груза-углубителя подключено к нижней подборе в месте ее соединения с кабелем и выполнено в виде цилиндрического корпуса открытого снизу, внутри которого разме" щен подпружиненный клин, а концы предохранительного троса и груэыуглубители подсоединены к соответствующим клиньям разъемных приспособлений и посредством дополнительных кабелей присоединены к траловым доскам. Трал обеспечивает сохранение сетного мешка при работе на неровном грунте (l), .

Недостаток трала — протирание нижних пластин сетного мешка из-за: того, что в трал в процессе траления попадают камни, которые перемещаются.по нижним пластинам.

Известен трал для лова рыбы, представляющий собой сетной мешок, оснащенный верхней и нижней подборами траловыми досками, верхними и нижними кабелями и дополнительн

ым

30 чения тем самым отпугивающего эффекта, корпус имеет форму усеченного конуса, а на его поверхности образованы кольцевые выступы также в форме усеченных конусов, при этом корпус закреплен на канате так, что его меньшее основание обращено в сторону движения каната и меньшие основания кольцевых выступов - в противоположную сторону.

4. Приспособление по п. 3, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью удобства установки и съема приспособления, корпус имеет в нижней части паз крестообразной формы, диаметр которого равен диаметру каната, а средство для крепления корпуса на канате представляет собой

Т-образный зажим со стопорным винтом. тросом, расположенным перед нижней подборой, при:этом на лапках траловых досок укреплены кольца, концы дополнительного троса пропущены через кольца и подключены к концам нижних кабелей, а дополнительный .. трос выполнен из отдельных секций, соединенных между собой скобами, изготовленными из материала, раз. рывное усилие которого меньше разрывного усилия троса. В трале решена проблема предотвращения зацепов и порывов нижних пластин, сетного мешка путем поднятия их в процессе траления для прохода над препятствиями (2) .

Недостаток данного трала заключается в том, что дополнительный трос, перекрывает свободно лежащие на грунте камни, они подхватываются нижней подборой, попадают в трал и далее — в его куток. На своем пути камни воздействуют на сет. ное полотно мотни и перетирают его, в результате чего теряется часть улова. Ремонт и замена трала требуют дополнительных расходов материалов и времени.

Наиболее близким к предлагаемому является трал для лова рыбы, содержащий крылья, мотню, куток, распорные доски и вставку, образованную продольными канатами.

1128882 ности ее замены, что ухудшает условия эксплуатации.

Кроме того, через канаты вставки возможен уход рыбы, что снижает уловистость трала.

Цель изобретения — повышение уло5 вистости, удобства в эксплуатации, снижение аварийности,,а также сохранение геометрической формы трала и ячей его сетного полотна в процессе траления. о

Поставленная цель достигается тем, что в трале для лова рыбы, содержащем крылья, мотню, куток, распорные доски, буксировочные тросы и вставку, образованную продольными 15 канатами, в нижней части мотни образован вырез, вставка закреплена в последнем с возможностью ее съема, а на продольных канатах вставки последовательно укреплены приспособ- 2д ления для отпугивания рыбы.

Кроме того, вырез имеет прямоугольную форму и выполнен с образованием в его передней и задней частях зубьев в форме равнобоких клинь- 25 ев, каждая сторона которых имеет одинаковое количество ячей, при этом вырез по периметру окантован шнуром и шворочной нитью.

Известно приспособление для отпугивания рыбы, содержащее систему электродов и источник переменного тока для их подключения.

В процессе эксплуатации приспособления на электроды подается питание, в результате чего в водоеме

35 создается поле, отпугивающее рыбу и перемещающее ее в требуемом направлении 4j.

Недостаток приспособления сложное конструктивное выполнение . 40 и необходимость наличия специальных плавучих средств для транспортировки электродов в водоеме.

Наиболее близким к предлагаемому является приспособление для отпуги- 45 вания рыбы, содержащее канат, укрепленный на нем корпус для создания при движении. в воде турбулентного следа-шлейфа, и средство для крепления корпуса на канате.

Приспособление может быть укреплено на канатных. рамах в передней части трала, причем по обе стороны от корпуса располагают приспособления, заполненные красящим веществом, которые в процессе буксировки трала выделяют его для окрашивания турбулентного следа-шлейфа.

Средства крепления в известном приспособлении обеспечивают стационарное закрепление его на канатах (5), 60

Недостаток известного приспособления заключается в том., что в процессе буксировки корпус, выполненный в виде изогнутой пластины, создает турбулентный след-шлейф, однако дей- g5 ствие его на рыбу с целью отпугивания не очень эффективно,что и вызывает необходимость его окрашивания для того, чтобы сделать более заметным в воде °

Цель изобретения — усиление турбулентности шлейфа и увеличение тем самым эффекта отпугивания.

Поставленная цель достигается тем, что в приспособлении для отпугивания рыбы, содержащем канат, закрепленный на нем корпус для создания при движении в воде турбулентного следа-шлейфа, и средство для крепления корпуса на канате, корпус имеет форму усеченного конуса, а на его поверхности образованы кольцевые выступы также в форме усеченных конусов, при этом корпус закреплен на канате так, что его.меньшее основание обращено в сторону движения каната, а меньшие основания кольцевых выступов — в противоположную сторону.

Кроме того, для удобства установки и съема приспособления, корпус имеет в нижней части паз крестооб-. разной формы, диаметр которого равен диаметру каната, а средство для крепления корпуса на канате представляет собой Т-образный зажим со стопорньм винтом.

На фиг. 1 изображен общий вид трала с предохранительными тросом и вставкой; на фиг. 2 — первая нижняя пластина мотни донного трала со вставкой; на фиг. 3 — часть с конструкцией узлов I и Ц (на фиг. 2) и приспособлениями для отпугивания рыбы; на фиг. 4 — узел Ш (на фиг. 1) соединения нижних кабелей с лапками распорной траловой доски и с дополнительным предохранительным тросом; на фиг. 5 — общий вид приспособления для отпугивания рыбы; на фиг.б разрез А-л (на фиг. 5) с креплением на продольном канате приспособления; на фиг. 7 — Т-образный зажим со стопорным винтом (в аксонометрии) для крепления приспособления для отпугивания рыбы на продольном .канате.

Трал для лова рыбы представляет собой сетной мешок 1 с крыльями 2, оснащенный верхней подборой 3, нижней подборой 4, нижними кабелями 5, верхними кабелями 6, траловыми рас-. порными досками 7 с лапками 8, дополнительным тросом 9, состоящим из секций, которые соединены между собой скобами 10 с расчетным разравным усилием и вставкой 11 (фиг. 1), показанной в вырезе верхней пластины. трала.

Для предотвращения подплывания при большой скорости траления допол" нительный предохранительный, трос 9 снабжен грузами 12, а нижняя подбора 4 — грузами 13.

1128882

При сильном зацепе дополнительного предохранительного троса 9 за препятствие, вытягивание нижних кабелей 5 через кольца 14 продолжается до тех пор, пока нагрузка не превзойдет расчетное разрывное усилие скоб 10. Скобы 10 разламываются и дополнительный трос оказывается разорванным. Нижние кабели 5, скользя по кольцам 4, возвращаются в первоначальное положение, нижняя подбора 4 опускается и трал идет по дну. Захваченные нижней подборой 4 . камни перекатываются по опушке 18, которая воспринимает на себя нагруз,ку от них, и попадают во вставку 11 °

Под весом камней продольные канаты 22 вставки 11 раздвигаются и через окна 23 камни проваливаются на грунт. Нижняя пластина. 17 при движении трала приподнята над грунтом, а задевы дополнительного предохранительного троса.9 за препятствия на грунте еще более увеличивают приподнятость над грунтом нижней пластины 17 трала, что способствует усКонцы дополнительного троса 9 подключены к концам нижних кабелей 5, которые пропущены через кольца 14 (фиг. 4), прикрепленные к лапкам 8 распорных досок 7. Кольца 14 к лапкам 8 прикреплены при помощи соединительных скоб 15. Нижние кабели 5 соединены с дополнительным предохранительяым тросом 9 при помощи скобы

16, которая выполняет роль стопорного кольца при вытянутых нижних кабелях 5. Когда буксируют трал, а дополнительный трос 9 не воспринимает нагрузки до встречи с препятствием, для этого размер скобы 16 взят боль ше, чем размер кольца 14, то есть 15 скоба 16 не может пройти через кольцо 14. Лапки 8 представляют собой. отрезок троса, один конец которого прикреплен к петле распоркой доски

7, а второй — к кольцу 14, через Zo которое пропущен нижний кабель 5 со скобой 16 на конце.

Вставка 11 размещена в нижней пластине 17 мотни трала за опушкой

18 (фиг. 2). Для этого в сетном по- 25 лотне нижней пластины 17 выполнен вырез 19 с образованием по косой поперечных рядов зубьев 20 в форме клина, стороны которого содержат одинаковое количество ячей сетного полотна и окантованы по всему периметру выреза шнуром 21 и шворочной нитью (не показано). Вставка 11 (фиг. 3) содержит продольные канаты 22, между которыми образованы окна 23 для проваливания попавших в трал камней.

На концах продольных канатов 22 выполнены огоны 24, которыми при помощи бензелей 25 с крыжЬм 26 продольные канаты 22 соединены с зубья- 4О ми 20. !

Соединение огонов 24 продольных канатов 22 с зубьями 20 выреза 19 нижней пластины 17 мотни трала вы- 45 полнено при помощи, например, капроновой нити с накладкой нескольких продольных шлагов-бензелей 25 и нескольких поперечных шлагов-крыжей 26. Этим обеспечена прочность соединения и предотвращение сползания канатов 22 по шнуру 21, которым окантованы зубья 20 и вырез 19 по всему периметру. Зубья 20 вырезаны в сетном полотне нижней пластины 17. мотни трала по форме клина по косой, 55 то есть боковые стороны этого клина образованы нитью сетного полотна, Ф при этом каждая боковая сторона клина содержит одинаковое количество ячей сетного полотна. Поперечные сто-6Q роны выреза 19 в.сетном.полотне нижней пластины 17 мотни трала представляют собой ломаную зигзагообразную линию, зигзаги которой имеют равные углы и равные стороны, внешние вершины зигзагов и зубьев 20 соединены с огонами 24 продольных канатов 22.

Продольные стороны выреза 19 в сетном полотне нижней пластины 17 пред-, ставляют собой прямую линию, параллельную продольным канатам 22. Этими линиями соединены крайние внутренние вершины клинообразных зубьев 20 ° Такая конструкция вставки 11 и ее соединение с сетной часть нижней пластины 17 мотни трала не нарушает геометрической формы трала и ячей сетного полотна при тралении.

Кроме того, наличие зубьев 20 дает дополнительную возможность для лучшего раздвигания смежных продольных канатов 22,и продавливания попавших в трал камней. На канатах 22 (на фиг. 3) последовательно укреплены приспособления 27 для отпугивания рыбы.

Кроме того, на верхней подборе 3 закреплены наплавы 28, способствующие предотвращению подплывания дополнительного предохранительного троса 9.

Работа трала осуществляется следующим образом.

При движении трала и встрече с препятствием в виде подводных скал, камней и т.п. дополнительный предохранительный трос 9, упираясь в препятствие, принимает усилие на себя и вытягивает нижние кабели 5 через кольца 14, чем способствует ослаблению верхних кабелей б и верхних пластин трала. В результате укорачивания нижних кабелей 5 (по отношению к верхним кабелям 6) трал выплывает, а нижняя подбора 4 проходит над препятствием.

1128882 пешному продавливанию камней, попавших в трал, через вставку 11. Заходящая в трал рыба отпугивается от канатов 22 вставки 11 при шлейфали встречного потока воды, создаваемого приспособлением 27. Наличие. этого шлейфа способствует также отталкиванию нижней пластины 17. трала от неровностей дна. и камней, что снижает ее повреждение °

Приспособление для отпугивания 10 рыбы представляет собой корпус 29 в форме усеченного конуса (фиг. 5), на поверхности которого образованы кольцевые выступы 30, также в форме усеченных конусов. Корпус крепят на 15 канате 31 так, что меньшие основания корпуса 29 обращено в сторону движения каната, а меньшие основания кольцевых выступов 30 - в противоположную сторону. для крепления корпу= ъО са 29 на канате..31 в нижней его части по всей длине выполнен паз 32 крестообразной формы. Пазом 32 корпус 29 надевают на канат 31 и фиксируют Т-образным зажимом 33 со стопорным винтом 34 (фиг. 6 и 7). Приспособление для отпугивания рыбы может быть установлено в тралах и неводах для лова рыбы. При установке на невод приспособление крепят на урезах или устанавливают для отпугивания рыбы. во внутренних водоемах (в труднодоступных для отлова местах). В этом случае канат 29 с закрепленным на нем приспособлением буксируют по дну водоема.

Работа приспособления для отпугивания рыбы осуществляется следующим образом.

При буксировке в водоеме каната

31 (с укрепленным на нем корпусом 40

29) каждый кольцевой выступ 30 взад. модействует со встречным потоком воды и создает свой след-шлейф.

Выполнение кольцевых выступов 30 в виде усеченных конусов и укрепление корпуса 29 так, что меньшие основания этих конусов обращены в сторону. противоположную движению канату 31 способствует образованию завихрения ситей воды, срывающихся с гребня выступа 30. При движении каждый след-шлейф предыдущего кольцевого выступа 30 накатывается на след последующего кольцевого выступа 30 и не успевает гаситься встреч. ным потоком воды.

Меньшее основание корпуса 29 обращено в сторону буксировки каната

31, что снижает сопротивление при его движении.

Кроме того, вышеописанное размещение корпуса 29 приводит к тому, что образуемые следы-шлейфы, срываю-; щиеся с каждого кольцевого выступа.

30, движутся вдоль каната 31 расширяющимися концентричными окружностями и значительно дольше не .. поддаются гашению встречными потоками, что особенно важно при креп-. лении на канате 31 нескольких корпусов 29.

Таким образом, вдоль каната 31 образуется общий бурлящий поток тур. булентных следов-шлейфов, что способствует эффективному отпугиванию рыб.

Трал предлагаемой конструкции позволяет уменьшить потери улова до

0,5-1% и получить годовой экономический эффект (на одно промысловое судно) равный 9,1 тыс.рублей.

1128882

1128882

+ J2

/ т

I ã

ИНКИПИ Заказ 9261/2 .. Тирам .721 ..: Подписное ею Е

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная, 4

Трал для лова рыбы и приспособление для отпугивания рыбы Трал для лова рыбы и приспособление для отпугивания рыбы Трал для лова рыбы и приспособление для отпугивания рыбы Трал для лова рыбы и приспособление для отпугивания рыбы Трал для лова рыбы и приспособление для отпугивания рыбы Трал для лова рыбы и приспособление для отпугивания рыбы Трал для лова рыбы и приспособление для отпугивания рыбы 

 

Похожие патенты:

Бобинец // 1120950

Невод // 2176446
Изобретение относится к промышленному рыболовству и может быть использовано при добыче пелагических рыб, а также донной и придонной рыбы, особенно при облове небольших площадей дна на глубинах до 300 м

Изобретение относится к промышленному рыболовству, преимущественно сиговых рыб

Изобретение относится к области промышленного рыболовства и оценке запасов рыб, в частности к способам контрольного лова молоди пелагических рыб, а именно лососевых, и может применяться при составлении как краткосрочных, так и долгосрочных прогнозов

Изобретение относится к области промысловой навигации и промышленного рыболовства при помощи буксируемых орудий лова, преимущественно к траулерам с кормовым тралением, и предназначено автоматизировать непрерывный контроль параметров хода и работы трала

Изобретение относится к области промышленного рыболовства и может быть использовано при лове рыбы и морских беспозвоночных, например сайры, скумбрии, сардины, кальмаров и др., с использованием средств управления их поведением, например света

Изобретение относится к области промышленного рыболовства и может быть использовано для промыслового лова рыбы в прибрежной зоне

Изобретение относится к рыбному хозяйству и может быть использовано для лова молоди лососей, а именно горбуши или кеты, для ее количественного учета

Изобретение относится к промышленному рыболовству, а именно к бортовым ловушкам для лова рыбы, и может быть использовано для лова рыбы и морских беспозвоночных

Изобретение относится к орудиям для лова рыбы, а именно к донным неводам малых размеров, и может быть использовано для лова молоди в научно-исследовательских целях
Наверх